Серова Т.О. Русский язык и культура речи. Учебно-методический комплекс.
Рецензент: к.с.н., профессор Смирнов В.А.
Данный учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного Министерством образования РФ для всех специальностей, а также Учебного плана утвержденного Ученым советом КИУЭС Протокол № от
РЕКОМЕНДОВАНО Учебно-методическим советом КИУЭС Протокол № 5 от 08 февраля 2011 г. | Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры иностранных языков КИУЭС Протокол № 4 от 27 декабря 2010 г. |
Зав. кафедрой иностранных языков
к.ф.н., профессор Красикова Т.И.
ПРЕДИСЛОВИЕ
В современных условиях общество требует от дипломированного специалиста не только высокого профессионализма в избранной им сфере деятельности, но и высокого уровня культуры устной и письменной речи.
Культура речи – неотъемлемая часть личностной характеристики человека и немаловажное условие профессионального успеха. Низкий уровень речевой культуры заметно снижает рейтинг делового человека.
Предлагаемый «Учебно-методический комплекс» преследует цель – помочь студентам глубже постичь принципы речевого общения, овладеть нормами современного русского литературного языка, усовершенствовать культуру своей речи.
Содержание, которое необходимо усвоить студенту в процессе изучения данной дисциплины, достаточно объемно, а количество часов, отведенных на лекционные и практические занятия, невелико. От студентов требуется интенсивная самостоятельная работа с учебной и справочной литературой. Данное пособие поможет студенту освоить материал в доступной форме. С этой целью в пособие включены таблицы и схемы, облегчающие восприятие особенно трудных аспектов дисциплины.
УМК включает в себя:
1. Программу по дисциплине «Русский язык и культура речи»
2. Теоретический материал по основным разделам курса.
3. Материалы для проведения семинарских занятий.
4. Варианты контрольной работы.
5. Примерный перечень вопросов к зачету.
6. Материалы для самостоятельной работы студентов
7. Список литературы, необходимой как при подготовке к зачету, так и при выполнении контрольной работы.
Пособие предназначено для студентов как очного, так и заочного отделений.
Рабочая программа по дисциплине
«Русский язык и культура речи»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Курс «Русский язык и культура речи» нацелен на повышение уровня практического владения современным русским литературным языком у специалистов нефилологического профиля – в разных сферах функционирования русского языка, в письменной и устной его разновидностях. Овладение новыми навыками и знаниями в этой области и совершенствование имеющихся неотделимо от углубления понимания основных характерных свойств русского языка как средства общения и передачи информации, а также расширения общегуманитарного кругозора, опирающегося на владение богатыми коммуникативным, познавательным и эстетическим потенциалом русского языка.
Задачи курса состоят в формировании у студентов следующих основных навыков, которые должен иметь профессионал любого профиля для успешной работы по своей специальности и каждый член общества – для успешной коммуникации в самых различных сферах – бытовой, юридически-правовой, научной, политической, социально-государственной:
· продуцирование связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения;
· участие в диалогических и политологических ситуациях общения, установление речевого контакта, обмен информацией с другими членами коллектива, связанными с говорящим различными социальными отношениями.
Этими навыками носитель современного русского языка должен свободно владеть и в устной, и в письменной форме. Они охватывают не только собственно принципы построения монологического и диалогического текста, но и правила, относящиеся ко всем языковым уровням, - фонетическому (орфоэпия, орфография), лексическому (сочетаемость слов, выбор синонимов и др.), грамматическому (словообразование, морфология, синтаксис и пунктуация). Знание того или иного элемента системы языка включает его правильное употребление (выбор и комбинацию с другими элементами) при продуцировании речи и интерпретацию – при понимании речи.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
В ходе изучения курса «Русский язык и культура речи» студенты должны не просто укрепить знания в перечисленных областях, но научиться практически применять их для построения текстов, продуктивного участия в процессе общения, достижения своих коммуникативных целей.
Это подразумевает:
· расширение круга языковых средств и принципов их употребления, которыми активно и пассивно владеет говорящий;
· систематизацию этих средств в соответствии с тем, в какой ситуации, в каком функциональном стиле или жанре речи они используются;
· обучение студентов способам трансформации несловесного материала, в частности изображений и цифровых данных (схем, графиков, таблиц и т.п.) – в словесный, а также различным возможностям перехода от одного типа словесного материала к другому (например, от плана к связному тексту).
