Модуль 2. Основные характеристики профессиональной культуры
1. Роли, культура и лидерский потенциал руководителя как фактор профессиональной культуры.
2. Особенности кадровой культуры.
3. Психологический климат в коллективе как зеркало профессиональной культуры организации.
4. Имидж профессионала.
5. Слагаемые имиджа специалиста в сфере государственного управления.
6. Поведенческие индикаторы профессиональной культуры.
7. Авторитет, репутация и имидж государственного гражданского служащего
8. Кадровая культура как составляющая профессиональной культуры.
9. Влияние культуры руководителя на психологический климат в коллективе и эффективность деятельности.
10. Образ профессионала – государственного гражданского служащего
Примерные темы для написания эссе
1. Государственный и муниципальный служащий современного типа: соотношение профессиональных и нравственных качеств.
2. Этика принятия и реализации решений в государственном и муниципальном управлении.
3. Коррупция и бюрократизм как проблемы профессиональной культуры государственных и муниципальных служащих.
4. Управленческая культура. Особенности национальной культуры управления.
Примерные темы для написания докладов
1. Пути и способы мотивация профессиональной культуры и повышения этического уровня служащих государственного аппарата.
2. Служебная этика и служебный этикет на государственной и муниципальной службе.
3. Управленческая культура в системе государственной и муниципальной службы.
Примерные вопросы для устных опросов, коллоквиумов
1. Дайте определение понятия «профессиональная культура».
2. В чем сущность профессионализма как основы профессиональной культуры?
3. Каковы составляющие профессиональной культуры?
4. Модель профессиональной культуры. Представьте типовую модель и ее основные составляющие.
5. Каковы основные функции профессиональной культуры?
6. В чем состоит специфика корпоративной и организационной культуры, на государственной гражданской службе?
7. Взаимосвязь профессиональной культуры с корпоративной, организационной, политической, административной этикой и этикетом. Приведите примеры.
8. Становление профессиональной культуры.
9. Взаимосвязь профессиональной культуры и социальной и профессиональной компетентности.
10. Культура и стиль деятельности, служебных отношений.
11. Процесс формирования профессиональной культуры.
12. Принципы формирования профессиональной культуры.
13. Методы и технологии развития профессиональной культуры.
14. Саморазвитие как основа формирования профессиональной культуры.
15. Критерии оценки уровня профессиональной культуры.
16. Ролевой репертуар руководителя.
17. Профессиональная культура и лидерство.
18. Имидж профессии и профессиональная культура.
19. Кадровая культура как составляющая профессиональной культуры.
20. Влияние культуры руководителя на психологический климат в коллективе и эффективность деятельности.
21. Образ профессионала – государственного гражданского служащего.
22. Поведенческие индикаторы профессиональной культуры.
23. Нормативная определенность культуры государственного служащего.
24. Элитарность государственной службы и ее связь с профессиональной культурой.
25. Авторитет, репутация и имидж государственного гражданского служащего.
Примерные темы контрольных работ
1. Подходы к определению понятия «профессиональная культура».
2. Профессионализм как основа профессиональной культуры.
3. Составляющие профессиональной культуры.
4. Модель профессиональной культуры.
5. Функции профессиональной культуры.
6. Специфика корпоративной и организационной культуры, на государственной гражданской службе.
7. Взаимосвязь профессиональной культуры с корпоративной, организационной, политической, административной этикой и этикетом.
8. Становление профессиональной культуры.
9. Взаимосвязь профессиональной культуры и социальной и профессиональной компетентности.
10. Культура и стиль деятельности, служебных отношений.
11. Процесс формирования профессиональной культуры.
12. Принципы формирования профессиональной культуры.
13. Методы и технологии развития профессиональной культуры.
14. Саморазвитие как основа формирования профессиональной культуры.
15. Критерии оценки уровня профессиональной культуры.
16. Ролевой репертуар руководителя.
17. Профессиональная культура и лидерство.
18. Имидж профессии и профессиональная культура.
19. Кадровая культура как составляющая профессиональной культуры.
20. Влияние культуры руководителя на психологический климат в коллективе и эффективность деятельности.
21. Образ профессионала – государственного гражданского служащего.
22. Поведенческие индикаторы профессиональной культуры.
23. Нормативная определенность культуры государственного служащего.
24. Элитарность государственной службы и ее связь с профессиональной культурой.
25. Авторитет, репутация и имидж государственного гражданского служащего.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина «Профессиональная культура государственной и муниципальной службы» предназначена для того, чтобы сформировать у студентов системное представление об особенностях профессиональной культуры в сфере государственного и муниципального управления, сформировать у студентов устойчивую мотивацию к изучению дисциплины, способствовать формированию понимания, что профессиональная культура является основой для эффективной управленческой деятельности.
