Методы совершенствования физических качеств.
Выделяют две основные группы методов – 1) непрерывные; 2) интервальные. Непрерывные методы характеризуются однократным непрерывным выполнением тренировочной работы. Интервальныеметоды предусматривают выполнение упражнений, как с регламентированными паузами, так и с непроизвольными паузами отдыха.
При использовании этих методов упражнения могут выполняться как в равномерном (стандартном) или переменном; (вариативном) режиме.
При равномерном режиме интенсивность работы является постоянной, при переменном режиме - варьирующей. Интенсивность работы от упражнения к упражнению может возрастать (прогрессирующий вариант) или неоднократно изменяться (варьирующий вариант).
Непрерывные методы тренировки, применяемые в условиях равномерной и переменной работы, в основном используются для повышения аэробных возможностей, воспитания специальной выносливости к работе средней и большой длительности (например, бег 3000, 5000 м) как с равномерной, так и с переменной интенсивностью. Данные упражнения способствуют повышению аэробной производительности спортсменов, развитию выносливости к длительной работе, повышению ее экономности.
Возможности непрерывных методов тренировки в условиях переменной работы многообразнее, можно добиться преимущественного воздействия на организм спортсмена в направлении повышения скоростных возможностей, развития различных компонентов выносливости, совершенствование частных способностей. Применяются варианты нагрузки: варьирующий, прогрессирующий, нисходящий.
Интервальные методы. Выполнение серии упражнений одинаковой и разной продолжительности с постоянной и переменной интенсивностью и строго регламентированными паузами отдыха является типичным для данных методов (например, серии, направленные на совершенствование специальной выносливости: 10 ×400; 10 ×1000 м - в беге).Интенсивность работы от упражнения к упражнению может возрастать (прогрессирующий вариант), снижаться (нисходящий вариант), неоднократно изменяться (варьирующий вариант). В одном комплексе могут также сочетаться прогрессирующий и нисходящий варианты. Упражнения с использованием интервальных методов могут выполняться в одну или несколько серий.
В режимах непрерывной и интервальной работы на спортивной тренировке используется круговой метод, направленный на избирательное или комплексное совершенствование физических качеств.
Основные виды подготовки спортсмена в процессе тренировки.
Термин «тренировка» - происходит от англ. упражнение. Спортивная тренировка - это подготовка к спортивным состязаниям построенная в виде системы упражнений и представляющая собой, педагогически организованный процесс управления развитием спортсмена, проходящий под врачебно-педагогическим контролем.
Спортивно-техническая подготовка.Подтехнической подготовкой следует понимать степень освоения спортсменом системы движений (техники вида спорта), соответствующей особенностям данной спортивной дисциплины и направленной на достижение высоких спортивных результатов.
Спортивно-тактическая подготовка - педагогический процесс, направленный на овладение рациональными формами ведения спортивной борьбы в процессе специфической соревновательной деятельности. Она включает в себя: изучение общих положений тактики избранного вида спорта, приемов судейства и положения о соревнованиях, тактического опыта сильнейших спортсменов; освоение умений строить свою тактику в предстоящих соревнованиях; моделирование необходимых условий в тренировке и контрольных соревнованиях для практического овладения тактическими построениями.
Физическая подготовка - это педагогический процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки. Физическая подготовка подразделяется на общую и специальную. Общая физическая подготовка предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей и систем организма спортсмена, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности. Специальная физическая подготовка характеризуется уровнем развития физических способностей, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих достижения в избранном виде спорта.
Психическая подготовка - это система психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них.
Интеллектуальная подготовка –направлена на осмысление сути спортивной деятельности, непосредственно связанных с ней явлений и процессов и на развитие интеллектуальных способностей, без которых немыслим высокий спортивный результат. Интеллектуальные способности - это не только готовность спортсмена к усвоению и использованию знаний, опыта в организации поведения и спортивной деятельности, но и способность мыслить самостоятельно, творчески, продуктивно. В содержание интеллектуального образования входит совокупность разнообразных знаний, необходимых для успешной тренировочной и соревновательной деятельности (спортивно-прикладные знания, составляющие научный базис подготовки спортсмена и др.).
