Iii.8. социальные диалекты и культура речи

Одной из характерных черт современной языковой ситуации является жаргонизация русской речи. Жаргонные слова активно функционируют в средствах массовой информации, многие молодые люди пользуются жаргоном в своей повседневной речи. Целый ряд жаргонных слов и значений постепенно переходит в общее употребление (ср.: беспредел, тусовка, прикол, кайф, стёб, кинуть, зачистка и т. п.).

То, что мы называем жаргоном, или арго, или сленгом, или социальным диалектом, – все это находится за рамками современного русского литературного языка и, соответственно, не подлежит нормализации, а, напротив, относится к области ненормативных языковых проявлений. Конечно же, знание того или иного жаргона и постоянное его использование ни в коей мере не свидетельствует о речевой культуре и лингвистической грамотности. Любой социальный диалект имеет узкую сферу распространения (используется лишь в пределах определенной социальной группы или прослойки), ограничен территориально (можно обнаружить существенные различия, например, в жаргоне рокеров Сочи и Санкт-Петербурга) и, более того, ограничен временем своего существования (исчезает или изменяется какая-либо социальная группа или прослойка – исчезает или изменяется используемый в этой среде жаргон). Постоянная ориентация на преимущественное использование какого-либо жаргона во многом обедняет языковую личность: человек, владеющий литературной нормой, интересен всем и со всеми способен найти общий язык, в то время как общающийся посредством жаргона может быть понят и принят лишь ограниченной группой людей. И тем не менее мы не можем не замечать такого языкового явления, как социальные диалекты, или, как это было в недавнем прошлом, объявлять им непримиримую войну, запрещать и искоренять.

Социальные диалекты – явление объективное и древнее. Язык знати всегда отличался от языка простолюдинов, язык духовенства – от языка мирян, язык мастеровых – от языка торговых людей и т. п. По мере развития общества и его социальной дифференциации развивались и дифференцировались социальные диалекты. Практически каждый из нас является членом конкретной семьи, был школьником, имеет свой круг общения, входит в определенную социальную группу или группу по интересам, овладел или овладевает какой-либо профессией, – а все это так или иначе связано с приобщением или по крайней мере знакомством с тем или иным социальным диалектом.

С другой стороны, все мы читаем художественную литературу, посещаем театры, смотрим фильмы и т. п. и наблюдаем, как использование элементов жаргона выполняет определенную художественную функцию. Трудно представить, например, чтобы одна из героинь популярного фильма «Место встречи изменить нельзя» Манька Облигация называла себя настоящим именем – Марья Ивановна Колыванова, а вместо крылатой фразы: «Не бери на понт, мусор!» – произнесла: «Товарищ милиционер, пожалуйста, не обманывайте и не провоцируйте меня»... Если бы другого героя этого же фильма называли не Промокашка, а, допустим, Иван Матвеевич, и он попросил бы Шарапова исполнить не «Мурку», а фортепьянный концерт П. И. Чайковского и, обращаясь к главному герою, называл бы его не «лось сохатый», а «уважаемый товарищ Шарапов», – были бы эти герои столь колоритными и запоминающимися?.. А главное – поверили бы мы этим героям?..

Однако роль социальных диалектов и наше к ним отношение не должны определяться и ограничиваться лишь рассмотрением их в качестве емкого и многофункционального художественного средства, используемого в литературе, кинематографии и театре.

Необходимо помнить, что подавляющее большинство жаргонных слов обладает размытой семантикой, т. е., во-первых, часто даже члены какой-либо социальной группы понимают одно и то же слово не совсем одинаково, для каждого в его значении актуализируется что-то свое (например, слово стрелка может восприниматься как встреча вообще, в том числе и случайная; или обязательно обусловленная встреча; или встреча юноши и девушки; или встреча для выяснения каких-либо отношений и т. п.). Во-вторых, одно и то же слово может обозначать разные понятия для представителей разных социальных групп.

В то же время практически любое жаргонное слово способно придать высказыванию сниженный характер, внести в него определенную оценочность, экспрессию и т. п.

