Тема 8. РЕФЕРИРОВАНИЕ. Часть 3.
План
Реферативная культура специалиста.
Характеристика реферата-обзора.
Упражнения.
Литература
Бахтина Л.Н. Обучение реферированию научного текста / Л.Н.Бахтина, И.П.Кузьмич, Н.М.Лариохина. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. – 119 с.
Демидова А.К. Пособие по русскому языку. Научный стиль речи. Оформление научной работы: Учеб. пособ. - М.: Рус. яз., 1991. - 201 с.
3.Курова Г. И.Обучение реферированию иностранных студентов-нефилологов Х111 Конгресс МАПРЯЛ «Русский язык и лит-ра в пространстве мировой культуры».-Гранада, сентябрь 2015.-С.10-16.
4.Обучение студентов-нефилологов письменной коммуникации в учебно-профессиональной сфере: Монография / Л.А. Константинова. Тула: Тул. гос. ун-т. 2003. 137 с.
Основы научной речи: Учеб. пособ. для студ. нефилол. высш. учеб. заведений / Н.А.Буре, М.В.Быстрых, С.А.Вишнякова и др.; Под ред. В.В.Химика, Л.Б.Волковой.- СПб.: Академия, 2003. – 272 с.
6.Реферирование научного текста: Метод. рекомендации по курсу «Русский язык и культура речи» /Казан. гос.ун-т: Филол. фак-т: Каф.совр.русск.яз.;Сост.: А.В.Бастриков, Е.М.Бастрикова.- Казань: Казан.гос. ун-т,2005.- 28с.
1.Ядром профессиональной компетентности специалиста является способность строить мысленные модели цели, объекта, предмета и процесса деятельности, что достигается в процессе становления реферативной культуры специалиста.
Современный уровень информатизации общества предъявляет высокие требования к уровню информационной компетентности будущих специалистов. Реферативное изложение как умение аналитико-синтетической переработки информации является важной составляющей общей коммуникативной культуры.
Первые научные журналы в России появились в петровскую эпоху (20-30е годы XVIII в.). С созданием Академии Наук (1724_г.) реферирование составляло неотъемлемую часть научной работы.
Реферирование предназначалось, как указывалось в уведомлении редакции журнала «Содержание ученых рассуждений императорской Академии Наук», для распространения в научно-популярной форме достижений науки и техники . В XVIII - начале XIX в. научные журналы России были в основном заполнены не статьями, а сообщениями о новых статьях с оценкой и кратким изложением содержания.
Впервые термин «реферат» появился в России в «Настольном словаре для справок по всем отраслям знаний» Ф.Г. Толля (1864 ).
Стремительный рост потока научно-технической информации в XX веке обусловил появление многочисленных реферативных журналов. С середины XX века на основе реферативных журналов стали возникать электронные базы данных (БД), представляющие собой реферативный журнал в машиночитаемой форме.
Навыки и умения реферирования, формируемые в процессе изучения русского языка, содействуют становлению универсальных навыков и умений научно-информационной деятельности – интерпретации научного текста с информативной целью. формирование навыков аналитико-синтетической переработки текстовой информации, приобретение навыков и умений структурно-семантической компрессии текста. Данные навыки и умения представляют собой важнейшие элементы профессиональной компетенции бакалавров. Формирование навыков аналитико-смысловой переработки, интерпретации, комбинирования информативного материала в целях реализации коммуникативных профессиональных потребностей.
. Из всего ряда профессиональных компетентностей специалистов ощущается острая необходимость компетентностей, связанных с проведением научных исследований в процессе подготовки специалиста, поскольку именно они помогают приобрести навыки самостоятельного решения исследовательских задач; самоопределиться в научно-исследовательской сфере; самореализоваться в научном творчестве. В ходе исследования следует искать свое аргументированное объяснение новым фактам, явлениям, дополнять и уточнять сложившиеся взгляды. Конкретные пути и способы сбора, обработки, обобщения и анализа фактического материала определяются законами научной логики, представляющей собой синтез диалектической и формальной логики, что находит реализацию в процессе аналитико-синтетической обработки информации текстов-первоисточников.
2. Реферат-обзор. Реферат-обзор предполагает не последовательное изложение содержания работ на близкую тему, а анализ и описание их, выявление сходства и отличия одного источника от других, определение особенностей средств и методов, использованных авторами публикаций.
Каждая статья (книга) в таком случае представляет собой отдельную микротему. Задача автора реферата – рассмотреть проблему, затронутую в нескольких источниках, либо с позиции взаимодополнения микротем, либо с позиции противопоставленности точек зрения разных ученых на данную проблему.
Реферат-обзор - это самостоятельная научно-исследовательская работа, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.
При составлении обзорного реферата используются приемы сопоcтавления, сравнения и обобщения.
Чтобы написать реферат-обзор, необходимо придерживаться следующих правил:
1. Прочитать тексты, предназначенные для обзорного реферирования. Сформулировать объединяющую их тему. (Формулировкой темы иногда может служить название одного из текстов.)
2. Составить план реферата.
3. В каждом из текстов выделить коммуникативные блоки, в дальнейшем определить, какие из них войдут в реферат-обзор.
4.Потом определяется: а) какой из текстов будет базовым, даст основную информацию и языковые средства для реферата; б) какой информацией дополнит его второй (третий и т.д.) текст; в) какая нужная для реферата информация повторяется во всех текстах.
5. В каждом из отобранных коммуникативных блоков:
а) требуется выделить (отметить, выписать) предложения, содержащие основную информацию, при необходимости целесообразно произвести в них возможные сокращения или трансформации;
б) если основное содержание коммуникативного блока не выражено четко в предложении, желательно сформулировать его самостоятельно;
в) при наличии во всех текстах повторяющихся коммуникативных блоков целесообразно выбрать тот его вариант, где основная информация выражена полнее и более экономными языковыми средствами.
6. Объединить получившиеся фрагменты реферата в соответствии с составленным планом.
Упражнения