Интегральная подготовка- объединение и комплексная реализация различных компонентов подготовленности спортсмена - технической, тактической, физической, психической, интеллектуальной подготовки в процессе тренировочной и соревновательной деятельности. Средства интегральной подготовки: 1) соревновательные упражнения избранного вида спорта, выполняемых в условиях соревнований; 2)специально-подготовительные упражнения максимально приближенные к соревновательным.
Спортивная подготовка как многолетний процесс (определение, содержание этапов).
Спортивная подготовка -процесс целесообразного использования всей совокупности факторов (средств, методов, условий), позволяющих направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечить необходимую степень его подготовленности к спортивным достижениям.
Процесс многолетней подготовки спортсменов условно делится на 4 этапа: предварительной подготовки, начальной спортивной специализации, углубленной специализации в избранном виде спорта, спортивного совершенствования:
1.Этап предварительной подготовки - охватывает младший школьный возраст и переходит в следующий этап с началом спортивной специализации. Задачи этапа: 1) освоение занимающимися доступных знаний в области физической культуры и спорта; 2) формирование необходимого основного фонда двигательных умений и навыков из отдельных видов спорта; 3) содействие гармоничному формированию растущего организма, укреплению здоровья, всестороннему воспитанию физических качеств. Примерные возрастные границы этапа (плавание- 8-10 лет, борьба 10-12 лет, волейбол 9-10 лет).
2.Этап начальной спортивной специализации. Задачи этапа:1) обеспечение всесторонней физической подготовленности занимающихся; 2) дальнейшее овладение рациональной спортивной техникой; 3) создание благоприятных предпосылок для достижения наивысших результатов. Примерные возрастные границы этапа (плавание- 10-11 лет, борьба 13-14 лет, волейбол 12-13 лет).
3.Этап углубленной специализации в избранном виде спорта приходится на период жизни спортсмена, когда в основном завершается формирование всех функциональных систем, обеспечивающих высокую работоспособность и устойчивость организма по отношению к неблагоприятным факторам. Примерные возрастные границы этапа (плавание- 12-13 лет, борьба 15-16 лет, волейбол 14-16 лет). Тренировочный процесс приобретает ярко выраженную специфичность. Задача этапа: 1) обеспечение совершенного и вариативного владения техникой; 2) индивидуализация техники; 3) совершенствование тактического и технического мастерства.
4.Этап спортивного совершенствования совпадает с возрастом, благоприятным для достижения высоких спортивных результатов, на этапе главными задачами являются подготовка к соревнованиям и успешное участие в них. Основная задача этапа:подготовка и успешное выступление на соревнованиях. Примерные возрастные границы этапа (плавание- 14 лет и старше, борьба 17 лет и старше, волейбол 17 лет и старше).
Продолжительность этапов многолетней подготовки обусловлена: особенностями вида спорта, уровнем спортивной подготовленности занимающихся.
Построение спортивной тренировки в микроциклах (задачи, типы, содержание).
Микроцикл - это малый цикл тренировки, чаще всего снедельной или околонедельной продолжительностью, включающий обычно от двух до нескольких занятий.
Внешними признаками микроцикла являются:- наличие двух фаз в его структуре - стимуляционной фазы (кумулятивной) и восстановительной фазы (разгрузка и отдых). В различных видах можно выделить спорта определенное число тренировочных микроциклов: втягивающие, базовые, контрольно-подготовительные, подводящие, соревновательные и восстановительные.
Втягивающие микроциклы характеризуются невысокой суммарной нагрузкой и направлены на подведение организма спортсмена к напряженной тренировочной работе. Применяются в первом мезоцикле подготовительного периода, а также после болезни.
Базовые микроциклы (общеподготовительные) характеризуются большим суммарным объемом нагрузок. Основные цели - стимуляция адаптационных процессов в организме спортсменов, решение главных задач технико-тактической, физической, волевой, специальной психической подготовки. Базовые микроциклы составляют основное содержание подготовительного периода.