Конечно, эти особенности арготизмов обусловливают абсолютную невозможность их использования в определенных сферах (например, в официально-деловой, научной и т. п.). Но и в обиходно-бытовой сфере употребление жаргонного слова может привнести в высказывание определенную двусмысленность и затруднить восприятие сообщаемого, породить непонимание или эстетическое неудовольствие слушающего (иногда – даже оскорбить), а также составить у последнего определенное представление о говорящем.

Поэтому прежде чем использовать тот или иной арготизм, говорящий обязательно должен подумать, уместно ли данное жаргонное слово в конкретной речевой ситуации, целесообразно ли его применение в настоящий момент.

ЗАДАНИЯ

1. В приложении к своей книге «Язык, который ненавидит» (М., 1991) С. Снегов приводит шутливый текст, составленный в свое время Л. Н. Гумилевым. Прочитайте этот текст. Что вы можете сказать об уместности использования в этом тексте арготизмов? Какие из встречающихся здесь жаргонных слов и выражений вам известны? Используются ли они сейчас и где (в какой сфере, в каких условиях, с какой целью)? Попробуйте подобрать литературные соответствия встречающимся здесь жаргонным словам. Всегда ли это возможно? Что произойдет с текстом при замене арготизмов литературными соответствиями?

ИСТОРИЯ ОТПАДЕНИЯ НИДЕРЛАНДОВ ОТ ИСПАНИИ

В 1565 году по всей Голландии прошла параша, что папа – Антихрист. Голландцы начали шипеть на папу и раскурочивать монастыри. Римская курия, обиженная за пахана, подначила испанское правительство. Испанцы стали качать права – нахально тащили голландцев на исповедь. Отказчиков сажали в кандей на трехсотку, отрицаловку пускали налево. По всей стране пошли шмоны и стук. Спешно стряпали липу. Граф Эгмонт на пару с графом Горном попали в непонятное. Их по запарке замели, пришили дело и дали вышку.

Тогда работяга Вильгельм Оранский поднял в стране шухер. Его поддержали гезы. Мадридская малина послала своим наместником герцога Альбу. Альба был тот герцог! Когда он прихилял в Нидерланды, голландцам пришла хана. Альба распатронил Лейден, главный голландский шалман. Остатки гезов кантовались в море, а Вильгельм Оранский припух в своей зоне. Альба был правильный полководец. Солдаты его гужевались от пуза, в обозе шло тридцать тысяч шалашовок.

Но Альба вскоре даже своим переел плешь. Все знали, что герцог в законе и в лапу не берет. Но кто-то стукнул в Мадрид, что он скурвился и закосил казенную монету. Альбу замели в кортесы на общие работы, а вместо него нарисовались Александр Фарнези и Маргарита Пармская – рядовые придурки испанской короны.

В это время в Англии погорела Мария Стюарт. Машке сунули липовый букет и пустили на луну. Доходяга Филипп II послал на Англию непобедимую армаду. В Бискайском море армаду драла пурга. Матросы по трое суток не кимарили, перед боем не покиряли. Английский адмирал из сук Стефенс и знаменитый порчак Френсис Дрей разложили армаду, как бог черепаху. Половина испанцев натянула на плечи деревянный бушлат, оставшиеся подорвали в ховиру.

Голландцы вусмерть покатились, когда дотыркали про армаду. Испанцы лепили от фонаря про победу, но им не посветило – ссученных становилось меньше, чесноки шерудили рогами. Голландцы восстали по новой, а Маргарита Пармская и Александр Фарнезе смылись во Фландрию, где народ клал на Лютера.

Так владычество испанцев в Голландии накрылось мокрой...

2. Прочитайте следующие фрагменты текстов. Что вы можете сказать об авторе каждого из них? Есть ли какая-нибудь разница или, напротив, что-то общее в том, как и какие арготизмы используются в этих текстах? Все ли используемые здесь слова вам понятны?

