Тест по теме «Правописание приставок»

1.В каком слове приставка оканчивается на глухую согласную?

1) пре_шествовать состязанию;

2) по_толкнуть локтем;

3) о_бежать от дома;

4) на_писать адрес.

2.В каком слове пишется удвоенная согласная на стыке приставки и корня?

1) раз_евать рот;

2) рас_четливый;

3) рас_читывать;

4) рас_путица.

3.В каком слове на месте пропуска пишется буква З?

1) сделать и...подтишка;

2) не...держанный;

3) чере...чур строгий;

4) бе...возмездный

4.В каком случае на месте пропуска пишется буква С?

1) бе...жалостный;

2) ра...венчать;

3) бе...церемонный;

4) бе...вкусный.

5.В каком слове приставка оканчивается на -С?

1) и_черпать;

2) чре_мерный;

3) бе_жизненный;

4) во_делать.

6.В каком слове приставка оканчивается на -З?

1) ни_ходить;

2) во_произвести;

3) ра_чет;

4) в_дохнуть.

7.В каком слове после приставки пишется И?

1) под...тожить;

2) раз...скать;

3) небез...нтересный;

4) сверх...зобретательный.

8.В каком слове после приставки пишется Ы?

1) дез...нфекция;

2) транс...ранский;

3) без...звестный;

4) обл...нспекция.

9.В каком слове после приставки нужно писать И?

1) от_скать;

2) без_дейный;

3) пред_сторический;

4) меж_нститутский.

Самостоятельная работа №7

Тема: Морфемика и словообразование

Форма работы: 1Выполнение разбора слова по составу (МА) и словообразовательный разбор (СА)

Количество часов на выполнение: 2

Рекомендуемые источники:

1.Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык.- М., Академия», 2013.

2. Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 кл. А. И.Власенков, Л. М.Рыбченкова. – М., 2008. 3.http://www.philology.ru

4.http://rusgram.narod.ru

Указание по выполнению работы: 1.Разбор слова по составу и словообразовательный разбор (См.приложение №6)

Самостоятельная работа №8

Тема: Существительное как часть речи

Форма работы:1. Выполнение упражнений

Количество часов на выполнение: 1.

Рекомендуемые источники:

1.http://www.philology.ru

2. Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 кл. А. И.Власенков, Л. М.Рыбченкова. – М., 2008.

3.Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2004.

4.Греков В.Ф.,Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. – М.; 1986

5.http://www.gramota.ru

Указание по выполнению работы:

Упражнение 1.

Прочитайте текст и выполните задания.

С давних времен людям, говорящим на разных языках, приходилось общаться друг с другом.

Собеседники могут говорить каждый на своем родном языке и частично понимать друг друга, если языки похожи. В славянских странах русского скорее всего как-то поймут, но в соседней Венгрии — уже нет: венгерский язык совершенно не похож на русский.

Часто бывает так, что двум собеседникам помогает понять друг друга третий — переводчик. Но, во-первых, на перевод уходит лишнее время, во-вторых, он не всегда возможен.

Нередко собеседники переходят на третий язык, не родной для них обоих. В современном мире это может быть абсолютно «ничей» язык эсперанто или латынь, но чаще говорят на языке, который для кого-то в мире родной. Обычно этот язык обладает б?льшим авторитетом, чем родные языки собеседников. Им может быть просто какой-нибудь распространенный язык. В современном мире языком международного общения нередко выступает английский язык.

(По материалам энциклопедии «Русский язык»)

1. Выпишите из текста имена собственные.

2. Приведите примеры одушевленных и неодушевленных существительных.

3. Выпишите по 2-3 примера существительных 1, 2 и 3-го склонения. Определите их род.

4. Есть ли в тексте разносклоняемые существительные? Выпишите их.

5. Найдите в тексте несклоняемые существительные. Определите их род.

6. Докажите, что слово русский в данном тексте используется в значении прилагательного и существительного. Приведите примеры.

7. Найдите в тексте существительные, которые не изменяются по числам. Определите их род.

8. Сделайте морфологический разбор указанных слов.

Упражнение 2.

Прочитайте текст. Запишите все существительные в нужной форме. Заполните таблицы примерами из текста.

Сильно одряхлел дедушка, а прежде был молодец ____________. Плохо он видел, плохо слышал; рука _______ и нога _________дрожали у него от старость _____________: несет ложка ______________ ко рот ___________ – и суп расплескивает.

Не понравилось это сын_____ и невестка______________: перестали они отец_______ с собой за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашка_________. Задрожалирука__________ у старик_________, чашка выпала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали кормитьотец________ из старой деревянной миска__________.

У старикова сын был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на пол____________ и складывает что-то изщепочка__________________.

Что ты делаешь, дитятко? - спросила у него мать, вытирая посуда ______________ полотенце _______________.

Коробочка ________________, - отвечает дитя, - вот как вы состаритесь с тятенька _________________, я буду вас из деревянной коробочка_______________ кормить.

Переглянулись отец с мать ___________________ и покраснели. Перестали с тех пора ________________ старик ______________________ за печь прятать, из деревянной миска __________ кормить.

Морфологические категории имен существительных

Склонение имен существительных

I склонение II склонение III склонение
     
     
     
     
     
     

Категория одушевленности-неодушевленности имен существительных

Одушевленные Неодушевленные
   
   
   
   

Категория рода имен существительных

Мужской род Женский род Средний род
     
     
     
     

Тест по теме "Имя существительное"

Наши рекомендации