Контрольно-подготовительные микроциклы делятся на специально подготовительные и модельные. Специально подготовительные микроциклы, характеризуются средним объемом тренировочной нагрузки и высокой соревновательной или околосоревновательной интенсивностью, направлены на достижение необходимого уровня специальной работоспособности в соревнованиях, шлифовку технико-тактических навыков и умений, специальную психическую подготовленность. Модельные микроциклы связаны с моделированием соревновательного регламента в процессе тренировочной деятельности и направлены на контроль за уровнем подготовленности и повышение способностей к реализации накопленного двигательного потенциала спортсмена.
Подводящие микроциклы. Содержание этих микроциклов может быть разнообразным. Оно зависит от системы подведения спортсмена к соревнованиям, особенностей его подготовки к главным стартам на заключительном этапе.
Восстановительные микроциклы обычно завершают серию напряженных базовых, контрольно-подготовительных микроциклов.
Построение спортивной тренировки в мезоциклах (задачи, типы, содержание).
Мезоцикл - это средний тренировочный цикл продолжительностью от 2 до 6 недель, включающий относительно законченный ряд микроциклов.
Внешние признаки мезоцикла (повторное воспроизведение ряда микроциклов, смена микроциклов одной направленности другими, окончание мезоцикла восстановительным микроциклом, соревнованиями, контрольными испытаниями).
Виды мезоциклов: 1. Втягивающий мезоцикл (включает в себя чаще всего 2-3 ординарных микроцикла). Объем нагрузки может быть большим, интенсивность невелика. 2. Базовый мезоцикл- главный тип подготовительного периода. В них реализуют главные задачи подготовки спортсмена, формирования двигательных навыков и совершенствования. По преимущественному содержанию - общеразвивающие и специально-подготовительные мезоциклы.По воздействию на уровень тренированности - развивающие и стабилизирующие мезоциклы.
3. Контрольно-подготовительный мезоцикл. Переходный от базовых к соревновательным мезоциклам. Увеличение доли контрольных стартов, участие спортсмена в различных подготовительных соревнованиях.
4. Предсоревновательный мезоцикл. Содержание определяется необходимостью более точного моделирования режима предстоящих состязаний. Структурными элементами являются собственно тренировочные и модельно-соревновательные микроциклы.
5. Соревновательный мезоцикл. Преобладающий тип мезоциклов в период основных соревнований; когда их несколько, они следуют друг за другом.
6. Восстановительно-подготовительный и восстановительно-поддерживающий мезоциклы. Особая форма организации режима деятельности для обеспечения кумуляции воздействия, а также для обеспечения отдыха.
Построение спортивной тренировки в макроциклах (задачи, содержание).
Макроцикл - это большой тренировочный цикл типа полугодичного (в отдельных случаях 3-4 месяца), годичного, многолетнего (например, четырехгодичного), связанный с развитием, стабилизацией и временной утратой спортивной формы и включающий законченный ряд периодов, этапов, мезоциклов.
Построение тренировки в годичных циклах.
Как правило, в годичном цикле тренировочного процесса различают три периода: подготовительный, соревновательный и переходный. Причины, вызывающие периодическое изменение тренировочного процесса в тренировочном году, вначале усматривали главным образом в календаре спортивных соревнований и сезонно-климатических условиях. Подготовительный период (период фундаментальной подготовки) соответствует фазе приобретения спортивной формы, соревновательный - фазе ее стабилизации, а переходный - фазе временной ее утраты. В каждом из этих периодов ставятся свои цели, задачи, определяются соответствующие средства, методы тренировки, объем и интенсивность нагрузки, направленные на повышение всех сторон подготовленности спортсменов. В зависимости от возрастных особенностей и квалификации спортсменов, условий спортивной тренировки, календаря, спортивно-массовых мероприятий, вида спорта и других факторов продолжительность и содержание каждого периода может изменяться. Цель тренировки в подготовительном периоде -обеспечить приобретение спортивной формы, гарантирующую достижение результатов, соответствующих возможностям спортсмена в данном микроцикле.
