Дифференцированый зачет по русскому языку и культуре речи
6.1 Основные требования к зачету
Форма итогового контроля знаний – дифференцированный зачет.
После изучения курса студент (курсант) должен знать:
- различие между языком и речью; качества нормированной речи;
- особенности функциональных стилей речи (письменной и устной);
- функции языка как средства формирования и трансляции мыслей;
- нормы русского литературного языка, специфику устной и письменной формы речи;
- нормы лексической сочетаемости;
- основные принципы русской орфографии, морфологии, синтаксиса;
- основные правила орфоэпии, звукового состава русской речи, основные способы словообразования и грамматической правильности речи
-
В результате усвоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными, этическими нормами и эстетическим звучанием;
- различать типы речи, текстовые особенности типовых текстов;
- анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности, целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;
- выявлять лексические, стилистические ошибки в текстах разных стилей и типов речи;
- владеть синтаксическими приемами и нормами современного русского языка;
- пользоваться словарями русского языка.
Развернутый ответ на зачете
Развёрнутый ответ на зачете — один из наиболее распространённых речевых жанров. Имеет он огромное значение и в повседневной жизни человека — ведь почти всем приходится постоянно учиться и сдавать экзамены, доказывая свою профессиональную пригодность.
Устный развёрнутый ответ — это законченное связное монологическое высказывание в научном стиле речи, для которого характерны композиционная завершённость, чёткая последовательность в изложении материала. В нём выделяются тезис (то, что доказывается) и доказательства. Доказательная часть такого ответа состоит из примеров и их объяснения. Самостоятельный подбор необходимых примеров свидетельствует об осознанности усвоения изученного материала. Нужно стремиться к тому, чтобы примеры отвечали сути теоретического положения, которое выдвигается; знать, когда достаточно привести для примера (особенно при ответах на лингвистические темы) слово, словосочетание или предложение, а когда — сравнительные ряды языковых явлений.
Как и всякое высказывание, ответ на зачете состоит из введения, основной части и заключения. Содержание, структура, языковое оформление каждой части зависят от того, какой вид ответа используется: ответ-описание, ответ-обобщение или ответ-сравнение.
В ответах-описаниях следует указать признаки того или иного понятия. В эти ответы могут входить и логические определения понятий, комментируемые примерами, но отбор материала подчиняется определённой задаче — дать характеристику рассматриваемого явления.
Ответы-обобщения предполагают выделение каких-либо признаков, принадлежащих группе рассматриваемых явлений. Обычно в результате такого рассмотрения формулируется вывод (обобщение).
При подготовке ответов-сравнений можно проводить как полное сравнение (в этом случае у сопоставляемых объектов устанавливаются признаки сходства и признаки различия: например, назвать признаки сходства и различия словосочетания и слова, предложения), так и частичное сравнение; при этом устанавливаются либо сходные (общие), либо отличительные признаки: например, назвать отличия в образовании гласных и согласных звуков.
При ответе на зачете рекомендуется излагать материал не в очень быстром темпе, чётко выделять части высказывания, делать необходимые паузы и логические ударения.
Как готовиться к зачету
1Составьте график подготовки к зачетам.
2Повторяйте один и тот же материал дважды на протяжении суток, а потом ещё один раз — через неделю.
3Составляйте планы ответов на предполагаемые вопросы.
4 Позаботьтесь о том, чтобы ответ на зачете был композиционно завершённым (рассуждение), доказательным (приводите примеры), убедительным (объясняйте их).
5 При составлении высказывания не нарушайте его стилевого единства, используйте языковые средства, характерные для научно-учебного стиля речи.
6 Ежедневно повторяйте материал двух учебных предметов, по которым проводятся зачеты, с перерывом между ними.
7Ведите дневник, ежедневно записывая план работы на следующий день.
8При подготовке ответов на вопросы обращайтесь к обобщающим таблицам, схемам, систематизирующим записям и др.
9.Учитесь снимать усталость, используя различные приёмы (беседа с друзьями, родителями; слушание музыки и др.).
6.4 Вопросы для дифференцированного зачёта по дисциплине «Русский язык и культура речи»
1. Язык как система. Основные единицы языка.
2. Язык как система. Функции языка.
3. Язык и речь.
4. Понятие о литературном языке и языковой норме.
5. Понятие литературной нормы. Типы нормы.
6. Слово, его лексическое значение.
7. Многозначные слова и их употребление.
