Блок 2. племена и какого они вкуса
РАССЕЛЕНИЕ И ПОЛИТИКА
БЛОК 1. НИЧЕГО НЕ ПОНЯТНО ДО ПОЯВЛЕНИЯ ПЛЕМЕН
I. До распада на три гуппы
В середине 1 тыс. до н.э. произошло отделение славянской языковой группы от общего индоевропейского массива. Однако о том, когда возник славянский этнос, до сих пор идут споры. Существует несколько точек зрения:
1) Пшеворская*археологическая культура
(сторонники - Ирина Петровна Русанова)
Согласно ей, славянский этнос зародился в 4 в. н. э. Первые славяне жили на юго-востоге современной Польши и северо-западе Украины (на Верхней и Средней Висле).
2) Лужицкая* археологическая культура
(сторонники – В. Седов)
Сторонники этой теории считали, что этнос зарождался в 5-2 в. до н. э.
3) Зарубинецкая* археологическая культура
(сторонники – Петр Третьяков)
Зарождение этноса относится к 3 в. до н. э.
4) Тшинецкая* археологическая культура
(сторонники – Борис Рыбаков, Аполлон Кузьмин)
Здесь все придерживаются мнения, что славянский этнос зародился в 14-2 до н.э.
На самом деле, этих теорий гораздо больше, но у нас представлены основные.
*чтобы лучше было понятно, что значат эти названия, см. рисунок ниже
О том, как и когда славяне заселили территорию Восточной Европы, также существует множество теорий.
Большинство историков, в том числе Борис Рыбаков, считают, что славяне были автохтонами.
«Славяне как этнос сформировались на территории Восточно-Европейской равнины и являлись исконным населением» - Борис Рыбаков
Однако существует и миграционная концепция:
1) «Дунайская»
(Соловьев, Ключевский)
2) «Прибалтийская»
(Ломоносов, Кузьмин)
3) «Висло-Одерская»
(Русанова)
4) «Карпатская теория»
(Шафарик)
и т.д.
II. Греки и их полисы
В 7-6 в. до н.э. территория Северного Причерноморья началась Великая греческая колонизация. В результате появились города-государства, или полисы: Ольвия, Херсонес (Корсунь), Пантикапей (Керчь), Фанагория, Танаис, Кафа (Феодосия). Позднее, в 480 году до нашей эры, они образовали Боспорское государство с целью защиты от внешних врагов, а также развития торговли.
Несмотря на то что практически все племена, окружавшие Боспорское государство, жители сего называли «варварами» (т. е. людьми, не понимающих греческого языка), греки внесли свой вклад в развитие тех народов. Население Северного Причерноморья познакомилось в греческой культурой. Когда в 4 в. н. э. Боспорское государство перестало существовать, города, возникшие на бывших центрах страны (Корсунь, Феодосия, Керчь) сыграют важную роль в приобщении славян к античной и раннесредневековой культуре.
III. Скифы
Греки, дойдя до Боспора Киммерийского (сейчас – Керченский пролив), столкнулись с ираноязычным народом, пришедшим с востока – скифами. На несколько столетий скифы стали основными обитателями причерноморских степей. Их государство было расположено на территории современного Крыма.
О Скифии писал историк Геродот в 5 в. до н. э. Согласно его данным, издревле они занимались кочевым скотоводством, но затем перешли к оседлому образу жизни. Кроме того, у них уже было разделение на богатых и бедных, имелись свои правители. Своего расцвета страна достигла при царе Атее, однако вскоре все пришло в упадок, и постепенно Скифия перестала существовать. Часть её населения была истреблена, часть смешалась с пришедшими с востока сарматами. Важно помнить, что ни скифы, ни сарматы не имели непосредственного отношения к народам, населявшим эту территорию впоследствии.
VI. Роль Великого переселения народов в истории славян
Как известно из всемирной истории, еще в 3 в. до н. э. Китай подвергался нападению кочевых племен хунну. Позднее, в 1 в. н. э., кочевники начали движение на запад. Хунну, встречая на своем пути тюркские, угорские и по некоторым данным ираноязычные племена, смешались с ними, образовав племя гуннов. Так началось движение масс кочевников с востока на запад, в Европу, или же Великое переселение народов.
Гунны вторглись на территорию западной Европы в 375 году. Нет источников, которые упоминали бы о том, что в войсках гуннов были славянские племена. Историки предполагают, что гунны просто не использовали славян-земледельцев в качестве войнов.
После ухода гуннских племен Европа подверглась еще одному нашествию кочевников. Сформировалось племя жуань-жуаней, в западных летописях известных как «авары», а в славянских – как «обры». Авары в 6 веке вторглись на территорию Северного Причерноморья, занятого к тому моменту славянскими племенами. Тогда-то западные и восточные авторы впервые заметили славян. В хрониках их называют склавенами (пражско-корчакская культура), антами (пеньковская культура) ((византийские источники)), венедами (по предположению учёных).
