Какой из этих подходов НЕ является подходом к изучению межкультурного общения?
а) Критический подход;
б) Адаптивный подход;
в) Функциональный подход;
г) Объяснительный подход.
35. К стадии межкультурной сенситивности НЕ относится:
а) Адаптация;
б) Преуменьшение;
в) Согласие;
г) Защита.
36. Стадия интеграции подразумевает:
а) Включение плюрализма как философии и осознанного понимания в способность оценивать культурные различия;
б) Что культурные различия не только признаются, но и вызывают уважение;
в) Признание человеком того, что культурные различия существуют, но предохранение себя от них;
г) Отрицания того, что культурные различия вообще существуют.
37. Метод биографической рефлексии:
а) Ориентирован на сознательное воспроизведение регулярно возникающих различных индивидуальных и групповых ситуаций межкультурного общения;
б) Характеризуется исполнением участниками ролей, которые воссоздают часто повторяющиеся ситуации межкультурного общения;
в) Своей целью ставит выделение определенных типов поведения при межкультурном общении и рассмотрение их под соответствующим углом зрения;
г) Предполагает осмысление собственной биографии с целью основ выяснения своей собственной идентичности и форм ее проявления в повседневной жизни.
38. Атрибутивный тренинг это:
а) Обсуждение ситуаций, возникающих при личных контактах представителей двух народов, к которым принадлежат участники;
б) Обучение тому, каким образом представители разных народов и культур
интерпретируют причины поведения и результаты деятельности;
в) Тренинг, включающий реальные межкультурные контакты, например, семинары-мастерские с групповыми дискуссиями.
Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену
1. "Этническое самосознание" и "этническая идентичность". Есть ли различие в этих понятиях?
2. Каковы психологические причины роста этнической идентичности?
3. Назовите известные Вам типы трансформаций этнической идентичности субъекта.
4. Что такое этнос и какие трактовки этого понятия существуют?
5. Что такое культура и как соотносится это понятие с понятием этноса?
6. Что такое инкультурация? Назовите этапы инкультурации.
7. Что такое культурная трансмиссия? Назовите виды культурной трансмиссии.
8. В чем заключается проблема нормы и патологии с точки зрения этнопсихологии?
9. Каковы функции этнического стереотипа как регулятивного элемента этнического сознания?
10. Приведите примеры межкультурных различий в каузальной атрибуции.
11.Что представляют собой этнический автостереотип и этнический гетеростереотип?
12.Что такое культурные синдромы? Назовите основные типы культурных синдромов.
13.Измерения культуры по Г.Хофстеде.
14.Измерения культуры по Г.Триандису.
15.Сравнительный анализ типологий культур разных авторов.
16.Согласно модели, предложенной канадским исследователем Дж.Берри, аккультурацию определяют два одномерно действующих фактора: поддержание этнокультурной идентичности и участие в межкультурных контактах. В зависимости от комбинации ответов на два основных вопроса определяются четыре возможные стратегии аккультурации. В приведенной ниже схеме замените знаки вопроса на названия двух стратегий аккультурации:
Первый фактор Положителен ли настрой на сохранение своей культурной идентичности и самобытности? | |||
Второй фактор Положительно ли | "ДА" | "НЕТ" | |
оцениваются | "ДА" | интеграция | ? |
отношения с обществом? | "НЕТ" | ? | маргинализация |
17. В чем состоят преимущества использования модели "стресс аккультурации" перед использованием модели "культурного шока" при анализе процессов психологической адаптации мигрантов?
18.Какие формы обучающих этнокультурных программ Вам известны?
19. Назовите методы исследования этнических стереотипов.
20. Назовите виды ассоциативного эксперимента в этнопсихологии.
21. Опишите принцип методики «Цветовой тест отношений». Что измеряет этот тест?
22.Опишите принцип методики «Диагностический тест отношений».
23. Что измеряет шкала социальной дистанции Э.Богардуса? Опишите принцип методики.
24. Роль культуры в коммуникативном процессе.
25. Влияние культуры на поведение и межличностное общение.
26. Межкультурная коммуникация и межкультурная компетентность.
27. Культура и ценности
28. Этноцентризм в межкультурном общении.
29. Эмпатия и симпатия в межкультурном общении.
30. Содержательная характеристика межкультурной компетентности.
31. Уровневая характеристика межкультурной компетентности.
32. Подходы к исследованию межкультурной коммуникации.