В результате освоения дисциплины слушатель направления подготовки 040100 «Социология» осваивает следующие общекультурные компетенции:
· умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2).
Студент должен иметь представление о языке и речи, особенностях речевого общения, видах коммуникации, функционально-смысловых типах речи, функциональных стилях речи, о современной языковой ситуации.
Студент должен знать, что такое русский литературный язык, языковая норма и ее варианты, основные типы норм, особенности устной и письменной речи, особенности функциональных стилей речи, механизмы порождения и восприятия устной и письменной речи.
Студент должен:
· уметь ориентироваться в различных речевых ситуациях, адекватно реализовывать свои коммуникативные намерения;
· владеть такими жанрами устной речи, которые необходимы для свободного общения в процессе трудовой деятельности (уметь вести деловую беседу, обмениваться информацией, давать оценку, вести дискуссию и участвовать в ней, выступать на собраниях с отчетами, докладами, критическими замечаниями; соблюдать правила речевого этикета);
· владеть профессионально значимыми письменными жанрами (уметь составлять официальные письма, служебные записки, решения собраний; писать аннотацию, рецензию, реферат и т.п.; править (редактировать) написанное;
· грамотно в орфографическом, пунктуационном и речевом отношении оформлять письменные тексты.
Программа дисциплины построена по тематическому принципу. Каждая тема включает перечень основных проблем, которые раскрывают ее содержание, последовательно освещаются в лекционном курсе и изучаются студентами на семинарах, а также в процессе самостоятельной работы.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Виды занятий | Всего часов |
Общая трудоемкость | |
Аудиторные занятия, в т.ч. | |
Лекции | |
Семинары | |
Самостоятельная работа | |
Вид итогового контроля | Зачет |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ
Темы | Всего час. | Лекций | Семинаров | СРС | Освоенные компетенции |
Тема 1. Введение | - | - | |||
Тема 2. Язык, речь, общение | - | ОК-2 | |||
Тема 3. Разновидности речи | ОК-2 | ||||
Тема 4. Русский литературный язык и его нормы. Культура речи | ОК-2 | ||||
Тема 5. Культура речи. Орфоэпия | - | ОК-2 | |||
Тема 6. Культура речи. Грамматика | - | ОК-2 | |||
Тема 7. Устная публичная речь. Риторика | ОК-2 | ||||
Тема 8. Устная деловая речь | - | ОК-2 | |||
Тема 9. Письменная деловая речь. Служебная документация | ОК-2 | ||||
Тема 10. Письменная научная речь. Аннотирование и реферирование | - | ОК-2 | |||
Всего: |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ
Предмет и задачи курса. Русский язык как способ русского национального сознания и русской культуры. Русский язык конца ХХ – начала ХХ1 вв. Новые явления в русском языке.
ТЕМА 2. ЯЗЫК, РЕЧЬ, ОБЩЕНИЕ
2.1 Структурные и коммуникативные свойства языка
Язык как знаковая система. Язык и речь. Общение. Виды общения. Структура речевой коммуникации. Невербальные средства общения. Универсальные постулаты коммуникации.
ТЕМА 3. РАЗНОВИДНОСТИ РЕЧИ
Устная и письменная формы речи. Диалог и монолог. Функционально-смысловые типы речи. Общая характеристика функциональных стилей речи. Текст как речевое произведение. Понятие о речевом жанре.
ТЕМА 4. РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК И ЕГО НОРМЫ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Структура русского общенационального языка. Литературный язык и внелитературные разновидности языка: просторечие, территориальные и социальные диалекты (жаргоны). Проблема молодежного жаргона (сленга). Разговорная литературная речь. Разграничение разговорной речи и просторечия.
Русский литературный язык как высшая форма общенародного языка. Понятие языковой нормы. Признаки нормы. Роль языковой нормы в становлении и функционировании литературного языка.
Соблюдение норм как признак речевой культуры личности и общества.
Характеристика понятия «культура речи». Нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи.
Основные типы норм: императивные и диспозитивные. Норма и вариантность языковых единиц. Норма и кодификация.
Классификация норм: орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, правописные (орфографические и пунктуационные) нормы.
Новые слова и трудности их употребления. Иноязычные слова и вопрос о мере их использования.
Ортологические словари (словари правильностей). Принципы работы с ними.
Коммуникативный аспект культуры речи. Две ступени культуры речи (речь правильная и речь хорошая). Коммуникативные качества речи: богатство, точность, чистота, уместность, выразительность. Логичность речи.