Ix. 1. научно-популярный стиль изложения
Научно-популярный стиль изложения (или подстиль, т. е. разновидность научного стиля речи) чрезвычайно важен для живой передачи знаний, для того, чтобы не прерывалась культурная традиция. Выдающимися мастерами популярного изложения были В. О. Ключевский, И. Л. Андроников, Д. С. Лихачев, М. Мамардашвили.
Широко известен следующий эксперимент: были отобраны две равные по уровню знаний группы студентов. В течение месяца первая группа воспринимала в видеозаписи лекции выдающихся ученых, в другой же вел занятия обычный преподаватель. Результаты обучения во второй группе оказались значительно более высокими по сравнению с первой, что объясняется, во-первых, непосредственным общением преподавателя с аудиторией, предназначенностью его речи конкретному адресату, ее вариативностью в зависимости от изменения условий общения, а во-вторых, использованием не сугубо научного, а научно-популярного стиля изложения. Специфика академического красноречия заключается не в механической передаче знаний, а в их порождении, в умении лектора публично мыслить и заражать аудиторию своей увлеченностью в поисках истины, что невозможно без овладения научно-популярным стилем изложения.
Использование этого стиля не упрощает, а делает содержание речи понятным и интересным слушателю, необходимым, своим. Он предполагает варьирование стратегии и тактики речи в аудиториях разных типов, преодоление барьеров восприятия, включение средств речевого контакта и привлечения внимания. Слушающему должна быть ясна логика изложения, понятны переходы от одной части к другой. Разумеется, популярное изложение предполагает иной, более медленный темп речи.
В книге В. В. Одинцова «Речевые формы популяризации» (М, 1982) названы следующие принципы популярного изложения:
- «перевод» с абстрактного (секвестр – сокращение бюджетных расходов);
- конкретизация речи при помощи имен собственных, дат и т. п.;
- художественность, предполагающая проблемность изложения, варьирование типов речи (описания, повествования, рассуждения) и точек зрения, использование различных приемов воздействия, тропов и фигур, средств диалогизации и установления контакта с аудиторией.
Своеобразие популярного изложения обусловлено парадоксальной природой объяснения. Это не то же самое, что определение, в основе которого лежит формальная логика доказательства. Вспомним определение любого понятия или явления из школьного или вузовского учебника. Оно всегда требует расшифровки, конкретизации. Например: инфляция – обесценение бумажных денег вследствие выпуска их в обращение в размерах, превышающих потребности товарооборота.
Определение, в отличие от объяснения, не может базироваться на отрицании, на аналогии, на повторе, на описании или повествовании. Для определения используются лаконичные предложения типа Остров – это часть суши, со всех сторон окруженная водой. Для объяснения же используется другая структура речи: развернутая, ступенчатая, с многочисленными повторами, возможно, вопросо-ответная.
Существует множество способов объяснения понятий, назовем только некоторые из них:
- демонстрация предмета или явления – простейший и очевидный способ объяснения;
- указание на объем понятия (авуары – это не деньги вообще, а только те, которые находятся в иностранных банках);
- сравнение, аналогия;
- перечисление признаков (еж – маленький, колючий, любит яблоки, сворачивается в клубок и т. д.);
- словарное толкование (конгениальный – не сверхгениальный, а близкий по духу);
- указание на этимологию (происхождение) слова (инфляция от лат. inflatio – вздутие).
Владение научно-популярным стилем речи пригодится любому человеку, который хочет добиться взаимопонимания в ситуациях делового, бытового и семейного речевого общения.
ЗАДАНИЯ
1.Прочитайте отрывок из повести Арк. и Б. Стругацких «Понедельник начинается в субботу», в котором программист Привалов находит волшебную монету. Укажите языковые средства, с помощью которых имитируется научный стиль. За счет чего в тексте создается комический эффект?
Это был тот самый случай, когда психологического шока не происходит. Скорее я удивился бы, если бы пятака в кармане не оказалось.
