Русский язык и культура речи. Практикум / Под ред. В.И.Максимова.
1.Реферирование – это сложный творческий процесс, в основе которого лежит умение выделить основную информацию из текста первоисточника. Главная особенность любого реферата состоит в том, что он отражает не вообще содержание соответствующего первоисточника, а лишь новое, ценное и полезное содержание. Представляет интерес рассмотреть сущность и методы компрессии материала первоисточника.
В основе компрессии материала при реферировании лежит возможность выражать одну и ту же мысль разными словами. В содержании каждой мысли всегда имеется главное и второстепенное, есть причины и следствия, есть логические посылки и есть логические выводы. Все эти элементы составляют содержание всего сообщения, реферат же призван передать не все это сообщение, а лишь основную информацию, содержащуюся в нем. Так, если следствия не имеют существенного значения для практического использования, то в реферате они не находят своего выражения, точно так же могут опускаться различные посылки при сохранении вытекающих из них выводов.
В ходе реферирования всегда выполняются две задачи: во-первых, выделение основного и главного; во-вторых, краткое формулирование этого главного. Таким образом, сокращение исходного материала идет двумя путями: по линии отсеивания второстепенного и несущественного и по линии перефразирования главной мысли в краткую форму речевого произведения.
Экспериментально установлено, что для успешного выполнения этих двух задач необходимо пользоваться следующей последовательностью действий:
1. Провести беглый просмотр первичного документа и ознакомиться с общим смыслом, обращая внимание на заголовки, графики, рисунки и т.д.
2. Перечитать текст, чтобы досконально понять все нюансы содержания.
3. Определить основную тему текста.
4. Провести смысловой анализ текста с целью выделения абзацев, содержащих информацию, которая подтверждает, раскрывает или уточняет заглавие текста, а, следовательно, и основную тему. Абзацы, содержащие информацию по теме, отмечать знаком (+), а которые не содержат существенной информации отметить знаком (-).
5. Распределить весь материал статьи на три группы по степени его важности: а) выделение наиболее важных сообщений, требующих точного и полного отражения в реферате б) выделение второстепенной информации, которую следует передать в сокращенном виде в) выделение малозначительной информации, которую можно опустить
6. Определить ключевую мысль каждого абзаца, отмеченного знаком (+), которую записать с номером абзаца. Таким образом, составляется логический план текста.
Желательно все пункты плана формулировать назывными предложениями. Назывные предложения плана легче всего преобразовать в предложения, формулирующие главную мысль каждого смыслового блока и важнейшие доказательства, подкрепляющие эту мысль, что и составляет сущность самого реферирования. Главная мысль и доказательства записываются одним или двумя краткими предложениями. Завершив таким образом обработку всех пунктов плана, необходимо сформулировать главную мысль всего первоисточника, если это не сделано самим автором.
Подводя итог, можно резюмировать следующее:
1.Реферат - это композиционно организованное, обобщенное изложение содержания источника информации (статьи, ряда статей, монографии и др.).
2.Реферат состоит из трех частей: общая характеристика текста (выходные данные, формулировка темы); описание основного содержания; выводы референта. Реферат должен раскрыть основную концепцию исходного текста. Реферативное изложение должно быть сжатым. Реферат не должен превращаться в "ползанье" по тексту.
3.Цель реферирования: создать "текст о тексте". Следует избегать связок типа: в 1-м абзаце, во 2-м абзаце и т.д. Обильное цитирование превращает реферат в конспект. Реферат может содержать также и оценочные элементы (нельзя не согласиться, автор удачно иллюстрирует и др.).
2.Еслив индикативном рефератеприводятсяне все положения, а лишь только те, которые тесно связаны с темой реферируемого текста-первоисточника, то информативный реферат содержит в обобщенном виде все основные положения оригинала. Информативныйреферат(реферат-конспект) предполагает развернутое изложение основного содержания первоисточника, иллюстративный материал, аргументацию, сведения о методике исследования и составляется таким образом, чтобы, прочитав его, не было необходимости возвращаться к исходному тексту.
Основные требования к информативному реферату: полнота изложения; объективность, неискаженное фиксирование всех положений первичного текста; корректность в оценке материала.
Реферат отличается постоянством структуры: 1) заголовочная часть (выходные данные, формулировка темы); 2) собственно реферативная часть, включающая изложение основных положений текста-первоисточника и выводов, указание на наличие иллюстративного материала (таблиц, схем, рисунков и др.); 3) заключительная часть (здесь возможен краткий комментарий, в котором референт выражает свое отношение к проблемам, затронутым в первоисточнике, или к позиции автора по этим вопросам). Таким образом, информативный реферат, как правило, включает следующие части:
- библиографическое описание первичного текста,
- собственно реферативную часть (текст реферата),
- справочный аппарат, т.е. дополнительные сведения и примечания.
