Классификация глобальных проблем

1. Проблемы, связанные с изменениями в природной среде обитания человека – сокращение биологических ресурсов планеты, потепление мирового климата, истощение озонового слоя, проблема мусора, загрязнение воздуха.

2. Проблемы социально-экономического характера – энергетический голод, инфляция, рост населения мира, неравномерность социально-экономического развития стран, рост нищеты, нехватка продовольствия, безработица, рост хронической заболеваемости и смертности, ядерная угроза, разоружение и сокращение военного производства.

3. Культурно-нравственные – утрата доверия к социальным институтам, отрицание традиционных ценностей, рост преступности, наркомания, неграмотность, рост числа разводов.

Глобальные проблемы объединяет прежде всего их всеобщий, универсальный характер. Они порождены самим типом современной цивилизации. Это обстоятельство делает возможным их решение только на базе объединения усилий всего человечества.

Социально-политические аспекты глобальных проблем:

1. Глобальные проблемы самым существенным образом воздействуют на темпы и размеры общественного развития.

2. Решение этих проблем требует привлечения колоссальных материальных, трудовых, интеллектуальных и других ресурсов, что возможно лишь при объединении усилий мирового сообщества.

3. Глобальные проблемы могут успешно решаться только при условии создания эффективного международного сотрудничества государств.

Под эгидой ООН разработана стратегия мирового сообщества на новое столетие, получившая название концепция устойчивого развития общества и экономики. Первоначально она была представлена на Конференции ООН в 1992г и одобрена руководителями всех стран мира. В решении Конференции указано, что поскольку значительная часть природных ресурсов планеты исчерпана и ей угрожает перенаселенность, а экологическая обстановка становится все более неблагоприятной, следование человечества прежним путем развития неприемлемо. Отсюда необходимость перехода к устойчивому развитию, такому, при котором удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения обеспечивается при сохранении подобной возможности для следующих покалений.

Учитывая то, что наряду с экологическими в настоящее время имеются и другие не менее значимые глобальные проблемы (бедность, социальная поляризация в мировом масштабе и т.д.) ООН была предложена более универсальная и адекватная положению в мире модификация концепции устойчивого развития, изложенная в докладе «О развитии человеческого потенциала» (1994г). Устойчивое развитие определено как развитие, «не только порождающее экономический рост, но справедливо распределяющее его результаты, восстанавливающее окружающую среду в большей мере, чем разрушающее ее, увеличивающее возможности людей, а не обедняющее их».

Большинство социологов считают, что в общественном развитии существуют определенные тенденции и закономерности. Так, на каждую последующую стадию развития общества уходит меньше времени, чем на предыдущую. Первобытнообщинный строй существовал десятки тысяч лет, прежде чем полностью реализовал и изжил себя, создав предпосылки для возникновения рабовладельческого общества. В свою очередь, рабовладельческое общество реализовало целиком свои созидательные силы и функции на протяжении времени, в 3-4 раза более длительного, чем сменившее его феодальное общество.

Таким образом, можно утверждать, что в эволюции общества существует закон ускорения социального развития.

История также свидетельствует, что в развитии человеческих обществ действует закон неравномерности экономического, политического, социального и духовного развития, вследствие чего одни страны и народы развиваются быстрее и интенсивнее, чем другие.

Существует деление всех государств на три большие группы (на три мира).

1-й мир – наиболее экономически развитые страны, для них характерно демократическое управление, инновации в производстве, преобладание сферы услуг (ЕС, США, Япония, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южная Корея). В этих странах проживает примерно 1 млрд. человек – «золотой миллиард».

2-й мир – страны с переходной экономикой, бывшие советские республики, передовые страны Латинской Америки (Бразилия, Аргентина, Чили, Мексика), ЮАР, Индия, Китай. В этих стран преобладает промышленное производство, не устойчивы демократические традиции. В этой группе стран проживает примерно 4 млрд. человек.