В 6 в. н. э. началось расселение славян. Это был заключительный этап Великого Переселения Народов.
На рубеже 9-10 вв. завершился процесс разделения славян на три большие группы:
1) Южные славяне (предки нынешних болгар, словенцев, сербов, черногорцев, хорватов)
2) Западные славяне (сейчас – поляки, чехи, словаки)
3) Восточные славяне (русские, украинцы, белорусы)
РАССЕЛЕНИЕ И ПОЛИТИКА
БЛОК 1. НИЧЕГО НЕ ПОНЯТНО ДО ПОЯВЛЕНИЯ ПЛЕМЕН
I. До распада на три гуппы
В середине 1 тыс. до н.э. произошло отделение славянской языковой группы от общего индоевропейского массива. Однако о том, когда возник славянский этнос, до сих пор идут споры. Существует несколько точек зрения:
1) Пшеворская*археологическая культура
(сторонники - Ирина Петровна Русанова)
Согласно ей, славянский этнос зародился в 4 в. н. э. Первые славяне жили на юго-востоге современной Польши и северо-западе Украины (на Верхней и Средней Висле).
2) Лужицкая* археологическая культура
(сторонники – В. Седов)
Сторонники этой теории считали, что этнос зарождался в 5-2 в. до н. э.
3) Зарубинецкая* археологическая культура
(сторонники – Петр Третьяков)
Зарождение этноса относится к 3 в. до н. э.
4) Тшинецкая* археологическая культура
(сторонники – Борис Рыбаков, Аполлон Кузьмин)
Здесь все придерживаются мнения, что славянский этнос зародился в 14-2 до н.э.
На самом деле, этих теорий гораздо больше, но у нас представлены основные.
*чтобы лучше было понятно, что значат эти названия, см. рисунок ниже
О том, как и когда славяне заселили территорию Восточной Европы, также существует множество теорий.
Большинство историков, в том числе Борис Рыбаков, считают, что славяне были автохтонами.
«Славяне как этнос сформировались на территории Восточно-Европейской равнины и являлись исконным населением» - Борис Рыбаков
Однако существует и миграционная концепция:
1) «Дунайская»
(Соловьев, Ключевский)
2) «Прибалтийская»
(Ломоносов, Кузьмин)
3) «Висло-Одерская»
(Русанова)
4) «Карпатская теория»
(Шафарик)
и т.д.
II. Греки и их полисы
В 7-6 в. до н.э. территория Северного Причерноморья началась Великая греческая колонизация. В результате появились города-государства, или полисы: Ольвия, Херсонес (Корсунь), Пантикапей (Керчь), Фанагория, Танаис, Кафа (Феодосия). Позднее, в 480 году до нашей эры, они образовали Боспорское государство с целью защиты от внешних врагов, а также развития торговли.
Несмотря на то что практически все племена, окружавшие Боспорское государство, жители сего называли «варварами» (т. е. людьми, не понимающих греческого языка), греки внесли свой вклад в развитие тех народов. Население Северного Причерноморья познакомилось в греческой культурой. Когда в 4 в. н. э. Боспорское государство перестало существовать, города, возникшие на бывших центрах страны (Корсунь, Феодосия, Керчь) сыграют важную роль в приобщении славян к античной и раннесредневековой культуре.
III. Скифы
Греки, дойдя до Боспора Киммерийского (сейчас – Керченский пролив), столкнулись с ираноязычным народом, пришедшим с востока – скифами. На несколько столетий скифы стали основными обитателями причерноморских степей. Их государство было расположено на территории современного Крыма.
О Скифии писал историк Геродот в 5 в. до н. э. Согласно его данным, издревле они занимались кочевым скотоводством, но затем перешли к оседлому образу жизни. Кроме того, у них уже было разделение на богатых и бедных, имелись свои правители. Своего расцвета страна достигла при царе Атее, однако вскоре все пришло в упадок, и постепенно Скифия перестала существовать. Часть её населения была истреблена, часть смешалась с пришедшими с востока сарматами. Важно помнить, что ни скифы, ни сарматы не имели непосредственного отношения к народам, населявшим эту территорию впоследствии.
VI. Роль Великого переселения народов в истории славян
Как известно из всемирной истории, еще в 3 в. до н. э. Китай подвергался нападению кочевых племен хунну. Позднее, в 1 в. н. э., кочевники начали движение на запад. Хунну, встречая на своем пути тюркские, угорские и по некоторым данным ираноязычные племена, смешались с ними, образовав племя гуннов. Так началось движение масс кочевников с востока на запад, в Европу, или же Великое переселение народов.
