Блок 2. племена и какого они вкуса

РАССЕЛЕНИЕ И ПОЛИТИКА

БЛОК 1. НИЧЕГО НЕ ПОНЯТНО ДО ПОЯВЛЕНИЯ ПЛЕМЕН

I. До распада на три гуппы

В середине 1 тыс. до н.э. произошло отделение славянской языковой группы от общего индоевропейского массива. Однако о том, когда возник славянский этнос, до сих пор идут споры. Существует несколько точек зрения:

1) Пше­вор­ская*ар­хео­ло­ги­че­ская куль­ту­ра

(сторонники - Ирина Петровна Русанова)

Согласно ей, славянский этнос зародился в 4 в. н. э. Первые славяне жили на юго-востоге современной Польши и северо-западе Украины (на Верхней и Средней Висле).

2) Лужицкая* археологическая культура

(сторонники – В. Седов)

Сторонники этой теории считали, что этнос зарождался в 5-2 в. до н. э.

3) Зарубинецкая* археологическая культура

(сторонники – Петр Третьяков)

Зарождение этноса относится к 3 в. до н. э.

4) Тшинецкая* археологическая культура

(сторонники – Борис Рыбаков, Аполлон Кузьмин)

Здесь все придерживаются мнения, что славянский этнос зародился в 14-2 до н.э.

На самом деле, этих теорий гораздо больше, но у нас представлены основные.

*чтобы лучше было понятно, что значат эти названия, см. рисунок ниже

блок 2. племена и какого они вкуса - student2.ru

О том, как и когда славяне заселили территорию Восточной Европы, также существует множество теорий.

Большинство историков, в том числе Борис Рыбаков, считают, что славяне были автохтонами.

«Славяне как этнос сформировались на территории Восточно-Европейской равнины и являлись исконным населением» - Борис Рыбаков

Однако существует и миграционная концепция:

1) «Дунайская»

(Соловьев, Ключевский)

2) «Прибалтийская»

(Ломоносов, Кузьмин)

3) «Висло-Одерская»

(Русанова)

4) «Карпатская теория»

(Шафарик)

и т.д.

II. Греки и их полисы

В 7-6 в. до н.э. территория Северного Причерноморья началась Великая греческая колонизация. В результате появились города-государства, или полисы: Ольвия, Херсонес (Корсунь), Пантикапей (Керчь), Фанагория, Танаис, Кафа (Феодосия). Позднее, в 480 году до нашей эры, они образовали Боспорское государство с целью защиты от внешних врагов, а также развития торговли.

Несмотря на то что практически все племена, окружавшие Боспорское государство, жители сего называли «варварами» (т. е. людьми, не понимающих греческого языка), греки внесли свой вклад в развитие тех народов. Население Северного Причерноморья познакомилось в греческой культурой. Когда в 4 в. н. э. Боспорское государство перестало существовать, города, возникшие на бывших центрах страны (Корсунь, Феодосия, Керчь) сыграют важную роль в приобщении славян к античной и раннесредневековой культуре.

III. Скифы

Греки, дойдя до Боспора Киммерийского (сейчас – Керченский пролив), столкнулись с ираноязычным народом, пришедшим с востока – скифами. На несколько столетий скифы стали основными обитателями причерноморских степей. Их государство было расположено на территории современного Крыма.

О Скифии писал историк Геродот в 5 в. до н. э. Согласно его данным, издревле они занимались кочевым скотоводством, но затем перешли к оседлому образу жизни. Кроме того, у них уже было разделение на богатых и бедных, имелись свои правители. Своего расцвета страна достигла при царе Атее, однако вскоре все пришло в упадок, и постепенно Скифия перестала существовать. Часть её населения была истреблена, часть смешалась с пришедшими с востока сарматами. Важно помнить, что ни скифы, ни сарматы не имели непосредственного отношения к народам, населявшим эту территорию впоследствии.

VI. Роль Великого переселения народов в истории славян

Как известно из всемирной истории, еще в 3 в. до н. э. Китай подвергался нападению кочевых племен хунну. Позднее, в 1 в. н. э., кочевники начали движение на запад. Хунну, встречая на своем пути тюркские, угорские и по некоторым данным ираноязычные племена, смешались с ними, образовав племя гуннов. Так началось движение масс кочевников с востока на запад, в Европу, или же Великое переселение народов.

Гунны вторглись на территорию западной Европы в 375 году. Нет источников, которые упоминали бы о том, что в войсках гуннов были славянские племена. Историки предполагают, что гунны просто не использовали славян-земледельцев в качестве войнов.

После ухода гуннских племен Европа подверглась еще одному нашествию кочевников. Сформировалось племя жуань-жуаней, в западных летописях известных как «авары», а в славянских – как «обры». Авары в 6 веке вторглись на территорию Северного Причерноморья, занятого к тому моменту славянскими племенами. Тогда-то западные и восточные авторы впервые заметили славян. В хрониках их называют склавенами (пражско-корчакская культура), антами (пеньковская культура) ((византийские источники)), венедами (по предположению учёных).