3-й мир – наименее развитые страны (большинство стран Африки, Азии, Латинской Америки). Для них характерна бедность, преобладание сельского хозяйства, диктатура.

Разрыв между странами третьего и первого мира только увеличивается.

История развития различных типов обществ говорит, что при всяких отклонениях от основного пути общественной эволюции, даже при вынужденных застоях и откатах назад, в этой эволюции существует определенная направленность, получившая название социальный прогресс. Это всемирноисторический процесс восхождения человеческого общества от более низких ступеней социального, экономического, технологического, культурного развития к более высоким.

В развертывании социального прогресса различают две основные формы – реформы и революцию. Реформа представляет собой ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя. Революция – это коренное социальное преобразование, затрагивающее основы существующего социального строя и представляющее собой переход общества от одного качественного состояния к другому.

Так, Октябрьская революция 1917 г. в России была социально-политической. Однако существуют и глобальные цивилизационные революции. Например, неолитическая революция, произошедшая 8-9 тыс. лет назад и приведшая к формированию аграрно-ремесленной цивилизации. Такой же характер имела промышленная революция ХVIII-XIX вв., которая привела к замене мануфактурного производства машинным, феодализма – капитализмом, сословного типа социальной структуры – классовым типом.

Особенности восточноевропейского варианта развития(русские, украинцы, белорусы).

Существует несколько точек зрения о характере общества Восточной Европы:

1. В Западной Европе, данный регион называют «отсталой Европой», стоящей перед проблемой модернизации и достижения европейского уровня развития – т.н. проблема «догоняющего развития».

2. Это особый культурно-исторический тип, является частью общеевропейской цивилизации, главная проблема – «возвращение в Европу».

3. Славянские общества несут на себе черты и последствия своеобразного синтеза цивилизационных основ Запада и Востока и сегодня осуществляют окончательный «цивилизационный выбор».

4. В Восточной Европе происходят два переходных процесса – общемировой процесс перехода от индустриального к постиндустриальному обществу, и в то же время процесс перехода к рынку, отражающий задачи «догоняющего развития».

Факторы и ценности традиционной восточнославянской культуры:

1. Экстенсивная экономика, неразвитость внутреннего рынка и института частной собственности; сохранение натурального хозяйства и форм коллективного образа жизни; несформированность гражданского общества; давление со стороны Востока и модернизируемого Запада.

2. Преобладание государственного начала над личным и общественным; авторитарное правление (абсолютизм); низкий гражданский статус личности, неразвитость представительных органов власти; доминирование силовых методов разрешения кризисных и конфликтных ситуаций; склонность населения к несанкционированным формам политического протеста, бунту.

3. В отличие от западной ментальности, государство воспринимается не как слуга общества и гражданина, а как абсолютная ценность. Отсутствие рациональности в западном понимании, неприятие индивидуализма и конкуренции; надежда не на личную активность, а на государственный патернализм; ориентация на харизматическую (неординарную) личность – вера в «доброго царя», вождя, «спасителя отечества»/

В постсоветских странах, после распада CCCР произошел отказ от монополии одной партии, получили развитие процессы демократизации, обновление экономических основ жизни – переход к рыночной экономике, приватизация, допуск частной собственности, свободные цены, отказ от поддержки нерентабельных предприятий. Государство отказывается от системы социального иждивенчества, поддержка оказывается только действительно нуждающимся людям.

Появилась необходимость приспосабливаться к условиям мирового рынка.

Произошли изменения в духовной сфере общества, особенно это касается молодежи.

В 90-е гг. формируются новые слои и классы общества. Возникает класс предпринимателей. Появляются также люмпены и маргиналы.

Начинается зарождение среднего класса, т.е. людей имеющих стабильный доход, недвижимость, деньги на отдых и учебу детей. К среднему классу относят семьи с годовым доходом около 20 тыс.$, либо не менее 1,5 тыс $ в месяц. В странах Запада средний класс составляет 60-80% населения.