Хиппующие студенты истфака университета Игорь Мальский и Феликс Виноградов и сопровождающая их герла, чье имя не стало достоянием истории, сидят в центре с беломоринами в зубах и ловят кайф под весенним солнышком. Кайф-то, впрочем, кайфом, а стусовались по делу: уже, наверно, с полгода-год пиплы то там, то здесь гнали про какую-то хип-поэму. Мы с Феликсом особо не аскали: город маленький (или прослойка тонкая), сама выплывет. И вот указанная герла подбросила (только прочесть – и вернуть) десяток потрепанных машинописных листочков и теперь сидела в ожидании неизбежных восторгов. Как оказалось, ее ждал облом (Не такая это лажа... // Хиппи-лэнд. 1994. № 3).

Через три дня я пошел потусоваться с друганами, пивка подтянуть, девочек поклеить. Зная, что после всего этого буду нетрезв, я оставил логин и пароль от ночного Инета соседу. В ту ночь он без проблем смог подсоединиться и полазить по сети через мой логин. После бодуна до меня доперло: у прова отсутствовали определители номеров и можно было лазать в Инет из-под одного логина мне и моим корефанам, с единственным условием – не коннектиться в сеть одновременно. Узнав сей факт, мы решили распределить всю ночь на троих: каждый лазал в Инете в строго отведенное ему время. Но мне опять стало мало, и я решил попробовать одновременно подключиться с разных телефонов по одному логину. И опять эта фишка прокатила на «ура». Это означало, что у прова не учитывается количество подключенных с одного логина. Глупый провайдерчик думал, что в сети только один чел с моим логином. Так мы наклоняли моего провайдера в течение двух месяцев: шестеро корефанов обнимались со своей палочкой-выручалочкой с 0:00 до 8:00 и платили всего 2 бакса с рыла. Нехилая экономия? (Натягиваем провайдера // Хакер. 2000. № 4).

– Как не любит?! Ты нормально просил-то?

– Я ее в мороженицу приглашал.

– И что?

– Не пошла.

– Во, морковка! Давай я с ней побазарю. Чего выкобенивается? Шоугерл рыночная. Затащу во дворик и объясню – либо с Дыней в мороженицу идешь, либо морду ножиком накрашу. Не пойму я баб. Чего им надо?

– На фиг мне Светка с порезанной рожей? Она некрасивая будет по жизни.

– Торчу я с тебя, Дыня. Ты и рыбку хочешь съесть, и бутылки сдать.

– Какие бутылки?

– Из под «фанты», блин (А. Кивинов «Сделано из отходов»).

Привет, братуха! Извини, что долго не чиркал. Сам волокёшь, дальняк по четвертой ходке на Печору, к комикам, по новой – за рупь сорок четыре (моя кровная). Кича локшовая. Все брушат, вантажа нет и хвостом не бьют. Это не на малолетках и не во взросляке на Металлке, и не в Гореловской девятке. Питерских мало. Встретил Леху-Жука и Витька-Стоху. Живем семьей. Они оттянули по семиряку. На этапе покнацал Чугунка и Пашку-Скобаря. Оба доходные, идут с крытой. Блатные масть не держат. Редко в какой зоне северика и дальняка есть воровское благо, воровские мужики и паханы с кодлой (Письма «авторитетов» // Словарь тюремно-лагерно-блатного жаргона (речевой и графический портрет советской тюрьмы) / Сост.: Д. С. Балдаев, В. К. Белко, И. М. Исупов. – М., 1992).

3. Ответьте на следующие вопросы.

Как вы думаете, с какой целью некоторые авторы используют арготизмы в своих произведениях? Можно ли обойтись без них?

Какие социальные диалекты вам знакомы? Часто ли вы используете в своей речи жаргонные слова и выражения? В каких случаях это происходит?

Считаете ли вы, что арготизмы засоряют нашу речь? Если да, то нужно ли с этим бороться и каким образом? Если нет, объясните, почему вы так думаете.

Допустимо ли использование жаргонных слов в средствах массовой информации? Если да, то в каких случаях? Если нет, то почему?

Нужен ли, на ваш взгляд, специальный комитет по контролю за использованием арготизмов в средствах массовой информации? Если да, то каким он должен быть – государственным или общественным?

