Аудиторные контрольные работы по модулю 2

По итогам изучения Учебного субмодуля 1

Вариант 1.

Задание 1. Назовите принципы выделения видов речевой деятельности.

Задание 2. Дайте определение понятию «речевая деятельность».

Задание 3. Проанализируйте структуру и содержание Урока 2 (раздел 2) в «Современном учебнике русского языка для иностранцев» (Парецкая М.Э., Шестак О.В., М. ФЛИНТА:Наука, 2014, с. 116-143), определите, на формирование каких видов речевой деятельности направлены задания этого урока.

По итогам изучения Учебного субмодуля 2

Вариант 1.

Задание 1. Перечислите и охарактеризуйте функционально-семантические особенности морфологических единиц.

Задние 2. Приведите примеры проявления коммуникативно-прагматических особенностей синтаксических единиц.

По итогам изучения Учебного субмодуля 3

Вариант 1.

Задание 1. Дайте определение понятий «родной язык», «неродной язык», «иностранный язык»

Задание 2. Перечислите и дайте описание основных методов обучения русскому языку как иностранному

По итогам изучения Учебного субмодуля 4

Вариант 1.

Задание 1. Назовите тенденции интерпретации фактов культуры в учебных целях. Коротко опишите их.

Задание 2. Дайте лингвокультурологический комментарий 3-х русских пословиц.

Критерии оценки:

- оценка «зачтено» выставляется студенту, если набрано 10 -7 баллов;

- оценка «не зачтено» выставляется студенту, если набрано 0-6 баллов

6.4. Задания для самостоятельного выполнения

Модуль 1

Задание к субмодулю 1. Пользуясь учебной литературой по стилистике научной речи, сформулируйте особенности синтаксиса научной речи. Выберите одну из особенностей. Подберите соответствующий материал из текстов лингвистической тематики. Разработайте упражнение объемом в 5 примеров для анализа, нацеленное на усвоение синтаксических норм научной речи.

Задание к субмодулю 2. Подготовьте для устного воспроизведения сообщение об одном из филологических методов исследования. Выбирайте метод, который может оказаться полезным при работе над магистерской диссертацией. Подготовьте презентацию, демонстрирующую

а) набор и последовательность исследовательских процедур, составляющих представляемый в сообщении метод филологического исследования;

б) результативность использования метода на конкретном материале.

Модуль 2

Задание к субмодулю 1. РКИ: психолингвистический аспект

Ознакомьтесь с литературой к Модулю 1, выпишите определения понятий «коммуникативная лингвистика», «когнитивная лингвистика», «психолингвистика». Напишите обзорный реферат на тему: «Психолингвистические и когнитивные особенности овладения языком».

Задание к субмодулю 2. РКИ: лингвистический аспект

Ознакомьтесь с литературой к Модулю 2. Напишите реферат, в котором представьте особенности одного из уровней русской языковой системы (на выбор) в функционально-семантическом и коммуникативно-прагматическом аспекте с целью обучения РКИ.

Задания к субмодулю 3. РКИ: лингводидактический аспект

1) Самостоятельно изучите лингводидактическую программу РКИ (элементарный и базовый уровень). Сравните перечень коммуникативных ситуаций и коммуникативных задач на каждом уровне. Ознакомьтесь с лексическим минимумом и набором интенций и грамматических конструкций, обеспечивающих выполнение коммуникативных задач в речевых ситуациях каждого уровня.

2) Самостоятельно проанализируйте любую речевую ситуацию. Составьте лексический минимум, определите набор интенций и грамматических конструкций, необходимый для решения коммуникативных задач в выбранной речевой ситуации. Разработайте фрагмент лингводидактической программы и в письменной форме сдайте на проверку преподавателю.

Задание к субмодулю 4. РКИ: лингвокультурологический аспект

В предложенном преподавателем произведении русской литературы отметьте культурно значимые единицы. Пользуясь различными информационными источниками, составьте лингвокультурологический комментарий к ним. Разработайте на его основе систему заданий для выявления национально-культурной специфики русского языка.

