Тема 2. Культурология и ее структурные элементы
2.1. Структура культурологии.
2.2. Социальная функция культурологии.
Структура культурологии
В XX веке культурология конституируется как самостоятельная наука, стоящая вне рамок философии, но все же связанная с ней через философию культуры. Связь эта имеет характер сложного взаимодействия и взаимовлияния. Сама проблематика теории культуры сформировалась как часть философского знания, а в отдельных культурологических дисциплинах – под сильным воздействием философии.
Философствование с конца XIX века осуществляется все чаще в форме философии культуры (в свою очередь генерирующей идеи), из которой возникает теория культуры (культурология). Суть этих изменений – в переходе от рефлексии к описанию, от символики культуры к ее систематике, от критики оснований культуры к моделированию культурного процесса, его прогнозированию и проектированию. В отличие от существовавших ранее и продолжавших свое развитие философских теорий культуры появляются конкретные исследования культуры, опирающиеся на этнографический материал и данные так называемой полевой антропологии.
Таким образом, культурология сложилась как гуманитарная наука о наиболее общих законах развития и функционирования культуры. В ее структуре выделяют следующие составляющие: Объект, Предмет, Содержание, Категории, Принципы, Методы, Законы, Функции.
Объектом культурологического исследования являются:культурные аспекты различных областей общественной жизни;особенности и достижения основных культурно-исторических типов;тенденции и процессы в современной социо-культурной среде
Под предметом понимается совокупность понятий, при помощи которой культурология описывает изучаемую ею объективную реальность:
- различные культурсодержащие процессы и явления, связанные отношениями в обществе;
- специфика локальных региональных культур, их историческая типология, взаимосвязь и взаимозависимость культур различных эпох и народов;
- сущность, структура, закономерности функционирования и развития культурного процесса человечества;
- особенности и специфика современной цивилизации, основные тенденции ее развития.
Содержание культурологиикак науки представлено следующими аспектами: анализ культуры как системы культурных феноменов; выявление типов связей между элементами культуры; разрушение проблем социокультурной динамики; исследование ментального содержания культуры; исследование типологии культур и культурных единиц; исследование культурных кодов и коммуникаций.
Категории культурологии.Категории это основные логические понятия, отражающие наиболее общие и существенные связи и отношения предметов явлений действительности. Среди категорий культурологии выделяют следующие:категории социальных и гуманитарных наук;категории наук, находящиеся на стыке с культурологией;собственные категории (культура, цивилизация, культурная картина мира, менталитет, ментальность и т.д.).
К принципам изучения культуры относят два: это принцип культурно-исторического подхода, означающий, что все явления, события, факты культурного процесса должны рассматриваться в контексте соответствующего периода и тех условий (социальных, политических, нравственно-психологических и т.д.), в которых они происходили; и принцип целостности – изучение любого этапа, периода в развитии культуры должно непременно включать в себя все без исключения многообразие явлений, событий, фактов культурного процесса
К методам изучения культуры в культурологии относят: историко-типологический (диахронический, синхронический), позволяет вычленить в развитии культуры устойчивые типы, проследить их субординацию, историческую динамику; историко-генетический, связан с рассмотрением того или иного культурного феномена в контекстах его пространственно-временных изменений; сравнительно-исторический, нацелен на сопоставление различных культур или отдельных феноменов, структур, явлений культуры; структурно-функциональный, позволяет не только исследовать стабильные элементы, обеспечивающие специфику структурных систем культуры, но и те функции, которые выполняет культура в целом или ее отдельные элементы; семитический, изучает культуру как знаковую систему; феноменологический, это исследование априорных структур человеческого существования, культуры; герменевтический, истолкование смыслов трудно интерпретируемых текстов. Особое значение имеет обращение к понятию «текст» (учение о принципах интерпретации, искусство понимания как постижение смысла и значения)
В исследовании культуры придерживаются законов развития культуры:
· закон единства и разнообразия культуры – он гласит, что культура является совокупным коллективным достоянием всего человечества, она воплощает в себе родовое свойство человека и человечества, все культуры всех народов внутренне едины и одновременно самобытны, уникальны. Каждый народ, обладающей собственной культурой, вносит самостоятельный и оригинальный вклад в общую сокровищницу культурных достижений человечества. Многообразие и единство культур народов, населяющих планету, является объективной реальностью. Потеря культурных завоеваний любого народа, даже самого малочисленного, неизбежно оборачивается потерей для всего человечества;
· закон взаимодействия и сотрудничества различных культур.Различные эпохи, развивающиеся в них культуры разных народов, каждая по своему выражали собственное понимание мира, его освоение ( Китай и Запад, христиане и мусульмане) и т.д. Каждая из культур имеет свою специфику, своеобразие, неповторимость, в то же время они являются составными частями единой целостной общности, всего человечества, единое развитие которого обеспечивается общими закономерностями, одинаковым характером социологических законов, действующих в различных обществах. Единству всемирно-исторического процесса способствуют мировые культурные контакты, постоянно возрастающие в ходе исторического процесса. В закономерности взаимодействия и сотрудничества различных культур ведущим является стремление создать лучшие условия для бытия человека, возвысить его интеллектуальные, духовные и нравственные силы;
· закон преемственности в развитии культуры. Культура – это прежде всего исторически унаследованный опыт поколений, точнее 1200 поколений рода человеческого. Там где нет преемственности в развитии культуры, там нет и самой культуры, потому что в этом случае каждое новое поколение должно было бы всякий раз начинать изобретать каменные орудия и язык, колесо и жилище, искусство и науку и т.д. Преемственность – основа развития культуры, а потому так же отражает ее важнейшую объективную закономерность;
· закон прерывности и непрерывности развития культуры.Каждой исторической эпохе присущ свой тип культуры как исторической целостности. В связи со сменой этих эпох происходит изменение типов культуры – одни уходят, другие приходят на смену им, так проявляется прерывность в развитии культуры.
Однако это не означает разрыва в развитии всей культуры, полного уничтожения старой, то есть присутствующей культуры. Каждая новая ступень в развитии человечества с необходимостью наследует культурные достижения предшествующих эпох, включая их в новую систему общественных отношений.
Поэтому прерывность носит относительный, а непрерывность абсолютный характер.