8. Синонимы, антонимы и их употребление. Лексические нормы. Лексические ошибки, связанные с употреблением синонимов.
9. Омонимы, паронимы и их употребление. Лексические ошибки, связанные с употреблением паронимов.
10. Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы).
11. Русская лексика с точки зрения ее употребления (нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи). Профессионализмы. Терминологическая лексика.
12. Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.
13.Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи.
14. Употребление фразеологизмов в речи. Лексические ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.
15. Лексические нормы: нормы словоупотребления.
16. Лексические ошибки: плеоназм, тавтология и др.
17. Фонетические единицы. Фонетический разбор слова. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных.
18. Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Правописание о/ё после шипящих и ц.
19. Орфоэпические нормы: нормы ударения. Ударение имён существительных. Ударение имён прилагательных.
20. Орфоэпические произносительные нормы: произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов.
21. Морфемика. Морфема. Способы словообразования. Морфемный разбор слова. Словообразовательный разбор.
22. Правописание чередующихся гласных в корнях слов.
23. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.
24. Правописание приставок при-/пре-. Правописание сложных слов.
25. Морфология. Морфологические нормы: нормы образования грамматических форм слов различных частей речи. Употребление ь для обозначения грамматических форм.
26. Употребление форм имён существительных в речи. Образование и употребление И. п. мн. ч. имён существительных.
27. Образование и употребление Р. п. мн. ч. имён существительных.
28. Род несклоняемых иноязычных имён существительных.
29. Род сложносокращённых слов (аббревиатур).
30. Образование и употребление степеней сравнения имён прилагательных. Употребление форм имён прилагательных в речи.
31. Образование формы Р.п. имени числительного. Употребление числительных в речи.
32. Местоимение. Употребление в речи.
33. Глагол. Употребление форм глагола в речи.
34. Причастие. Правописание не с причастиями.
35. Причастие. Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных.
36. Причастие. Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.
37. Деепричастие. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Особенности построения предложений с деепричастным оборотом.
38. Наречие. Употребление наречий в речи.
39. Предлог. Употребление предлогов в речи. Употребление предлогов между(меж),по.Употребление предлогов согласно, благодаря, вопреки. Употребление предлогов в и на, их антонимов.
40. Союзы. Употребление союзов в простом и сложном предложениях.
41. Частица. Правописание частиц. Употребление в речи.
42. Междометие. Употребление в речи.
43. Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение. Синтаксические нормы.
44. Словосочетание: нормы построения. Виды подчинительной связи между словами в подчинительном словосочетании.
45. Управление в словосочетании: употребление предлогов согласно, благодаря, вопреки.
46. Простое предложение. Тире между подлежащим и сказуемым.
47. Нормы построения простых предложений. Согласование сказуемого с подлежащим. Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным количественно-именным сочетанием.
48. Нормы построения простых предложений. Прямой порядок слов в предложении.
49. Нормы построения простых предложений. Синтаксические ошибки. Их исправление.
50. Односоставное и неполное предложения.
51. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи.
52. Предложения с обособленными и уточняющими членами.
53. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Употребление вводных слов в речи.
54. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.
55. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.
56. Сложное предложение. Нормы построения сложных предложений различных видов.
57. Сложносочинённое предложение. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Употребления сложносочинённых предложений в речи.
58. Сложноподчинённое предложение. Знаки препинания в нём. Использование сложноподчинённых предложений в разных типах и стилях речи.
59. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.
60. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.
61. Построение сложных предложений: речевые ошибки при построении сложных конструкций.
62. Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение.
63. Текст как произведение речи. Признаки, структура текста.
64. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение).
65. Функциональные стили речи. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.
66. Научный стиль речи. Основные жанры: доклад, статья, сообщение и др.
67. Официально-деловой стиль речи. Признаки. Назначение. Подстили.
68. Публицистический стиль речи. Основные жанры. Особенности построения публичного выступления.
69. Художественный стиль речи, его основные признаки.
70. Лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей речи.
6.5 Нормы оценки знаний, умений и навыков студентов
Оценка устных ответов
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний студентов по русскому языку и культуре речи. Развернутый ответ студента должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа студента надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
«Отлично» ставится, если студент:
1) полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
«Хорошо» ставится, если студент дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
«Удовлетворительно» ставится, если студент обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
«Неудовлетворительно» ставится, если студент обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал; если студент обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
ТЕСТ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
7.1 Тестовые задания
№ 1. В каком слове букв больше, чем звуков?
