Соловьева Н.Н. Как составить текст? Стилистические нормы русск. лит.языкаМ.,2009.-169с.

1. Публичная речь - это устная литературная речь. Однако публичная речь может быть реализована и в письменном виде, как текст выступления, на который опирается оратор. К особенностям и характерным чертам публичной речи как вида текста следует отнести:

- нормативную оформленность,

- тематичность и подготовленность,

- однонаправленность речевого акта,

- динамичность,

- модальную оценочность,

- полемичность.

Первыми, кто разработал структуру публичного выступления стали риторики-софисты Древней Греции. Согласно их учению, речь должна состоять из трёх главных частей:

- Вступление (введение), которое служит для привлечения внимания зрителей, пробуждения в них сочувствия;

- Изложение (основная часть), включающее в себя аргументацию, доказательство. По канонам риторики изложение должно быть кратким и правдоподобным;

- Заключение, призванное затронуть эмоции слушателей, вызвать соучастие. Заключительная часть выступления должна содержать резюме основных положений сказанного и в то же время отсылку к общим ценностям (государство, свобода, законы и т.д.) для воздействия на эмоциональную сторону публики. .

Структура публичной речи должно отвечать не только композиционным канонам, но и соответствовать задачам оратора. В зависимости от того, какое впечатление говорящий хочет произвести на публику, он выберет подходящий вариант вступления, основной части и заключения. Построение публичной речи помогает не только логично структурировать сообщение, но и подчеркнуть свой уникальный стиль.

Рассуждая о построении публичной речи, изменении её формы, стиля и содержательных элементов, Стивен Лукас говорит о переходе от ораторской речи к речи публичной, о том, что язык речей стал более похож на разговорный, манера речевой подачи стала живой: современные слушатели предпочитают простое, спокойное обращение напрямую, в естественной честной манере, без ораторских уловок. [3] Исходя из данной точки зрения, можно рассмотреть структуру публичной речи не только как композицию выступления, но, как и одно из решений главной задачи публичного выступления - воздействия на публику.

Итак, взяв за основу традиционную трехчастную композицию публичной речи, можно проанализировать несколько вариантов той или иной её части, которые направлены на достижение цели выступающего.

Например, предлагаются следующие варианты для части введения (вступления):

1. Позитивное. В данном виде вступления оратор сразу обозначает главную концепцию выступления в понятном, но весьма декларативном виде;

2. Негативное. Оратор начинает с категорического опровержения какой-либо мысли или идеи;

3. Аналитическое. В отличие от первых двух, не навязывает аудитории, какую-либо конкретную позицию, а привлекает слушателей вместе проанализировать определённые факты или обдумать происходящие события. Но, несмотря на видимую отстранённость от той или иной точки зрения, материал подобран так, чтобы сформировать у аудитории нужное выступающему мнение;

4. Парадоксальное. Призвано озадачить аудиторию. Заставляет отказаться от стереотипов, стандартного пути мышления и готовит к восприятию нового и необычного. Такому вступлению, как и негативному, присуща категоричность, с помощью него строится интрига, которая позволяет держать внимание слушателей до конца выступления;

5. Эмоциональное. Обычно лишено чёткой формы, может затрагивать тезисы основной части. Походит на позитивное, но не содержит призыва и чётко выраженной позиции оратора.

Основная часть публичной речи, или доказательство может быть представлена в следующих вариантах:

1. Логическое доказательство - основывается на рациональном мышлении;

2. Информационное доказательство - привлекает справочные материалы (статистические данные, исследования, факты);

3. Эмоциональное доказательство - аргументы и тезисы преподносятся оратором несколько преувеличенно, декларативно, что в свою очередь требует большой самоотдачи и даже актёрского мастерства;

4. Отсылочное доказательство - упоминание заранее заготовленных тезисов, использование ссылок на авторитетных личностей и организаций.

Наконец, заключение играет немаловажную роль для успеха всего выступления. Вместе с вступлением оно формирует единую идею, стиль и общую концепцию той или иной публичной речи. Чёткое, лаконичное и запоминающееся заключение может скрыть даже недостаток аргументации. В подготовке соответствующего заключения для выступления необходимо выдержать стиль, заданный вступлением, и подчеркнуть самые значимые элементы аргументации. При выборе любого типа заключения важно оформить его так, чтобы оно выполняло свою главную функцию - резюмировало всё сказанное и оказывало воздействие на эмоции слушателей. Поэтому, завершая своё выступление оратор обычно

- подводит итог выступлению, поясняя его главную суть и цель;

- кратко повторяет ключевые мысли своей речи;

- может призвать публику последовать его примеру либо принять участие в реализации его идеи;

- воздействует на публику с целью вызвать определённые эмоции (использует афоризм, игру слов или шутку) и ещё раз излагает главную идею выступления.

Таким образом, правильная и соответствующая цели оратора структура публичной речи не только логично выстраивает выступление, но и позволяет произвести на слушателей необходимое впечатление, воздействовать на эмоции и склонить к определённой точке зрения.