Как вы поступаете, если встречаете непонятное вам жаргонное слово (например, при просмотре детективного фильма или чтении специального молодежного издания, в разговоре с кем-либо и т. п.)? Бывают ли случаи, когда незнакомое слово нравится вам своей экспрессивностью, звуковым обликом, метафоричностью и т. п.?

4. Составьте небольшую картотеку, иллюстрирующую употребление арготизмов в средствах массовой информации (в газетных и журнальных статьях, в речи дикторов радио, ведущих ТВ-программ и т. п.), и подберите несколько примеров использования жаргонных слов в современной художественной литературе. Оцените уместность/неуместность такого использования. Попробуйте ответить на вопрос, зачем некоторые авторы используют эти слова. Наиболее яркие, на ваш взгляд, случаи, представьте на карточке, которая должна включать само слово, его значение и пример употребления с указанием источника (см. образец).

Образец:

ТУСОВАТЬСЯ– 1.Проводить время в общении, разговорах с кем-либо. Тем временем каждый тусовался или с теми, с кем пришел, или сам по себе (АиФ. 1992. № 3). 2. Находиться где-либо, занимать какое-либо место. «Динамо» уже который год тусуется на пьедестале или возле него (Я – молодой. 1998. №6). 3. Приятно проводить время в ночном клубе, на вечеринке. Приехав в Питер, группа почти нигде не тусовалась (MTV-Россия. Музыкальное чтиво. 14.09.1999).

5. В следующих фрагментах из сочинений абитуриентов найдите ошибки и объясните их. Предложите правильный вариант.

1. Печорин приезжает на Кавказ в отпуск. Он украл Бэлу, напугал контрабандистов, убил Грушницкого, соблазнил княжну Марью. Ни фига себе, отдохнул! 2. Однообразие и бедная жизнь тяготили Родиона, вот он и погружался в свои мысли и отплывал в неизвестном направлении. Вот и приплыл. 3. Потроха Кутузова похоронены в Венгрии, а все остальное в Петербурге. 4. Национальный характер русской женщины – это не тусовки, а вести оседлую домашнюю жизнь. 5. Анна Морозова стучала советскому командованию, доносила ценную информацию и понимала, что это ей грозит жизнью. 6. Даже самые жестокие пытки казались ей пустяком и туфтой. 7. Печорин закадрил и увлек дикую Бэлу. 8. Она конкретно погибает чисто мужской смертью: типа тонет в трясине.

6. В следующих предложениях и фрагментах, выбранных из газет «Петербург-экспресс» и «МК в Питере» за 2000 год, найдите арготизмы и определите уместность/неуместность, целесообразность/нецелесообразность их употребления.

1. В свое время из-за несговорчивости экологических экспертов был завернут проект строительства сверхскоростной магистрали между Москвой и Питером. 2. В школу-студию MX AT он пришел поступать с золотой фиксой во рту. 3. Каждое воскресенье на 5-м канале в эфире ЛОТ смотрите нехилый закос под футбольно-аналитическую программу «"Зенит" – фан-клуб». 4. Мы не могли выпускать некачественный продукт, поэтому решили подождать до лучших времен – когда в России перестанут гнать лоходэнс, так называемую музыку для быдла. 5. Для литераторов, музыкантов и артистов было предусмотрено все: журнальная и телефонная комнаты, бильярдная, отдельные кабинеты и общие залы, в которых эта продвинутая публика могла отрываться по полной программе.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ В АУДИТОРИИ

Васильев А. Д. Крутой // Русская речь. 1993. № 6.

Воротников Ю. Л. Красив ли черт?// Русская речь. 1990. № 2.

Геращенко И. Г. «Шнурки в стакане» // Русская речь. 1995. № 5.

Грачев М. А. По фене ботаю – тюрьму схлопотаю // Русская речь 1993. №4.

Грачев М. А. Третья волна // Русская речь. 1992. № 4.

Грачев М. А. Как появляются арготизмы в нашей речи // Русская речь. 1996. №4.

