Низменности центральной зоны

Для низменностей центральной зоны (Петен, долина Белиз) Буллард и другие исследователи сообщают данные, достаточные для понимания размещения населения. Логично, что для поселений выбирались благоприятные места около естественных источников снабжения водой: по берегам рек, озер, лагун или в крайнем случае в низменных местах, имеющих достаточно воды в сезон дождей, а также близ пригодных для возделывания земель. Для того чтобы избежать возможного ущерба от разливов рек и в целом от подъема вод в сезон дождей, выбирались слегка приподнятые и хорошо дренированные участки.

Эти естественные факторы (запасы воды, близость обрабатываемых земель) и топография района определяли рассеянный тип расселения. Упомянутые выше авторы признают следующие подтипы поселений в зависимости от степени важности:

  1. ранчерия* от 5 до 12 домов, где большую часть населения составляли родственники; иногда здесь имелась постройка, служившая местом поклонения богам или местом сбора всей общины;
  2. зоны, или комплексы, ранчерий, охватывающие от 50 до 100 домов, не имеющие компактной формы, а располагающиеся разбросанно, с небольшим церемониальным центром, общим для всей зоны, для ритуальных и гражданских нужд;
  3. район, или комплекс, зон, охватывающих обширную территорию в рассеянной форме, с церемониальным центром, более важным по значению и более крупным по размерам (количество зданий, их монументальность, наличие стел, настенных росписей и т. д.).

* (Ранчерия - буквально "группа ранчо" (хижин).)

В долине Белиз Г. Уилли и его сотрудники выделяют: платформы для одного или нескольких домов и "площадки", где дома, более тщательно сделанные и принадлежавшие, без сомнения, обитателям более высокого ранга, окружают центральный двор; малый церемониальный центр с одной пирамидой, небольшими насыпями и обычно с одной насыпью больших размеров, на которой, должно быть, воздвигалось более крупное строение для коллективного пользования; большой церемониальный центр, обычно построенный на холмах, господствующих над долиной, включающий многочисленные постройки для культа и гражданских занятий и контролирующий зону небольших жилых центров со скромными церемониальными постройками. В этой иерархии общин преобладает рассеянный характер отдельных жилищ и групп жилищ, отражающий тип преимущественно земледельческого быта массы населения.

Тикаль с многочисленными жилыми единицами, видимо, представляет большую степень урбанизации, чем остальные церемониальные центры Петена. Уильям Ко указывает, что более упорядоченному расположению жилищ мешал топографический фактор. Он делает вывод, что Тикаль - это "нечто большее, чем церемониальный центр. Его черты не были столь явно городскими, как у Теночтитлана, но Тикаль имел много элементов городского образа жизни". Хотя раскопки показали, что поблизости или вдали от основных скоплений церемониальных зданий есть многочисленные насыпи-платформы для жилищ, они не образуют плотных скоплений, а, наоборот, рассеяны по всей зоне.

Юкатан

О Юкатане наша информация очень неравнозначна: скудная почти для всех известных центров, неполная для Цибилчальтуна, но более обширная и точная для Майяпана. К. Рупперт и О. Л. Смит после короткой разведки в районе Пуук говорят о встреченных типах домов, но мало сообщают об их расположении. В Ушмале некоторые жилища связаны с церемониальными группами, располагаются они на тех же террасах или во дворах. Другие находятся на некотором расстоянии, обычно на маленьких возвышенностях, с одним или двумя чультунами (подземными цистернами) и одной маленькой пирамидой. Сходное расположение наблюдается в Кабахе и Сайиле. В Чичен-Ице есть группы домов около церемониальных зданий, хотя и не главных; большая часть находится по обе стороны от Сакбе № 7, то есть в юго-западной секции так называемого Старого Чичена. Обычно дома, стоящие отдельно или образующие группы, находятся на широких платформах на какой-либо возвышенности. В Эцне Джордж Эндрюс обнаружил сектор, в котором сгруппированы главные церемониальные здания и одно или два жилых. При этом жилые сооружения расположены без видимого порядка;

участок с большим числом жилищ достаточно удален от гражданско-религиозного центра. В силу того что там не велись раскопки, а была проведена лишь простая разведка, Эндрюс очень осторожно указывает на наличие многочисленных низких платформ близ главных зданий, платформ, которые, возможно, несли дома из непрочных материалов, но которые никоим образом не могли придавать городской облик церемониальному центру. Кроме того, автор считает, что большое число обломков глиняной посуды, найденных вдоль краев одной ложбины, говорит о возможном существовании многочисленных домов, построенных прямо на земле.