Гунны вторглись на территорию западной Европы в 375 году. Нет источников, которые упоминали бы о том, что в войсках гуннов были славянские племена. Историки предполагают, что гунны просто не использовали славян-земледельцев в качестве войнов.
После ухода гуннских племен Европа подверглась еще одному нашествию кочевников. Сформировалось племя жуань-жуаней, в западных летописях известных как «авары», а в славянских – как «обры». Авары в 6 веке вторглись на территорию Северного Причерноморья, занятого к тому моменту славянскими племенами. Тогда-то западные и восточные авторы впервые заметили славян. В хрониках их называют склавенами (пражско-корчакская культура), антами (пеньковская культура) ((византийские источники)), венедами (по предположению учёных).
В 6 в. н. э. началось расселение славян. Это был заключительный этап Великого Переселения Народов.
На рубеже 9-10 вв. завершился процесс разделения славян на три большие группы:
1) Южные славяне (предки нынешних болгар, словенцев, сербов, черногорцев, хорватов)
2) Западные славяне (сейчас – поляки, чехи, словаки)
3) Восточные славяне (русские, украинцы, белорусы)
БЛОК 2. ПЛЕМЕНА И КАКОГО ОНИ ВКУСА
На данный момент существует несколько точек зрения о том, какие племена были восточнославянскими. Мы будем опираться на «Повесть временных лет». Согласно ей, всего было 15 восточнославянских племенных союзов. Это:
Племя | Места их расселения |
Ильменские словене | Вокруг озера Ильмень и по реке Волхов |
Кривичи | Верховья рек Волги, Западной Двины и Днепра |
Радимичи | По реке Сож |
Вятичи | По реке Оке |
Полочане | По реке Полота (бассейн Западной Двины) |
Дреговичи | Между рек Припять и Березина |
Древляне | По реке Припять |
Северяне | По среднему течению реки Днепр и по реке Десна |
Поляне | По западному берегу реки Днепр |
Дулебы | К югу от реки Буг |
Бужане, волыняне | Верховья Южного Буга |
Уличи, тиверцы | Юго-запад Восточно-Европейской равнины |
Белые хорваты | Северная часть западных склонов хорват |
ПЛЕМЕННЫЕ СОЮЗЫ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН:
1. СЛАВИЯ (предполагаемый центр – Новгород)
2. КУЯВИЯ (предполагаемый центр – Киев)
3. АРТАНИЯ (АРСАНИЯ):
Тут дело интереснее. В отличии от первых двух, ученые до сих пор не могут определиться с тем, где именно находилась Артания. Существует две гипотезы: южная и северная. Согласно первой, Артания находилась между Хазарским каганатом и Волжской Булгарией. Высказывают предположения о тождестве Арсы и Рязани (В. Ф. Миронский), Тмутаракани (В. В. Мавродин, Г. В. Верданский), Роденя (Б. А. Рыбаков). У сторонников северной гипотезы также нет единой точки зрения о том, какой город можно соотнести с Артанией. Одни называют Ростов, другие (реже) – Суздаль и Белоозеро, третьи – Смоленск и Оршу и т. д.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ
Согласно «Повести временных лет», у полян основной формой общественных отношений была родовая община: «и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно». Далее по летописи поляне, а также другие племена уходят от родовой общины: «после этих братьев стал род их держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане…», и переходят к соседской. Рост населения и совершенствование орудий труда привел к распаду племен на несколько родственных. Управлял таким объединением вождь, стоявший выше по положению племенных князей. В его подчинении находилась дружина. Все важные вопросы решались на совете старейшин или вече.
ПРО КИЕВ
Согласно легенде, появились три брата: Кий, Щек и Хорив, восседавшие на трех «горах»: Кий на подъеме Боричев, Щек на горе «Щековица», а Хорив на «Хоривице». У них была сестра Лыбедь. Далее три брата основывают город, получивший название в честь старшего брата Кия – Киев.
Если говорить о том, как Нестор оценивал то или иное племя, то тут всё просто: поляне жили по заповедям господним, а другие были словно дикие звери. Так, о полянах он пишет: «стыдливы перед снохами своими, сестрами (…) и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводит ее накануне, а на следующий день приносят за нее – что дают», а о древлянах, которых он, судя по тексту, особенно не любил, следующее: «жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывали, но умыкали девиц у воды». Об остальных он говорил: «жили в лесу, как и все звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены. И если кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду, и возлагали на эту колоду мертвеца, и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах по дорогам, как делают и теперь еще вятичи. Этого же обычая держались и кривичи, и прочие язычники, не знающие закона Божьего, но сами себе устанавливающие закон». Вообще верить в это с учетом того, что Смоленск, который был центром кривичей, на тот момент считался достаточно развитым городом, получается трудно. Большинство историков полагает, что Нестор так хотел подчеркнуть превосходство православия над язычеством.