По проведенным соц. опросам (2010г), в Беларуси к среднему классу себя отнес 81% респондентов. Это крайне высокий показатель. Однако если рассматривать реальные доходы населения, то к среднему классу можно отнести около 5% населения.

В соответствии с общемировым подходом, если годовой доход человека составляет менее 10 тыс. $– это бедность.

В соответствии с оценкой ООН, по индексу человеческого развития, Беларусь в 2011 г. находилась на 61 месте в мире, в 2012 – на 50, в 2013 – на 53 (на 10 тыс. чел. в Бел. приходится 544 студента).

Лекция 4. Культура как система ценностей и норм.

1. Понятие и виды культуры. Субкультура и контркультура.

2. Функции культуры. Взаимодействие культуры и общества.

Культура представляется своеобразной второй системой после природной.

Культура – это система коллективно разделяемая в конкретном обществе. Это ценности, убеждения, образцы и формы присущие конкретному обществу. Культура представляет собой некое программирование человека определенного народа. Для культуры характерен язык, религия, символы, изготовление орудий труда, традиции, обычаи.

Социолог Т.Парсонс, относительно роли культуры в развитии личности и общества, пришел к выводу:

1. Культура передается, она составляет наследство или социальную традицию.

2. Культура – это то, чему обучаются.

3. Культура является общепринятой.

Таким образом, культура с одной стороны, является продуктом, а с другой – она влияет на процесс социального взаимодействия между людьми.

Культура включает все достижения человека, которые образовались в процессе его жизнедеятельности.

Самым опасным является социокультурный кризис. Пример – Римская империя (ее падение), распад СССР и постсоветский период.

Многие ученые обращают внимание на глубокий духовный кризис характерный для современных обществ как в локальном, так и в глобальном масштабе. Однако его причины и способы преодоления видятся по-разному. Некоторые авторы связывают кризис духовности с кризисом сознания, говорят о деинтеллектуализации современного общества. Другие полагают, что страдает не интеллект, а мораль и нравственность.Люди становятся более деловыми, интеллектуальными, живут богаче, но теряют способность к сопереживанию, взаимопомощи, любви. Вся жизнь подчиняется рационализации, поиску выгоды.

В современном обществе отсутствует объединяющий идеал. Преодоление кризиса возможно после нахождения объединяющей, консолидирующей идеи.

Часто упоминают о необходимости выработки национальной идеи. Но в эпоху глобализации более важной будет общечеловеческая идея. Такой идеей может стать преодоление кризисов, решение глобальных проблем современности, интеграция и т.д.

В 1959 году американский социолог Джордж Мердок выделил более 70 универсалий – общих для всех куль­тур элементов: семья, язык, гигиена, закон, разделение труда и т.д.

Культурные универсалии возникают потому, что все люди, физически устроены одинаково, они имеют одни и те же биологические потреб­ности и сталкиваются с общими проблемами.

Рассматривая культуру в виде сложной системы, социологи выделяют в ней исходные, или базисные единицы, получившие название культурных элементов. Культурные элементы бывают двух видов: матери­альные и нематериальные. Первые образуют материальную культуру, вторые — духовную.

Важной составляющей культуры являются ценности.

Ценности делят на 3 группы: Смысло-жизненные ценности – представления о добре и зле, о смысле жизни; Универсальные: а) витальные ценности – жизнь, б) здоровье, безопасность, семья, благосостояние, в) ценности общественного признания – социальное положение, образование, г) ценности межличностного общения, д) демократические ценности – права и свободы человека; Партикулярные ценности – привязанность к Родине, вера в Бога или некий Абсолют.

Наличие ценностных установок ориентирует человека в социальной действительности.

На основе ценностей формируются социальные нормы, которые определяют границы допустимого поведения в обществе.