блок 2. племена и какого они вкуса - student2.ru

В 6 в. н. э. началось расселение славян. Это был заключительный этап Великого Переселения Народов.

На рубеже 9-10 вв. завершился процесс разделения славян на три большие группы:

1) Южные славяне (предки нынешних болгар, словенцев, сербов, черногорцев, хорватов)

2) Западные славяне (сейчас – поляки, чехи, словаки)

3) Восточные славяне (русские, украинцы, белорусы)

РАССЕЛЕНИЕ И ПОЛИТИКА

БЛОК 1. НИЧЕГО НЕ ПОНЯТНО ДО ПОЯВЛЕНИЯ ПЛЕМЕН

I. До распада на три гуппы

В середине 1 тыс. до н.э. произошло отделение славянской языковой группы от общего индоевропейского массива. Однако о том, когда возник славянский этнос, до сих пор идут споры. Существует несколько точек зрения:

1) Пше­вор­ская*ар­хео­ло­ги­че­ская куль­ту­ра

(сторонники - Ирина Петровна Русанова)

Согласно ей, славянский этнос зародился в 4 в. н. э. Первые славяне жили на юго-востоге современной Польши и северо-западе Украины (на Верхней и Средней Висле).

2) Лужицкая* археологическая культура

(сторонники – В. Седов)

Сторонники этой теории считали, что этнос зарождался в 5-2 в. до н. э.

3) Зарубинецкая* археологическая культура

(сторонники – Петр Третьяков)

Зарождение этноса относится к 3 в. до н. э.

4) Тшинецкая* археологическая культура

(сторонники – Борис Рыбаков, Аполлон Кузьмин)

Здесь все придерживаются мнения, что славянский этнос зародился в 14-2 до н.э.

На самом деле, этих теорий гораздо больше, но у нас представлены основные.

*чтобы лучше было понятно, что значат эти названия, см. рисунок ниже

блок 2. племена и какого они вкуса - student2.ru

О том, как и когда славяне заселили территорию Восточной Европы, также существует множество теорий.

Большинство историков, в том числе Борис Рыбаков, считают, что славяне были автохтонами.

«Славяне как этнос сформировались на территории Восточно-Европейской равнины и являлись исконным населением» - Борис Рыбаков

Однако существует и миграционная концепция:

1) «Дунайская»

(Соловьев, Ключевский)

2) «Прибалтийская»

(Ломоносов, Кузьмин)

3) «Висло-Одерская»

(Русанова)

4) «Карпатская теория»

(Шафарик)

и т.д.

II. Греки и их полисы

В 7-6 в. до н.э. территория Северного Причерноморья началась Великая греческая колонизация. В результате появились города-государства, или полисы: Ольвия, Херсонес (Корсунь), Пантикапей (Керчь), Фанагория, Танаис, Кафа (Феодосия). Позднее, в 480 году до нашей эры, они образовали Боспорское государство с целью защиты от внешних врагов, а также развития торговли.

Несмотря на то что практически все племена, окружавшие Боспорское государство, жители сего называли «варварами» (т. е. людьми, не понимающих греческого языка), греки внесли свой вклад в развитие тех народов. Население Северного Причерноморья познакомилось в греческой культурой. Когда в 4 в. н. э. Боспорское государство перестало существовать, города, возникшие на бывших центрах страны (Корсунь, Феодосия, Керчь) сыграют важную роль в приобщении славян к античной и раннесредневековой культуре.

III. Скифы

Греки, дойдя до Боспора Киммерийского (сейчас – Керченский пролив), столкнулись с ираноязычным народом, пришедшим с востока – скифами. На несколько столетий скифы стали основными обитателями причерноморских степей. Их государство было расположено на территории современного Крыма.

О Скифии писал историк Геродот в 5 в. до н. э. Согласно его данным, издревле они занимались кочевым скотоводством, но затем перешли к оседлому образу жизни. Кроме того, у них уже было разделение на богатых и бедных, имелись свои правители. Своего расцвета страна достигла при царе Атее, однако вскоре все пришло в упадок, и постепенно Скифия перестала существовать. Часть её населения была истреблена, часть смешалась с пришедшими с востока сарматами. Важно помнить, что ни скифы, ни сарматы не имели непосредственного отношения к народам, населявшим эту территорию впоследствии.

VI. Роль Великого переселения народов в истории славян

Как известно из всемирной истории, еще в 3 в. до н. э. Китай подвергался нападению кочевых племен хунну. Позднее, в 1 в. н. э., кочевники начали движение на запад. Хунну, встречая на своем пути тюркские, угорские и по некоторым данным ираноязычные племена, смешались с ними, образовав племя гуннов. Так началось движение масс кочевников с востока на запад, в Европу, или же Великое переселение народов.

