Экологический контекст глобальных проблем

(1) Еще к концу прошлого века глобальные проблемы современно­сти, порожденные антагонистическими противоречиями капита­лизма и спецификой развития человечества в целом и требую­щие для своего разрешения совместных усилий всех живущих па планете, уже окончательно оформились как единая взаимо­связанная система.

Среди глобальных проблем экологическая проблема за­нимает одно из «стержневых» мест. Более того, само возникно­вение понятия «глобальные проблемы» в значительной степени связано с анализом взаимоотношений между человеком и при­родой в условиях научно-технической революции и опасности третьей мировой войны.

(2) Научно-техническая революция конца прошлого века, резко ускорив темпы развития материального производства, создала качественно новую ситуацию во взаимодействии обще­ства и природы. Возросшие в колоссальной степени возможно­сти и средства воздействия на природу и столь же возросшие потребности человечества привели к использованию природных ресурсов и преобразованию земной поверхности в масштабах, сравнимых со стихийными явлениями глобального порядка.

(3) Резко усилилось в последние годы негативное воздей­ствие на природную среду со стороны материального производ­ства. Во многих случаях оно приближается к пределам, за ко­торыми могут произойти необратимые и опасные изменения. В ряде районов с высокой концентрацией промышленности ко­личество загрязнений уже намного превышает возможности природной среды их нейтрализовать. Обоснованную тревогу вызывает и сокращение лесов на планете, что в свою очередь усиливает трудности со снабжением пресной водой. Значитель­ное место в ряду этих проблем занимает и процесс опустыни­вания.

(4) Неблагоприятное антропогенное воздействие на природу нельзя расценивать только как результат глубокого хозяйст­венного вмешательства в нее. В большинстве случаев это ре­зультат нашей «экологической неграмотности», неумения учиты­вать ход природных процессов.

(5) Однако, создавая предпосылки для быстрого развития производительных сил и тем самым для возрастающего воздей­ствия на природу, научно-технический прогресс одновременно 1 создает материальные возможности для компенсации и предот­вращения разрушительного воздействия на природу. Так на­пример, разрабатываются различные малоотходные и безотход­ные технологические процессы, позволяющие ограничить, а за­тем свести к минимуму загрязнение окружающей среды. Пере­стройка энергетики в глобальном масштабе на новой основе, на преимущественном использовании ядерной, а затем и термо­ядерной энергии позволит резко снизить выброс углекислого газа в атмосферу. А это в свою очередь решит проблему пре­дотвращения изменения климата в результате накопления в атмосфере Земли углекислого газа.

(6) Быстрое и комплексное развитие наук о Земле, мощные комплексы ЭВМ, разработка системных методов анализа соз­дают возможности для того, чтобы заранее предвидеть, пред­сказать негативные экологические последствия, которые могут возникнуть при реализации крупных проектов.

(7) Тем не менее научно-технический прогресс сам по себе, «автоматически», не может решить эти сложные проблемы. Для этого необходимы определенные социальные условия и пред­посылки. С нашей точки зрения, оптимизация отношений обще­ства и природы в полной мере возможна лишь при ликвидации частной собственности на средства производства, прекращении отношения к природе как к объекту эксплуатации, свойствен­ного капитализму.

(8) Человечество растет быстрыми темпами. А наша пла­нета имеет ту же форму и размеры, богатства ее недр хотя и велики, но не беспредельны. Именно поэтому, чтобы про­должить развитие цивилизации, люди должны постоянно вы­рабатывать у себя чувство хозяйского отношения к ресурсам планеты, тщательно оценивать экологические последствия своих действий, помогать природе воспроизводить свои богатства. Но путь к установлению гармонического баланса с природой ле­жит через реализацию задачи сохранения мира как глазного условия прогресса цивилизации, важнейшей предпосылки для ослабления остроты глобальных проблем.

Упражнение 2.Перечитайте тексты. Определите, какие коммуникативные блоки входят в описание каждой отдельной проблемы. Выделите их и заполните следующую таблицу, указав номера текста и номер абзаца, где имеется соответствующая информация.

Проблема Сущность Причины Пути решения Перспективы

Упражнение 3.В каждом из текстов выделите информацию, которая позволит дать ответы на следующие вопросы: а) Что такое глобальные проблемы ? б) Какие проблемы входят в их число ? в) В чем общие принципы глобальных проблем ? г) Каковы общие пути их решения?

При наличии повторяющейся информации выберите вариант, где она выражена более полно и четко, более экономными языковыми средствами.

Наши рекомендации