Восточное побережье

На восточном побережье полуострова Юкатан У. Сандерс обнаружил несколько типов поселений. Наиболее общий, который, как он говорит, тысячами встречается в нынешнем штате Кинтана-Роо, это деревушка с 6-12 платформами для домов, часто располагающимися рядом с пирамидой. К другому типу поселений предположительно относятся жилища торговцев или рыбаков. Он представлен небольшим изолированным святилищем, стоящим недалеко от берега моря, и одного жилого дома. Более значительный тип поселений включает одну или несколько площадей, окруженных церемониальными зданиями, кроме того, несколько культовых построек, сгруппированных или рассеянных на некотором расстоянии.

Низменности центральной зоны - student2.ru

Тулум, вид на крепостные ворота и центральный архитектурный комплекс

Ограниченное число платформ для жилищ дополняет комплекс; часто встречается удлиненная платформа, на которой, должно быть, стояло коллективное жилище. Наконец, наиболее редко встречающийся тип представлен Тулумом с каменными жилищами и ступенчатыми сводами в пределах комплекса, окруженного стеной. Центральная часть комплекса занята церемониальными зданиями. Обнаруженные руины обычных домов говорят о том, что население Тулума, хотя и сгруппированное более компактно, чем в остальных типах поселений, не было все же многочисленным.

Цибилчальтун

Сведения о типе поселения в Цибилчальтуне неполные. Согласно Дж. Эндрюсу, это был самый крупный городской центр на всем Американском континенте в доиспанское время. Он занимал площадь около 50 км. (Здесь А. Рус вслед за Дж. Эндрюсом смешивает два разных понятия - город и его округу; 50 км2 составляли площадь Цибилчальтуна и окружающие его земли, вместе взятые) Плотность застройки в нем приближалась к 1 тыс. построек на 1 км2. Комплекс, видимо, был образован серией более или менее тесно сгруппированных церемониальных центров, окруженных скоплениями жилищ, стоящих на холмах. При расчетах было предположено, что половина жилищных построек не имела платформ и не оставила следов. Отсутствие точных сведений о топографии жилищ, недостаток опубликованных карт и особенно неполное знание хронологии мешают составить точное представление о характере поселения в. Цибилчальтуне, который, видимо, является исключением из рассеянного типа поселений классического периода.

Майяпан

Памятник, который по точно определенным границам городской зоны и по явно городскому характеру поселения наверняка представляет исключение, - это Майяпан. Окруженный стеной длиной 9 км, снабженный 12 воротами, город имеет около 4 тыс. построек, из которых лишь 3,5% - церемониальные здания (приблизительно 140), а остальные - это группы домов, различающиеся между собой по размерам и качеству постройки в зависимости от статуса различных слоев населения. Лучшие строения находятся на небольших естественных каменистых возвышениях, а наиболее бедные - в низких местах. Группы из трех или более построек расположены квадратом вокруг небольшого двора. Дома окружены заборами из камней, сложенных без раствора. В пределах городских стен насчитывалось 29 колодцев сенотов. Город никак не спланирован, за исключением того, что главные церемониальные сооружения были сгруппированы в центре и вокруг них располагались более тщательно отделанные жилища, то есть резиденции представителей правящего класса. Простые дома возводились без определенного порядка из-за неровностей поверхности. За стенами города встречаются рассеянные группы жилищ.

Образование городов

При изучении развития типов поселений во времени становится очевидным, что с ростом численности населения увеличивалась власть господ, росла бюрократия, через которую эта власть осуществлялась, интенсифицировалось ремесленное производство, развивалась торговля; параллельно росло число церемониальных центров, которые тоже становились все более обширными, более сложными и более населенными. К концу классического периода такие памятники, как Цибилчальтун, и особенно памятники Петена демонстрируют растущую тенденцию к концентрации населения и, возможно, "к появлению городов и расслоению общества", как говорит Уилли. Эта тенденция становится еще более явной в постклассический период, когда (частично из-за необходимости защитить население) церемониальные центры возникают в стратегически важных местах - на вершинах гор, например в Альтос (в Гватемале), или обносятся стенами - Майяпан, Тулум, Шкарет, Ичпаатун, и другие центры на полуострове Юкатан. Однако что касается классического периода, то Тикаль и Цибилчальтун могут служить примерами, демонстрирующими заметную концентрацию населения. Это города не с сеткой пересекающихся улиц, как в Теотиуакане или позже в Теночтитлане, а скорее города, которые можно было бы отнести к современному типу "города-сада", в которых постройки приспособлены к топографическим условиям и подчиняются естественному пейзажу (как в Тикале), или небольшие города-спутники, зависевшие от крупного города, вплоть до "города-улья" (как Майяпан).

