Нарисуй любое животное из изображенных на календаре.
Более поздняя форма коми календаря – это так называемые охотничьи календари «пусвятси» («деревянные святцы»). Этот календарь представляет собой сужающийся к концам деревянный брусок с двенадцатью полуребрами (по числу месяцев), на которые нанесены насечки, означающие дни. Общее количество насечек – 365. Чтобы отметить прошедшие дни, насечки заклеивали воском или лиственничной смолой. Несмотря на простоту в изготовлении, пусвятси имелись далеко не у каждого: владеть ими имели право лишь главы больших семей и вожаки промысловых артелей, которые и следили за ходом времени. |
Рассмотри деревянный резной календарь. Что обозначали насечки? Для чего был нужен такой календарь?
Составь календарь событий, произошедших с тобой в этом году.
Дата, период | Событие |
Традиционные занятия коми
Промысел – добывание, добыча кого-либо, чего-либо (зверя, птицы, рыбы), охота, ловля. |
Заполни схему. Какие виды промыслов тебе известны?
Промысел
____________ ______________ ________________ _______________
Объясни смысл пословиц.
На промысел идешь на день, а хлеба бери на неделю.
Не хвались, идучи на охоту, хвались, когда добычу принесешь.
У всякой охоты свои заботы.
Опытность охотника видна по его котомке
Рыба живет водой, а человек — своим трудом.
Рыбу ловят удочкой, а человека — словом.
Говори об ухе, когда рыба в руке.
По ремеслу и промысел.
Заполни схему. Что даёт охота человеку?
Охота
____________ ______________ ________________
Отгадай загадки и узнаешь, на кого охотились коми охотники. Отгадки запиши в кроссворд.
1. Прямо с елки на пенек
Прыгнул рыжий огонек.
2. Хищный маленький зверёк,
Но не норка, не хорёк.
Белочка в дупле боится,
Что ее найдет…
3. В природе он в тайге живет,
Не царствует там тополь,
Где хвойный лес, сосна растет,
Мелькнет красавец...
4. Косолапый и большой,
Кто под снегом спит зимой?
5. Осторожно из норы
Этот зверь выходит,
И по берегу идя,
Пищу, он находить!
6. Длинный хвостища, сама хитрища.
7. Старик в пушистом совике в прорубь смотрит (олень)
8. Как ни идет, а задние лапы всегда обгоняют передние (заяц)
9. Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
л | о | с | ь | |||||||||||
о | ||||||||||||||
б | е | л | к | а | ||||||||||
о | о | у | ||||||||||||
л | л | н | ||||||||||||
м | е | д | в | е | д | ь | и | |||||||
н | ы | ц | ||||||||||||
ь | д | з | а | я | ц | |||||||||
р | ||||||||||||||
л | и | с | и | ц | а |
Соотнеси изображение места жительства с названием животного.
Белка Медведь Волк Лиса |
Найди, кто здесь изображён. Обведи свои находки разными карандашами и сосчитай их.
7. Рассмотри иллюстрации, знаешь ли ты названия этих птиц? Соедини линиями рисунки и названия. Этим ты узнаешь, на какую дичь охотились коми охотники. Проверь, правильно ли сделал сосед по парте.
Глухарь тетерев рябчик куропатка
Прочитай стихотворение С. Журавлёва и проиллюстрируй.
– Тётя Норка, тётя Норка!
Пригласите в гости, в норку,
мы вам сделаем уборку.
– Понапрасну не кричите,
побыстрее заходите,
а не то у норки
соберутся волки!
Раскрась картинку. Найди в книжках или интернете стихотворение про это животное и прочти классу.