Социальные нормы обеспечивают повторяемость, устойчивость и регулярность взаимодействий людей в обществе. Благодаря этому поведение индивидов становится прогнозируемым, а развитие социальных от­ношений и связей приобретает предсказуемый характер, что способствует стабильности общества в целом.

Социальные нормы классифицируются по различным основаниям. Особенно важно в отношении цен­ностно-нормативной регуляции социальной жизни их разграничение на правовые и моральные. Первые про­являются в форме законов и содержат четкие установки, определяющие условия применения той или иной нормы. Соблюдение вторых обеспечивается силой общественного мнения, нравственного долга личности.

Социальные нормы также могут опираться на обычаи, традиции и обряды, т.е. формы социальной регуляции поведения людей воспринятые из прошлого.

В процессе усложнения социокультурной динамики в начале ХХ века обозначился становящийся все более отчетливым раскол на элитарную и массовую культуру. Первую из них составляет культура, ориентированная на небольшую группу людей, обладающих особой художественной восприимчивостью (театр, классическая музыка, искусство, литература). По мере повышения уровня образования насе­ления круг потребителей элитарной культуры расширяется.

В последние десятилетия ХХ века широкое распространение получила массовая культура, ориентированная своими произведениями на усредненный уровень развития массовых потребителей материальных и духовных ценностей (телевидение, радио, популярная музыка и т.д.). Массовая культура ориентирована на коммерческий успех, получение прибыли.

Распространению массовой культуры способствовали процессы демократизации обществ, отмена сословных ограничений, рост городов.

Народная культура возникает стихийно и чаще всего не имеет конкретных авто­ров. В ее состав входят: мифы, легенды, песни, ремесла и т.д. Другими словами – фольклор.

В социологии также выделяют понятие «доминирующая культура» – это совокупность убеждений, ценностей, норм, правил поведения, которые принимаются и разделяются большинством членов общества. Данное понятие отражает систему жизненно важных для общества норм и ценностей, образующих его культурную основу. Без такой общепринятой сис­темы культурных норм и ценностей не может нормально функционировать ни одно общество.

Однако в обществе существует множество групп, каждая из которых может иметь свою особую систе­му ценностей и норм поведения в зависимости от возраста, рода занятий, профессии, национальности, географической среды обитания и т.д. Культурная специфика этих групп выражается понятием «субкультура».

Субкультура – совокупность убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, отличающих то или иное общество, группу. Наличие субкультуры не отрицает наличия общечеловеческой культуры.

Есть возрастная, национальная, конфессиональная, профессиональная субкультура.

Сегодня повышенное внимание уделяется изучению молодежных субкультур. Субкультурная активность молодежи зависит от ряда факторов:

- уровень образования (у лиц с более низким уровнем образования субкультурная активность, как правило выше);

- от возраста (пик активности — 16—17 лет, к 21—22 годам она существенно понижается);

- места жительства (характерна в большей степени для города, чем для деревни).

Национальная субкультура – набор символов, ценностей и т.д., характерных для одного государства. Часто национальные меньшинства стремятся сохранить свою национальную субкультуру, самобытность.

Конфессиональная субкультура – по принадлежности к определенной конфессии (мусульманская, христианская и др.)

Профессиональная субкультура – на основе общих ценностей, групп определенной профессии.

В некоторых условиях и ситуациях субкультура может культивировать ценности и образцы поведения, противоположные доминирующей культуре. В таком случае мы имеем дело с контркультурой– это такая система ценностей, норм, стандартов поведения, свойственных определенной социальной группе, которая не только отличается от доминирующих в обществе образцов, но и прямо им противоположна, враждебна, бросает вызов и может вступить с ними в открытый конфликт (например, криминальная группировка, банда).

В зависимости от форм хозяйственного уклада, способов существования, норм, образцов поведения культуры подразделяются на дописьменные (к-ра собирателей и к-ра охотников) и письменные (земледельческая, скотоводческая, индустриальная и постиндустриальная культура).

