Понятие компрессии научного текста
1.1. Вторичный текст.В процессе работы с научным текстом с целью совершенствования навыков и умений понимания, исследования, анализа научной информации часто прибегают к созданию вторичных научных текстов (аннотаций, тезисов, рефератов, курсовых работ и др.). Они различаются не только степенью сжатия или развернутости содержания первоисточника, но и использованием стандартных клише при оформлении вторичного текста. В написании вторичного текста участвуют сразу два механизма: восприятие прочитанного текста и его воспроизведение. Воспроизведение текста может проходить как за счет сжатия, так и за счет расширения полученной информации (процессы свертывания и развертывания информации). Так происходит количественное изменение прочитанного текста, которое идет как в сторону уменьшения (например, тезисы), так и в сторону увеличения (например, курсовая работа).
Вторичный научный текст всегда носит субъективный характер, отсюда множественная вариативность всех вторичных текстов. Иными словами, сколько человек создают вторичный текст – столько и получается в итоге вторичных текстов.
1.2. Компрессия. Для создания вторичных текстов часто применяют прием компрессии. Под компрессиейпонимается умение извлекать из текста самую основную информацию. Компрессия связана с умением понимать идею текста и находить второстепенную информацию. Работа над компрессией текста способствует более глубокому его пониманию, поскольку только тот текст по-настоящему осмыслен, основное содержание которого можно представить в сколь угодно сжатой форме.
В зависимости от коммуникативной задачи выделяют следующие виды компрессии:·тезирование, конспектирование, аннотирование, реферирование, рецензирование и др.
2. Виды планов
Во время работы с научным текстом важнейшим этапом процесса является умение составлять планы разных видов.
План - сжатая программа текста; сокращенный вид записи текста, с помощью которой можно возобновить исходный текст в любом объеме.
Удачно составленный план помогает понять и запомнить прочитанный материал, говорит об умении анализировать текст. Восстановление содержания текста по плану является средством самоконтроля и самооценки.
Работа над планом включает следующие этапы:
1. Прочитать текст.
2. Разделить текст на смысловые части (коммуникативные блоки) , каждая из которых имеет идею и логически завершена. Смысловые части (коммуникативные блоки) могут совпадать с абзацами, а по большей части не совпадают и заключают в себе несколько абзацев.
3. Выделить главную мысль (идею) каждой части.
4. Сформулировать основную мысль (это и будет пункт плана).
Выделяют следующие виды планов: вопросный, назывной (или номинативный) и тезисный.
Вопросный план - последовательность вопросительных предложений, которые передают основную мысль смысловой части текста. (Какова роль информации в современном мире?).
При составлении вопросного плана используют вопросительные слова, но не словосочетания с частицей ли (например: Как.., Сколько.., Когда.., Почему... и т. д., НО Не есть ли..., Пришел ли... и т. п.).
Назывной (номинативный) -последовательность номинативных предложений , которые передают основную мысль смысловой части текста. (Роль информации в жизни человека; Пластичность меди; Прозрачность кристалла; Функции денег; Сущность основного вопроса философии).
Тезисный план - последовательность двусоставных логически завершенных предложений, которые передают основную мысль смысловой части текста.
При составлении номинативного и вопросного плана нужно самостоятельно сформулировать основное положение части, передать информацию своими словами. При составлении тезисного плана сокращение исходного текста возможно двумя способами:
1) сокращение основных положений текста с потерей дублирующейся или второстепенной информации;
2) полная замена авторских средств высказывания.
Важно помнить, что в пунктах тезисного плана нет примеров и разъяснений. Не следует путать тезисный и цитатный план. Тезисный план, в отличие от цитатного, не предполагает прямого цитирования.
Пример тезисов.
1. Психологическая установка - это готовность человека к определенной активности, к участию в некотором процессе, к реакции на знакомый стимул или известную ситуацию.
2. Психологи называют пониманием установление логической связи между предметами путем использования имеющихся знаний.
Тезисы
3.1.Определение понятия.Тезирование как один из видов извлечения основной информации текста-источника может использоваться не только для составления тезисного плана, но и для написания тезисов. Тезисы – кратко сформулированные основные положения доклада, научной статьи в виде двусоставных предложений.
3.2. Виды тезисов. Тезисы бывают первичными(оригинальными) и вторичными. Первичные (оригинальные) тезисы составляются автором пишутся как краткий текст к предстоящему выступлению на семинаре, конференции или конгрессе. Такие тезисы публикуются в специальных сборниках.
Вторичные тезисы составляются как перечень основных положений какого-либо источника, например, научной статьи, учебника или монографии. Такие тезисы необходимы для научной работы студентам. Для составления вторичных тезисов по каждому пункту плана необходимо кратко записать основную мысль выделенной части текста. Тезисы – это золотая середина между заголовками пунктов плана и письменным пересказом текста. Работу над тезисами стоит составлять на основе выделенных ключевых слов и словосочетаний, которые несут основную смысловую и эмоциональную нагрузку в тексте. В тезисах надо раскрыть основные мысли текста, отвечая на вопрос: «Что говорится в этой части текста?»
3.3 Структура первичных тезисов. Первичные тезисы имеют строго нормативную содержательно-композиционную структуру, в которой выделяются:
а) преамбула (предисловие);
б) основное тезисное положение;
в) заключительный тезис.
Основные ошибки при составлении первичных тезисов:
1. Мысль не раскрыта, а только названа: повторяет пункт плана другими словами.
2. Неточность и расплывчатость при передаче основных мыслей текста.
3. Тезисы не связаны между собой, один должен вытекать из другого.
4. Много лишних слов, не несущих смысловой нагрузки.
ЗАДАНИЯ.
1. Ознакомьтесь с примерами разного вида планов. Укажите, при помощи каких предложений сформулированы пункты в каждом из них?
вопросный | тезисный | номинативный |
1.Что такое Третьяковская галерея? | 1.Третьяковская галерея является всемирно известным музеем русского изобразительного искусства | 1.Музей с мировой славой. |
2.Кто такой Третьяков П.М.? | 2.Третьяков П.М. — выдающийся деятель русской культуры, крупный фабрикант. | 2. Личность Третьякова П.М.. |
3.Какую основную цель поставил перед собой Третьяков П.М., создавая галерею? | 3.Третьяков П.М. стремился создать доступный народу национальный музей русской живописи. | 3. Цели выдающегося деятеля. |
4.На что была направлена деятельность Третьякова П.М. при создании галереи? | 4.Деятельность Третьякова П.М. была направлена на поддержание нового демократического искусства | 4. Направление деятельности Третьякова П.М.. |
5.Когда и кому передал свою коллекцию картин Третьяков П.М.? | 5.В 1892 г. Третьяков передал свое собрание в дар городу Москве. | 5. Дар Третьякова П.М. Москве. |