Сверьте составленный Вами текст аннотации с предлагаемым ниже.
Статья посвящена анализу названий русских падежей. В ней обосновывается необходимость различных падежных форм для связи слов друг с другом в речи, наличие у существительных прямой и косвенной форм, а отсюда и появление термина «склонение», устанавливается происхождение названий русских падежей. Статья представляет интерес для изучающих курс «Русский язык и культура речи», а также для широкого круга читателей.
Упражнение 9.Составьте текст индикативного реферата-резюме общего характера, используя для составления его основной части составленный ранее тезисный план. Помните, что каждый пункт тезисного плана должен быть конкретизирован с опорой на ключевые слова.
Написанный Вами вариант сверьте с предлагаемым ниже. В приводимом образце индикативного реферата-резюме общего характера конкретизирующие части выделены курсивом.
Образец индикативного реферата-резюме общего характера
Статья посвящена характеристике русских падежей. Авторы считают, что падежи устанавливая связь одних слов с другими, отражают тем самым существующие в реальном мире связи и отношения .Они убеждены, что хотя каждое слово имеет систему своих окончаний, посредством которых образуется речевая цепь, каждое существительное, выступая в этой речевой цепи в качестве его звена, обязательно принимает форму того или иного падежа (прямую или косвенную форму, что заметили еще греческие ученые), что в целом система падежных окончаний в том или ином выражении существует в любом языке.
Авторы отмечают, что большинство русских падежей имеет латинское происхождение (за исключением творительного и предложного).
Ученые детально характеризуют названия русских падежей: именительный означает «имя» предмета или понятия; родительный называет лицо, являющееся создателем чего-либо; дательный указывает адресата; винительный обозначает причину действия; предложный употребляется только с предлогом, что установил в результате наблюдения еще М.В.Ломоносов.
Упражнение 10.Прочитайте текст. Выделите в каждом абзаце ключевые слова. Составьте тезисный план с опорой на ключевые слова. Напишите индикативный реферат-резюме общего характера.
Тютюнник Е.В.(Симферополь)Графика как способ передачи зрительной выразительности текста//Язык.Культура.Общество:Матер-лы конф.-Симферополь: CLC.-2000.-С.345-346.
Графика – это система знаков и правил, предназначенных для передачи звукового вербального сообщения, пригодного для восприятия зрением. Графика не представляет собой отдельного уровня системы языка. Совокупность букв алфавита и пунктуационных знаков, или графем, данного языка служит в первую очередь средством письменной фиксации устной речи.
Графемы, так же, как и звуки, которые они фиксируют, имеют план выражения, но не имеют плана содержания (выраженная в высказывании мысль, информация плюс эмоциональный момент).Как единица языка графема не может нести дополнительную информацию, , поэтому отдельная графема не может служить выразительным средством. Однако письменная речь не является только способом фиксации устной речи. Это особый вид речевой деятельности, обладающий целым рядом присущих ему закономерностей.
В каждом языке сложились определенные способы организации письменного текста - способы размещения его компонентов, способы изображения букв, слов, предложений, и эти способы могут использоваться для достижения самых различных стилистических целей, т.е. могут выступать как стилистические приемы, придающие дополнительную информацию письменному тексту.
Графические средства стилистики представляют собой совокупность способов внешней организации текста, т.е. способов размещения элементов и фрагментов текста (абзацев, заголовков, подзаголовков) по отношению друг к другу, а также других полиграфических средств (размеры и виды шрифтов, способы их чередования, способы печатания и др.). Все это придает тексту зрительную выразительность, способствующую процессу восприятия содержания текста. Средства стилистики необходимы также, чтобы сообщить читателю то, что в устной речи передается ударением, тоном голоса, паузами удлинением или удвоением некоторых звуков и т.д. В частности, для создания ритмического впечатления при зрительном восприятии поэзии велика роль деления на строфы, общий вид страницы, конец строк. В ряду графических стилистических средств важное место принадлежит также пунктуации, поскольку, например, наряду с членением текста на предложения и указанием общей характеристики предложения (вопрос, восклицание, утверждение) пунктуация указывает на многие элементы, важные в эмоционально-экспрессивном отношении, например, эмоциональные паузы, иронию и многое другое.
Как показывают наблюдения, в современной литературе графические средства используются для привлечения внимания читателя к тому или иному фрагменту текста, передачи эмоциональной окраски, интенсификации той части высказывания, где угадывается подтекст.