1) ель2) меняться 3) блюдо 4) яблочный
№ 2. В каком слове происходит озвончение согласного звука?
1) пейзаж 2) сдоба 3) подъезд 4) гриб
№ 3. В каком слове все согласные звуки — мягкие?
- 1) жить 2) несешь 3) беречь 4) жесть
№ 4. В каком слове буква е обозначает два звука?
1)шептать 2) еловый 3) перевел 4) сегодня
№ 5. В каком слове выделенная буква обозначает твердый согласный звук?
1) интерНет 2) Метеорит
3) лиДерский 4) деФективный
№ 6. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ЧУВСТВУЕТ буква В обозначает непроизносимый звук.
2) В слове БОЯЛИСЬ одинаковое количество букв и звуков.
3) В слове ВСЁ — первый звук [ф].
4) В слове РУЖЬЕ мягкость согласного [ж'] на письме обозначена буквой Ь.
№ 7. В каком слове ударение на последнем слоге?
1)верба 2)нефтепровод
3) иксы 4) черпать
№ 8. В какой строке во всех словах ударение поставлено верно?
1) алфавИт, воврЕмя, лгалА, начАть
2) красИвейший, лЕкторов, дозировАть, недУг
3) низвЕден, начАвшись, бОроду, прижилИсь
4) прозорлИва, обеспЕчение, воспринялА, граждАнство
№ 9. Какое слово неправильно разбито на морфемы (разобрано по составу)?
1) пере-во-площ-ать 2) при-нужд-енн-о
3) об-рад-ова-л-и-сь 4) крас-от-а
№ 10. В каком ряду все слова являются однокоренными?
1) взаймы, перезанять, заем
2) отцепить, цепенеть, цепочка
3) покупки, купе, купание
4) опереться, оперный, операционный
№ 11. В каком ряду морфемное строение всех слов соответствует схеме: приставка + корень + окончание"?
1) влево, бездорожье, вдребезги
2) здоровье, подполковник, досуха
3) пригород, безвкусный, вбежать
4) отмели, взрыв, вклады
№ 12. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке свет — светить— ... — освещенный!
1)светлый 2) осветить
3) просвет 4) осветитель
№ 13. В каком ряду все слова образованы приставочным способом?
1) залежи, нависший, зачеркнув
2) засекреченный, перелесок, приземлиться
3) послезавтра, поломать, повсюду
4) бездушный, натрое, разыгрывать
№ 14. В каком ряду все выделенные слова образованы способом перехода из одной части речи в другую?
1) проведать больного, пожарный кран, приемная губернатора
2) встретиться вечером, помогли раненому, выпить снотворное
3) новая столовая, любоваться весной, окружающий мир
4) незнакомые люди, жить прошлым, наши выиграли
№ 15. В какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность образования слов?
1) цвет — цвести — расцвести — расцвет
2) ясный — объяснить — объяснять — объясняться
3) плыть — заплыть — заплывать — заплыв
4) нерв — нервничать — нервный — нервозность
№ 16. В каком ряду все слова употреблены в переносном значении?
1) сорванный голос, совесть чиста, ледяной взгляд
2) громкое дело, танцующие дети, радостный вид
3) распущенное вязание, тонкий слух, шелковое платье
4) крутой лоб, густая каша, тяжелая ноша
№ 17. В каком ряду выделенные слова являются многозначными?
1) ЛЕТЕТЬ на самолете — ЛЕТЕТЬ со стула
2) халат из БАЙКИ — слушать БАЙКИ
3) распахнутый ВОРОТ — грузоподъемный ВОРОТ
4) ЛАВА вулкана — угольная ЛАВА
№ 18. В каком ряду выделенные слова являются языковыми синонимами?
1) Сотни верст ПУСТЫННОЙ, ОДНООБРАЗНОЙ степи нагоняют уныние.
2) Катя ОБОЖАЛА природу, и Аркадий ее ЛЮБИЛ, хотя не смел признаться в этом.
3) Работаешь, СТАРАЕШЬСЯ, МУЧИШЬСЯ, ночей не спишь, все думаешь, как бы лучше все сделать.
4) Где-то в соседнем доме играли на рояле, и звуки доносились СЛАБЫЕ, НЕЯСНЫЕ.
№ 19. В каком ряду выделенные слова являются контекстными антонимами?
