Постмодерн как феномен культуры

Постмодернизм стоит в ряду течений, описывающих уникальность нашего переживания ситуации конца XX в. всю сумму культурных настроений, философскую оценку последних тенденций в развитии культуры.

Постмодернизм означает «после модернизма», т.е. показывает преемственность и вполне определенное отношение к модернистским тенденциям в культуре. Течение постмодернизма складывалось в конце 60-х гг., в эпоху культурного кризиса в США. В целом постмодернизм – это выражение мировоззрения, переход к новому витку в развитии культуры, размывание границ, рамок между формами культурной деятельности. В эпоху постмодернизма происходит эклектическая интеграция не видов искусства, а искусства и науки, философии, религии. Все это напоминает возврат к синкретизму, но на более высоком мировоззренческом уровне. Постмодернизм лишен стремления к исследованию глубинных проблем и процессов бытия, он стремится к простоте и ясности, к совмещению культурных эпох. Поверхностное, но синтетическое отражение мира суть человеческого сознания. Мир нужно не понимать, а принимать. Подлинный мир постмодернизма – лабиринт и полумрак, зеркало и неясность, простота, не имеющая смысла. Законом, определяющим отношение человека к миру, должен стать закон иерархии допустимого, суть которого состоит в мгновенном объяснении истины на основе интуиции, которая возводится в ранг основного принципа этики. Окончательное свое слово постмодернизм еще не сказал.

Постмодернизм это один из этапов развития современной Европейской культуры; сформировался в 70 -80-е гг. ХХ в. В постмодернизме отчетливо проявляется идея «усталости» от прежних ценностей эпох Возрождения и Просвещения. Характерные черты постмодернизма

• Ориентация постмодернизма культуры и на «массу», и на «элиту» общества.

• Широкое цитирование в своих творениях произведений искусства предшествующих эпох.

• Иронизирование над художественной традицией прошлых культур.

• Стилевой плюрализм.

• Влияние искусства на внехудожественные сферы человеческой деятельности (политику, религию, экологию и т.д.).

•Использование приема игры при создании произведений культуры.

Героика, патриотизм, национальная идея и т.д. интерпретируются как формы идеологической власти, от которой необходимо освободиться.

В постмодернистской культуре все приходящее, и нет таких проблем, которые бы объединяли поколения в единый человеческий род.

Стираются границы между искусством, религией, наукой, философией. В этом смысле постмодерн есть прежде всего ориентация на «деконструкцию, децентрацию, устранение, прерывание, рассеивание».

Постмодернизм – проект освобождения человечества не только от власти Бога, разума, саморефлексии, но и от власти времени и объективности.

Ничто великое, могущее довлеть над человечеством, не впускается в культуру.

Новизна – это одновременно и вызов требованиям законопослушания, и утверждение ценности самоодержимости, нарциссизма, презрения ко всем социальным порядкам.

«Новое» рассматривается как главная ценность культуры настоящего, способ оценки прогрессивности настоящего. «Новое», «новизна» – это все то, что дает возможность испытать неведомое ранее наслаждение.

Непослушание – вид деструкции, без которой, утверждают постмодернисты, нет новизны. Реклама: «Жить без границ», «Делай как хочешь!», «Ваш мир не должен знать границ!» и т.д.

Постмодернисты отработали несколько приемов, с помощью которых можно творить новизну Бесконечно. Среди них – постоянная деконструкция форм и стилей, пародирование, произвольная трактовка и обезображивание как отдельных элементов, так и произведения в целом.

Новизна постмодернистского толка несовместима с такими основополагающими для человеческого существования понятиями как Бог, душа, совесть и т.д.

Это дает основание критикам постмодернизма утверждать, что введенный ими культурный смысл «нового», «новизны» развращает людей и общество.

Семинар 9. Культура и глобальные проблемы

Современности.

Постмодернизм как феномен культуры XX века

Цели и задачи занятия: определение глобального кризиса, признаки постмодернизма в культуре XX века.

Основные понятия и категории темы: глобализация, постмодернизм, дискурс.

План семинара

1. Культура и глобальные проблемы современности. Глобальные проблемы и причины их возникновения. Римский клуб – направления его исследований.