Текст информативного реферата (реферата-конспекта) рекомендуется строить по следующему плану: 1) Вводная часть, где говорится о цели и методах исследования, указывается тема реферата. 2) Описательная часть, которая начинается с главной мысли первоисточника. Обычно в тексте-первоисточнике главная мысль становится ясной лишь при чтении всего материала, в реферате же с нее начинается изложение содержания, она предшествует всем выводам и доказательствам. Такая последовательность изложения необходима для того, чтобы с самого начала изложения сориентировать читателя относительно основного содержания источника. Выявление главной мысли источника становится весьма ответственным делом и требует от него вдумчивого отношения к реферируемому материалу. Иногда эта главная мысль самим автором даже не формулируется, а лишь подразумевается. Автору реферата необходимо суметь сжато сформулировать эту главную мысль, не внося в нее своих комментариев. Далее содержание реферируемого материала излагается в последовательности первоисточника. Как правило, дается формулировка вопроса, приводится вывод по этому вопросу и необходимая цепь доказательств в их логической последовательности. 3) Заключительная часть, которая содержит выводы автора текста-первоисточника по реферируемому материалу. Безусловно, выводы автора вытекают из главной мысли, поэтому выявление главной мысли помогает понять и выводы автора. Иногда выводы автора отсутствуют, и тогда этот пункт реферата выпадает.
. Завершается реферат кратким комментарием по схеме: - актуальность материала - на кого этот материал рассчитан - степень прогрессивности материала.
3.Средства языкового оформления реферата. Поскольку реферат относится к одному из книжно-письменных жанров, то в нем используются: а) глаголы и отглагольные существительные, б) модальные слова, в) конструкции, типичные для научного стиля речи.
Для характеристики предмета исследования и результатов исследования наиболее употребительны глаголы и словосочетания:
● изучать - изучить, исследовать, анализировать - проанализировать, определять - определить, рассматривать - рассмотреть;
● обнаруживать - обнаружить, находить - найти, устанавливать - установить, показывать - показать, выявлять - выявить, доказывать - доказать;
● подтверждать - подтвердить, уточнять - уточнить, измерять - измерить, вычислять - вычислить, рассчитывать - рассчитать;
● вводить - ввести (понятие), выводить - вывести (формулу), проводить - провести (анализ, вычисление, измерение, исследование).
Для констатации способа изложения информации в исходном тексте (описание, упоминание, акцентирование, предложение, иллюстрация) используются глаголы и словосочетания:
● описывать, рассматривать, излагать, характеризовать, обсуждать;
● отмечать, называть, перечислять, затрагивать (вопрос);
● подчеркивать, обращать (особое) внимание;
● давать описание (определение, характеристику);
● приводить примеры (данные, результаты).
Некоторые глаголы и предикативные слова могут заменяться суще- ствительными:
● есть, иметься, существовать — существование, наличие (чего);
● нет, не имеется, не существует — отсутствие (чего);
● нужно / следует / должен / требуется — необходимость (чего);
● нельзя / не следует — невозможность, недопустимость (чего);
● позволяет что — возможность (чего);
● нуждаться (в чем) — потребность (в чем).
Кроме того, в реферате используются:
● пассивные и безличные конструкции: доказано, что; следует доказать, что;
● причастные и деепричастные обороты;
● компрессированные структуры, соответствующие придаточным предложениям, напр.: из-за ухудшения положения населения = так как ухудшалось положение населения и т.п.
В реферате, как и в других жанрах научной прозы, связь между предложениями и фрагментами осуществляется средствами связи, получившими название скрепы и указывающими:
● на порядок изложения информации: во-первых, во-вторых, в- третьих т. д., прежде всего, сначала, затем, после этого, наконец и др.;
● на выделение главной темы или актуальных для изложения других частей текста (главная, любопытная деталь, знаменательный факт), для этого используются слова: должен отметить, следует подчеркнуть, важно, необходимо отметить и др.;
● на присоединение дополнительного материала – аргументации с помощью слов: например, пример тому, так, кроме того, мало того, допустим;
● на оценку информации с точки зрения ее достоверности, вводимую словами: как известно, действительно, на самом деле, разумеется, безусловно, вероятно;
● на пояснения: иными словами, иначе, то есть;
● на источник информации: по данным N., по словам N., из трудов N. и др.
Упражнения