1) Душой ДИТЯ - судьбой МОНАХ.
2) Лучше горькая ПРАВДА, чем сладкая ЛОЖЬ.
3) ГОРЕ старит, а РАДОСТЬ молодит.
СВЕТЛЫЕ и ТЕМНЫЕ воспоминания одинаково его терзали
№ 20. В каком из данных предложений используется такое средство выразительности, как градация?
1) Новенький был длинным и тощим, его руки и ноги вечно торчали из коротких рукавов и штанин.
2)Он нес меня на себе восемь километров по залитой солнечным зноем дороге.
3)На мой взгляд, такой подход к делу является поверхностным, примитивным, банальным.
4)Я стоял, как тогда, до войны, у самого порога, и было на душе у меня пусто, будто я ночью иду по пустой дороге.
№ 21. В каком из данных предложений используется такое средство выразительности, как антитеза?
1)Когда-то тут была большая рябина, но она подгнила и упала.
2)Но она пусть побудет еще немного в своей отдаленной памяти, в золоченом дворце, где показывают балет.
3)Мы поспешили пронаблюдать за схваткой, но ее не было: наш кот, удивленный поведением рыжего, побежал к нему, а тот бросился через забор.
4)Как же не понимать, что людей не любят не за их пороки, а любят не за их добродетели!
№ 22. В каком ряду выделенные слова являются омонимами?
1) ОТДЕЛЕНИЕ в концерте - ОТДЕЛЕНИЕ в пехоте
2) НОМЕР дома — НОМЕР обуви
3) крепостной ВАЛ — стальной ВАЛ
4) ОБОРВАТЬ лепестки - ОБОРВАТЬ спорщика
№ 23. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1)Бабушка подала на стол свои знаменитые РЫБНЫЕ котлеты.
2)Отца считали настоящим ДИПЛОМАТОМ в общении с окружающими людьми.
3)В своих расчетах всегда необходимо учитывать ФАКТ времени.
4)В это время степь мрачна и безжизненна, и только немногие птицы ОЖИВЛЯЮТ ее.
№ 24. Какое из данных слов является исконно русским?
1) кипарис 2) зодчий 3) революция 4) богатырь
№ 25. Какое сочетание слов является фразеологизмом?
1) держать в плену 2) держать себя в руках
3) держать птицу в клетке 4) держать дома собаку
№ 26. В каком предложении есть фразеологический оборот?
1) Многие приезжают на север посмотреть белые ночи.
2) На экзамен все ученики пришли в белых рубашках.
3) Для этих керамических изделий используют белую глину.
4) Белый цвет тебе очень к лицу.
№ 27. В каком ряду все имена существительные женского рода?
1) брешь, утварь, ветошь
2) толь, лазурь, вексель
3) мозоль, текстиль, картечь
4) канитель, вуаль, водевиль
№28. В каком ряду все имена существительные употребляются только в форме единственного числа?
1)партия, листва, крестьянство
2) глина, старье, алюминий
3) земля, предательство, желтизна
4) сметана, студенчество, симфония
№ 29. В каком ряду все имена прилагательные относятся к разряду качественных?
1)мелкое зерно, нежный голос, сладкий пирожок
2) добрые друзья, волчий след, заячья душа
3) чистое золото, голубые мечты, брянские леса
4) белые стихи, бесстрашный поступок, крутой обрыв
№ 30. В каком ряду все имена прилагательные относятся к разряду относительных?
1) аккуратный почерк, фарфоровый сервиз, деревянные дома
2) московское время, изумрудная брошь, молодежный форум
3) тюлевые занавески, дядина машина, каменное сердце
4)медленный шаг, стальные нервы, оловянный солдатик
№31. В каком ряду все прилагательные относятся к разряду притяжательных?
1)лебединая песня, творительный падеж, студенческий клуб
2) богатый выбор, летучая мышь, шипящий звук
3) лисья нора, охотничьи сапоги, мамино пальто
4) мебельный гарнитур, тюлений жир, золотое сердце
№32. В каком ряду все формы сравнительной степени имен прилагательных образованы верно?
1) дешевше, глаже, упруже
2)круче, бойче, проще
3)туже, ломче, умнее
4)пылче, звончее, дальше
№ 33. В каком из предложений есть количественное имя числительное?
1) Оба друга были образованными людьми, знали и любили русскую литературу.
2) Первый блин комом.