<...> Эксперимент занял у меня около часа. За этот час я десять раз обошел площадь кругом, разбух от воды, спичечных коробков и газет, перезнакомился со всеми продавцами и продавщицами и пришел к ряду интересных выводов. Пятак возвращается, если им платить. Если его просто бросить, обронить, потерять, он останется там, где упал. Пятак возвращается в карман в тот момент, когда сдача из рук продавца переходит в руки покупателя. Если при этом держать руку в одном кармане, пятак появляется в другом. В кармане, застегнутом на «молнию», он не появляется никогда. Если держать руки в обоих карманах и принимать сдачу локтем, то пятак может появиться где угодно на теле (в моем случае он обнаружился в ботинке). Исчезновение пятака из тарелочки с медью на прилавке заметить не удается: среди прочей меди пятак сейчас же теряется, и никакого движения в тарелочке в момент перехода пятака в карман не происходит.
Итак, мы имеем дело с так называемым неразменным пятаком в процессе его функционирования. Сам по себе факт неразменности не очень заинтересовал меня. Воображение мое было потрясено прежде всего возможностью внепространственного перемещения материального тела. Мне было совершенно ясно, что таинственный переход от продавца к покупателю представляет собой не что иное, как частный случай пресловутой нуль-транспортировки, хорошо известной любителям научной фантастики также под псевдонимами: гиперпереход, репагулярный скачок, феномен Тарантоги... Открывающиеся перспективы были ослепительны.
У меня не было никаких приборов. Обыкновенный лабораторный минимальный термометр мог бы дать очень много, но у меня не было даже его.
Ябыл вынужден ограничиваться чисто визуальными субъективными наблюдениями. Свой последний круг по площади я начал, поставив перед собой следующую задачу: «Кладя пятак рядом с тарелочкой для мелочи и по возможности препятствуя продавцу смешать его с остальными деньгами до вручения сдачи, проследить визуально процесс перемещения пятака в пространстве, одновременно пытаясь хотя бы качественно определить изменение температуры вблизи предполагаемой траектории перехода».
Однако эксперимент был прерван в самом начале.
2. Прочитайте фрагмент научной статьи. Сколько внутритекстовых шагов делает автор? Представьте последовательность действий автора в виде комментария читателя «на полях». Выделите языковые средства, способствующие вашей интерпретации действий автора в тексте.
Звезды формируются из отдельных сгустков распавшегося облака. Рассмотрим этот процесс более подробно. При сжатии облака увеличивается его температура, давление внутри облака растет до тех пор, пока не возникнут условия для протекания термоядерных реакций. Сжатие звезды продолжается до момента, пока гравитационные силы не уравновесятся давлением газа и излучения внутри зарождающейся звезды. Возникнет звезда или нет, полностью определяется массой облака. Расчеты показывают, что при массе 10-5 – 10-6 масс Солнца температура будет недостаточна для запуска термоядерных реакций. Если же масса облака будет слишком велика, то силы гравитации сожмут звезду в точку. Образуется черная дыра. При М-100 масс Солнца звезда сожмется в любом случае.
Не менее сложным является вопрос об образовании планетных систем. На протяжении последних лет было высказано несколько десятков космогонических гипотез о развитии Солнечной системы [5]. Прежде всего необходимо решать вопрос, откуда взялось вещество, послужившее строительным материалом для планетной системы. Здесь возможны следующие случаи: 1) планеты образовались из того же газо-пылевого облака, что и Солнце; 2) вещество было захвачено Солнцем при его обращении вокруг центра Галактики; 3) вещество отделилось от Солнца в процессе его эволюции. Сейчас наиболее вероятным представляется первый вариант. Коротко обрисуем схему развития нашей планетной системы исходя из этого предположения. (Нагайцев А. Ю., Ногайцев Ю. В. Общие закономерности догеологической эволюции Земли и планет // Вестник СПбГУ. Сер. 7. 1995. Вып. 3 (№2). С. 112.)
3. Проанализируйте статью (или фрагмент книги) по вашей специальности с точки зрения представленности средств метатекста. Составьте список наиболее часто употребляемых глаголов, при помощи которых фиксируются действия автора в тексте.
4. Какой стратегии в выборе стиля вы будете придерживаться, если а) делаете доклад на конференции; б) сообщение на семинаре; в) проводите урок; г) участвуете в передаче школьного или студенческого радио; д) рассказываете о своей работе дома младшей сестре; е) пишете по проблемам своего исследования тезисы на конференцию, курсовую работу, статью в журнал «Огонек», реферат, даете интервью в газету?