2.Языковое оформление текста публичного выступления

Представляет интерес рассмотреть языковые средства контакта, используемые выступающим.

Языковые средства контакта — это специальные слова и выраже­ния, активизирующие внимание и мышление слушателей. К ним относятся, например, модальные слова, средства авторизации,. Модальность в русском языке выражается формами наклонений, особой интонацией, а также лексическими средствами - модальными словами и частицами.

Модальными называются слова, посредством которых говорящий оценивает свое высказывание в целом или отдельные его части с точки зрения отношения их к объективной действительности. По значению выделяются две группы модальных слов:

1. Модальные слова, выражающие логическую оценку высказывания, уверенность говорящего в реальности сообщения: безусловно, верно, действительно, конечно, несомненно, разумеется и др. Например: Дважды два, безусловно, четыре.

К этой же группе относятся и фразеологические сочетания типа: в самом деле, само собой разумеется и др.

2. Модальные слова, выражающие значение возможности, предположения, вероятности сообщаемого: вероятно, возможно, видимо, по-видимому, кажется, наверное и др. Например: Нам кажется, что он, вероятно, продолжит поиск доказательств Сюда же относятся сочетания может быть, должно быть, по всей вероятности и др.

Средства авторизации:использование личных местоимений и глаголов для устано­вления контакта. Например, рассмотрим ис­пользование местоимений 1-го и 2-го лица в устном выступлении : Я— это оратор, Вы — слу­шатели, Мы — собственно оратор и слушатели. В сочетании с предло­гом с и творительным падежом других местоимений и существитель­ных Мы означает группу лиц во главе с оратором (мы с вами). Мы со­вместное создает взаимодействие оратора и аудитории, эффект обще­ния и личного контакта: Мы с вами приходим к выводу…, Мы обращаем Ваше внимание….

Также интересно использование оратором глагольных форм в своем выступлении. Глагольные формы передают движение, выражают отношение к лицу, указывают на субъективность высказывания, т.е. активизируют слушателей, способствуют объединению оратора с ними. Контактно-устанавливающее значение имеют подобные фразы: Давайте вместе с вами разберемся в причинах...; Мы с вами еще вернемся к постав­ленной проблеме...; Нам нужно признать, что эта гипотеза несколько спорна...

Наиболее употребительны следующие глаголы и глагольные сочета­ния: прошу вас, считаем, отметим, оговоримся, поясним, скажем прямо, попробуем понять, обратите внимание, поясним, отметьте себе, поду­майте, считаем, думаем и т.п.

Синтаксические средства контакта .К синтаксическим средствам контакта относятся обращения к слушателям, они помогают укре­пить контакт с аудиторией, привлечь ее внимание: дорогие друзья, коллеги, ува­жаемые слушатели и т.д.

Средствами контакта служат также конструкции с изъяснитель­ными придаточными: известно, что...; ясно, что...; можно предполо­жить, что...; уверен, что...; конструкции с вводными словами: на мой (на ваш) взгляд.

Воздействует на аудиторию и вопрос. Вопрос — это разновидность высказывания, цель которого — вызвать реакцию. Вопрос предполагает ответное побуждение.

Риторический вопрос от собственно вопроса отличается тем, что он сам дает на себя ответ. В ораторской речи риторические вопросы утверждают ответы для большего привлечения внимания. Риториче­ские вопросы придают информации большую убедительность, а в ре­зультате — действенность.

В речи выступающего значительную роль играют и используемые им способы связи информации. Оратор с их помощью подчеркивает последователь­ность и взаимозависимость частей речи, удерживает в памяти слушате­лей все ее компоненты.

В роли связую­щих средств могут выступать различные слова и словосочетания. Субъективное отношение к высказанному могут выра­зить слова: по-моему, я думаю, с моей точки зрения, мне кажется. Временные и пространственные отношения выражают слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, отметим далее, перейдем к следующему вопросу, разовьем эту мысль позднее и т.д. Связь может выражаться и другими грамматическими конструкциями: мы должны иметь в виду, я отмечу, мы видим и т.д.

Другим средством связи может быть отсылка слушателей к ска­занному ранее в этой речи или в предшествующих речах или работах. Таким образом, осуществляется связь данной мысли с уже высказанными, например: Сегодня мы продолжим предмет прошлой беседы, по­скольку она не была закончена. В первую очередь я подробнее раскрою то, о чем коротко упоминал в прошлый раз.

К способам связи ораторского выступления относятся также ри­торические или стилистические фигуры (фигуры речи).

Фигуры речи — это различные обороты, синтаксические построе­ния, делающие высказывание более выразительным.

Самые распространенные из них — повтор , анафора, градация.

Повторы в ораторской речи создают интенсивность действия, связывают отдельные части выступления, подчеркивают и выде­ляют наиболее актуальные мысли.

Анафора — это повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков или предложений. Например: Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид..(А.Пушкин).

Градация - расположение ряда выражений, относящихся к одному предмету, в последовательном порядке. Например: Он волновался, тревожился, сходил с ума (Ручьи. Ф.Достоевский).

Упражнения

Наши рекомендации