3) Бамбук достигает ввысоту сорока метров.
4) По лесу шла медведица с троими медвежатами.
№ 34. В каком из предложений есть собирательное имя числительное?
1) Дорогу делает не первый, а тот, кто вслед пуститься смог.
2) Расставаясь с другом, плачут семь лет, расставаясь с родиной — всю жизнь.
3) По обеим сторонам дороги цвели яблони.
4) Паганини играл на скрипке с восьми лет и в этом же возрасте начал писать музыкальные произведения.
№ 35. В каком ряду все выделенные слова являются личными местоимениями?
1) егобрат, помочь мне, убедить их
2)спросить у них,распоряжаться собой, тесамые
3) попросить ее,рассказывать о тебе, бывать у него
4)ихдом, егопроблемы, думать о вас
№ 36. В каком из предложений есть притяжательное местоимение?
1)И вы не смоете всей вашей черной кровью поэта праведную кровь.
2) Всем стало скучно и грустно.
3) Каждый труд благослови, удача.
4) Открой мне всю правду, не бойся меня.
№ 37. В каком ряду все глаголы относятся к I спряжению?
1) рубить, смотреть, дышать, звать
2)мыть, ловить, терпеть, знакомить
3) брать, веять, найти, стелить
4) запереть, узнавать, вставать, гнать
№ 38. В каком ряду все глаголы относятся ко II спряжению?
1)стучать, спешить, молчать, увидеть
2) звучать, перегнать, вытерпеть, брать
3) садиться, дрожать, гореть, лечь
4) грузить, кушать, встретить, терпеть
№ 39. В каком ряду все слова являются действительными причастиями?
1) построивший, узорчатый, пахнущий
2) сыпучий, живущий, несший
3) очищающий, заступивший, привязавшийся
4) просветляющий, летучий, везучий
№ 40. В каком ряду все слова являются страдательными причастиями?
1) искомый, задетый, доставляемый
2) закопанный, пустынный, любимый
3) приносимый, гонимый, критикующий
4) взятый, измявший, разбуженный
№ 41. В каком ряду все слова являются наречиями?
1) натощак, вовремя, вслепую
2) издавна, где-то, сидючи
3) тайком, белым-бело, затаив
4) бессмысленно, кругом, разговаривая
№ 42. В каком из предложений выделенное слово является наречием?
1) Вследствие того, что реки средней полосы России протекают по равнине, в их течении нет порогов.
2) Поручение надо было выполнить согласноуказаниям.
3) Благодаря вмешательству врачей ребенок был спасен.
4) Впоследствии я все время вспоминал наш разговор.
№ 43. В каком предложении слово ВОКРУГ является предлогом?
1)Солнце выглянуло из-за туч, и все ВОКРУГ посветлело.
2) Сторож ходит ВОКРУГ дома и стучит в свою колотушку.
3) На многие версты ВОКРУГ расстилалась безбрежная степь.
4) Услышав шум в саду, я вышел и внимательно осмотрел все ВОКРУГ.
№ 44. В каком ряду все слова являются сочинительными союзами?
1)тоже, что, то есть
2) зато, однако, или
3) да, и, будто
4) а именно, насколько, либо
№ 45. В каком ряду все слова являются подчинительными союзами?
1) оттого что, который, а именно
2)сколько, как, если
3) что, поэтому, то ... то
4) благодаря, словно, же
№ 46. В каком ряду все слова являются частицами?
1)едва ли,сильно, неужели
2) точно, так, разве
3) прямо, слепо, только
4) что за, все-таки, же
№ 47. Какие слова являются грамматической основой в данном предложении?
Эти условия рынка и растущий спрос потребителей позволяют прогнозировать существенное увеличение товарооборота новой продукции уже в ближайшем будущем.
1) условия позволяют
2) условия и спрос позволяют прогнозировать
3) прогнозировать увеличение
4) позволяют прогнозировать
№ 48. Какое слово или сочетание слов является сказуемым в одной из частей данного предложения?
В слободах промышляли разными ремеслами, из которых самым древним и популярным был игрушечный промысел.
1) промышляли ремеслами
2) самым древним и популярным был
3) был промысел
4)был
№ 49. Какое из данных предложений является определенно-личным?
1) Увъезда в усадьбу всегда многолюдно.
2) Нам пришлось свернуть с шоссе и ехать проселками.
3) Примите дивное посланье из края дальнего сего.
4) О, как мне хочется смутить веселость их...
