Культура речи. Основные аспекты культуры речи
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
по русскому языку и культуре речи
студента группы ____________
_________(ФИО)____________
Культура речи. Основные аспекты культуры речи
Творческая лаборатория
Вспомните пословицы и поговорки, отражающие правила речевого этикета и содержащие рекомендации по речевому воздействию на собеседника (например, гордым быть – глупым слыть). Сформулируйте идеальную модель общения на основе русских поговорок.
Исследовательская лаборатория
Подготовьте сообщение.
1. Типы речевых культур в русском национальном общении.
2. Коммуникативный идеал в русском национальном общении.
Нормативный аспект русского языка
Орфоэпические и акцентологические нормы
Выпишите слова, в которых нарушены орфоэпические и акцентологические нормы.
Апостроф, афинянин, вероисповедание, взаимообразно, дерматин, донельзя, инциндент, исчерпать, конкурентноспособный, кухонный, мастерски, новорождённый, опека, пироженое, подскользнулся, предвосхитить, принудить, скрупулезный, толика, украинский, флюрография, ходатайствовать, черпать.
Прочитайте тексты. Обратите внимание на произношение выделенных курсивом слов.
Балованный агент действительно черпал удовольствие в покупке пеленок для новорожденной дочери, которую он видел только мельком. Вероисповедание агента, которого не компрометировала принадлежность к аристократии (свой гербовый знак он хранил вместе с фотографией дяди-украинца), не позволяло ему менять гражданство, испытывать катарсис от пребывания в партере театра, читать пасквили и выносить приговоры. На его мышление повлияло изучение традиций русской иконописи. Он ощущал себя не еретиком, а избранником небес и видел знамение последних времен в каждом новом изобретении.
Экзальтированным друзьям агента было завидно, что он, как глубоко верующий христианин, посвящает свой досуг дому и никогда не покидает семью по воскресеньям. Они мастерски устроили заговор и начали его третировать. Они утверждали, что его жизнь нормирована донельзя, и в конце концов принудили его нарушить все табу.
Завсегдатаи ресторанов, работники таможни и хозяева рудников, они повели его на воскресную вечеринку в кулинарию, где спиртное лилось прямо из водопровода, однако его продавали втридорога. И только давнишним друзьям хозяева отпускали товар по оптовой цене. Очутившись за столиком, друзья заказали гренки, вино в пиале, свеклу, творог, щавель и языковую колбасу. Исчерпав все средства убедить нашего героя пригубить вина, его друзья подлили ему малую толику алкоголя в газированную воду. Но и этого мизерного количества оказалось достаточно для того, чтобы облегчить намерение компании устроить дебош. Лицо агента начало багроветь, он кашлянул и предложил ходатайствовать о заключении договора об организации целой индустрии по добыче гусениц и обеспечению их превращения в бабочек. «Нас ждет, – уведомил он всех, – гарантированный успех, ведь аналога подобной индустрии не существует, прибыль мы будем получать каждый квартал, и я смогу баллотироваться на пост президента». Затем агент предложил друзьям поехать в его зимовье, находящееся в 735 километрах от кулинарии, если двигаться наискось. Но тут он полностью забыл алфавит и всю языковую систему в целом и потерял сознание.
Очнулся он утром в помещении, где были закупорены все форточки. Скоро он понял, что находится в аэропорту. Как он добрался до аэропорта, он не знал. Сидевший рядом столяр рассказал ему, как он брыкался, кричал, что не хочет идти в диспансер, кидался невесть откуда взявшимися кухонными ножами, за что его чуть не заключили под арест.
Агент решил тотчас же позвонить домой и вдоль старого бензопровода, оставленного ржаветь, и мешков с цементом отправился к ближайшему таксофону, на ходу придумывая алиби.
Домашнее задание
Пользуясь словарями, расставьте ударение в словах.
Лексические нормы
№ | Вид ошибки | Пример | Способ устранения | Примечание |
1. | Выбор слова без учета семантики | Большая половина игры уже прошла. | Семантика слова – значение. | |
2. | Нарушение лексической сочетаемости | Пора подвести результаты встречи: наша команда впереди. | Лексическая сочетаемость - способность слов соединяться друг с другом в речевом отрезке. | |
3. | Возникновение двусмысленности вследствие использования многозначного или омонимичного слова | Недостаток приборов ставит под сомнение результаты эксперимента. | Многозначное слово – слово с двумя или более значениями. Омонимы – слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по смыслу. | |
4. | Речевая избыточность | Рабочий был уволен за прогул без уважительной причины. Судя по тем находкам, которые они нашли, уже есть веские доказательства в пользу этой теории. Это мой коллега по работе. | Плеоназм – повторение одинаковых по смыслу, а потому лишних слов. Тавтология – повторение однокоренных слов. Скрытая тавтология – повторение иноязычного и русского слова с дублирующим значением. | |
1. | Смешение паронимов | Этот актер сыграл заглавную роль в фильме «Преступление и наказание». | Паронимы – слова, близкие по звучанию, но разные по значению за счет разных суффиксов и приставок. | |
6. | Ошибки в употреблении заимствованных слов | По набережной двигалась кавалькада автомобилей. Особенно пикантным было выступление П. В магазине большой выбор квалитетной обуви. | ||
7. | Ошибки в употреблении фразеологических оборотов | Он всегда считал своего соседа отъявленным врагом. Вступили новые правила. Хватит перебирать из пустого в порожнее! Это бабушка на двоих сказала. Посетитель так и ушел несолоно нахлебавши. Командир приказал сматывать удочки. | Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов. |
Заполните таблицу.