По содержанию и характеру связей с религией культуры подразделяются на религиозные и светские.

На роль культуры в жизни общества есть различные взгляды. Так, в соответствии с марксизмом, главную роль играет материальное производство, соответственно и культура вырастает из экономической деятельности человека.

Другой позиции придерживались Макс Вебер и Эмиль Дюркгейм. Они считали, что культура играет определяющую роль в жизни общества, в том числе и в экономике.

Для культуры характерна полифункциональность, т.е. она выполняет в обществе множество различных, но одновременно и взаимосвязанных функций. Среди них: ф-ция социализации – позволяет индивиду, включенному в процесс восприятия и усвоения существующих в обществе ценностей и норм, формироваться как личность; образовательная ф-ция – усвоение определенных знаний, символов; ф-ция социального контроля – к-ра заставляет человека следовать определенным правилам общества; ф-ция интеграции – к-ра сплачивает людей в отдельные социальные группы и в общество в целом; бытовая – создается определенный идеал поведения, к-ра является частью образа жизни человека.

По отношению к культуре общество демонстрирует различные формы взаимодействия:

1.Позиция культурного шовинизма (этноцентризма) – позиция, при которой считается, что одна культура выше, чем какая-либо другая. Проявления этой тенденции могут принимать различные формы, в том числе ксенофобию и национализм. Однако в большинстве случаев этноцентризм проявляется в более терпимых формах. Это дает основание некоторым социологам находить в нем и положительные моменты, увязывая их с патриотизмом, национальным самосознанием и даже обычной групповой солидарностью.

2.Культурный релятивизм – провозглашает важной каждую культуру, призывает рассматривать культуру в целом, а не отдельные ее части. Культурный релятивизм способствует поиску путей к сотрудничеству и взаимному обогащению разных культур.

По мнению некоторых социологов, самый рациональный путь развития и восприятия культуры в обще­стве – сочетание культурного релятивизма и этноцентризма, когда индивид, испытывая чувство гордости за культуру своей группы или общества, в то же время способен понять другие культуры, оценить их само­бытность и значение.

Современные социологи отводят культуре большую роль в развитии процессов модернизации. По их мнению, стимулом к развитию беднейших стран могут стать социокультурные контакты с центрами рыночно-индустриальной культуры. При этом необходимо учитывать специфику конкретно-исторических условий этих стран, их традиции, особенности национального характера, сложившиеся культурно-психологические стереотипы и др.

По данным ЮНЕСКО, сейчас в мире функционируют примерно 750 различных культур. Однако эта цифра не отражает реального культурного многообразия, т.к. происходит постоянное развитие культур, возникают новые формы культуры.

Феномен культурного отставания (культурный лаг) описывает ситуацию, когда одни части культуры изменяются быстрее, а другие медленнее. Это понятие ввел Уильям Огборн (1922). Он предположил, что ценностный мир человека не успевает приспосабливаться к слишком быстрым изменениям в материальной сфере.

Иногда между культурной и социальной динамикой происходит разрыв во времени. В обществе уже появились технологические изобретения, а культурной и социальной адаптации к ним населения не произошло.

Например, переход России в конце 80-х годов XX века от социалистической стратегии развития к капиталистической повлек за собой образование новой, рыночной финансовой структуры. Однако традиции, обычаи, ценностные ориентации и взгляды большинства населения отражали предшествующий, социалистический этап развития.

Существует постоянное несоответствие между развитием материальной и нематериальной культуры, и в результате возникает множество нерешенных социальных проблем.

Социокультурные суперсистемы.

В работе «Социальная и культурная динамика», тщательно проанализировав различные аспекты человеческой культуры - искусство, образование, этику, законодательство, военное дело - П.А. Сорокин предложил разделить её на два противоположных, взаимно несовместимых типа.

«Каждый тип культуры имеет свою собственную ментальность; собственную систему знаний; свою религию; представления о том, что правильно и неправильно; собственную мораль».