Гунны вторглись на территорию западной Европы в 375 году. Нет источников, которые упоминали бы о том, что в войсках гуннов были славянские племена. Историки предполагают, что гунны просто не использовали славян-земледельцев в качестве войнов.

После ухода гуннских племен Европа подверглась еще одному нашествию кочевников. Сформировалось племя жуань-жуаней, в западных летописях известных как «авары», а в славянских – как «обры». Авары в 6 веке вторглись на территорию Северного Причерноморья, занятого к тому моменту славянскими племенами. Тогда-то западные и восточные авторы впервые заметили славян. В хрониках их называют склавенами (пражско-корчакская культура), антами (пеньковская культура) ((византийские источники)), венедами (по предположению учёных).

блок 2. племена и какого они вкуса - student2.ru

В 6 в. н. э. началось расселение славян. Это был заключительный этап Великого Переселения Народов.

На рубеже 9-10 вв. завершился процесс разделения славян на три большие группы:

1) Южные славяне (предки нынешних болгар, словенцев, сербов, черногорцев, хорватов)

2) Западные славяне (сейчас – поляки, чехи, словаки)

3) Восточные славяне (русские, украинцы, белорусы)

БЛОК 2. ПЛЕМЕНА И КАКОГО ОНИ ВКУСА

На данный момент существует несколько точек зрения о том, какие племена были восточнославянскими. Мы будем опираться на «Повесть временных лет». Согласно ей, всего было 15 восточнославянских племенных союзов. Это:

Племя Места их расселения
Ильменские словене Вокруг озера Ильмень и по реке Волхов
Кривичи Верховья рек Волги, Западной Двины и Днепра
Радимичи По реке Сож
Вятичи По реке Оке
Полочане По реке Полота (бассейн Западной Двины)
Дреговичи Между рек Припять и Березина
Древляне По реке Припять
Северяне По среднему течению реки Днепр и по реке Десна
Поляне По западному берегу реки Днепр
Дулебы К югу от реки Буг
Бужане, волыняне Верховья Южного Буга
Уличи, тиверцы Юго-запад Восточно-Европейской равнины
Белые хорваты Северная часть западных склонов хорват

ПЛЕМЕННЫЕ СОЮЗЫ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН:

1. СЛАВИЯ (предполагаемый центр – Новгород)

2. КУЯВИЯ (предполагаемый центр – Киев)

3. АРТАНИЯ (АРСАНИЯ):

Тут дело интереснее. В отличии от первых двух, ученые до сих пор не могут определиться с тем, где именно находилась Артания. Существует две гипотезы: южная и северная. Согласно первой, Артания находилась между Хазарским каганатом и Волжской Булгарией. Высказывают предположения о тождестве Арсы и Рязани (В. Ф. Миронский), Тмутаракани (В. В. Мавродин, Г. В. Верданский), Роденя (Б. А. Рыбаков). У сторонников северной гипотезы также нет единой точки зрения о том, какой город можно соотнести с Артанией. Одни называют Ростов, другие (реже) – Суздаль и Белоозеро, третьи – Смоленск и Оршу и т. д.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

Согласно «Повести временных лет», у полян основной формой общественных отношений была родовая община: «и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно». Далее по летописи поляне, а также другие племена уходят от родовой общины: «после этих братьев стал род их держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане…», и переходят к соседской. Рост населения и совершенствование орудий труда привел к распаду племен на несколько родственных. Управлял таким объединением вождь, стоявший выше по положению племенных князей. В его подчинении находилась дружина. Все важные вопросы решались на совете старейшин или вече.

ПРО КИЕВ

Согласно легенде, появились три брата: Кий, Щек и Хорив, восседавшие на трех «горах»: Кий на подъеме Боричев, Щек на горе «Щековица», а Хорив на «Хоривице». У них была сестра Лыбедь. Далее три брата основывают город, получивший название в честь старшего брата Кия – Киев.

Если говорить о том, как Нестор оценивал то или иное племя, то тут всё просто: поляне жили по заповедям господним, а другие были словно дикие звери. Так, о полянах он пишет: «стыдливы перед снохами своими, сестрами (…) и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводит ее накануне, а на следующий день приносят за нее – что дают», а о древлянах, которых он, судя по тексту, особенно не любил, следующее: «жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывали, но умыкали девиц у воды». Об остальных он говорил: «жили в лесу, как и все звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены. И если кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду, и возлагали на эту колоду мертвеца, и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах по дорогам, как делают и теперь еще вятичи. Этого же обычая держались и кривичи, и прочие язычники, не знающие закона Божьего, но сами себе устанавливающие закон». Вообще верить в это с учетом того, что Смоленск, который был центром кривичей, на тот момент считался достаточно развитым городом, получается трудно. Большинство историков полагает, что Нестор так хотел подчеркнуть превосходство православия над язычеством.

Наши рекомендации