Грачев М. А. Об этимологии русского арго // Русская речь. 1994. №4.

Зайковская Т. В. Можно мозжечокнуться? Сабо самой! // Русская речь. 1993. №6.

Копорский В. И. О культуре языка и речи молодежи (20-е годы) // Русская речь. 1990. № 1.

Лихолитов П. В. Компьютерный жаргон // Русская речь. 1997. № 3.

Лихолитов П. В. Жаргонная речь уличных торговцев // Русская речь. 1994. №6.

Муравьева Н. В. О любви к «особым» словам // Русская речь 1998 № 5.

Хан-Пира Эр. По жизни // Русская речь. 1995. № 5.

Хан-Пира Эр. Как их называть? // Русская речь. 1998. № 5.

Харченко В. К. Молодежи о сквернословии // Русский язык в школе. 1997. № 1.

IV. ОБРАЗОВАНИЕ СЛОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА

В русском языке постоянно появляются новые слова. Это закономерное явление связано прежде всего с потребностью носителей языка назвать новые предметы и явления действительности, обновить имеющиеся словарные ресурсы за счет более экспрессивных, более выразительных слов. Процесс образования новых слов на базе имеющихся называется словообразованием.

Словообразование– образование слов по существующим в языке образцам и моделям с помощью аффиксов (значимых частей слова), словосложения и других формальных средств. Вновь образованные слова называются производными (или мотивированными), а те, от которых образуются новые слова, – производящими.

Слова появляются в русском языке разными путями. Большую роль в обновлении словаря играет образование слов по существующим моделям с помощью специальных словообразовательных средств. Образование нового слова с помощью различных словообразовательных средств относится к тому или иному способу образования.Для современного русского языка характерны следующие основные способы образования новых слов:

- с помощью суффикса: банк – банковский, валюта – валютчик, доход – доходность, металл – металлист, меценат – меценатство, нарколог – наркологический, компьютер – компьютеризация, рынок – рыночник, аппарат – аппаратчик, Ельцин – елъцинист, Горбачёв – горбачёвец; подписать – подписант, силовой – силовик;

- с помощью приставки: кормить – прокормить, индексировать – проиндексировать, перестроечный – доперестроечный – постперестроечный – антиперестроечный, мера – контрмера, западная – прозападная, осторожный – суперосторожный, звезда – суперзвезда, компьютер – суперкомпьютер;

– с помощью частицы -ся: расколоть – расколоться, качать – качаться, обанкротить – обанкротиться, оторвать – оторваться, раскрутить –раскрутиться;

- с помощью приставки и суффикса (или частицы -ся) одновременно: копить – накопитель, политика – деполитизация, референдум – постреферендумный, рынок – порыночному, совок – по-совковому, чёрный – по-чёрному, крутить – прокрутиться;

- с помощью сложения основ слов, в результате чего образуются новые слова: премьер-министр, приёмник-распределитель, пуленепробиваемый, радиотелефон, радикально-демократический, рок-группа, рукоположение, русскоязычный, СД-плейер, секретарь-референт, социал-демократия, сэконд-хэнд, факс-модем, фирма-риэлтер, ценообразование.

В XX веке широкое распространение в языке получило образование сложносокращенных слов (такой способ в грамматике называется аббревиация). Этот способ очень активен и в наши дни. Сложносокращенные слова в русском языке образуются по-разному: а) из начальных букв слов, входящих в исходное словосочетание (МРОТ – минимальный размер оплаты труда, ГКО – государственные краткосрочные облигации, НЛО – неопознанный летающий объект); б) из начальных частей слов (Госкомстат – Государственный комитет по статистике) или из начальной части слова и целого слова (Сбербанк – сберегательный банк, Госналогслужба – Государственная налоговая служба, мутагены – мутационные гены); из двух частей слова с соединительной гласной (банкомат – банковский автомат, демороссы – сторонники движения Демократическая Россия); в) сочетанием части слова и формы косвенного падежа существительного (завкафедрой – заведующий кафедрой, комполка – командир полка).