33. Модель развития межкультурно-коммуникативной компетентности (сензитивности) Беннета.
34. Подходы и методы к обучению межкультурной коммуникации.
35. «Культурный ассимилятор» и принципы его разработки.
36. Развитие этнического самосознания, межэтнической толерантности и межкультурной компетентности в условиях полиэтнического образовательного учреждения.
Глоссарий
Автономия национальная - самоуправление этноса на своей коренной территории или территории компактного расселения.
Автостереотип этнический - совокупность атрибутивных признаков о действительных или воображаемых специфических чертах собственной этнической группы.
Аккультурация - феномен, наблюдающийся тогда, когда группы индивидов из разных культур вступают в непосредственный и продолжительный контакт, последствиями которого являются изменения элементов оригинальной культуры одной или обеих групп.
Ассимиляция - одна из возможных стратегий аккультурации субъекта, характеризующаяся небольшим стремлением или возможностью сохранения субъектом своей культурной идентичности и значительного стремления поддерживать контакты с инонациональной средой.
Ассимилятор этнокультурный – обучающее методическое пособие, призванное способствовать ассимиляции субъекта в культурном поле чужой для него этнической общности.
Гетеростереотип этнический - совокупность устойчивых признаков - атрибуций о других этнических группах.
Диаспора этническая - устойчивая совокупность людей единого этнического происхождения в иноэтничном окружении, за пределами своей исторической родины (или ареала расселения), имеющая социальные институты для стабильного функционирования.
Ингрупповой фаворитизм - активное стремление индивидов к установлению позитивно оцениваемых различий между своей собственной и другими группами.
Интеграция межэтническая - вид объединительных этнических процессов, объединение этносов в метаэтническую общность, обычно в рамках полинациональных государств.
Консолидация этническая - внутреннее сплочение усиление однородности этноса за счет упрочения общего самосознания и сглаживания культурных и языковых различий между его этнографическими группами, особенно характерное для процесса формирования наций.
Контакты этнические - все виды взаимодействия этносов. Делятся на пограничные, происходящие в зоне контактов этносов, и проникающие, связанные с миграциями этноса или его части на территории другого этноса или с взаимопроникновением этносов в процессе колонизации.
Конфликт межэтнический - стадия межэтнической напряженности, характеризующая социальную ситуацию, для которой характерно несоответствие в целях или ценностях между двумя или более сторонами (этническими группами, общностями), стремление сторон контролировать друг друга и антогонистические чувства сторон по отношению друг к другу.
Культура этническая - охватывает всю совокупность производимых и потребляемых этносом культурных явлений - как специфических для данного этноса, так и элементы общечеловеческой культуры и иноэтнического заимствования. Восприятие индивидом культуры собственного этноса обычно является главным результатом этнического самосознания.
Культурный синдром - устойчивая совокупность ценностных ориентаций, культурных норм, традиций и обычаев этнической общности, дифференцирующих ее среди других этнических групп.
Культурный шок - характеристика ситуации, когда люди, адаптируясь к другой культуре, не могут с легкостью изменить свой поведенческий репертуар и у них появляется серьезный конфликт в процессе аккультурации.
Маргинальность этнокультурная - одновременная принадлежность к двум этническим культурам, порождающая двойственное этническое самосознание.
Межэтническая напряженность - одна из форм социальной межгрупповой напряженности, многоуровневый, многосубъектный процесс, охватывающий все этапы развития противоречий между этническими группами.
Миграции - перемещения людей, связанные с постоянной или временной переменой места жительства. Миграции приводят к территориальному перераспределению населения и могут существенно менять его этническую структуру. Они усиливают этнические контакты и активизируют этнические процессы.
Мультикультурализм - форма существования полиэтнического общества, в которой основными установками этнических групп по отношению к культурным различиям друг друга являются открытость и принятие.
Национализм - комплекс идеологических представлений и политической практики, в котором центральное место занимают интересы нации.
Перцепция социальная - восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.п.).
Сегрегация - одна из возможных стратегий аккультурации субъекта в иноэтнической среде, характеризующаяся малой вовлеченностью в контакты с инонациональным окружением и высокой степенью сохранности собственной культурной идентичности.
Стереотипы этнические - обобщенные, устойчивые и эмоционально - насыщенные образы этнических групп, склвадывающиеся в исторической практике межэтнических отношений и регулирующие восприятие и поведение представителей этих групп в общении.