Два противоположных культурных типа - «умозрительный» и «чувственный». Это идеальные типы, которых не найти в чистом виде ни в одну эпоху. Промежуточная форма между первым и вторым обозначается как «идеалистическая».

Умозрительная культура характеризуется следующими признаками: реальность по своей природе духовна, нематериальна, скрыта за чувственными проявлениями (например, Бог, нирвана, Дао, Брахма). Реальность вечна и неизменна. Потребности и цели людей в основном духовны (спасение души, служение господу, исполнение священного долга, моральные обязанности). Для удовлетворения этих целей предпринимаются усилия по освобождению личности от повседневных земных забот.

Это значит, что истина постигается лишь посредством внутреннего опыта (откровения, медитации, экстаза, божественного вдохновения), и поэтому она абсолютна и вечна. Идея добра коренится в нематериальном, внутреннем, духовном, в сверхчувственных ценностях (вечная жизнь, град Господень, слияние с Брахмой).

Характеристика второго типа (чувственной культуры) прямо противоположна: реальность по своей природе материальна, доступна чувствам, она перемещается и постоянно изменяется (становление, процесс, изменение, поток, эволюция, прогресс, трансформация). Потребности и цели людей чисто чувственные (голод, жажда, секс, убежище, комфорт). Для удовлетворения этих целей необходимо использовать внешнее окружение.

Отсюда следуют два вывода:

Истина может быть найдена лишь в чувственном опыте, и потому она имеет временный и относительный характер.

Добро коренится в чувственных, эмпирических, материальных ценностях (удовольствие, наслаждение, счастье, полезность), и поэтому моральные принципы гибки, относительны и зависят от обстоятельств.

Промежуточная, идеалистическая культура представляет собой сбалансированное сочетание умозрительных и чувственных элементов. Она признает, что реальность материальна, и сверхъестественна; потребности и цели людей и телесны, и духовны; удовлетворение целей требует как улучшения самого себя, так и трансформации окружения. Признавая идеальный мир высшим, идеалистическая культура не объявляет чувственный мир простой иллюзией или негативной ценностью.

На основе этой типологии Сорокин осуществляет периодизацию исторического процесса. Принципом периодизации является смена доминирующих типов культурного менталитета и культурных систем: повторяющаяся последовательность умозрительной, идеалистической и чувственной культур.

Периодизация по Сорокину:

Греция, 8-6 в. до н.э. - умозрительная;

Греция, 5 в. до н.э.- идеалистическая;

Рим, 4 в. до н.э. - чувственная;

Европа, 4-6 в.н.э. - идеалистическая;

Европа, 6-12 в.н.э. - умозрительная;

Европа, 12-14 в.н.э. - идеалистическая;

Европа, с 14 в.н.э.- по настоящее время – чувственная.

Теоретическая концепция американского ученого Лесли Уайта (1900-1975) делает упор на развитии культуры человечества в целом. Лесли Уайт был сторонником эволюционного подхода по отношению к культуре.

Согласно Уайту, прогресс «сводится к степени, в которой человек посредством культуры может осуществлять контроль над силами природы».

Культуру Уайт подразделял на три подсистемы: технологическую, социальную (типы коллективного поведения) и идеологическую. Причем основной считал именно технологическую.

По мнению Уайта, решающее влияние на поведение людей оказывают культурные традиции. Культура включает в себя множество символов, в которые люди вложили определенный смысл. Обмен символами способствует развитию и эволюции.

Лекция 5. Личность как система. Процесс социализации личности

1. Понятие личности. Социальные роли и социальный статус.

2. Социализация и девиантное поведение.

В любом обществе основным структурным элементом является человек, он именуется личностью.

Человек – сложное природное образование, биологический вид.

Индивид – это человек, как представитель определенного целого.

Личность – целостность социальных свойств человека, является продуктом общественного развития и включает индивида в систему социальных отношений по средствам деятельности и общения.

