Тест по теме «Правописание приставок»
1.В каком слове приставка оканчивается на глухую согласную?
1) пре_шествовать состязанию;
2) по_толкнуть локтем;
3) о_бежать от дома;
4) на_писать адрес.
2.В каком слове пишется удвоенная согласная на стыке приставки и корня?
1) раз_евать рот;
2) рас_четливый;
3) рас_читывать;
4) рас_путица.
3.В каком слове на месте пропуска пишется буква З?
1) сделать и...подтишка;
2) не...держанный;
3) чере...чур строгий;
4) бе...возмездный
4.В каком случае на месте пропуска пишется буква С?
1) бе...жалостный;
2) ра...венчать;
3) бе...церемонный;
4) бе...вкусный.
5.В каком слове приставка оканчивается на -С?
1) и_черпать;
2) чре_мерный;
3) бе_жизненный;
4) во_делать.
6.В каком слове приставка оканчивается на -З?
1) ни_ходить;
2) во_произвести;
3) ра_чет;
4) в_дохнуть.
7.В каком слове после приставки пишется И?
1) под...тожить;
2) раз...скать;
3) небез...нтересный;
4) сверх...зобретательный.
8.В каком слове после приставки пишется Ы?
1) дез...нфекция;
2) транс...ранский;
3) без...звестный;
4) обл...нспекция.
9.В каком слове после приставки нужно писать И?
1) от_скать;
2) без_дейный;
3) пред_сторический;
4) меж_нститутский.
Самостоятельная работа №7
Тема: Морфемика и словообразование
Форма работы: 1Выполнение разбора слова по составу (МА) и словообразовательный разбор (СА)
Количество часов на выполнение: 2
Рекомендуемые источники:
1.Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык.- М., Академия», 2013.
2. Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 кл. А. И.Власенков, Л. М.Рыбченкова. – М., 2008. 3.http://www.philology.ru
4.http://rusgram.narod.ru
Указание по выполнению работы: 1.Разбор слова по составу и словообразовательный разбор (См.приложение №6)
Самостоятельная работа №8
Тема: Существительное как часть речи
Форма работы:1. Выполнение упражнений
Количество часов на выполнение: 1.
Рекомендуемые источники:
1.http://www.philology.ru
2. Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 кл. А. И.Власенков, Л. М.Рыбченкова. – М., 2008.
3.Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2004.
4.Греков В.Ф.,Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. – М.; 1986
5.http://www.gramota.ru
Указание по выполнению работы:
Упражнение 1.
Прочитайте текст и выполните задания.
С давних времен людям, говорящим на разных языках, приходилось общаться друг с другом.
Собеседники могут говорить каждый на своем родном языке и частично понимать друг друга, если языки похожи. В славянских странах русского скорее всего как-то поймут, но в соседней Венгрии — уже нет: венгерский язык совершенно не похож на русский.
Часто бывает так, что двум собеседникам помогает понять друг друга третий — переводчик. Но, во-первых, на перевод уходит лишнее время, во-вторых, он не всегда возможен.
Нередко собеседники переходят на третий язык, не родной для них обоих. В современном мире это может быть абсолютно «ничей» язык эсперанто или латынь, но чаще говорят на языке, который для кого-то в мире родной. Обычно этот язык обладает б?льшим авторитетом, чем родные языки собеседников. Им может быть просто какой-нибудь распространенный язык. В современном мире языком международного общения нередко выступает английский язык.
(По материалам энциклопедии «Русский язык»)
1. Выпишите из текста имена собственные.
2. Приведите примеры одушевленных и неодушевленных существительных.
3. Выпишите по 2-3 примера существительных 1, 2 и 3-го склонения. Определите их род.
4. Есть ли в тексте разносклоняемые существительные? Выпишите их.
5. Найдите в тексте несклоняемые существительные. Определите их род.
6. Докажите, что слово русский в данном тексте используется в значении прилагательного и существительного. Приведите примеры.
7. Найдите в тексте существительные, которые не изменяются по числам. Определите их род.
8. Сделайте морфологический разбор указанных слов.
Упражнение 2.
Прочитайте текст. Запишите все существительные в нужной форме. Заполните таблицы примерами из текста.
Сильно одряхлел дедушка, а прежде был молодец ____________. Плохо он видел, плохо слышал; рука _______ и нога _________дрожали у него от старость _____________: несет ложка ______________ ко рот ___________ – и суп расплескивает.
Не понравилось это сын_____ и невестка______________: перестали они отец_______ с собой за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашка_________. Задрожалирука__________ у старик_________, чашка выпала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали кормитьотец________ из старой деревянной миска__________.
У старикова сын был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на пол____________ и складывает что-то изщепочка__________________.
Что ты делаешь, дитятко? - спросила у него мать, вытирая посуда ______________ полотенце _______________.
Коробочка ________________, - отвечает дитя, - вот как вы состаритесь с тятенька _________________, я буду вас из деревянной коробочка_______________ кормить.
Переглянулись отец с мать ___________________ и покраснели. Перестали с тех пора ________________ старик ______________________ за печь прятать, из деревянной миска __________ кормить.
Морфологические категории имен существительных
Склонение имен существительных
I склонение | II склонение | III склонение |
Категория одушевленности-неодушевленности имен существительных
Одушевленные | Неодушевленные |
Категория рода имен существительных
Мужской род | Женский род | Средний род |
Тест по теме "Имя существительное"