Типы жилищ

Рассматривая сами жилища, необходимо подчеркнуть различие, которое существовало между жилищами господ (жрецы, гражданские вожди) и простых людей, Ланда уточняет это различие, когда говорит, что "там, где они поселялись, всегда заново возводили свои храмы, святилища и дома, предназначенные для господ, сами они (простые люди) всегда пользовались домами из дерева, покрытыми травой". Археологи подтвердили этот факт и дали название "дворцы" постройкам, которые, возможно, были резиденциями представителей правящего класса и в церемониальных центрах отличались от зданий, предназначенных для культа (храмы, святилища, платформы для ритуальных танцев и церемоний и т. д.). Поэтому рассмотрим в отдельности дворцы и обычные дома.

Дворцы

Мы уже назвали место расположения жилищ господ - сам церемониальный центр. А когда, как в Майяпане или в городе, описанном, но не названном Ландой, простой народ жил в той же городской единице, что господа и жрецы, то "вокруг храмов" располагались жилища "более знатных людей... самых богатых и уважаемых", а "на окраинах поселения находились дома самых низших людей".

Низменности центральной зоны - student2.ru

Дворец в Лабне, архитектурный стиль Пуук

Другим важным отличием был материал, использованный для постройки: известь и камень в господских домах ("расписанных очень изящно", уточняет Ланда), дерево и трава для крыш - в домах у народа.

Низменности центральной зоны - student2.ru

Дворцовое здание (Коц-Поп) в Кабахе

Дворцы в один или несколько этажей почти всегда строились на террасе или платформе, имевшей лестницу; число и расположение комнат сильно варьировало: от нескольких вытянутых в один ряд до 50 и более, образующих несколько рядов или сгруппированных вокруг двора. В качестве примера назовем несколько различных памятников. В Вашактуне небольшое здание из трех комнат в один ряд соответствует самой простой структуре; часто встречается расположение в двойной ряд с шестью комнатами плюс еще по одной на каждом конце, в поперечном положении. В Тикале имеется большое разнообразие дворцов, в которых комнаты образуют две, три и четыре линии плюс по две-три комнаты в каждом торце здания (всего 20-30 комнат в каждой постройке); другое здание, возможно с 50 комнатами как минимум, образует прямоугольник вокруг двора либо там комнаты расположены в двойной ряд. В Тикале есть также дворцы в несколько этажей. Один из них небольшой, с девятью комнатами, шесть из которых, расположенных в два ряда, находятся на первом этаже, а другие три, в один ряд, - на втором. Самый большой дворец должен был иметь более 30 комнат, разделенных между пятью этажами и расположенных в два ряда; следует уточнить, что пять этажей расположены один над другим не в одной конструкции, а в двух, стоящих одна за другой на склоне возвышенности, хотя фасад и образует пять этажей.

Низменности центральной зоны - student2.ru

Арка в Кабахе (Юкатан)

Нам известны также дворцы в несколько этажей на Юкатане: один в Кабахе - из 20 комнат на двух этажах (на том же памятнике дворец Коц-Поп должен был иметь около 30 комнат, но на одном этаже); другой в Лабне, из двух этажей, со сложной композицией и множеством помещений, количество которых нельзя определить из-за сильной разрушенности дворца. В Сайиле прекрасный дворец в три этажа должен был иметь более 60 комнат - в два ряда на первом и втором этажах и в один ряд на третьем, со входами с четырех сторон.