Понятие личность употребляется только по отношению к человеку. Личность развивается из биологического организма.

5 факторов оказывающих влияние на развитие личности:

1.Биологическое наследие (При рождении человек получает определенную биологическую наследственность, которая зашифрована в генах. Эти задатки влияют на внешние, физические данные индивида, его психические качества).

2.Люди, которые окружают человека в процессе жизни.

3.Культура общества.

4.Групповой общественный опыт.

5.Индивидуальный, уникальный опыт, который приобретает человек в процессе своего развития.

При рассмотрении проблемы социального и биологического следует избегать двух крайностей: абсолютизации социального фактора (пансоциологизм) и абсолютизации биологического фактора (панбиологизм).

Сегодня получила распространение теория генно-культурной коэволюции. Суть ее в том, что процессы органической (генной) и культурной эволюции человека происходят совместно. Гены и культура неразрывно связаны между собой.

В качестве источника деятельности личности выступают потребности. Американский ученый Абрахам Маслоу (1908-1970) создал иерархию потребностей: нижний уровень – физиологические потребности, потребность в безопасности, а высший уровень – социальные, духовные потребности, самореализация личности.

Будучи осознанными, потребности превращаются в интересы личности. Интересы личности выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания и деятельности личности.

Чтобы человек стал личностью, он должен знать чего хочет; должен предполагать последствия своих поступков; строить предположения о поступках других людей; контролировать свои потребности.

К наиболее значимым социальным качествам личности относится самосознание – это выделение индивидом самого себя из окружающей социальной среды, чувствование себя субъектом своих физических и психических состояний.

Вторым важным компонентом является самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, места, занимаемого среди других людей. Самая важная функция самооценки – регуляция поведения личности.

Важным социальным качеством личности является ее активность, т.е. способность человека самостоятельно и энергично производить социально значимые действия.

Социальный тип личности – это отражение того как социальная система влияет на человека.

1.Модальный тип личности – это наиболее часто встречающийся тип личности, воплощающий в себе средние общепринятые черты, свойственные определенной культуре, доминирующей в данном обществе. Модальную личность имеют в виду тогда, когда, говорят о «типичном» представителе того или иного народа.

2.Базисный тип – это тот, который отвечает современным потребностям развития того или иного общества. Для этого типа характерна духовная развитость, совестливость, отзывчивость, высокий профессионализм.

3. Маргинальный тип (от лат. marginalis – находящийся на краю). Маргинал – это человек, поставленный развитием общества на грань двух культур, с первой из которых он уже порвал, а во вторую полностью не включился. Маргинальность чаще всего возникает при миграции – из одного этнонационального региона в другой, из села в город и т.д.

От типа общества зависит социальная иерархия. Социальная позиция человека в социальной иерархии – это социальный статус.

Первый социальный статус – врожденный, он не зависит от человека, его социальных притязаний, - дается от рождения.

Этническая принадлежность определяется этничностью родителей. Также к врожденному статусу относят расу, ранее относили и пол (однако сейчас его можно изменить).

Профессиональный статус. Карьерный статус связан с профессиональной принадлежностью. Социальный статус определяется и наличием профессионального сленга, наличием у человека определенных внутренних установок.

Любой социальный статус включает в себя модель поведения. Это называют социальной ролью.

У человека в среднем за жизнь бывает от 80 до 100 социальных ролей. Когда одна социальная роль мешает человеку исполнять вторую роль – это называется социальным конфликтом.

Любой человек должен пройти процесс социализации – превращение из биологического организма в социальный.

Социализация – это процесс усвоения социального опыта, ценностей и норм культуры, а также процесс воспроизводства социальных ценностей, норм, стандартов поведения за счет активной социальной деятельности.

Э. Дюркгейм связывает понятие «социализации» с необходимостью общества передавать из поколения в поколение социальные нормы и традиции.

Т. Парсонс понимает социализацию как процесс адаптации индивида.