5. Какой жанр вы используете для изложения результатов вашего исследования, если захотите ознакомить с ними специалиста: а) во всех подробностях; б) только с основными положениями; в) только с темой и проблемой?
6.На какой подстиль – собственно научный, научно-учебный, научно-популярный – ориентировались авторы текстов, фрагменты которых даны ниже? Какие признаки указывают на это? Насколько хорошо авторы владеют выбранным стилем?
I
Могут ли пауки – завзятые хищники, не терпящие соседства с ближним рода своего, одиночные охотники и истребители самых разных насекомых – жить обществом? В Южной Америке и Южной Африке известно несколько видов пауков, выплетающих совместные тенета, а я обнаружил таких пауков в нашей стране.
...Сколько я ни вглядываюсь в скопище пауков, нигде не вижу разделение на отдельные семьи. Они растворились в этом большом государстве. Выходя из кокона, паучата, не зная своих родителей, тотчас переходят на общественное содержание, за исключением разве только тех, кто отправился путешествовать на паутинках по воздуху в дальние края. Они первопоселенцы, будто семена растений.
Несколько паучков-юношей убили комарика, к ним подсели паучок-подросток и малышка. Подбежала большая самка, покрутилась и ушла. Так же поступила самка возле кучки паучков-малышек, овладевших комариком.
...Чем обусловлены вариации поведения, какие причины вызывают их появление, ответить на это пока трудно.
(Мариновский П. Вот это пауки! // Наука и жизнь. 1980. № 11. С. 149–151.)
II
Предмет исследования
Образ тела в самосознании старшеклассников и оценка педагогами образа тела старшеклассников.
Объект исследования
Учащиеся 8–11 классов школ Санкт-Петербурга и Ленинградской области в количестве 190 человек, а также учителя школ Санкт-Петербурга и Ленинградской области в количестве 47 человек в возрасте от 23 до 60 лет.
Гипотезы исследования:
Образ тела в самосознании старшеклассника – сложное структурное образование, которое имеет многоаспектную взаимосвязь с другими параметрами личности.
Оценка образа тела старшеклассников педагогами носит многоаспектный характер и имеет различия с реальным образом тела в самосознании старшеклассника.
Цель исследования
Выявление и анализ взаимосвязи различных элементов образа в самосознании старшеклассников с другими особенностями личности и сравнение их с оценками педагогов.
Задачи исследования <... >
Выявить особенности оценки образа тела старшеклассников педагогами.
Разработать методы выявления и диагностики образа тела в самосознании личности.
Разработать методы коррекции нарушений формирования образа тела.
(Желателев Д. В. Образ тела в самосознании старшеклассника и оценка его педагогом: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1999.)
7. Прочитайте фрагменты из книги М. П. Сенкевич. Какие причины, по мнению автора, обусловливают «безличный монолог» как манеру повествования в научном стиле?
В научной речи основная манера изложения – «безличный монолог», ведущийся от 3-го лица, ибо все внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не на субъекте.
Для выражения авторской скромности в научных работах по традиции употребляется местоимение мы вместо местоимения я или вообще опускается местоимение. Надо заметить, что замена личной манеры подачи материала от 1-го лица ед. ч. в научной прозе прошлого времени на неличную манеру изложения в современной научном стиле связана и с тем, что изменились условия научного творчества, выросло число коллективных работ. Сказывается здесь и влияние стиля математических работ, где распространены формы условия с читателем типа обозначим, примем за и т. д. Кроме того, в научном стиле местоимение «мы» имеет обобщенное и неопределенное значение, поскольку в научной речи, по выражению А. М. Пешковского, «личное прячется под выработанные в языке обобщительные формы» (Сенкевич М. П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений. М., 1976. С. 116).
8. Охарактеризуйте жанр аннотации. Выпишите клише, с помощью которых вводится упоминаемая в определении информация в текстах данных ниже аннотаций.
Для справки:«Аннотация – это сжатая характеристика первоисточника. В ней перечисляются главные вопросы тематики источника и в ряде случаев характеризуется его структура. Аннотация отвечает на вопрос "О чем говорится в источнике?" Она, как правило, состоит из простых предложений» (Сенкевич М. П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений. М., 1976).