Низменности центральной зоны - student2.ru

Дворец в Сайиле, имеющий три этажа и более 60 помещений

Дворец Паленке со своими галереями, открытыми наружу и во дворы, не кажется помещением, удобным для обитания, а дворы и галереи больше предполагают церемониальное, чем жилищное, использование. Видимо, в более позднюю эпоху эти галереи были разделены на комнаты тонкими стенами, и один из дворов (юго-восточный) был занят многочисленными маленькими постройками. Мы полагаем, что первоначально жилищами этого дворца были исключительно нижние галереи (называемые ныне "подземными"), образующие три параллельные линии и соединяющиеся с церемониальной частью дворца посредством трех внутренних лестниц. В Паленке, кроме того, маленькие помещения, находящиеся по бокам от святилища, по-видимому, были кельями жрецов.

Низменности центральной зоны - student2.ru

Общий вид 'Пирамиды Прорицателя' и 'Женского Монастыря' в Ушмале

"Дворец правителя" в Ушмале имеет 24 комнаты, из которых 10 расположены в два ряда (две из них образуют большие залы) в центральной части, пять комнат - в каждой боковой секции и две построены позже в каждом из арочных проходов, отделяющих центральную часть от пристроек. Что касается "Женского Монастыря", то он имеет в целом около 80 комнат.

Низменности центральной зоны - student2.ru

'Дворец Губернатора' в Ушмале

Здание в Чичен-Ице, также называемое "Женским Монастырем", перестраивавшееся несколько раз, имеет большое число помещений на нескольких этажах и в пристройке. В том же Чичене так называемый Акаб-Циб состоит из 18 комнат, расположенных в одну, две и даже три линии по четырем фасадам.

Низменности центральной зоны - student2.ru

'Женский монасрырь' в Ушмале с 'Пирамидой Прорицателя' на первом плане

В Тулуме дома, состоящие из портика, святилища и двух-трех боковых комнат, были, возможно, резиденциями верховных жрецов с отдельной молельной или храмами с жилищами для жрецов. В Майяпане около 50 построек соответствуют, по всей вероятности, жилищным комплексам высокопоставленных лиц; они почти . всегда расположены возле главного церемониального центра. Дворец судя по тому, что он наиболее тщательно отделан, возможно, был резиденцией семьи Кокомов; он состоит из домов с портиками, колонн вокруг двора, из молелен и кухни.

Низменности центральной зоны - student2.ru

'Женский Монастырь' в Чичен-Ице

Постройки Майяпана (как и Тулума) в отличие от всех названных прежде имели плоские потолки на балках, засыпанные землей, вместо типичного ступенчатого свода майя.

Низменности центральной зоны - student2.ru

Двор 'Женского Монастыря' в Ушмале

Если сравнить дворцы майя с дворцами римлян или ацтеков, то очевидно, что первые неудобны до такой степени, что некоторые авторы сомневаются в том, действительно ли речь идет о резиденциях членов правящего класса (гражданского и религиозного). В самом деле, комнаты без выхода на фасад (расположение в два ряда было наиболее обычным) получали мало света и воздуха. Еще хуже, когда имелась третья или четвертая линия, так как в этом случае комнаты, расположенные в самой глубине, совершенно не имели естественного освещения. Мало было зданий с окнами, а точнее, с вентиляционными отверстиями - вентилами. Самые большие вентилы - в "Храме Семи Кукол" в Цибилчальтуне. В Паленке они прямоугольные или в форме знака "Т", обозначающего на языке майя "воздух, ветер".

Низменности центральной зоны - student2.ru

Дворцовая башня в Паленке

Несомненно, что большие отверстия в стенах обеспечивали перекрестную вентиляцию комнат и внутренних галерей, что было необходимо в условиях очень жаркого климата. Кроме того, темные и изолированные от внешней среды толстыми стенами комнаты сохраняли прохладу.

Почти во всех дворцах и храмах майя по обе стороны от входов на стене или колонне встречаются подобия каменных колец, сделанных разными способами (кусок камня, вставленный в небольшую выемку в камне стены; маленький каменный цилиндр, вставленный вертикально в дыру в форме ниши между двумя камнями). Эти приспособления служили для крепления веревок, на которые подвешивался занавес, закрывающий дверной проем, так как настоящих дверей не было. Это оберегало помещение от дождей и ветров в холодные ночи. В том случае, когда дверная притолока делалась из балок дерева сапоте, ее нередко украшали резьбой, как, например, в Тикале и Чичен-Ице.

Древние зодчие Паленке в конструкции зданий использовали выступающие навесы, на которые стекала вода по слезнику карниза. Это защищало от дождя стены или колонны, украшенные рельефами из штука.