№ 50. Какое из данных предложений является неопределенно-личным?
1)Вижу, вижу лунный луг сквозь листву густых ракит.
2) Все темней и темней над землею.
3) Пора возвращаться домой.
4) Об отсутствующих плохо не говорят.
№ 51. Какое из данных предложений является безличным?
1) Сильно, до духоты пахло хвоей.
2) Иногда найдешь глухое место в лесу, сядешь на пень отдохнуть и думаешь.
3) Чужим умом умен не будешь.
4) Снявши голову, по волосам не плачут.
№ 52. Какое из данных предложений является назывным?
1)Плот сильно качает волной.
2) В лесу кругом — морозная тишина.
3) Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка.
4) Серо-белое низкое небо, пушистый снег на земле, крупные снежные хлопья в воздухе.
№ 53. Среди данных предложений найдите предложение с необособленным согласованным определением. Напишите его номер.
(1) Раздумывая, вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной нашей жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него. (2) Из твоей части, из другой — было невозможно, чтобы кто-то отвернулся, сделал вид,
что не заметил. (3) Помогали, тащили на себе, перевязывали, подвозили... (4) Я не знаю рецептов для проявления необходимого всем нам взаимопонимания, но уверен, что только из общего нашего понимания проблемы могут возникнуть какие-то конкретные выходы. (5) Один человек — я, например, — может только бить в этот колокол тревоги и просить всех проникнуться ею и подумать, что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь.
№54. Среди данных предложений найдите предложение с уточняющим обособленным обстоятельством. Напишите его номер.
(1)Однажды в Абхазии я набрел на целые россыпи северной земляники. (2) На высоте немногих сот футов, над самым уровнем моря, невзрослые леса одевали все холмого-рье. (3) Крестьяне мотыжили красноватую сладкую землю, подготовляя луночки для ботанической рассады. (4) То-то я обрадовался коралловым детям северного лета. (5) Спелые железистые ягоды висели трезвучьями, пятизвучьями, пели выводками и по нотам.
№ 55. Среди данных предложений найдите предложение, в котором обобщающее слово стоит после однородных членов. Напишите его номер.
(1) Уже более года жили Мерцаловы в этом подземелье. (2) Оба мальчугана давно успели привыкнуть к этим закоптелым, плачущим от сырости стенам, и к мокрым отрепкам, сушившимся на протянутой через комнату веревке, и к этому ужасному запаху керосинового чада, детского грязного белья и крыс — настоящему запаху нищеты. (3) Но сегодня, после всего, что они видели на улице, после этого праздничного ликования, которое они чувствовали повсюду, их маленькие детские сердца сжались от острого, недетского отрицания.
№ 56. Определите, какое из данных предложений является сложносочиненным. Напишите его номер.
1) Океан как будто лелеет эти островки: то играет с берегами, то ревет, то сердится, то ласково обнимает любимцев со всех сторон.
2)Исследования доказали наличие жизни не только на суше, но и в воде.
3)В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки.
4)Ель хороша только при сильном солнечном свете: тогда ее обычная чернота просвечивается самой густой, самой сильной зеленью.
№ 57. В каком сложноподчиненном предложении есть придаточное определительное?
1) Было время, когда старый замок служил убежищем каждому бедняку.
2) Иван Иванович говорил необыкновенно громко, когда был чем-то потрясен.
3) Уже восток начинал бледнеть, когда я заснул.
4) Когда зимой ешь свежие огурцы, то вокруг пахнет весной.
№ 58. В каком сложноподчиненном предложении есть придаточное изъяснительное?
1) Последнее, что я еще видел, был Петька, выскочивший на улицу и захлопнувший калитку перед самым носом человека в пальто.
2) Сколько времени прошло, я не помню.
3) У него ничего не клеилось, что бы он ни предпринимал.
4) Поскольку дом был окружен высоким забором, нам пришлось обойти его в поисках калитки.
№ 59. В каком сложноподчиненном предложении есть придаточное места?
1)Отдаленный гул вдруг проник в тенистое ущелье, где ехали путники.
2) Я оттуда, где струится тихий Дон, краса полей.
3) Пред ними стелется равнина, где ели изредка взошли.
4)Из глухой балки, где сгущался мрак, подуло ветром.
№ 60. Среди данных предложений найдите сложное предложение с бессоюзной и сочинительной связью. Напишите его номер.
