Запишите словосочетания, используя отглагольные существительные.

Познавать окружающий мир, проектировать новый комплекс, адаптировать научный текст, анализировать проблему, оснащать измерительной аппаратурой, использовать научные термины, усвоить научный стиль речи, употреблять слова в прямом значении, расширить сферу влияния, выполнить полученное задание, закрепить пройденную тему, сопоставить данные.

3. Измените микротекст, объединив несколько предложений в одно, в тезисном варианте.

1. Отличие научных текстов от других текстов. Адресат не просто воспринимает излагаемую информацию. Адресат одновременно производит интеллектуальные операции, как, например, усвоение, сопоставление, критический анализ.

2. Научная речь не просто логична. Научной речи свойственна именно подчеркнутая логичность. Весь строй речи направлен на то, чтобы выразить логику изложения.

3. Логичность научной речи в отличие от художественной речи характеризуется предельной строгостью. Научное мышление выражается в цепи доказательств.

4. Запишите предложенный пункт тезисного плана в виде пункта вопросного плана.

1. Любой текст - это языковое выражение замысла автора.

2. Алгоритм чтения определяет последовательность умственной деятельности при восприятии основных фрагментов текста.

3. Психологическая установка - это готовность человека к определенной активности, к участию в некотором процессе, к реакции на знакомый стимул или известную ситуацию.

4. При использовании интегрального алгоритма чтения формируется навык чтения, предусматривающий определенную последовательность рациональных действий в соответствии с блоками алгоритма.

5. Психологи называют пониманием установление логической связи между предметами путем использования имеющихся знаний.

5. Внимательно прочитайте текст. Выделите в нем коммуникативные блоки. Составьте номинативный план к тексту и запишите его.

Рисунки Наска

Ученые в течение многих веков пытаются разгадать множество тайн природного мира, однако некоторые явления до сих пор ставят в тупик даже самые лучшие умы человечества. Например, никто не знает значения огромных фигур, нарисованных на песке в Перу древними людьми.

Линии Наска, простирающиеся на 450 кв. км прибрежной пустыни, представляют собой огромные произведения искусства, оставленные на перуанских равнинах. Среди них есть геометрические фигуры, а также рисунки животных, растений и редко фигур людей, которые можно увидеть с воздуха.

Считается, что их создал народ Наска в течение 1000-летнего периода между 500 г. до н.э. и 500 г. н.э., но никто не знает зачем. Несмотря на статус объекта Всемирного наследия, власти Перу с трудом защищают линии Наска от поселенцев. Тем временем археологи пытаются изучить линии, пока их не разрушили.

Вначале предполагалось, что эти геоглифы были частью астрономического календаря, но позже эта версия была опровергнута. Потом исследователи сконцентрировали свое внимание на истории и культуре людей, которые их создали. Являются ли линии Наска посланием инопланетянам или представляют какое-то зашифрованное сообщение, никто не может сказать.

В 2012 году Университет Ямагата в Японии заявил о том, что откроет исследовательский центр на месте и намерен в течение 15-лет изучить более 1000 рисунков.

6. Прочитайте текст. Выделите смысловые части текста. Составьте к нему тезисный план.

Хлорирование воды

С момента первого применения гипохлорита кальция для обеззараживания воды, а это произошло в начале 20 века, хлор уже спас и все еще продолжает спасать миллионы жизней по всему миру, останавливая распространение кишечных инфекций. До применения дезинфекции воды хлором, по приблизительным подсчетам, холерой переболело 4,5 миллиона человек, а тифом – около 25 миллионов.

Хлорирование – десятилетиями проверенный метод дезинфекции. Другие виды обеззараживания воды пока не могут сравниться с хлорированием ни по результату, ни по стоимости. Так, для эффективного обеззараживания при помощи ультрафиолета необходимым условием является прозрачность воды, иначе микробы смогут благополучно миновать УФ-лучи. Озонирование воды чересчур дорого, и не все могут себе это позволить.

