Конспект развлечения «праздник мам»
Тимофеева Л. Л.
Представленный ниже конспект развлечения отражает нетрадиционный подход к подготовке и проведению подобных мероприятий. Постоянное взаимодействие участников, переход зрителей в категорию участников действия и наоборот, позволяют назвать такие мероприятия интерактивными.
Основной частью интерактивного мероприятия (развлечения, досуга, праздника, театрализованного представления) является действие, рождающееся здесь и сейчас. Согласно сценарию праздника, дети и взрослые столкнутся с вопросами и заданиями, которые потребуют от них применения различных талантов, спортивных качеств, знаний и умений, сплоченности, согласованности действий, умения слушать и слышать партнеров по игре. Таким образом, упор делается не только на возможности, данные ребенку от природы, например, певческий талант или хорошая память, но и на способности, развившиеся в ходе игровой, учебной и творческой деятельности в детском саду и дома - умение решать учебную задачу, разгадывать и придумывать загадки, действовать по образцу, и множество других.
Сценарий праздника создается с учетом задач актуализации, обобщения и применения освоенных детьми знаний и умений из самых разных областей. Принимая непосредственное участие в интересных событиях, дети ощущают себя соавторами интерактивного спектакля. В таком формате подобное мероприятие становится частью жизни детей и взрослых, в рамках которой уместны самые разные серьезные и не очень варианты сосуществования, сотворчества, сорадости.
Важным условием является непосредственное участие в живом действии родителей. Это позволяет помочь им сменить удобные и привычные позиции, занимаемые по отношению кДОУ и воспитателю, к своему ребенку. Так в первом случае родители нередко играют роль наблюдателей и критиков, а во втором - всеведущих и всемогущих распорядителей, не способных признать за своим ребенком права на самостоятельность, не готовых вникать в суть его интересов и потребностей, заменяя их своими. Все это становится невозможным, если человек оказывается внутри ситуации в роли соучастника, соавтора. Пожалуй, эту позицию стоит признать единственно приемлемой и для взрослого, и для ребенка в любой точке образовательного процесса2.
Программные задачи:
1. Учить детей выразительно декламировать стихотворения.
2. Учить применять освоенные ранее трудовые операции в рамках игровых сюжетов.
3. Организовать применение детьми освоенных навыков изобразительной деятельности.
4. Учить передавать праздничное настроение в ходе исполнения песни.
г См. также: Тимофеева Л.Л. Интерактивные спектакли в ДОУ// Воспитатель ДОУ. - 2009.-№ 10.-С. 118-121.
Ход занятия
Дети вместе с мамами, бабушками, другим^ гостями входят в зал. Ведущий (воспитатель) поздравляет всех с праздником, предлагает послушать стихотворение в исполнении детей старшей группы.
Праздник мам
Восьмое марта, праздник мам, Тук-тук! - стучится в двери к нам. Он только в тот приходит дом, Где помогают маме. Мы пол для мамы подметем, На стол накроем сами. Мы сварим для нее обед, Мы с ней споем, станцуем. Мы красками ее портрет В подарок нарисуем. - Их не узнать! Вот это да! - Тут мама скажет людям. А мы всегда, А мы всегда, Всегда такими будем!
В. Берестов
Ведущий: Как вы думаете, ребята и вы, уважаемые взрослые - придет к нам праздник? Умеют наши дети помогать маме? (Ответы детей, гостей). Давайте проверим?
Практические упражнения «Мы помогаем»
Дети и взрослые (по одному взрослому на каждого ребенка) делятся на 4 команды. Каждой команде предлагается задание.
Примеры заданий:
1. Взрослые накрывают праздничный стол, ставят чашки, блюдца. Детям необходимо разложить ложки и салфетки.
2. Дети собирают пирамидки, матрешек, взрослые ставят собранные игрушки на полку.
3. Дети и взрослые развешивают варежки для просушивания на веревку, закрепленную на уровне плеч детей.
4. При помощи взрослых дети готовят рабочее место для выполнения следующего задания.
Задания выбираются педагогом в соответствии с тем, какими практическими умениями в наибольшей мере овладели дети данной команды (группы детей формируются педагогом заранее по результатам наблюдений за их деятельностью). Дети должны действовать максимально самостоятельно на своем этапе, взрослые могут подстраховать детей советом, чтобы избежать ситуации неуспеха.
Приложение 284
По итогам выполнения заданий ведущий делает вывод о том, что ребята умеют помогать маме. Теперь необходимо выяснить, могут ли взрослые и дети вместе творить. Ведущий предлагает по желанию заменить участников семейных команд. На смену тем, кто участвовал в выпол нении первого задания, могут прийти другие члены семей.