Экономическая география и регионалистика
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная цель дисциплины – сформировать у студентов комплекс знаний по территориально отраслевой структуре хозяйства и пространственных различий реализации социально- экономических процессов.
Задачи дисциплины - научить студентов:
- анализировать условия и факторы размещения территориальных социально-экономических систем;
- выявлять на конкретных примерах факторы и объяснять причины неравномерного размещения по территории населения, отдельных отраслей хозяйства;
- определять по статистическим материалам показатели, характеризующие уровень развития экономически отдельных территорий и страны в целом.
Знания, полученные при изучении дисциплины, позволяют сформировать наиболее оптимальный комплекс знаний будущего специалиста в основных направлениях его профессиональной деятельности в сфере экономической географии и регионалистики.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «Экономическая география и регионалистика» студент должен:
· знать:
- объекты, предметы, цели и задачи дисциплины;
- содержание и понятия «экономической географии и регионалистики»;
- основные этапы экономико-географических и региональных исследований;
- закономерности и принципы размещения производства и населения;
- основные теории экономического районирования;
- особенности административно-территориального и национально-государственного устройства.
· уметь:
- выделять экономико-географические объекты из окружающей среды;
- планировать свою деятельность по изучению дисциплины;
- систематизировать и дифференцировать факты, явления, объекты, системы и задачи в сфере экономический географии и регионалистики, самостоятельно формулируя основания для их классификации;
- выбирать способы, методы, приемы и средства для решения задач экономической географии и регионалистики;
- прогнозировать, планировать развитие событий и ситуаций в сфере экономической географии и регионалистики;
- предполагать и моделировать изменения состояния систем и элементов экономической географии и регионалистики.
· получить навыки:
- в определении и оценивании признаков, параметров и характеристик различных структур, систем и их элементов в сфере экономической географии и регионалистики;
- в выборе способов и приемов для решения задач экономической географии и регионалистики;
- в применении различных методов, приемов и средств для решения задач экономической географии и регионалистики.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
№ п/п | Наименование темы | Объем аудиторных занятий (в часах) | Объем сам. раб. студентов (в час.) | ||||
лекции | лаб. раб. | пр. зан. | сем. зан. | итого | |||
1. | Введение | - | - | - | |||
2. | Политическая и экономическая дифференциации мира | - | - | ||||
3. | Общественное разделение труда и мирохозяйственные связи. Глобальные проблемы человечества | - | - | ||||
4. | Условия и факторы размещения производства и населения | - | - | ||||
5. | Закономерности и принципы размещения производства | - | - | ||||
6. | Зарубежные и отечественные концепции размещения производства, расселения людей и развития регионов | - | - | ||||
7. | Природные условия и ресурсы РФ, проблемы рационального природопользования | - | - | ||||
8. | Динамика, структура, размещение населения и трудовых ресурсов России | - | - | ||||
9. | Структура народнохозяйственного комплекса России и проблемы его развития | - | - | ||||
10. | Промышленность и промышленные комплексы | - | - | ||||
11. | Сельское хозяйство и агропромышленный сектор | - | - | ||||
12. | Транспортный комплекс | - | - | ||||
13. | Отрасли экономики социального значения, сфера услуг | - | - | ||||
14. | Основы теории экономического районирования | - | - | ||||
15. | Типологическая характеристика экономических районов России | - | - | ||||
16. | Проблемы административно-территориального устройства российской федерации | - | - | ||||
Всего: | - | - | |||||
Формы итогового контроля: | Курс. работа (проект) | Контр. работа | Зачет | Экзамен | |||
Семестры: | - | - | - | ||||
Для заочной формы обучения | |||||||
Всего: | - | - | |||||
Формы итогового контроля: | Курс. работа (проект) | Контр. работа | Зачет | Экзамен | |||
Семестры: | - | - |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Тема 1. Введение
Экономическая география в системе географических наук. Понятие о системе географических наук. Общая экономическая география. Региональная экономическая география (регионалистика). Пограничные (стыковые) научные дисциплины. Основные категории и понятие экономической географии и регионалистики. Традиционные и новые методы исследований, источники знаний.