Внутри дворцов майя часто встречаются низкие и узкие платформы, пристроенные к стенам и напоминающие скамьи, служившие сиденьями и, возможно, кроватями. Хотя теперь майя спят в гамаке, кажется, он не был известен до испанского завоевания, и предполагается, что он пришел с конкистадорами с Антил, где действительно был в употреблении в доиспанские времена, как и в Южной Америке.

В качестве дополнительных пристроек к жилищам господ и жрецов нам известны (благодаря археологии) паровые бани, использование которых имело скорее терапевтическое и ритуальное значение, чем гигиеническое. Кроме того, во Дворце в Паленке имелись уборные, которые представляли собой продырявленные камни, положенные на землю над сточной трубой. Мы также упоминали молельню или алтарь при домах привилегированных лиц в Майяпане и, возможно, в Тулуме. В одном из "Сообщений о Юкатане" называются здания с большими амбарами для хранения маиса, а также емкости для сбора и хранения дождевой воды, все тщательно сделано при помощи бутовой кладки.

Обычно дома господ стояли недалеко от сенотов или по крайней мере чультунов. Под полами жилищ были найдены, главным образом в Майяпане, могилы, что подтверждает гипотезу Ланды о захоронении его обитателей в домах.

Что касается предметов домашнего обихода как господ, так и простых людей, то ссылки на них в исторических источниках очень скудны; поскольку они были сделаны в большинстве случаев из органических материалов, то и археология не может дать какой-либо дополнительной информации. Возможно, что мебель состояла из деревянных скамеечек и кроватей из прутьев или веревок на деревянной раме, поддерживаемой столбами. Мы полагаем, что перекладины, вделанные в своды или в верхние части стен, помимо архитектурных функций (защитить арку от бокового давления) могли служить также для подвешивания домашних предметов, одежды и т. д., как это до сих пор делается в крестьянских хижинах. Кухонный очаг состоял, видимо, из трех камней, лежащих на земле, что является традиционным для Мезоамерики. Каменные зернотерки - метате и ступы, сосуды из обожженной глины, сухие полые тыквы, плетеные корзины и циновки дополняли домашнюю утварь.

Хижины

Дома простых людей были, как указывал Ланда, "деревянные, крытые травой", то есть они напоминали крестьянские хижины сегодняшних майя. Мы уже указывали, что обычно такие дома располагались на удалении от основной группы религиозных или гражданских зданий, если они находились в пределах церемониального центра, или же образовывали отдельные группы хижин, деревни и поселки, рассеянные вокруг церемониального центра большей или меньшей важности.

Мы также говорили, что жилища простых людей всегда занимали места наименее благоприятные в топографическом отношении и часто возводились прямо на уровне земли или на платформе малой высоты. Основанием служили каменная кладка или просто ряды грубых камней; пол делался из утрамбованной земли или извести. В плане жилище обычно представляло собой прямоугольник, но встречается и форма с округлыми торцами. Стены делались из деревянных кольев, прижатых один к другому и связанных лианами. Четыре столба поддерживали горизонтальные балки и поперечины, на которых покоился каркас кровли. Каркас покрывался сухими листьями пальмы или сухой травой. Крыши делались двускатные или же четырехскатные и завершались коньком.

Дом состоял из одной или нескольких (две, три и четыре) комнат в один ряд, а на Юкатане был обычным открытый портик впереди. Стена, отделявшая портик от комнат, имела входные двери в каждую из них. Такое расположение совпадает с тем, что писал Ланда: "...делают стену посредине и вдоль, которая разделяет весь дом, и в этой стене оставляют несколько дверей на ту половину, которую называют спиной дома, где у них кровати, а другую часть белят очень искусно известью... и эта половина - приемная и место для гостей и у нее нет двери, а вся она открыта на длину дома..." Ложа были из прутьев на них клали циновки и застилали хлопковыми покрывалами. Часто в комнатах или в портике встречаются скамьи, на которых обычно спали летом.

Низменности центральной зоны - student2.ru

Хижина индейцев цельталей в Чьяпасе

Доказано, что большая часть домов была ориентирована фасадом на восток, хотя есть такие, что смотрят на север на юг и очень мало - на запад. В Майяпане многие жилища образуют вместе с прилежащими землями (возможно, огородами) подобие усадьбы, окруженной оградой из грубых камней, уложенных без раствора. Между домами вились мощеные улицы и неровно проложенные дорожки.