Итоговое тестирование

ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА ДЛЯ МАГИСТРАНТОВ-ФИЛОЛОГОВ

по дисциплине «Методы филологического анализа. Научно-исследовательская деятельность в РКИ»

1. Что является целью обучения РКИ?

А) научить воспринимать и использовать в речи единицы русского языка

Б) научить решать экстралингвистические задачи средствами русского языка

В) научить понимать и продуцировать устные и письменные высказывания на русском языке

2. Как естественная языковая среда влияет на эффективность учебного процесса?

А) облегчает овладение речевой деятельностью

Б) препятствует формированию речевых навыков

В) не влияет вообще

Г) имеет как позитивное, так и негативное влияние

3. Основой функционально-коммуникативной лингводидактической модели языка является …

А) функциональная семантика

Б) семантика грамматических форм

В) функционально-коммуникативный синтаксис

Г) функционально-коммуникативная грамматика

4. К основным видам речевой деятельности не относится … .

А) аудирование

Б) говорение

В) перевод

Г) письмо

Д) чтение

5. К продуктивной речевой деятельности не относится:

А) письмо

Б) говорение

В) чтение

6. Репродуктивная речевая деятельность существует … форме.

А) только в устной

Б) только в письменной

В) в устной и письменной

7. При обучении РКИ лексика рассматривается как … .

А) особый языковой уровень, противопоставленный словообразованию, морфологии и синтаксису

Б) информационно-тематическая основа общения, интегральная часть синтаксиса и грамматики текста

В) системная организация, в которой единицы вступают в синтагматические и парадигматические отношения

8. Единицей обучения РКИ является … .

А) высказывание

Б) предложение

В) словосочетание

Г) текст

9. Психолингвистика как наука возникла … .

А) в XIX веке

Б) в начале XX века

В) в середине ХХ века

Г) в конце ХХ века

Д) в начале ХХI века

10. Наиболее разработанным направлением научно-исследовательской деятельности в РКИ является … .

А) лингвистическое

Б) лингвокультурологическое

В) методическое

Г) психолингвистическое

11. Речевые навыки подразделяются на: … .

А) экспрессивные и рецептивные

Б) произносительные и графические

В) грамматические и произносительные

12. Качеством речевых навыков не является … .

А) автоматизированность

Б) гибкость

В) обобщенность

Г) относительная простота

Д) сознательность

Е) устойчивость

13. Выделяют … этапа формирования речевого навыка.

А) два

Б) три

В) четыре

14. Объектом лингвострановедения являются единицы языка, в семантике которых есть национально-культурный компонент. К числу таких единиц не относится … .

А) безэквивалентная лексика

Б) интернациональная лексика

В) лексика, в которой зафиксированы национальные символы

Г) фоновая лексика

15. Объектом лингвокультурологии, которая стремится исследовать взаимосвязь и взаимодействие культуры и языка в процессе их функционирования, не являются:

А) концепты

Б) невербальные средства общения

В) прецедентные феномены

Г) формулы речевого этикета

Критерии оценки:

«5» - 13-15 правильных ответов (100-85 балл.)

«4» – 11-12 правильных ответов (71-84 б.)

«3» – 9-10 правильных ответов (60-70 б.)

VII УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1. Основная литература

1. Горелов, С. В. Основы научных исследований / С.В. Горелов; В.П. Горелов; Е.А. Григорьев. – 2-е изд., стер. – М.|Берлин: Директ-Медиа, 2016. – 534 с. [Электронный ресурс biblioclub: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=443846].

2. Гребенюк, Н. И. Стилистика русского научного дискурса / Н. И. Гребенюк; С.В. Гусаренко. – Ставрополь: СКФУ, 2015. – 179 с. [Электронный ресурс biblioclub: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=457967].

3. Кравцова, Е. Д. Логика и методология научных исследований / Е. Д. Кравцова; А. Н. Городищева. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2014. – 168 с. [Электронный ресурс biblioclub: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364559].

4. Фокина, М. А. Филологический анализ текста / М.А. Фокина. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2013. – 140 с. [Электронный ресурс biblioclub: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275635].