I. Преобразованное высказывание | Первоначальный вариант прецедентного текста | Автор (если есть) | Источник |
1. Квартирный вопрос испортил депутатов. | |||
2. Почему чиновники не летают, как люди? | |||
3. Все граждане равны, но некоторые равнее других. | |||
4. Служить бы рад, прислуживаться тоже. | |||
5. Ассанж на оба ваши дома! | |||
6. Прогибайтесь, господа, прогибайтесь! | |||
7. Ой, Вань, гляди, какие выборы | |||
8. Сбылась мечта патриота | |||
9. Кто гуглит, тот всегда найдет | |||
10. Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью | |||
11. Я другой такой страны не знаю, где так вольно, смирно и кругом. | |||
12. Ваше слово, товарищ браузер | |||
13. Яндекс следит за тобой |
II. Цитата | Автор | Произведение |
1. Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь. | ||
2. Никогда не разговаривайте с неизвестными. | ||
3. Может быть, тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат? | ||
4. Ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству. | ||
5. Двухминутки ненависти. | ||
6. Ах! злые языки страшнее пистолета. | ||
7. Не шалю, никого не трогаю, починяю примус. | ||
8. Утром мажу бутерброд Сразу мысль: а как народ? И икра не лезет в горло, И компот не льется в рот! | ||
9. Поздравляю вас, гражданин, соврамши! | ||
10. Аркадий, не говори красиво. | ||
11. Владелец заводов, газет, пароходов. | ||
12. Мы с тобой одной крови, ты и я. | ||
13. Не вынесла душа поэта. | ||
14. Полковнику никто не пишет. | ||
15. Такая корова нужна самому! | ||
16. Умом Россию не понять. | ||
13. Ученье – вот чума; ученость – вот причина. |
Морфологические нормы
Употребление числительных
Синтаксические нормы
№ | Тип ошибки | Пример | Способ устранения |
1. | Управление при однородных членах предложения | Подбирать и готовить кадры. Трест организовал и руководит предприятиями. | |
2. | Нанизывание падежей | Для решения задачи ускорения подъема уровня промышленного производства… | |
3. | Выбор падежа в конструкциях с близкими по значению однокоренными словами | Беспокоится за детей. Опираться на результатах. Оплатить за проезд. | |
4. | Выбор правильного падежа и предлога | Указать о том, что… Ввиду прошедших дождей… Вследствие предстоящего отъезда… Благодаря болезни…. | |
5. | Употребление причастных оборотов | Организации, первыми заасфальтирующие подъездные пути, будут отмечены премией. Вокруг меня улыбающие лица. Он говорил о порядках, господствующих здесь до революции. Перед нами стояла березка, колеблющаяся ветром. | |
6. | Употребление деепричастных оборотов | Проезжая березовую рощу, у меня закружилась голова. Проезжая березовую рощу, мне стало грустно. Убежав из дома, мальчик был найден родителями. |
Подготовьте сообщение.
1. Коммуникативный лидер – эталон речевого поведения. 2. Типичные нарушения литературных норм в устной речи студентов. 3. Культура речи в повседневном общении.
4. Виды и причины языковых ошибок и коммуникативных неудач. 5. Современный молодежный жаргон.
__________________________________________________________________________
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте определение понятия «культура речи». Раскройте содержание компонентов понятия
2. Назовите особенности современной речевой ситуации. Нуждается ли, по вашему мнению, русский язык в защите?
3. Что такое языковая норма? Необходима ли она?
4. Назовите основные нормы современного русского литературного языка. Выявите её характерные признаки.
5. Распределите ошибки по типам (речевые, стилистические, грамматические), приведите примеры: использование слова в несвойственном ему значении, нарушение лексической сочетаемости слов, плеоназм, тавтология (повторение однокоренных слов), речевая недостаточность, нарушение стилистической однородности речи, неудачное использование местоимения, нарушение структуры слова, ошибки в согласовании, ошибки в управлении.
6. Назовите основные словари-справочники современного русского литературного языка. В каком словаре можно проверить правильность написания слов? В каком словаре можно проверить нормы произношения и ударения? В каком словаре можно можно найти замену какому-либо слову или сочетанию, ответ на вопрос, как сказать иначе, как другими словами выразить ту же мысль, назвать тот или иной предмет?
Подготовьте сообщение.
1. Этика делового общения. 2. Речевой этикет: «максимы вежливости» и средства их выражения . 3. Интернет как новое средство коммуникации. 4. Условия эффективного речевого взаимодействия. 5. Коммуникативные барьеры. 6. Правила телефонного этикета.
