Экологический контекст глобальных проблем
(1) Еще к концу прошлого века глобальные проблемы современности, порожденные антагонистическими противоречиями капитализма и спецификой развития человечества в целом и требующие для своего разрешения совместных усилий всех живущих па планете, уже окончательно оформились как единая взаимосвязанная система.
Среди глобальных проблем экологическая проблема занимает одно из «стержневых» мест. Более того, само возникновение понятия «глобальные проблемы» в значительной степени связано с анализом взаимоотношений между человеком и природой в условиях научно-технической революции и опасности третьей мировой войны.
(2) Научно-техническая революция конца прошлого века, резко ускорив темпы развития материального производства, создала качественно новую ситуацию во взаимодействии общества и природы. Возросшие в колоссальной степени возможности и средства воздействия на природу и столь же возросшие потребности человечества привели к использованию природных ресурсов и преобразованию земной поверхности в масштабах, сравнимых со стихийными явлениями глобального порядка.
(3) Резко усилилось в последние годы негативное воздействие на природную среду со стороны материального производства. Во многих случаях оно приближается к пределам, за которыми могут произойти необратимые и опасные изменения. В ряде районов с высокой концентрацией промышленности количество загрязнений уже намного превышает возможности природной среды их нейтрализовать. Обоснованную тревогу вызывает и сокращение лесов на планете, что в свою очередь усиливает трудности со снабжением пресной водой. Значительное место в ряду этих проблем занимает и процесс опустынивания.
(4) Неблагоприятное антропогенное воздействие на природу нельзя расценивать только как результат глубокого хозяйственного вмешательства в нее. В большинстве случаев это результат нашей «экологической неграмотности», неумения учитывать ход природных процессов.
(5) Однако, создавая предпосылки для быстрого развития производительных сил и тем самым для возрастающего воздействия на природу, научно-технический прогресс одновременно 1 создает материальные возможности для компенсации и предотвращения разрушительного воздействия на природу. Так например, разрабатываются различные малоотходные и безотходные технологические процессы, позволяющие ограничить, а затем свести к минимуму загрязнение окружающей среды. Перестройка энергетики в глобальном масштабе на новой основе, на преимущественном использовании ядерной, а затем и термоядерной энергии позволит резко снизить выброс углекислого газа в атмосферу. А это в свою очередь решит проблему предотвращения изменения климата в результате накопления в атмосфере Земли углекислого газа.
(6) Быстрое и комплексное развитие наук о Земле, мощные комплексы ЭВМ, разработка системных методов анализа создают возможности для того, чтобы заранее предвидеть, предсказать негативные экологические последствия, которые могут возникнуть при реализации крупных проектов.
(7) Тем не менее научно-технический прогресс сам по себе, «автоматически», не может решить эти сложные проблемы. Для этого необходимы определенные социальные условия и предпосылки. С нашей точки зрения, оптимизация отношений общества и природы в полной мере возможна лишь при ликвидации частной собственности на средства производства, прекращении отношения к природе как к объекту эксплуатации, свойственного капитализму.
(8) Человечество растет быстрыми темпами. А наша планета имеет ту же форму и размеры, богатства ее недр хотя и велики, но не беспредельны. Именно поэтому, чтобы продолжить развитие цивилизации, люди должны постоянно вырабатывать у себя чувство хозяйского отношения к ресурсам планеты, тщательно оценивать экологические последствия своих действий, помогать природе воспроизводить свои богатства. Но путь к установлению гармонического баланса с природой лежит через реализацию задачи сохранения мира как глазного условия прогресса цивилизации, важнейшей предпосылки для ослабления остроты глобальных проблем.
Упражнение 2.Перечитайте тексты. Определите, какие коммуникативные блоки входят в описание каждой отдельной проблемы. Выделите их и заполните следующую таблицу, указав номера текста и номер абзаца, где имеется соответствующая информация.
Проблема Сущность Причины Пути решения Перспективы
Упражнение 3.В каждом из текстов выделите информацию, которая позволит дать ответы на следующие вопросы: а) Что такое глобальные проблемы ? б) Какие проблемы входят в их число ? в) В чем общие принципы глобальных проблем ? г) Каковы общие пути их решения?
При наличии повторяющейся информации выберите вариант, где она выражена более полно и четко, более экономными языковыми средствами.