5. Шкляр, М. Ф. Основы научных исследований / М.Ф. Шкляр. – 6-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. – 208 с. [Электронный ресурс biblioclub: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=450782].

7.2. Дополнительная литература

Модуль 1

6. Апресян, Ю. Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики / Ю.Д. Апресян. – М.: Просвещение, 1966. – 305 с. [Электронный ресурс biblioclub: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=38393]

7. Арнольд, И.В. Основы научных исследований в лингвистике / И. В. Арнольд. – М., 1991.

8. Борисова, Е. Г. Лингвистические основы РКИ [Текст]: педагогическая грамматика русского языка : учебное пособие для студентов и преподавателей / Е. Г. Борисова, А. Н. Латышева. – М.: Флинта, 2003. –208 с.

9. Степанов, Ю. С. Методы и принципы современной лингвистики / Ю. С. Степанов. – М.: Наука, 1975. – 351 с. [Электронный ресурс biblioclub: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=53123].

10. ГОСТ Р 7.0.11-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу.

11. Диссертация и автореферат диссертации. Структура и правила оформления. – М.: Стандартинформ, 2012. – Режим доступа: http://protect.gost.ru/v.aspx?control=8&baseC=-1&page=0&month=-1&year=-1&search=&RegNum=1&DocOnPageCount=15&id=171831.

12. Княжицкая, О. И. Научно-исследовательская работа [Текст]: теория и практика : [монография] / О. И. Княжицкая ; Санкт-Петербургская академия управления и экономики. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2011. – 138 с.

13. Когнитивно-прагматические аспекты лингвистических исследований: Сб. науч. трудов. – Калининград, 1999. – 95 с.

14. Кондрашов, Н.А. История лингвистических учений / Н.А. Кондрашов. – М., 1974.

15. Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В.Н. Ярцевой. – М., 1990.

16. Литвинов, В. П. Введение в методологию / В.П. Литвинов. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 184 с. [Электронный ресурс biblioclub: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=235648].

17. Методология лингвистики [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://encyclopaedia.biga.ru/enc/liberal_arts/METODOLOGIYA_LINGVISTIKI.html.

18. Москвин, В. П. Интертекстуальность [Текст]: понятийный аппарат : фигуры, жанры, стили / В. П. Москвин. – Изд. стер. – М.: URSS, 2015. – 168 с.

19. Николина, Н.А. Филологический анализ текста: учеб. пособие / Н. А. Николина. – М.: Академия, 2003.

20. Рождественский, Ю.В. Лекции по общему языкознанию / Ю. В. Рождественский. – М., 1990.

21. Рубашкин, В. Ш. Онтологическая семантика [Текст]: знания, онтологии, онтологически ориентированные методы информационного анализа текстов / В. Ш. Рубашкин. – М.: Физматлит, 2012. - 346, [1] с.

22. Рузавин, Г. И. Методология научного познания / Г.И. Рузавин. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 287 с. [Электронный ресурс biblioclub: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115020].

23. Рузавин, Г.И. Методология научного исследования. – М., 1999. – 245 с.

24. Хроленко, А.Т. Введение в филологию / А. Т. Хроленко. – М., 2015.

25. Хроленко, А.Т. Основы современной филологии [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Науч. ред. О.В. Никитин. – М. : Флинта, 2013. – 344 с.

26. Якобсон, Р. Язык в отношении к другим системам коммуникации // Р. Якобсон. Избранные работы. – М., 1985. – С. 319-330.

Модуль 2

1. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 432 с.

2. Костомаров В. Г. Очерки по теории и практике преподавания русского языка как иностранного: Сб. ст. и учеб. материалов X Конгр. МАПРЯЛ. − СПб., 2003.

4. Лысакова И. П. Что такое современный русский язык и как учить ему иностранцев? // Культура. Язык. Образование. — Ювяскюля, 1999.

5. Новикова О. В. Методика преподавания русского языка как иностранного: уч. пособие. − Воронеж, 2000.

6. Новые тенденции в теории и практике преподавания русского языка как иностранного: Материалы междунар. научно-практич. конференции 30-31 мая 2001 г. Под ред. Аркадьевой Т. Г. − СПб., 2002

7. Общая методика обучения иностранным языкам. — М.: Русский язык, 1991.