У хлорирования же есть ряд преимуществ. Хотя хлор, как и другие способы дезинфекции воды, не освобождает воду от бактерий на все 100%, но остающиеся после хлора одиночные хлорустойчивые бактерии практически не угрожают здоровью, так как в большинстве случаев являются непатогенными. Кроме того, другие методы обеззараживания, в отличие от хлорирования, не гарантируют, что уже обработанная вода не заразится вновь во время прохождения по трубам.

Однако у хлорирования есть не только достоинства. Последние исследования ученых выявляют взаимосвязь между употреблением хлорированной воды и увеличением количества заболеваний отдельными видами рака. Серьезную опасность для здоровья представляют побочные продукты дезинфекции, которые являются следствием реакции хлора с содержащейся в воде органикой. Получающиеся в результате хлорорганические вещества обладают канцерогенным и мутагенным действием и могут проникать в организм не только при питье, но и вместе с дыханием во время водных процедур или при стирке, а также через кожу. Высокое содержание в воде хлора и его соединений может спровоцировать респираторные заболевания, пневмонию, гастриты. Хлорированная вода также вредна для кожи, вызывает ее сухость и может стать причиной аллергии.

Отказаться от хлора мы пока не можем. Когда в 1991 году это сделали в Перу для сокращения числа раковых заболеваний, в стране сразу же возникла вспышка холеры. Получается, что приходится выбирать из двух зол: если не использовать хлорирование, то есть риск заразиться кишечной инфекцией, а если использовать, то есть вероятность заработать себе онкологию.

7. Прочитайте текст и пример вопросного плана к нему. Трансформируйте пункты вопросного плана в тезисный. Запишите его.

Прошлое – будущему

Одна из величайших основ, на которой зиждется культура, – память. В создании культуры участвуют многие поколения людей…Культура передается из поколения в поколение, накапливается.

В памяти отдельного человека и в памяти общества сохраняется преимущественно то, что нужно, доброе – активнее, чем злое. С помощью памяти накапливается человеческий опыт, образуются традиции, трудовые и бытовые навыки, семейный уклад, общественные институты, развивается эстетический уровень восприятия и творчества, создается знание.

Память активна. Она не оставляет человека равнодушным, бездеятельным. Она владеет умом и сердцем человека. Память противостоит уничтожающей силе времени… В этом ее величайшее нравственное значение.

Культура личности формируется в результате деятельности памяти одного человека, культура семьи – как результат семейной памяти, культура народа – народной памяти. Но мы уже давно вступили в эпоху, когда для общей культуры отдельного человека, общества и народа нужна деятельная, творческая память всего человечества. И подобно тому, как культура семьи не уничтожает, а совершенствует культуру личности, так и культура всего человечества cовершенствует, возвышает, обогащает культуру каждого отдельного народа.

Каждый культурный подъем в истории, так или иначе, связан с обращением к прошлому. Сколько раз, например, человечество обращалось к античности? И каждое обращение обогащало современность всегда.

…А что давало каждому народу обращение к национальным корням? Если это обращение не было продиктовано узким национализмом, оно было плодотворным.

Ведь каждое обращение к старому в новых условиях было всегда новым. Обращение к старому, возрождение старого, его сохранение – это не отказ от нового, это новое понимание старого, своих корней, это ощущение себя в истории. Задержку в развитии создает не приверженность истории, а отказ двигаться вперед (По кн.: Д.С.Лихачев. Прошлое – будущему).

План в форме вопросительных предложений
1. На какой основе создается культура?
2. Что преимущественно сохраняется в памяти человека и народа в целом?
3. Что создается, формируется, накапливается с помощью памяти?
4. В чем величайшее нравственное значение памяти?
5. Как культура семьи и народа в целом влияет на культуру отдельного человека?
6. С чем так или иначе связаны различные эпохи культурного подъема в истории человечества?
7. При каких условиях плодотворно обращение к своим национальным корням?
8. Как автор объясняет целесообразность и полезность обращения к прошлому в новых условиях?

8. Составьте вопросный и номинативный план к статье.

ЯЗЫКИ ВЬЕТНАМА

Наши рекомендации