На различных памятниках подтвердилась также информация хрониста относительно того, что майя хоронили своих мертвых "внутри их домов или за ними" и "обычно оставляли дом и забрасывали его после похорон". Кухней, видимо, была небольшая постройка из дерева с крышей из травы, пристроенная к жилищу или стоявшая в нескольких метрах от него.

Можно допустить, что на удлиненных платформах, найденных при раскопках некоторых памятников, находились жилища холостяков о чем пишет Ланда. В трех-четырех домах, расположенных группами, видимо, жили родственники.

Особенности одежды

В этой главе мы рассмотрим не только одежду и предметы украшения древних майя, но и те процедуры, которым они себя подвергали (раскраска, татуировка, деформация, ампутирование), чтобы дополнить свое убранство.

При сравнении информации хронистов XVI в. с детальными данными, которые нам дает иконография, убеждаешься одновременно и в правдивости этих сведений, и в их ограниченности, но среди исторических сообщений и археологических свидетельств есть многочисленные и пространные источники, позволяющие уточнить наши знания этой стороны жизни майя.

До четырех-пяти лет дети обоих полов ходили обнаженными, после этого возраста и начинались различия в одежде, так как мальчикам надевали "пояски, чтобы они прикрывали свой срам как отцы, а девочек начинали закрывать от пояса и ниже", как уточняет Ланда. Ланда упоминает также о "длинных и квадратных тканях... (которые) они привязывали к плечам", не поясняя, носили ли их господа или простые люди.

Социальные различия

Из хроник мы узнаем, что сеньоры и рядовые общинники одевались не одинаково. В "Сообщении из Вальядолида" подчеркивается, что "сеньоры надевали шикольи из хлопка и перьев, сотканных в форме разноцветного жилета; они носили также мастиль (маштлатль, то есть набедренную повязку) между ног, представлявшую собой длинную тканую ленту, опоясывавшую живот и закрывавшую половые органы, при этом два длинных конца, украшенных перьями, свисали спереди и сзади". Но то же самое "Сообщение" в противоположность сказанному выше утверждает, что многие индейцы ходили обнаженными или с узкой полоской ткани. Это было обычаем, общим во всех провинциях Вальядолида. Ланда, имея в виду простолюдинов, говорит, что дома строили обнаженные индейцы, "прикрытые длинными узкими полосками, которые они зовут эш". К такой же полоске сводилась одежда Херонимо де Агилара, когда он предстал перед Кортесом.

Это различие в одежде между лицами, относящимися к высшему классу, и людьми более низкого социального положения подтверждается и уточняется в иконографии майя. На фресках Бонампака пленники или павшие в бою, а также принесенные в жертву после сражения изображены обнаженными или только с набедренной повязкой, без головного убора и украшений. Однако на тех же фресках лица, которые, видимо, были слугами, судя по их действиям (одевают вождей, подают шкуры ягуара или украшения, стоят на коленях перед семьей халач-виника (Халач-виник - титул верховного правителя у древних майя на Юкатане), держат на руках ребенка), имеют украшенные набедренные повязки и головные уборы наподобие тюрбанов. Некоторые из них, возможно, были торговцами или, служа при дворе в Бонампаке, имели право или обязанность быть одетыми более изысканно, чем крестьяне и остальные трудящиеся.

Низменности центральной зоны - student2.ru

Фрагмент фресок из Бонампака

В подобной одежде изображены музыканты. На них замысловатые головные уборы, иногда очень искусно сделанные, серьги из раковин и ожерелья из клыков животных. Из предполагаемых слуг некоторые имеют ушные украшения. Другие (кого по их расположению в художественной композиции и по тому, что они показывают ценные товары и держат в руке зонтик, мы считаем торговцами) тоже имеют тюрбаны, а один даже подвеску и ушное украшение из нефрита.

Воины, изображенные на тех же самых росписях, несомненно, также стоят на разных ступенях социальной лестницы. В сцене суда, пыток и жертвоприношения пленников группа воинов расположена на том же уровне, что и самые высокопоставленные лица, то есть в верхней части композиции, в то время как все остальные находятся на нижнем плане. Различия в одежде значительны: все "верхние" одеты в очень нарядные маленькие плащи, у "нижних" торс обнажен; набедренные повязки богаче у первых. Однако обе группы имеют обычные у воинов одинаковые шлемы со звериными головами, надевавшиеся для того, чтобы вызвать страх у противника.

