Серова Т.О. Русский язык и культура речи. Учебно-методический комплекс. €

Рецензент: к.с.н., профессор Смирнов В.А.

Данный учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного Министерством образования РФ для всех специальностей, а также Учебного плана утвержденного Ученым советом КИУЭС Протокол № от

РЕКОМЕНДОВАНО Учебно-методическим советом КИУЭС Протокол № 5 от 08 февраля 2011 г. Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры иностранных языков КИУЭС Протокол № 4 от 27 декабря 2010 г.

Зав. кафедрой иностранных языков

к.ф.н., профессор Красикова Т.И.

ПРЕДИСЛОВИЕ

В современных условиях общество требует от дипломированного специалиста не только высокого профессионализма в избранной им сфере деятельности, но и высокого уровня культуры устной и письменной речи.

Культура речи – неотъемлемая часть личностной характеристики человека и немаловажное условие профессионального успеха. Низкий уровень речевой культуры заметно снижает рейтинг делового человека.

Предлагаемый «Учебно-методический комплекс» преследует цель – помочь студентам глубже постичь принципы речевого общения, овладеть нормами современного русского литературного языка, усовершенствовать культуру своей речи.

Содержание, которое необходимо усвоить студенту в процессе изучения данной дисциплины, достаточно объемно, а количество часов, отведенных на лекционные и практические занятия, невелико. От студентов требуется интенсивная самостоятельная работа с учебной и справочной литературой. Данное пособие поможет студенту освоить материал в доступной форме. С этой целью в пособие включены таблицы и схемы, облегчающие восприятие особенно трудных аспектов дисциплины.

УМК включает в себя:

1. Программу по дисциплине «Русский язык и культура речи»

2. Теоретический материал по основным разделам курса.

3. Материалы для проведения семинарских занятий.

4. Варианты контрольной работы.

5. Примерный перечень вопросов к зачету.

6. Материалы для самостоятельной работы студентов

7. Список литературы, необходимой как при подготовке к зачету, так и при выполнении контрольной работы.

Пособие предназначено для студентов как очного, так и заочного отделений.

Рабочая программа по дисциплине

«Русский язык и культура речи»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Курс «Русский язык и культура речи» нацелен на повышение уровня практического владения современным русским литературным языком у специалистов нефилологического профиля – в разных сферах функционирования русского языка, в письменной и устной его разновидностях. Овладение новыми навыками и знаниями в этой области и совершенствование имеющихся неотделимо от углубления понимания основных характерных свойств русского языка как средства общения и передачи информации, а также расширения общегуманитарного кругозора, опирающегося на владение богатыми коммуникативным, познавательным и эстетическим потенциалом русского языка.

Задачи курса состоят в формировании у студентов следующих основных навыков, которые должен иметь профессионал любого профиля для успешной работы по своей специальности и каждый член общества – для успешной коммуникации в самых различных сферах – бытовой, юридически-правовой, научной, политической, социально-государственной:

· продуцирование связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения;

· участие в диалогических и политологических ситуациях общения, установление речевого контакта, обмен информацией с другими членами коллектива, связанными с говорящим различными социальными отношениями.

Этими навыками носитель современного русского языка должен свободно владеть и в устной, и в письменной форме. Они охватывают не только собственно принципы построения монологического и диалогического текста, но и правила, относящиеся ко всем языковым уровням, - фонетическому (орфоэпия, орфография), лексическому (сочетаемость слов, выбор синонимов и др.), грамматическому (словообразование, морфология, синтаксис и пунктуация). Знание того или иного элемента системы языка включает его правильное употребление (выбор и комбинацию с другими элементами) при продуцировании речи и интерпретацию – при понимании речи.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

В ходе изучения курса «Русский язык и культура речи» студенты должны не просто укрепить знания в перечисленных областях, но научиться практически применять их для построения текстов, продуктивного участия в процессе общения, достижения своих коммуникативных целей.

Это подразумевает:

· расширение круга языковых средств и принципов их употребления, которыми активно и пассивно владеет говорящий;

· систематизацию этих средств в соответствии с тем, в какой ситуации, в каком функциональном стиле или жанре речи они используются;

· обучение студентов способам трансформации несловесного материала, в частности изображений и цифровых данных (схем, графиков, таблиц и т.п.) – в словесный, а также различным возможностям перехода от одного типа словесного материала к другому (например, от плана к связному тексту).