Выделяют этапы социализации: младенчество, охватывающее примерно первые два года жизни; детство – примерно от двух до шести лет; переход от «возраста игр» к «возрасту учения» в школе, завершаясь другим переломным событием – половым созреванием; завершение учебы – в этот период происходит существенное изменение в самосознании и самооценке формирующейся личности, завершается дотрудовая стадия и происходит переход к продуктивному труду; заключительной стадией является послетрудовая деятельность, когда человек переходит к заслуженному отдыху.

Наиболее важным институтом в процессе социализации выступает семья. Если человек по каким-то причинам не прошел процесс социализации, он останется биологическим организмом. (пример – Маугли).

Джон Локк отрицал наличие врожденных качеств у детей (уподоблял ребенка «чистой доске» (tabula rasa), указывал на огромное значение воспитания.

Ж.Ж. Руссо, напротив, исходил из идеи природного совершенства ребенка. Воспитание не должно мешать развитию этого совершенства, а должно приспосабливаться к детским склонностям и интересам.

Десоциализация личности – это отвыкание от старых норм, ценностей и т.д. происходит утеря социальной идентификации. Примером является длительное заключение преступников, также психбольница и нахождение в армии.

Отклонение поведения от общепринятой нормы называется девиантным или отклоняющимся поведением. Есть положительное отклонение – гениальность.

Вторая группа – отрицательные девиации, которые общество не приветствует – курение, алкоголизм, наркомания, проституция и др.

Реабилитация – попытка общества повлиять на девиантное поведение некоторых людей.

Самая жесткая форма в борьбе с девиантным поведением – это заключение человека под стражу.

Проблема смертной казни…

Процесс нарастания девиаций в обществе называется социальной аномией.Понятие аномии – это процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего этических норм. Явление аномии затрагивает все слои населения и особенно молодежь. Данная проблема крайне актуальна для Беларуси.

Так, Беларусь занимает одно из первых мест в мире по количеству заключенных на душу населения.

Беларусь входит в 10-ку самых «пьющих» стран мира (7-е место). Около 200 тыс. чел. страдают алкоголизмом (состоят на учете), а злоупотребляют алкоголем до 1 млн. Каждое 3-е преступление совершается в состоянии алкогольного опьянения.

Всемирная орг-ция здравоохранения (ВОЗ) считает критической норму потребления алкоголя на человека в год в 8 литров спирта (после этого начинается деградация нации). В Беларуси на человека приходится более 12,5 литров спирта в год.

В Беларуси, по данным минздрава около 7,5 тыс наркоманов (употребляющих наркотики внутривенно), однако специалисты утверждают что-то эту цифру необходимо умножить на 10! (т.е. 75 тыс. наркозависимых). По анонимному анкетированию 16% бел-х школьников пробовали наркотики.

В Беларуси каждый год совершается около 3 тыс. суицидов, по этому показателю Беларусь на 4-м месте в мире, еще несколько лет назад была на 2-м, уступая только Литве.

Минск занимает 2-е место среди городов Европы по кол-ву убийств – на 100 тыс жителей приходится 5,7 убийств. На 1-м месте Талин – 7 убийств. Самый криминальный город в мире – Каракас (122 убийства на 100 тыс. жителей).

По статистике в России насчитывается 2,5 млн. наркоманов. Каждый год добавляется еще 80 тыс. наркозависимых. По соц. опросам, 20% школьников в России хоть раз пробовали наркотики. Россия потребляет 80 тонн героина в год.

Лекция 6-7. Социальные общности и группы. Социальная структура и стратификация.

1.Понятие социальной структуры. Социальные группы.

2.Стратификация общества и ее причины.

3.Социальная структура современного белорусского общества.

Общество как целостная система состоит из множества составляющих его элементов – групп, классов, сословий, слоев и т.д., представляющих собой те или иные коллективные образования. В целом их можно определить понятием «общность».

Наши рекомендации