Гольбах П.-А. Основы всеобщей морали, или Катехизис природы, п. XX.
О просвещении народа // Избранные сочинения в 2 т. Т. 2. М., 1963.
Козуляева Н. Е. О нравственном воспитании в российской школе.
СПб: Общество памяти игумении Таисии, 2008.
3. Метлик И. В. Религия и образование в светской школе. М.:
«Планета-2000», 2004.
Неклесса А. Конец эпохи Большого модерна // М.: «Знамя», 2000. № 1.
Нефедов Г., протоиерей. Основы христианской нравственности.
М.: Паломник, 2006.
Половинкин А. И. Православная духовная культура. М.: «ВЛАДОС-
ПРЕСС», 2003.
Шполянский М., свящ., Куломзина С. С. Христианское воспитание детей
В современном мире. М.: «Отчий дом», 2004.
8. http://www.patriarchia.ru/db/text/965377.html
в) Перечень вопросов к зачету
1. Понятие о риторике как науке и искусстве слова. История педагогической риторики в России.
2. Разработка учения о педагоге как носителе речевой культуры в отечественном педагогическом наследии.
3. Педагогическое общение: сущность, специфика, функции. Понятие о речевой деятельности. Постулаты эффективного речевого общения.
4. Слушание и чтение в профессиональной деятельности учителя.
5. Письмо и говорение в профессиональной деятельности учителя
6. Особенности педагогической речи. Вопрос о системе качеств речи педагога.
7. Красота и чистота как качества речи педагога.
8. Содержательность, точность и логичность как качества речи педагога.
9. Доступность и уместность как качества речи педагога.
10. Богатство, выразительность и благозвучие как качества речи педагога.
11. Правильность как качество речи педагога.
12. Понятие об ораторском искусстве. История ораторского искусства. Публичное выступление в профессиональной деятельности учителя.
13. Речевая культура публичного выступления педагога. Понятие о риторическом каноне. Основные части выступления, их функции, содержательные особенности.
14. Понятие о риторическом каноне. Этапы создания текста (высказывания).
15. Информирующая речь в сфере педагогического общения.
16. Аргументирующая речь в сфере педагогического общения.
17. Дискуссионная речь в сфере педагогического общения.
18. Эпидейктическая речь в сфере педагогического общения.
19. Письменные жанры профессионального общения педагога.
20. Устные профессионально-значимые высказывания педагога.
21. Письменные речевые произведения профессионального общения педагога и их жанрово-стилистическая классификация.
22. Устные речевые произведения профессионального общения педагога и их жанрово-стилистическая классификация.
23. Понятие о «речевом педагогическом идеале». Способы достижения педагогического речевого идеала.
24. Речевой этикет в сфере педагогической деятельности.
Задание к контрольной работе
Выполните риторико-педагогический анализ педагогической ситуации
Данное задание предполагает:
1) а) подбор из художественной или религиозной литературы произведения (или фрагмента произведения), описывающего педагогическую ситуацию; или б) описание педагогической ситуации на основании собственного педагогического опыта.
2) риторико-педагогический анализ изображенной в произведении или описанной на основании собственного педагогического опыта педагогической ситуации в соответствии со следующим планом.
План риторико-педагогического анализа педагогической ситуации
1. Анализ педагогического дискурса описанной педагогической ситуации.
2. Выявление субъекта и объекта в структуре педагогического общения и их характеристика.
3. Педагогическая характеристика взаимоотношений субъекта и объекта педагогического воздействия в рамках описанной педагогической ситуации.
4. Определение педагогической цели, задачи, проблемы, решаемой в рамках описанной педагогической ситуации.
5. Описание организационной формы, методов и приемов, средств педагогического воздействия, использованных педагогом в рамках описанной педагогической ситуации.
6. Оценка в риторическом аспекте речевого поведения субъекта и объекта педагогического воздействия в рамках описанной педагогической ситуации. Описание использованных субъектом педагогического воздействия риторических техник и риторических средств в рамках описанной педагогической ситуации.
6. Описание произошедших или предполагаемых изменений в педагогической ситуации в результате решения поставленной педагогической цели.
7. Собственная оценка описанной педагогической ситуации и результатов педагогического воздействия в этико-педагогическом аспекте.
Технические требования к оформлению контрольной и зачетной работы
ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА
К КОНТРОЛЬНОЙ И ЗАЧЕТНОЙ РАБОТЕ
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
Педагогический факультет
Кафедра педагогики и методики начального образования