Слова, образованные по одинаковым моделям с помощью одинаковых словообразовательных средств, имеют общее значение, которое называется словообразовательным значением. Словообразовательных значений в языке очень много, вот некоторые из них: «лицо – производитель действия»; преподаватель, победитель, слушатель, мечтатель, нарушитель; «сторонник чего-либо»: державник, рыночник, государственник; «принадлежащий к какому-либо коллективу, организации»: профсоюзник, бюджетник, невозвращенец, подписант; «названия по профессии»: компьютерщик, проектировщик, регулировщик, финансист, бульдозерист, программист; «процессы, наделенные теми или иными свойствами»: долларизация, департизация, компьютеризация, приватизация; «событийное или процессуальное значение»: постперестройка, постваучеризация; «значение противодействия, отрицания»: антирынок, антигерой, деполитизация, разгосударствление, контраргументы; «значение: в интересах кого-либо, чего-либо»: проамериканский, профашистский, пронатовский; «значение ложности, неистинности»: псевдогерой, псевдопатриотизм, квазиавторитет, квазирынок, псевдоофис; «значение полумеры и полурешения»: полуприватизация, недопогрузка, недовысказать; «действие или состояние, названное глаголом»: рисование, молчание, наказание, формирование, спасение.

Для разговорной речи очень характерна еще одна возможность образования новых слов, которая связана со свертыванием наименований из двух слов в однословные: девятиэтажка (девятиэтажный дом), оборонка (оборонная промышленность), наличка (наличные деньги), визитка (визитная карточка), маршрутка (маршрутное такси), пятидневка (пятидневная рабочая или учебная неделя). В последние годы этот способ словообразования, отражающий стремление говорящего к экономии языковых средств, получил широкое распространение в устной (в том числе в публичной) речи, а также в языке публицистики.

Названные выше способы словообразования, а также присущие группам производных слов словообразовательные значения позволяют создавать слова, которые не вошли в общее употребление и являются авторскими новообразованиями. Такие слова называются окказионализмами: здесьиздат (по модели «самиздат», «тамиздат»), вашингтонщина (по модели «тамбовщина»), гимназиада (по модели «олимпиада»), Абсурдистан (по модели «Афганистан»), бывшевики (по модели «большевики»), демократура (по модели «диктатура»). Создание окказионализмов делает язык более образным и выразительным. Этим средством очень часто пользуются в художественной речи и в газетной публицистике. Оно является также излюбленным средством языковой игры.

ЗАДАНИЯ

1. Разделите слова на производные и непроизводные. Определите, от каких слов образованы производные слова. От непроизводных слов образуйте новые слова по известным словообразовательным моделям.

Безналичка, безопасность, безработный, вирусный, вирусология, виснуть, вкладчик, демпинговый, зависание, загнивание, коммерциализация, кредиторский, криминал, маклер, маклерство, маркетинг-клуб, малообеспеченный, подвижка, подворье, постсоветский, по-христиански, развал, разгул, рыночник, системщик, сканирование, страховать, строить, тест, фанат, фирма, центр, энергия, юрист, яблоко, дугообразный, сработаться, наизнанку, полугодовалый, нерешительность, соотечественник, сочинительство, неблагодарность, обезопасить, надолго, биржевик, кое-что, добудиться.

2. Определите, от каких слов и с помощью каких словообразовательных средств образованы следующие слова:

абсурдизм, аграрий, акцизный, анархист, безработица, биржевик, битовый, брокерский, бюрократизация, вазовский, ваучерист, ваучерник, ваучеродержатель, верование, вероучитель, взломщик, владыка, воплощение, гастролёр, дефляция, децентрализация, загрузка, заложник, заполитизировать, зарубежье, подпитка, прозападный, прокормить, продюсировать, прорыночный, распродажа, реприватизация, русскоязычный, самоисцеление, сбалансированный, сверхприбыль, сканирование, системщик, суперЭВМ, таможенник, творец, телохранитель, террорист, турагентство, фирмам, южане, яблоковец.