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите основные функции общения. Приведите примеры их реализации в различных ситуациях общения.
2. Как в различных словарях (толковом, психологическом, педагогическом и др.) толкуется значение слова “общение”. Что общего и различного в толковании этого понятия?
3. Какие признаки индивида определяют понятие «языковая личность»?
4. Дайте понятие эффективной коммуникации. Выявите её характерные признаки.
5. Соблюдение коммуникативного равновесия.
6. Перечислите принципы делового общения.
7. Назовите основные законы общения.
Функциональные стили языка
Публичное выступление
Используйте градацию.
Образец. Мои оппоненты называют это недостатками. Но это не просто недостатки, это даже не ошибки, это настоящее преступление.
I. Они говорят, что к этому человеку надо принять меры. К нему не просто надо принять меры, его нужно... его надо... 2. Начальство говорит, что на это дело нужна значительная сумма. Эта сумма не просто значительна, она... она... для нашего бюджета. 3. Она не
просто симпатичная, она... она просто...
Ниже.
1. Что дает человеку образование? 2. Должна ли оплачиваться помощь детей родителям по дому? 3. Можно ли победить блат? 4. Кто больше успевает — тот, кто только учится или тот, кто еще и подрабатывает? 5. Какие жертвы могут принять дети от родителей?
6. Исправляет ли преступника тюрьма? 7. Надо ли разрешить курение в школе? 8. Как победить пьянство? 9. Нужна ли нам цензура? 10. Должны ли родители помогать детям выполнять домашние задания? 11. Могут ли все жить богато? 12. Можно ли искоренить
преступность?
Подготовьте сообщение.
1. «Ораторский страх» и пути его преодоления. 2. Оратор и аудитория. 3. Средства выразительности в публичном выступлении. 4. Искусство спора, дискуссии, полемики.
5. Нечестные приемы в поведении полемистов. Позволительные и непозволительные уловки в споре.
____________________________________________________________________________
Вопросы для самоконтроля:
1. Перечислите условия эффективности публичной речи.
2. Назовите основные понятия риторики.
3. Перечислите способы привлечения внимания, доказательства и опровержения. Укажите основные виды аргументов.
4. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Требования к публичному выступлению.
5. Укажите особенности информирующей (информативной) речи. Какие средства активизации внимания слушателей должен использовать оратор в процессе публичного выступления информирующего характера.
6. Укажите особенности аргументирующей речи. Перечислите задачи оратора, решаемые в процессе подготовки аргументирующей речи.
7. Умение отвечать на вопросы. Виды вопросов и ответов.
Вопросы к зачету
1. Необходимость введения курса «Русский язык и культура речи» в систему высшего профессионального образования. Предмет, цели и задачи дисциплины.
2. Коммуникация как основа всех видов человеческой деятельности. Коммуникация и язык.
3. Язык как знаковая система.
4. Функциональные разновидности литературного языка и выполняемые ими социальные функции.
5. Нормирование языковой деятельности. Понятие о языковой норме.
6. Нормы правописания.
7. Пунктуационные нормы современного русского языка.
8. Морфологические нормы современного русского языка.
9. Синтаксические нормы современного русского языка.
10. Орфоэпические нормы современного русского языка.
11. Функционально-смысловые типы речи.
12. Вербальные и невербальные средства общения.
13. Особенности делового общения.
14. Официально-деловая письменная речь.
15. Национальные и культурные традиции речевого этикета.
16. История образования русского литературного языка.
17. Историческое изменение языковых норм.
18. Ударение в современном русском языке.
19. Явление многозначности (полисемии).
20. Книжная и разговорная речь. Условия функционирования.
21. Особенности официально-делового стиля. Характеристика его текстовых и языковых параметров.
22. Классификация документов.
23. Особенности научного стиля. Характеристика его текстовых и языковых параметров.
24. Особенности публицистического стиля. Характеристика его текстовых и языковых параметров.
25. Разговорный стиль и его языковые особенности.
26. Язык художественной речи.
27. Основы мастерства ораторской речи.
28. Этапы выступления и способы словесного оформления публичной речи.
29. Текст и его преобразование: структурно-семантические типы (микро)текстов; типы межфразовых связей, организующих (микро)текст.
30. Правильность речи как коммуникативное качество.
31. Точность, логичность и чистота как коммуникативные качества речи. Паронимы.
32. Богатство речи как коммуникативное качество.
33. Телефонный этикет. Максимы телефонной коммуникации.
34. Спор, дискуссия, полемика.
35. Культура и культура речи.
36. Лексическая парадигматика и синтагматика.
37. Фразеологизмы и их употребление в речи.
38. Семантика этикетных формул. Проблемы современного русского речевого этикета.
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
по русскому языку и культуре речи
студента группы ____________
_________(ФИО)____________
Культура речи. Основные аспекты культуры речи
Творческая лаборатория
Вспомните пословицы и поговорки, отражающие правила речевого этикета и содержащие рекомендации по речевому воздействию на собеседника (например, гордым быть – глупым слыть). Сформулируйте идеальную модель общения на основе русских поговорок.