8. Фарисенкова Л. В. Уровни коммуникативной компетенции в теории и на практике. − М., 2000.

Литература к отдельным субмодулям Модуля 2

Модуль 2

Литература к Субмодулю 1

1. Гузь Ю.А., Юркина Е.Ю. Лингвопсихологические основы обучения монологической речи на иностранном языке // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61486

2. Демьянков В.З. Лингвопсихология // Вопросы лингвистики и лингводидактики на современном этапе: Материалы VII научно-практической конференции. М.: Факультет славянской и западноевропейской филологии, Московский педагогический университет, 1999. С. 45-51.

3. Клычникова З. И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. − М., 1983.

4. Крюкова О.П.: Самостоятельное изучение иностранного языка в компьютерной среде. – М.: Логос, 1998.

Литература к субмодулю 2

1. Арутюнов А.Р. Коммуникативная методика русского языка как иностранного и иностранных языков / А.Р. Арутюнов, И.С. Костина. – М., Институт русского языка им. А.С. Пушкина, 1992. – 147 с.

2. Бондарко А.В. Основы функциональной грамматики: Языковая интерпретация идеи времени / А.В. Бондарко. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011. – 260 с.

3. Борисова Е. Г., Латышева А. Н. Лингвистические основы РКИ. Педагогическая грамматика русского языка. Учебное пособие для студентов и преподавателей. М., 2003.

4. Всеволодова М.В. Теория функционально-коммуникативного синтаксиса / М.В. Всеволодова. – М.: МГУ, 2000. – 502 с. 4.

5. Всеволодова М.В., Дементьева О.Ю. Коммуникативная парадигма предложения. М., 1997.

6. Живая методика для преподавателя русского языка как иностранного / [Э.В. Аркадьева и др.]. - М. : Рус. яз. Курсы, 2005. – 334 с.

7. Золотова Г.А. Коммуникативная грамматика русского языка / Г.А. Золотова, Н.К. Онипенко, М.Ю. Сидорова. – М.: Филолог. факультет МГУ, 1998. – 528 с.

8. Иванова Т.А. Имя существительное в аспекте РКИ / Т.А. Иванова. – СПб.: Филологический факультет С.-Петербургского государственного университета, 2003. – 79 с.

9. Изаренков Д.И. Бессоюзное сложное предложение: Система языка и обучение иностранцев русской речи / Д.И. Изаренков. – М.: Русский язык, 1990. – 163 с.

10. Крючкова Л.С. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному: учебное пособие / Л.С. Крючкова, Н.В. Мощинская. –М.: Флинта: Наука, 2009. – 480 с.

11. Логинова И.М. Описание фонетики русского языка как иностранного (вокализм и ударение) / И.М. Логинова. – М.: Изд-во РУДН, 1992. – 159с. 7.

12. Слесарева И.П. Проблемы описания и преподавания русской лексики / И.П. Слесарева. – 2-е изд., испр. – М.: Рус. яз., 1990. – 174 с.

13. Шелякин М.А. Функциональная грамматика русского языка / М.А. Шелякин. – М.: Рус. яз., 2001. – 288 с.

14. Щукин А.Н. Интенсивные методы обучения иностранным языкам / А.Н. Щукин. – М.: изд-во УРАО, 1999. – 28 с.

15. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного / А.Н. Щукин. – М.: Высшая школа, 2003. – 334 с.

Литература к субмодулю 3

1. Капитонова Т. И., Москвовскин Л. В. Методика обучения русскому языку как иностранному на этапе предвузовской подготовки. — СПб.: Златоуст, 2006. — 272 с.

2. Кирейцева А. Н. Азбука тестирования. Практическое руководство для преподавателей РКИ. – СПБ.: Златоуст, 2013. – 184 с.

3. Крючкова Л.С., Мощинская Н.В. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному. – М.: Флинта, 2011. – 480 с. http://www.studfiles.ru/preview/2455247/ (электронная версия книги)

4. Пассов Е. И. Терминосистема методики, или Как мы говорим и пишем. — СПб.: Златоуст, 2009. — 124 с.