(1) Парадоксально, но наиболее замечательные книги, которые мы в течение жизни постоянно перечитываем, забываются, не удерживаются в памяти. (2) Казалось бы, должно быть наоборот: книга, произведшая на нас впечатление да еще не раз прочитанная, должна была бы запомниться во всех подробностях. (3) Нет, почему-то этого не происходит. (4) Разумеется, мы знаем, о чем в основном идет речь в этой книге, но как раз подробности для нас неожиданны, новы. (5) Безусловно, так. (6) Замечательную книгу мы читаем не один раз в жизни и каждый раз как бы заново, и в этом удивительная судьба авторов золотых книг: они не ушли, не умерли, они сидят за своими письменными столами или стоят за конторками, они вне времени. (7) Каждый из нас в течение всей жизни собирает свою золотую полку, и это дело очень непростое, но эти книги, их герои помогают нам жить и лучше понимать жизнь.
№ 61. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
На небольшой площадке (1) усыпанной желтым влажным песком (2) стояла (3) привлекая внимание прохожих (4) высокая беседка.
1)1,2,3 2)3,4 3)1,2,3,4 4)1,2
№ 62. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Неожиданно над степью подул легкий ветерок (1) принося с собой (2) еле заметный (3) аромат земли (4) недавно освободившейся от снега.
1)1,2,3 2)4 3)1,3,4 4)1,4
№ 63. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
К счастью (1) вид с вала был прекрасный: с одной стороны (2) широкая полянка оканчивалась лесом, с другой стороны (3) бежала маленькая речка. Ярко светило солнце, и мы (4) к нашей радости (5) сделали привал.
1)1,4,5 2)1,2,3 3)2,3 4)1,5
№ 64. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
В полусвете все было отчетливо видно: и рифы, и взморье зеркальное, и обрывы прибрежных холмов.
1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
2) Первая часть указывает на время того, о чем говорится во второй части.
3) Первая часть бессоюзного сложного обозначает условие того, о чем говорится во второй части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит противопоставление первой части.
№ 65. Как объяснить постановку тире в данном предложении?
Резкий ветерок набежал на него сбоку — он чуть вздрогнул и замер на месте.
1) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.
2) Первая часть указывает на время того, о чем говорится во второй части.
3) Первая часть бессоюзного сложного обозначает следствие того, о чем говорится во второй части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит противопоставление первой части.
№ 66. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В «Мертвых душах» (1) Гоголь следовал принципам того критического направления (2) характеристику (3) которого (4) он дал сам в одной из глав поэмы.
1)1,2 2)2,4 3)2 4)3
№ 67. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Хозяйка поняла (1) что (2) если сейчас гости опять окажутся в зале (3) то уже не увидят дальнюю аллею в лучах заходящего солнца (4) и она поспешно предложила прогуляться в саду.
1)1,2,3,4 2)1,3 3)1,2,4 4)1,3,4
№ 68. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1)опт..мист, г..рящий, раз..вающийся (флаг)
2)осн..щение, ч..стоплотный, пс..хологический
3)неприк..сновенный, исс.кать, препод..ватель
4)посв..тить (жизнь), преод..левающий, водор..сли
№ 69. В каком ряду во всех словах пропущена буква Ё?
1)трущ..бы, ж..лудь
2)свеж.., сожж..нный
3)сапож..к, изоблич..нный
4)стаж..р, ноч..вка
№ 70. В каком раду во всех словах пишется одна и та же буква?
1)беспло..ные попытки, гла..кая поверхность
2)искусная ре..ьба, мелкая изморо..ь
3)вкусная ватру..ка, лесная сторо..ка
4)ранняя ко..ьба, грустный расска..
№ 71. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишете непроизносимый согласный?
1)предше..ственник, челюс..ной, я..ствовать,
2)разос..ланный (ковер), полновлас..ный, гнус..ность
3)чу..ствительный, я..ственно, сверс..ник
4)хрус..нуть, опас..ный, мес..ность
№ 72. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется одна буква р?
1)те..орист, ко..еспондент, ко..идор
2)ко..ектировать, те..ариум, и..итация
3)ка..икатура, прио..итет, опе..ация
4)те..итория, диффе..енцировать, сю..еализм
№ 73. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква с?
1)во..паленный, и..ведать, бе..словесный
2)во..пламениться, и..хоженный, бе..пощадный
3)во..звание, бе..людно, ра..пущенный