3. Проверьте по словарям значения перечисленных ниже аббревиатур. Образуйте (если возможно) производные от аббревиатур слова.

АО, АПК, БОМЖ, ВИЧ, Внешторгбанк, ВОХР, ВПК, ВЧК, ГКО, ГКЧП, ГНИ, ГНС, Госбезопасность, Госналогслужба, Госкомстат, ГПУ, ГУЛАГ, ДПР, ДС, ЕС, ЕЭС, ЗАГС, КПРФ, КС, ЛДПР, МИД, МРОТ, НДС, НЛО, НПФ, ОВИР, ОМОН, ОС (в информатике), РАН, РИА, РФ, СКВ, СМИ, СНГ, совдепия, спецназ, СПИД, ТВ, ТОО, ФСНП, ХДС, ЧИФ, ЯБЛоко.

4. Образуйте производные слова по известным моделям и включите их в предложения:

налог, структура, Запад, индекс, качать, китч, байт, класс, ваучер, лобби, маклер, маркер, маркетинг, мораль, народ, государство, партия, план, право, банк, сертификат, сила, сканер, скаут, собор, тест, террор, финансы, расчёт, элита.

5. Сгруппируйте слова по значению приставки:

подбросить, подкинуть, подсунуть, подпевать, подвинтить, подкрасить, подложить, подпрыгнуть, подчистить, подшутить;

вбежать, вдавить, влезть, вложить, входить, вкатить, втянуть, вдуматься, вглядеться;

досолить, дочитать, дошить, докупить, доделать, доплатить;

объехать, обыскать, обрасти, обшить, обучить, обвенчать, облить;

прихворнуть, присохнуть, прихлынуть, притихнуть, притиснуть;

изгнать, истечь, иссушить, изрезать, искривить, искусать, избить.

6. Сгруппируйте слова по значению суффикса:

хлебница, нахлебница, скребница, волшебница, гробница, наставница, крапивница, чайница, заочница, сахарница, собеседница, темница;

преподаватель, завоеватель, нагреватель, опрыскиватель, преследователь, преобразователь, основатель, проигрыватель, предатель, издатель, отражатель;

мулатка, ракетка, заметка, тунгуска, схватка, полоска, записка;

ухабистый, мелкозернистый, тенистый, тонковолокнистый, ершистый;

заступник, мясник, дворник, советник, затворник;

озорник, рахитик, невольник, печатник, историк, сатирик, чудик;

вешалка, сиделка, косилка, читалка, курилка, зубрилка;

городок, обрубок, хохолок, обрывок, рожок, осадок, скребок, ходок.

7. Определите значение выделенных слов, установите способ образования:

1) За время его губернаторствав Благовещенске побывало столько высокопоставленных гостей, сколько этот город не видел за всю свою историю. 2) Некоторые политические силы стремятся восстановить в стране атмосферу ГУЛАГа.3) Некоторые советологи из числа наименее богатых сетуют на то, что их более состоятельные коллеги закупают у гэбистовльвиную долю наиболее ценной информации и монополизируютеё. 4) Сейчас трехдюймовые дискеты – самые распространенные сменные носители данных, и персоналкиобычно имеют дисковод для таких дискет. 5) «Зелёные» профессионалы внесут в акции организующегося общественного «зелёного»движения конструктивный смысл. 6) Грубые, с обломанными ногтями, несгибающиеся пальцы сложились в щепоть, свершили крестное знамение.7) Так интенсивно я не «качался»никогда. 8) Текстовый файл занимает 75 килобайтпамяти компьютера. 9) Идеологи и практики развала застойных лет, коррумпантыи перерожденцы с переходом страны к перестройке вначале затаились. 10) Лицензированию,в частности, подлежат такие виды деятельности, как предоставление услуг по аренде каналов сотовой связи. 11) Они могут действовать с выдумкой: например, снять комнату и в отсутствие хозяев сдать всю квартиру, взяв плату за год, да еще и маклерские.12) По нашим подсчетам, оборот «наркорублей»в этом году составил в России примерно 50–60 миллиардов. 13) Бабушка моя в период расказачиваниябыла школьницей. 14) Мне положили сто тысяч долларов в год, на эти деньги я стал раскручиватьфирму.