Господа высокого ранга занимают верхнюю часть композиции, они выделяются и своей одеждой: богатые головные уборы, некоторые с перьями кецаля в форме плюмажа; диадемы из нефритовых бусин; ожерелья и браслеты из того же камня; широкие и длинные плащи из хлопка; ярко расшитые или разрисованные набедренные повязки, а также сандалии, хотя на копиях, сделанных с росписей, не всегда можно разобрать, есть сандалии или нет.

Среди господ выделяются три персонажа. Наверняка это важные сановники, батабы. В первой комнате они представлены дважды: вверху, где они готовятся к церемонии, в окружении нескольких слуг, возлагающих большие плюмажи на головы двух из них и раскрашивающих тело третьему; внизу те же лица, уже тщательно одетые, участвуют в церемонии вместе с музыкантами и танцорами. На батабах надеты огромные плюмажи из больших зеленых перьев; шкура ягуара свисает с пояса, она распахнута спереди и позволяет видеть богато расшитую набедренную повязку, на сановниках диадемы, ушные украшения, большие ожерелья из нескольких ниток бус, пекторали, браслеты на руках и ногах, все из нефрита. В центральной комнате они находятся в верхнем ряду возле главного персонажа, который судит пленников. Теперь они в шкурах ягуаров, накинутых как плащ; у двоих шлемы из голов ягуаров, а у третьего - из головы какого-то пресмыкающегося и лапы ягуара. В батальной сцене той же центральной комнаты нх можно узнать по коротким жилетам шикольи из шкуры ягуара.

Что касается главного действующего лица этих росписей, вероятного халач-виника Бонампака, то его значимость явствует из содержания картин, в особенности из сцены суда, пыток и жертвоприношения пленников, где он занимает как раз центральную часть верхнего плана композиции, а вокруг него группируются все действующие лица. На этом изображении он одет в жилет из шкуры ягуара, отделанный бахромой и большими перьями кецаля, и обут (все остальные персонажи разуты) в богатые сандалии тоже из шкуры ягуара; его копье также частично обшито шкурой ягуара. Он отличается от батабов не только центральным расположением в композиции и более пышным одеянием и сандалиями, но и более массивными нефритовыми украшениями.

Таким образом, социальные различия, выявляемые в этих картинах самой композицией, значением сцен и действиями их участников, отражены в одежде, которая изменяется от самого богатого убранства халач-виника до почти полной наготы приносимых в жертву пленников (на некоторых нет даже набедренной повязки). В композиции иерархия соблюдается сверху вниз: батабы, придворная знать, военные вожди, воины, торговцы и музыканты (в одной группе) и слуги. В этой иерархии в отношении одежды исключение представляют лишь танцоры, богатейшее убранство костюмов которых, видимо, связано со спецификой церемонии и не имеет какой-либо социальной значимости.

Низменности центральной зоны - student2.ru

Маска божества из штука. 'Северный Акрополь', Тикаль, Гватемала

В скульптуре и в рельефах одежда также подчеркивала социальное положение изображаемого лица. Головной убор мог быть огромным роскошным шлемом (притолока из Тикаля), ансамблем наложенных одна на другую масок (Киригуа), тиарой из нефритовых дисков, завершающейся плюмажем (Паленке), шлемом в виде головы птицы с перьями кецаля (Паленке), тиарой с перьями спереди и сзади (Йашчилан) или сложнейшим набором масок и перьев (Копан).

На плечи набрасывалась короткая накидка, сделанная из пластин нефрита, с бахромой из перьев (Тикаль, Паленке); ниже пояса правители носили пышно расшитые по всей поверхности набедренные повязки или куски шкуры ягуара (Паленке), юбочки, украшенные ромбами из длинных трубковидных бусин, нашитых на ткань, обычно с бахромой из перьев (Копан, Паленке).

Как, правило, у них был также красивый пояс, украшенный тремя человеческими ликами, сделанными, возможно, из нефритовой мозаики, такой, какую мы нашли в могиле "Храма Надписей" в Паленке; к этим нефритовым маскам подвешивались по три длинных пластинки, лица представлены в профиль на концах пояса и в фас в его центре (Паленке, Йашчилан, Пьедрас Неграс, Копан, Наранхо).