Подготовительный периодподразделяется на этапы: 1) общеподготовительный; 2) специально-подготовительный.
Общеподготовительный этап. Задачи этапа: 1) повышение уровня физической подготовленности спортсменов (ОФП и СФП); 2) совершенствование физических качеств; 3) изучение новых соревновательных программ. Длительность этого этапа зависит от числа соревновательных периодов в годичном цикле и составляет, как правило, 6-9 недель (в отдельных видах спорта встречаются вариации от 5 до 10 недель). Этап состоит из двух, в отдельных случаях - из трех мезоциклов. Первый мезоцикл (длительность 2-3 микроцикла) - втягивающий- связан с предыдущим переходным периодом и является подготовительным к выполнению высоких по объему тренировочных нагрузок. Второй мезоцикл (длительность 3-6 недельных микроциклов) – базовый - направлен на решение главных задач этапа. В этом мезоцикле продолжается повышение общих объемов тренировочных средств, частных объемов интенсивных средств, развивающих основные качества и способствующих овладению новыми соревновательными программами. Основные средства этапа– обще-подготовительные и специально-подготовительные упражнения.
Специально подготовительный этап. На этапе стабилизируются объемы тренировочной нагрузки, объемы, направленные на совершенствование специальной физической подготовленности, повышается интенсивность за счет увеличения технико-тактических средств тренировки. Длительность этапа 2-3 мезоцикла. На данном этапе выделяют мезоциклы: 1) базовый специализированно-физический; 2) базовый специально-подготовительный; 3) контрольно-подготовительный(подобное сочетание типов мезоциклов характерно для «сезонных» видов спорта).Основные средства этапа –специально-подготовительные упражнения, возрастает роль соревновательных упражнений.
Соревновательный период (период основных соревнований) включает два этапа: 1) этап ранних стартов (развития собственно спортивной формы); 2) этап непосредственной подготовки к главному старту. Задачи соревновательного периода - сохранить спортивную форму в течение периода ответственных соревнований и реализовать ее в высокий для данного уровня тренированности спортивный результат. Основные черты периода: 1) физическая подготовка приобретает характер непосредственной функциональной подготовки к предельным соревновательным напряжениям и направлена на достижение максимальной (для макроцикла) специальной тренированности; 2)технико-тактическая подготовка обеспечивает доведение избранных форм соревновательной деятельности до высокой степени совершенства (увеличение степени надежности и вариативности, развитие тактического мышления); 3) специальная психическая подготовка направлена на мобилизацию физических и духовных сил и регулирование эмоциональных и волевых проявлений в спортивных состязаниях; 4) особое внимание уделяется интегральной подготовке, важнейшим средством которой являются целостные соревновательные упражнения.
Продолжительность периода - 6-8 недель, состоит обычно из 2 мезоциклов. Основное структурное звено периода: 1) подводящий микроцикл; 2) основное соревнование; 3) послесоревновательная фаза восстановления.
Варианты структуры соревновательного периода. Структура соревновательного периода зависит от календаря соревнований, их программы и режима, состава участников, общей системы построения тренировки. Если соревновательный период кратковременный (1-2 месяца), он обычно целиком состоит из нескольких соревновательных мезоциклов.
При большой продолжительности соревновательного периода структура усложняется.
Переходный период. Задачи периода:1) предупреждение перерастания кумулятивного эффекта тренировок и соревнований в перетренировку; 2)обеспечение активного отдыха и сохранение достигнутого уровня тренированности. Причины появления 1) реализация спортивной формы в спортивный результат связана с максимальными физическими и психическими напряжениями, которые приводят к исчерпанию адаптационных возможностей организма, что может привести к перетренировке; 2)спортивная форма как оптимальное сочетание компонентов готовности спортсмена является таковым только для достигнутого в макроцикле уровня тренированности. Основное содержание занятий. Общая физическая подготовка, проводимая в режиме активного отдыха (смена характера и условий деятельности), физическая реабилитация Структура периода. Два-три мезоцикла, построенных по типу восстановительно-поддерживающих и восстановительно-подготовительных.