2. Постмодерн как феномен культуры. Характеристика постмодернизма в культуре. Картина мира и система ценностей в культуре постмодернизма.

Вопросы для самостоятельной работы

Группа А

1. К каким результатам в развитии человечества привели прагматическая направленность мышления и общее развитие мировой культуры?

2. В чем выражается смысл процесса глобализации происходящего в современном мире?

3. Укажите на положительный характер процесса глобализации и его негативную характеристику.

4. В последние годы появились новые концепции модернизации, основанные на множестве ключевых положений. Приведите примеры.

Группа В

5. ХХ век выделил в культуре направления постмодерна. Что такое постмодерн?

6. Постмодерн критикует проекты эпохи Возрождения и Просвещения. В чем смысл такой критики?

Группа С

7. «Новое» – одна из главных ценностей постмодернизма. В чем специфика постмодернистского понимания «нового»?

8. Избавится от власти дискурса одна из задач постмодернизма. Как это понимать?

9. Диалог культур в глобализирующемся мире: мировоззренческие аспекты.

Литература

7. Американское общество на пороге XI века: Итоги, проблемы, перспективы // Мат. конф. – М.,1996.

8. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990.

9. Вернадский, В.И. Научная мысль как планетарное явление/ В.И. Вернадский. – М., 1991.

10. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна/ Ж.-Ф. Лиотар. – СПб., 1998.

1. Ортега –и- Гассет, Х. Восстание масс/ Х. Ортега-и-Гассет // Эстетика философия культуры. – М.,1991.

2. Постмодернизм и культура //Вопр. филос. – 1993. – №5.

3. Самосознание европейской культуры XX века. – М., 1991.

4. Тоффлер, А. Футорошок/ А. Тоффлер. – СПб., 1997.

5. Фромм, Э. Бегство от свободы/ Э. Фромм. – М., 1989.

Контрольные вопросы

Для очной формы обучения

1. Особенности культурологического знания.

2. Проблема предмета культурологических исследований.

3. Проблема метода в культурологических исследованиях.

4. Идеи культурологии в античной натурфилософии, европейской этнографии и культурфилософии.

5. Зарождение и развитие культурологического знания в отечественной этнографии и философии.

6. Генезис и сущность понятия культуры.

7. Понятие цивилизации: история вопроса и развитие различных точки зрения на проблему «культура-цивилизация»

8. Менталитет и ментальность. Их взаимосвязь и развитие.

9. Соотношение европейской и восточной ментальности. Специфика российской ментальности.

10. Сущность культурной картины мира и ее выражение в языке, мифологии и художественном творчестве.

11. Различные точки зрения на строение культуры.

12. Природа и культура.

13.Человек и культура.

14. Общество и культура.

15. Руссоисткая и фрейдисткая интерпритация соотношения природного и культурного начал в человеке.

16. Проблема взаимосвязи социогенеза и культурогенеза.

17.Специфика мифологии, религии, искусства и науки как элементов познавательной сферы культуры.

18. Преобразовательная сфера культуры.

19. Нормативный институт культуры.

20. Коммуникация и общение как культурный феномен.

21. Семиотическая сфера культуры.

22.Типология культуры. Основание типологической классификации культур.

23. Культурно - историческая типология в учении Джамбиста Вико и Освальда Шпенглера.

24. Вопросы динамики и типологии культуры в культурологических концепциях О. Шпенглера и Н.Я. Данилевского.

25. Закономерности развития культуры в учении марксизма.

26. История культуры в концепции А.Д. Тойнби и К. Ясперса.

27. Культура как символическая система в учении Э. Кассирера.

28. Культура как игра в учении Спенсера и Й. Хейзинга.

29. Учение П.А. Сорокина о социодинамике культуры.

30.Концепция длинных экономических волн Н.Д. Кондратьева.

31. Формы проявления кризиса европейской культуры. Причины и сущность кризиса.

32. Идея господства «массового» человека как причина кризиса в концепции Х. Ортеги - и - Гассета.

33.Интерпретация идеи европейского культурного кризиса в учении Л. Мемфорда и Э. Тоффлера.

34.Массовая культура.

35. Особенности российского культурного кризиса.

36. Современные представления о направленности культурного развития человечества.

37. Национальное и общечеловеческое в культуре.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Малиновский Б. К.

Наши рекомендации