Сандалии могут быть в виде одной подошвы из невыделанной кожи или из хенекена с кожаной полоской, которая проходит между пальцами и обвязывается вокруг щиколотки; они также могут иметь кожаный задник, закрывающий ногу выше пятки и красиво отделанный символическими мотивами или масками божеств (Копан, Коба, Наранхо, Тикаль, Калакмуль, Киригуа, Сейбаль). Самые богатые сандалии имеют на подъеме любопытный элемент - подобие кисточки, которая может дополняться перьями. В сценах, где изображены люди низшего социального положения (рабы, пленники), они разуты.

В Паленке и Бонампаке важные персонажи также изображены разутыми, если они сидят. От коленей до щиколоток ноги изображенных на скульптурах знатных майя обычно переплетены полосками, вероятно, из кожи, которые служили для крепления сандалий (Паленке); в некоторых случаях имелись подобия ноговиц, в которых ленты несколько раз перекрещиваются на ноге (Эцна, Йашчилан, Паленке, Сейбаль, Ошкинток) или образуют параллельные полосы, одна рядом с другой (Чичен-Ица).

Низменности центральной зоны - student2.ru

Образец каменной скульптуры майя

На глиняных фигурках из Хайны самым значительным элементом одежды был, вероятнее всего, головной убор. Разнообразие форм, материалов и композиций бесконечно: тюрбаны, диадемы, тиары, скрученная или сплетенная полоса, плюмажи и широкополая шляпа. Даже когда тела почти обнажены, головной убор обычно богат и сложен. Многие фигурки представляют мужчин и женщин, у которых закрыта только нижняя часть тела (повязка или юбочка, в зависимости от пола); однако это не должны быть лица низкого социального положения, так как у них почти всегда есть ожерелье из толстых бус, часто браслеты из нескольких ниток бус, большая раковина, как пектораль, и пышный головной убор. Набедренная повязка обычно очень широкая и может быть раскрашена. Персоны, видимо, мужского рода имеют большие плащи, доходящие до пят. В некоторых случаях видно длинное платье с короткими рукавами.

Женский костюм

Относительно женщин Ланда сообщает, что "индеанки побережья провинций Бакалар и Кампече очень скромны в своем костюме, так как помимо покрывала, что носили от середины тела вниз, они покрывали груди свернутым полотном, подвязывая его под мышками; все остальные не носили другой одежды, кроме подобия длинного и широкого мешка, открытого с двух сторон, в который они залезали до бедер и который им был в обтяжку, и не было у них другой одежды, кроме накидки, в которой они всегда спят; когда они отправляются в дорогу, то обычно несут ее свернутой".

Низменности центральной зоны - student2.ru

Традиционный праздничный костюм женщины майя

Однако, за некоторыми исключениями, одежда женщин на стенных росписях, рельефах и фигурках не соответствует описанию хрониста. Наиболее обычна длинная туника, достаточно похожая на современный уйпиль (Уйпиль (майяск.) - верхняя женская одежда в виде длинной рубахи или платья с глубоким вырезом для шеи и без рукавов (обычно из хлопчатобумажной ткани), с цветными вышивками по краю ворота), белая или с зеленой опушкой по краю (центральная и западная комнаты строения I Бонампака) или желтая (восточная комната того же здания).

Мы видим, что она богато расшита на рельефах из Пьедрас-Неграс, Йашчилана и Бонампака, причем она наброшена поверх длинной юбки, выглядывающей снизу и открывающей изящные сандалии. На рельефах Паленке женщина носит короткий плащик, украшенный трубчатыми нефритовыми бусами и бахромой из перьев, а также длинную юбку с украшениями из нефритовых бус. На фигурках из Хайны наиболее часто видны длинная юбка и кечкемитль - кофта из кружев.

Невозможно уточнить социальное положение большей части женщин, представленных на упомянутых фигурках из Хайны, так как кечкемитль не имеет украшений, а кроме того, им пользовались даже простые ткачихи. С другой стороны, почти все женщины носили ожерелья и ушные украшения. Только у некоторых видны юбки (старые женщины) и в одном случае - набедренная повязка (у слепой старухи).

Низменности центральной зоны - student2.ru

Ручной поясной ткацкий станок

Ювелирные изделия

Мужчины и женщины, имевшие высокий социальный статус, носили многочисленные ювелирные изделия, почти все из нефрита, хотя могли быть и из обсидиана, из раковины или кости.

Низменности центральной зоны - student2.ru

Мужчины

Наши рекомендации