Кроме того, дисциплина «Профессиональная культура государственной и муниципальной службы» ориентирована на получение знаний современных подходов к формированию и развитию профессиональной культуры, практических умений применять методы и технологии развития профессиональной культуры на практике.
В процессе освоения дисциплины «Профессиональная культура государственной и муниципальной службы» используются следующие методы обучения:
- лекционные занятия;
- практические (семинарские) занятия;
- самостоятельная работа обучающихся.
Реализация компетентностного подхода в рамках курса «Профессиональная культура государственной и муниципальной службы» предусматривает использование в учебном процессе лекционных занятий в традиционной форме, а также в форме диалога, дискуссий, разбора конкретных ситуаций и примеров из практики. В ходе лекционных занятий раскрываются основные вопросы в рамках рассматриваемой темы, а также делаются акценты на наиболее сложные и важные положения изучаемого материала, которые должны быть приняты студентами во внимание. Материалы лекций являются основой для подготовки обучающихся к практическим (семинарским) занятиям и выполнения заданий самостоятельной работы. Для развития основных знаний умений и навыков лекционный курс состоит из традиционных лекций, лекций проблемного типа, лекций-дискуссий.
Практические (семинарские) занятия позволяют более детально проработать наиболее важные темы курса. Целью практических (семинарских) занятий является контроль за степенью усвоения пройденного материала, ходом выполнения студентами самостоятельной работы и рассмотрение наиболее сложных и спорных вопросов в рамках темы занятия. Практические занятия предполагают активную работу обучающихся с целью формирования и развития профессиональных навыков студентов, навыков исследовательской работы и творческого подхода к решению поставленных задач.
Для развития компетенций будущих менеджеров государственного и муниципального управления наряду с традиционными применяются современные активные методы обучения:
- командная работа по решению бизнес-кейсов (case-study);
- творческие задания;
- групповые дискуссии по теоретическим и практическим проблемам организации и подготовка презентаций;
- мозговой штурм по формированию гипотез и поиску решения проблем в условиях неопределенности.
- доклады с мультимедиа презентациями по вопросам.
Основными методами развития навыков командной работы являются метод конкретных ситуация (case-study) и деловые игры.
Суть метода конкретных ситуаций заключается в его направленности на развитие компетентности в принятии решений в условиях, максимально приближенных к реальности. Главная особенность метода в том, что участники во время работы над конкретной учебной ситуацией находятся не в пассивной роли получателя информации, а оказываются в центре процесса решения проблемы. Кейс-метод играет важную роль в активизации процесса обучения студентов, сближении с реальной практикой, повышении эффективности профессиональной подготовки, развитии навыков командной работы и лидерских качеств менеджеров.
Этапы работы над кейсом:
- подготовка и организация работы (подготовка аудитории, формирование команд, распределение ролей в командах);
- введение (вводная дискуссия - «разогрев» группы, чтение, изучение кейса группой, ответы на вопросы);
- анализ кейса в группах, определение проблемы, идентификация обладателя проблемы, идентификация релевантных факторов;
- обсуждение альтернативных решений членами группы;
- оценка и отбор вариантов решений;
- презентация решений команд;
- рефлексия результатов работы команд и обратная связь.
Профессиональные навыки, формируемые в процессе работы над учебной ситуацией: выявление, определение и решение проблем; работа с информацией – осмысление контекст и значения деталей ситуации; анализ и синтез информации; работа с предположениями и заключениями; развитие альтернативного мышления; оценка альтернатив; принятие решений; навыки межличностной и групповой коммуникации; понимание проблем реализации принятых решений; соотнесение теории с учебной ситуацией и с реальной практикой; представление результатов работы.
Личностные качества, важные для менеджеров государственного и муниципального управления, развиваются и воспитываются в образовательной среде и в процессе групповой работы над кейсами, разработкой проектов, публичной защите групповых решений.
Учебным планом для студентов предусмотрена самостоятельная работа, которая способствует более полному усвоению теоретических знаний, выработке навыков аналитической работы с литературой.
Самостоятельная работа студентов включает следующие виды: подготовку к практическим (семинарским) занятиям в соответствии с вопросами, представленными в рабочей программе дисциплины, изучение нормативно-правовых актов, работа с информационными ресурсами (сайтами), изучение учебного материала, отнесенного к самостоятельному освоению, выполнение домашних заданий.
Формами контроля самостоятельной работы являются тестирование, контрольные работы, проверка и оценка письменных домашних заданий, опросы.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя. Также предусмотрено проведение консультаций студентов в ходе изучения материала дисциплины в течение семестра.