Толерантность - личностная или общественная характеристика, предполагающая готовность принять других таковыми как они есть и взаимодействовать с ними на основе согласия.
Традиция- исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности, представления.
“Этик” и “эмик” подходы к исследованию культуры - термины в кросс-культурной психологии обозначающие два уровня сравнения - на основе системы ценностей одной какой-либо культуры или универсальной межкультурной системы ценностей.
Этнос - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований.
Этническая граница - субъективно осознаваемая и переживаемая дистанция, рассматриваемая в контексте межэтнических отношений.
Этническая идентификация - эмоционально-когнитивный процесс объединения субъектом себя с другими представителями одной с ним этнической группы, включающий осознанное отношение к ценностям, истории и культуре своего народа, к его нравственным идеалам, интересам, традициям, обрядам, фольклору и языку, к территории проживания этноса и его государственности.
Этническая картина мира - некоторое связное представление о бытии, присущее членам данного этноса, выражающееся через философию, литературу, мифологию и идеологию и т.д. этой этнической общности.
Этнические процессы - процессы изменения отдельных этнических элементов, частей этносов и этносов в целом. Различаются эволюционные этнические процессы - при сохранении прежней этнической принадлежности (изменения любого признака этноса - языка, социальной структуры, культуры), и трансформационные - ведущие к смене этнической принадлежности и смене этнического самосознания.
Этноаффилиативный мотив - стремление индивида к психологической общности с этнической группой.
Этногенез - процесс возникновения этносов.
Этноконфессиональная общность - общность, возникающая при тесном сопряжении у этноса этнического и религиозного признака. При этом религия выступает, как фактор, поддерживающий этническую идентичность и тесно с ней связанный.
Этноним - самоназвание народа. Выступает как важнейший признак этнического самосознания.
Этносоциальный статус - ощущение этнической группой своей демографической силы, политических и социальных возможностей по защите интересов ее членов.
Этноцентризм - система взглядов, в которой жизнь других народов рассматривается через призму традиционных установок и ценностных ориентаций своего этноса, который, тем самым, ставится выше остальных.
Заключение
Формирование позитивной этнической идентичности и межэтнической толерантности, межкультурной компетентности, развитие навыков эффективного межкультурного общения – выступают важными задачами в работе психолога в современной системе образования.
Данное учебное пособие представляет собой дополнение к рекомендованным для ВУЗов учебникам по этнопсихологии, ориентируясь в большей степени на задачи развития практических навыков психолога в диагностике этнопсихологических характеристик личности и межэтнических отношений, освоении техник коррекции межэтнических отношений и развития позитивной этнической идентичности в условиях поликультурной образовательной среды. Все три части пособия разработаны и прошли апробацию при преподавании дисциплин этнопсихологической проблематики в течение нескольких лет.
Выраженная ориентированность данного учебного пособия на практические задачи и актуальные этнопсихологические проблемы современной системы образования, которое все больше приобретает качества поликультурности, отражена в содержании всех его частей. Содержание теоретической части в большой степени отражает вопросы содержания и формирования межкультурной компетентности, а также вариантов проявления и методов развития этнической идентичности в условиях поликультурного образовательного учреждения. Во второй и третьей частях предложены варианты организации практических занятий и контроля полученных знаний, которые могут быть использованы, как при преподавании данной дисциплины, так и для самостоятельного ее изучения.
Блок диагностического инструментария, который приведен в приложении, студенты могут использовать при прохождении психолого-педагогической практики, а также в своей профессиональной деятельности в условиях полиэтнической образовательной среды. Пример «Культурного ассимилятора» - техники развития межкультурной сензитивности в татарской культуре, на примере которого можно разработать аналогичный ассимилятор на другие культуры для решения задач оптимизации межкультурной адаптации.
Библиографический список
Бороноев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология. СПб: Изд-во С-Петерб. ун-та, 1994.
Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.А. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов / Под ред. А.П. Садохина. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
Иванкина Г.А. Трудности и пути овладения межкультурной компетенцией при обучении иностранным языкам. // Режим доступа: http://www.edu.ru/science/Ai/journal/Ivankina.pdf
Измерение культуры в системе образования. // Режим доступа: https://psy.1september.ru/view_article.php?ID=200902004
Измерение культуры Ф. Тромпенаарсом. // Режим доступа: http://www.beltsymd.ru/students/quality/izmerenie-kulituri1.php
Измерения культур. Режим доступа: http://www.psycho.ru/library/3919
Лебедева Н. М. Теоретико-методологические основы исследования этнической идентичности и толерантности в поликультурных регионах России и СНГ // Идентичность и толерантность / Под ред. Н. М. Лебедевой. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2002.
Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г. Тренинг этнической толерантности для школьников. Учебное пособие для студентов психологических специальностей. – М.: «Привет», 2004.
Лебедева Н.М., Стефаненко Т.Г., Лунева О.В. Межкультурный диалог в школе. Книга 1: Теория и методология. – М, 2004.
Лебедева Н.М., Стефаненко Т.Г., Лунева О.В. Межкультурный диалог в школе. Книга 2: Программа тренинга. – М, 2004.
Лебедева, Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: Учебное пособие. – М.: «Ключ – С», 1999.
Левкович В. П., Панкова Н. Г. Социально-психологические аспекты проблемы этнического сознания // Социальная психология и общественная практика / Под ред. Е. В. Шороховой, В. П. Левкович. М.: Наука, 1985.
Лукьянчикова М.С. О месте когнитивного компонента в структуре межкультурной компетенции // Россия и Запад: диалог культур. — Вып. 8. — Т. 1. — М., 2000.
Мацумото Д. Психология и культура. СПб: «Питер», 2003.
Межкультурная компетентность педагога в поликультурном образовательном пространстве: Научно-методические материалы / Под ред. Хухлаева О.Е., Чибисовой М.Ю. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.
Мельченко Н.И. Этнопсихологические исследования в традиционной среде: Монография / Н.И. Мельченко. – Самара: ООО «Офорт», 2006.
Муратов А.Ю. Использование проектного метода для формирования межкультурной компетенции // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. 23 мая. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/0523.htm.
Налчаджян А.А. Этнопсихологическая самозащита и агрессия. Учебное пособие для вузов. Ереван: Изд-во “Огебан”, 2000.
Новицкая А.В. Формирование межкультурной компетенции в различных видах межкультурных контактов // Сб. науч. тр. СевКавГТУ. Сер. Гуманитарные науки. — 2008. — № 6. // Режим доступа: http://www.ncstu.ru
Садохин А.П. Межкультурная компетентность: понятие, структура, пути формирования. // Режим доступа: http://www.jourssa.ru/ 2007/ 1/ 6aSadohin.pdf
Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998.
Соловьева И.С. Педагогические условия формирования межкультурной компетенции старшеклассников. // Режим доступа: http://www.ysu.ru/avtoreferat/solovieva-is.pdf
Ставропольский Ю.В. Модели этнокультурной идентичности в современной американской психологии // Вопросы психологии № 6, 2003. С. 112 – 121.
Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Практикум. Москва. Издательство Аист-Пресс, 2013.
Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учеб. пособие. М.: Ин-т психологии РАН «Академический проект», 1999.
Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учеб. пособие. М.: Ин-т психологии РАН "Академический проект", 2008.
Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. 3-е изд. М.: «Аспект Пресс», 2004.
Сухарев А.В., Лопухова О.Г., Пайгунова Ю.В., Гулова Ф.Ф. Тренинг эффективного взаимодействия в среде татарской культуры: Учебное пособие / Под. ред. О.Г. Лопуховой. – Казань: ТГГПУ, 2005.
Тысячная С.В. Формы, методы и средства формирования этнического самосознания старших школьников // Режим доступа: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=2325
Хофстеде Г. и его теория измерений культур: обзорная информация. // Режим доступа: http://news.telelangue.com/ru/2011/10/hofstede-cultural-theory
Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. – В кн.: Психология социального бытия. М.: «Институт практической психологии»; Воронеж: «МОДЭК», 1996.
Atkinson D.R., Marten G., Sue D.W. Counseling american minorities: A cross-cultural perspective. Dubuque, Iowa: Wm.C. Brown Publ., 1979.
Berry J.W., Poortinga Y.H., Segall M.H., Dasen P.R. Cross-cultural psychology: Research and applications. Cambridge etc., «Cambridge University Press», 2002.
Phinney J.S., Kohatsu E.L. Ethnic and racial identity development and mental health // Health risks and developmental transitions during adolescence. Cambridge: Cambr. Univ. Press, 1997.
Triandis H.C. Culture and social behavior. N.Y. etc.: «McGraw-Hill», 1994.
Приложения
Приложение 1