Цветовой тест отношений А.М. Эткинда для диагностики межкультурных отношений
Цветовой тест отношений – это компактный невербальный диагностический метод исследования эмоциональных компонентов отношений (как сознательного, так и частично неосознаваемого уровней отношения человека) личности в норме и при нервно-психических заболеваниях. ЦТО, как метод изучения отношений, применим в работе с детьми, начиная с 3-4-летнего возраста. Опыт использования ЦТО в комплексе с другими методиками позволяет характеризовать ЦТО не только как метод выбора, но и во многих случаях как единственный экспериментальный метод, пригодный для применения в условиях детской психодиагностики. Его простота и портативность, не настораживающий испытуемого игровой характер, возможность многократного ретестирования позволяют выявить наиболее «горячие точки» внутрисемейных отношений, осознанно или неосознанно скрываемые.
Методической основой данного теста является цветоассоциативный эксперимент. Идея и процедуры эксперимента были разработаны А.М. Эткиндом. Он исходит из предположения о том, что существенные характеристики невербальных компонентов отношений к значимым другим и к самому себе отражаются в цветовых ассоциациях к ним.
Методика может быть использована для оценки степени адекватности или неадекватности (недооценки или переоценки) качества своего отношения человека к представителям тех или иных этнокультурных групп.
В основе теста лежит цветоассоциативный эксперимент, однако наиболее существенным в методическом отношении звеном этой методики является трехступенчатая структура эксперимента, позволяющая, в конечном итоге, сопоставить декларируемые отношения и реально действующие.
Оборудование.
В ЦТО используется набор цветов из восьми цветового теста М. Люшера. Этот набор отличается достаточной компактностью, удобен в применении. Цветовые ассоциации при этом могут быть использованы как наиболее простой и доступный способ, но также могут быть использованы и геометрические фигуры и др. стимулы (Е.А. Артемьева).
Процедура проведения ЦТО для диагностики межкультурных отношений.
Методика проводится индивидуально, в три этапа, время не ограничено. Психолог фиксирует результаты выбора клиентом карточек на каждом этапе в протоколе.
Первый этап. Испытуемому (клиенту) предлагается набор цветных карточек и набор карточек с названиями этнокультурных групп (этнонимы в множественном числе). Задание – сопоставить два набора, не ориентируясь на внешние признаки (цвет флага, национальной одежды и пр.).
Второй этап. Испытуемому (клиенту) предлагается только набор цветных карточек. Задание – разложить в ряд цветные карточки по степени привлекательности.
Третий этап. Испытуемому (клиенту) предлагается набор карточек с названиями этнокультурных групп. Задание – разложить (проранжировать) их по степени предпочтения.
Обработка.
Декларируемая система отношений к этнокультурным группам отражена на третьем этапе. Реальная система отношений выявляется опосредованным способом – через систему цветовых отношений: на первом этапе соотносятся системы цветовых и этнических предпочтений, на втором этапе – через систему субъективной иерархии цветов выявляется реально действующая система этнических отношений.
При сопоставлении можно вычислить разность рангов, занимаемых каждой этнокультурной группой в одной и другой иерархиях, тем самым определив адекватность осознания своего отношения к лицам данной национальности (этнической или культурной группы). Числовые значения данной разности при использовании 8-цветового набора карточек Люшера могут колебаться от – 7 до + 7. Чем ближе к нулю будет величина данного показателя, тем более адекватно оценивает испытуемый место данной этнокультурной группы в системе своих этнических предпочтений. Чем ближе результат к – 7 или + 7 (крайним значениям), тем больше испытуемый переоценивает или недооценивает (в зависимости от знака) свою симпатию к данному народу.
Обобщенный показатель адекватности осознания всей системы этнических отношений равен сумме показателей адекватности осознания ранга каждой этнической группы, взятый по модулю. Чем больше значение обобщенного показателя, тем ниже степень осознания испытуемым своих этнических предпочтений. Чем ближе значение к нулю, тем больше адекватность степень осознания испытуемым своих этнических предпочтений.
Приложение 2
Материал для подготовки к практикуму 3