В результате освоения дисциплины слушатель направления подготовки 040100 «Социология» осваивает следующие общекультурные компетенции:

· умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2).

Студент должен иметь представление о языке и речи, особенностях речевого общения, видах коммуникации, функционально-смысловых типах речи, функциональных стилях речи, о современной языковой ситуации.

Студент должен знать, что такое русский литературный язык, языковая норма и ее варианты, основные типы норм, особенности устной и письменной речи, особенности функциональных стилей речи, механизмы порождения и восприятия устной и письменной речи.

Студент должен:

· уметь ориентироваться в различных речевых ситуациях, адекватно реализовывать свои коммуникативные намерения;

· владеть такими жанрами устной речи, которые необходимы для свободного общения в процессе трудовой деятельности (уметь вести деловую беседу, обмениваться информацией, давать оценку, вести дискуссию и участвовать в ней, выступать на собраниях с отчетами, докладами, критическими замечаниями; соблюдать правила речевого этикета);

· владеть профессионально значимыми письменными жанрами (уметь составлять официальные письма, служебные записки, решения собраний; писать аннотацию, рецензию, реферат и т.п.; править (редактировать) написанное;

· грамотно в орфографическом, пунктуационном и речевом отношении оформлять письменные тексты.

Программа дисциплины построена по тематическому принципу. Каждая тема включает перечень основных проблем, которые раскрывают ее содержание, последовательно освещаются в лекционном курсе и изучаются студентами на семинарах, а также в процессе самостоятельной работы.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Виды занятий Всего часов
Общая трудоемкость
Аудиторные занятия, в т.ч.
Лекции
Семинары
Самостоятельная работа
Вид итогового контроля Зачет

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ

Темы Всего час. Лекций Семинаров СРС Освоенные компетенции
Тема 1. Введение - -
Тема 2. Язык, речь, общение - ОК-2
Тема 3. Разновидности речи ОК-2
Тема 4. Русский литературный язык и его нормы. Культура речи ОК-2
Тема 5. Культура речи. Орфоэпия - ОК-2
Тема 6. Культура речи. Грамматика - ОК-2
Тема 7. Устная публичная речь. Риторика ОК-2
Тема 8. Устная деловая речь - ОК-2
Тема 9. Письменная деловая речь. Служебная документация ОК-2
Тема 10. Письменная научная речь. Аннотирование и реферирование - ОК-2
Всего:  

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ

Предмет и задачи курса. Русский язык как способ русского национального сознания и русской культуры. Русский язык конца ХХ – начала ХХ1 вв. Новые явления в русском языке.

ТЕМА 2. ЯЗЫК, РЕЧЬ, ОБЩЕНИЕ

2.1 Структурные и коммуникативные свойства языка

Язык как знаковая система. Язык и речь. Общение. Виды общения. Структура речевой коммуникации. Невербальные средства общения. Универсальные постулаты коммуникации.

ТЕМА 3. РАЗНОВИДНОСТИ РЕЧИ

Устная и письменная формы речи. Диалог и монолог. Функционально-смысловые типы речи. Общая характеристика функциональных стилей речи. Текст как речевое произведение. Понятие о речевом жанре.

ТЕМА 4. РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК И ЕГО НОРМЫ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Структура русского общенационального языка. Литературный язык и внелитературные разновидности языка: просторечие, территориальные и социальные диалекты (жаргоны). Проблема молодежного жаргона (сленга). Разговорная литературная речь. Разграничение разговорной речи и просторечия.

Русский литературный язык как высшая форма общенародного языка. Понятие языковой нормы. Признаки нормы. Роль языковой нормы в становлении и функционировании литературного языка.

Соблюдение норм как признак речевой культуры личности и общества.

Характеристика понятия «культура речи». Нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи.

Основные типы норм: императивные и диспозитивные. Норма и вариантность языковых единиц. Норма и кодификация.

Классификация норм: орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, правописные (орфографические и пунктуационные) нормы.

Новые слова и трудности их употребления. Иноязычные слова и вопрос о мере их использования.

Ортологические словари (словари правильностей). Принципы работы с ними.

Коммуникативный аспект культуры речи. Две ступени культуры речи (речь правильная и речь хорошая). Коммуникативные качества речи: богатство, точность, чистота, уместность, выразительность. Логичность речи.

Наши рекомендации