5. Розанова С. П. Преподавателям РКИ: Сто сорок семь полезных советов. Учебно-методическое пособие. – М.: Наука, Флинта, 2015. – 240 с.

6. Федотова Н. Л. Методика преподавания русского языка как иностранного (практический курс). – СПб.: Златоуст, 2013. – 192 с.

7. Федотова Н. Л. Методика преподавания русского языка как иностранного. Задачник к практическому курсу. – СПб.: Златоуст, 2013. – 200 с.

8. Шибко Н. Л. Общие вопросы методики преподавания русского языка как иностранного: учебное пособие для иностранных студентов филологических специальностей. – СПб.: Златоуст, 2014. – 336 с.

9. Щукин А. Н. Методика преподавания русского языка как иностранного. – М.: Высшая школа, 2010. – 334 с.

Литература к субмодулю 4

1. Белозерова А.В., Локтионова Н. М. Лингвокультурология как лингвистическая дисциплина // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1.0;

URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=7681

2. Владимирова Т.Е. Призванные в общение. Русский дискурс в межкультурной коммуникации.- 2-е изд., испр.и доп.– М.: ЛИБРОКОМ, 2010.

3. Воробьев В.В. Лингвокультурология. – М.: Изд-во РУДН, 2008.

4. Зиновьева Е.И. Лингвокультурология: теория и практика /Е.И.Зиновьева, Е.Е.Юрков.- СПб.: МИРС, 2009.

5. Калита И. В. Культурологический компонент при обучении РКИ (формирование личности культурного проводника). // Актуальные проблемы обучения русскому языку X. Sborník prací Pedagogické fakulty MU Č. 252. Řada jazyková a literární Č. 45. 2012. Brno: Masarykova univerzita, ISBN 978-80-210-5991-7, 634 с., с. 184—191.

6. Колесникова Л. Н. РКИ в современном лингвокультурном пространстве. http://yspu.org/images/b/b4/KolesnikovaLN.pdf

7. Литвинко Ф.М. Формирование лингвокультуроведческой компетенции при обучении РКИ //Материалы IX Международной научной конференции “Язык и социум” Минск, 2010 (http://elib.bsu.by/handle/123456789/12640)

8. Радбиль Т.Б. Основы изучения языкового менталитета: учеб. пос.- М.: Флинта: Наука, 2010.

9. Словарь по межкультурной коммуникации. Понятия и персоналии /В.Г. Зинченко, В.Г. Зусман, З.И. Кирнозе, Г.П. Рябов.–– М.: Флинта: Наука, 2010.- 134 с.

10. Шарипова Н. Э. Лингвокультурология как новое направление в системе преподавания иностранного языка // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 993-995.

Интернет-ресурсы

1. Библиотека иностранной литературы. Официальный сайт: http://libfl.ru/

2. Лингвистика в России: ресурсы для исследователей. Научно-образовательный портал: http://uisrussia.msu.ru/linguist/index.jsp

3. Российская государственная библиотека. Официальный сайт: http://www.rsl.ru/

4. Российская национальная библиотека. Официальный сайт: http://www.nlr.ru/

5. Русскiй языкъ: ресурс для лингвистов, филологов, семиологов, учителей русского языка и литературы: http://teneta.rinet.ru/rus/rj_ogl.htm

6. Русский филологический портал: http://www.philology.ru/default.htm

7. Справочно-информационный портал "Русский язык" (Грамота.Ру); URL: http://www.gramota.ru/

8. http://www.library.ru/,

9. http://www.nlr.ru/poisk/#1

10. http://www.rsl.ru/ru/s97/s339/,

11. https://library.sfedu.ru/

12. www.cognitiv.narod.ru,

13. www.fonetica.philo1.msu.ru,

14. www.inion.ru,

15. www.integrum.ru,

16. www.jargon.ru,

17. www.rhetor.ru,

18. www.ruscorpora.ru,

19. www.rvb.ru,

20. www.slaviska.uu.se/korpus.htm.

21. www.slovari.ru.

Наши рекомендации