8. Определите, от каких двусловных наименований образованы следующие слова:

пятиэтажка, девятиэтажка, персоналка, зелёнка, пятитонка, военка, визитка, распечатка, нарезка, наличка, безнал, «японка», «шестерка», «девятка», «восьмерка», рукопашка, неучтёнка, высотка, напряженка, Средиземка, учредиловка, зачётка, читалка.

9. Найдите в современной газетной публицистике слова, появившиеся в последнее время. Определите, по какому образцу они образованы и какое значение имеют.

10. Найдите в следующих примерах из газет и устной речи ошибки, объясните их и исправьте.

1) Несмотря на то, что вина военкоматчицы в получении с «клиента» 2,5 тысячи долларов взамен на гарантированный «отмаз» от армии была полностью доказана, судьи отнеслись к даме весьма снисходительно, назначив ей условное наказание. 2) На смену экономической абракадабре пришла яблокодабра политическая. Ведь нашему образованному электорату не важно, что сказать, – важно, как сказать, насколько «интеллигентно» и наукообразно. 3) Мне остается только оспасибить всех, кто помогал в проведении сегодняшнего эфира. 4) Присутствующая здесь молодежь, которая будет проживать в XXI веке, будет решать многие задачи. 5) Министр теперь не пытается оспорить свою подпись под бумагой, которая, по существу, ничем не отличается от «контрактов», предлагаемых коммерсантам бандитскими «крышами». Разве что «крышующие» предпочитают не оставлять писаных – черным по белому, на бумаге следов своих благодеяний. 6) Поколению «девяностодесятников» (если условно брать годы рождения виртуалов) так и не удалось даже в Сети организовать принципиально новое, свободное и идейное сообщество. 7) Недавно закончилась в Питере конференция, где обсуждались проблемы реформации русского языка на стыке тысячелетий. Коллеги-журналисты в связи с этим понаписали и понаобещали по телевизору много всяких ужасных вещей, вплоть до тотального переучивания правил правописания. 8) Президент занимает центристскую позицию, он отказался от настроенческих загогулинок и объявил войну олигархам. 9) Водка «Вдовы Попова» вырабатывалась только из ржаного зерна по старому фирменному рецепту дореформенного владельца винокурни М. А. Попова. «Поповка» отличалась питкостью, бархатистостью, приятным вкусом. 10) «Омхачивание» всех советских театров происходило как коллективизация и индустриализация 11)Началось великое противостояние кандидатов в президенты России. И все это говорит об одном: в России переизбыток людей ученых и честных, знающих не понаслышке, как ее, бедолажную, вытащить из ямы, как поставить на такую экономическую «небоскребность», что даже у США шапка с головы слетать будет. 12) Отличительной чертой этих сигарет является классическая мешка, составленная из лучших сортов табака, которая обладает уникальными вкусовыми качествами. 13) Я все в этих диаграммах пролазила вдоль и поперек. Я даже отксерила один экземпляр.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ В АУДИТОРИИ

Алпеева Л. В. Ипподром, аэродром, психодром // Русская речь. 1999. №3.

Дерибас В. М. СПИД и ВИЧ // Русская речь. 1999. № 6.

Шустов А. Н. Наши отношения с миром // Русский язык в школе. 1998. №2.

Колесников Н. П. Кое-что о псевдоомонимах // Русская речь. 1990. №6.

Козловская Т. Л. «Хочу сказать о языке сахарном, сладеньком, сусальном» // Русская речь. 1992. № 3.

Граудина Л. К. Как назвать жительницу Санкт-Петербурга? // Русская речь. 1992. № 3.

Кривенко Б. В. Из жизни окказионализмов // Русская речь. 1994. №2.

Муравьева Н. В. Легко ли создать новое слово? // Русская речь. 2000. №1.

Пятницкий В. Д. Слово «обыватель» и его производные в современной речи // Русский язык в школе. 1995. № 6.

Наши рекомендации