Тема 2.Политическая и экономическая дифференциации мира
Политическая карта мира (ПКМ) как картографическое отображение современного политического деления мира и источник для изучения политико-географических аспектов. Главные элементы ПКМ. Формирование ПКМ. Типология стран современного мира по уровню социально-экономического развития. Количественные и качественные изменения на политической карте на разных этапах ее формирования. Распад СССР и мировой социалистической системы. Современное геополитическое положение России. Типология государств по уровню экономического и социального развития. Высокоразвитые станы, их характерные черты. Развитые и развивающиеся страны: критерии и параметры. Страны переходного типа, их реформирование, общие и отличительные особенности. Экономические и политические союзы стран мира. Концепции «биполярного» и «многополюсного» мира. Современные «полюса»: США, Западная Европа, Япония. Место России на политической карте мира, ее концепция «евразийства» во внешней политике страны.
Практическое занятие:
Определение и оценивание признаков, характеристика основных понятий (регион, район, территория, экономическое понятие региона).
Тема 3. Общественное разделение труда и мирохозяйственные связи. Глобальные проблемы человечества.
Общественное разделение труда: основные понятия и формы. Международное географическое разделение труда. Специализация государств в системе мирового хозяйства, факторы ее определяющие. Россия в системе мирового хозяйства. Экономическая интеграция на мирохозяйственном и региональном уровнях. Важнейшие экономические и интеграционные союзы государств. Содружество независимых государств /СНГ/, его значение для бывших республик СССР. Формы международных экономических связей. Классификация глобальных проблем. Пространственные проявления глобальных проблем.
Практическое занятие:
Выделение глобальных проблем человечества и перспективы их разрешения.
Тема 4.Условия и факторы размещения производства и населения
Размещение производства как пространственная форма его развития. Условия и факторы размещения производства и населения. Общественно-исторические условия, влияющие на характер и способы размещения производства и населения. Экономические факторы и условия: уровень развития экономики, технико-экономические и организационно-экономические факторы, материально-техническая база. Природные условия и ресурсы, экологические факторы. Население и трудовые ресурсы, социальные и демографические факторы. Наука и научно-технический прогресс, их влияние на размещение производства и региональное развитие.
Практическое занятие:
Характеристика регионов России по состоянию размещения производств.
Тема 5.Зарубежные и отечественные концепции размещения производства, расселения людей и развития регионов
Значение концепций, созданных западными учеными. Модель «изолированного государства» И.Г. Тюнена. «Штандортная теория» А. Вебера. Теория «центральных мест» В. Критсаллера. «Региональный анализ» У. Изарда. Концепции «полюсов роста» и «распространения нововведений». Отечественные концепции регионального развития и размещения производства: территориально-производственных комплексов (ТПК), плановой организации экономических районов, централизованного и директивного планирования размещения производства и др.
Практическое занятие:
Преимущества и недостатки модели «изолированного государства» И.Г. Тюнена, «Штандортной теории» А. Вебера, теории «центральных мест» В. Критсаллера, концепции «полюсов роста» и «распространения нововведений».
Тема 6.Природные условия и ресурсы РФ, проблемы рационального природопользования
Природно-географическая среда как общее условие жизнедеятельности человека и развития производства. Понятие о природных условиях и природных ресурсах. Классификация ресурсов по исчерпаемости и возобновимости, по происхождению. Понятие о природно-ресурсном потенциале территории и природно-ресурсных циклах. Экологизация производства и ее основные направления. Экономические методы защиты среды от загрязнений. Виды загрязнений и меры по их предотвращению или снижению.
Практическое занятие:
Охарактеризовать влияние природных ресурсов на социально-экономическое развитие региона. Составить схему природно-ресурсного потенциала Северо-Западного федерального округа. Составить классификацию регионов Северо-Западного федерального округа по степени благоприятности природных условий.
Тема 7.Динамика, структура, размещение населения и трудовых ресурсов России
Динамика населения. Понятие о демографической, социальной, этнической и конфессиональной структуре населения. Трудовые ресурсы и экономически активное население. Размещение населения по территории и факторы его определяющие. Урбанизация населения: ее сущность, количественные и качественные характеристики. Связь между естественным, механическим движением и демографической структурой населения. Сферы и отрасли экономики, тяготеющие к сложившемуся расселению. Разные типы территориальных общностей: государственные и административно- территориальные, этнические, конфессиональные, сельско-городские и др. Города и городские агломерации России. Сельское расселение, его особенности по регионам севера, средней полосы и юга. Районы с наиболее высокой безработицей, экономические и социальные проблемы ее снижения.
Практическое занятие:
Проанализировать проявление общероссийских демографических тенденций в регионах мира. Составить схему классификации регионов Северо-Западного федерального округа по численности городского населения. Сопоставить плотность населения регионов Северо-Западного федерального округа со степенью благоприятности природных условий.
Тема 8.Структура народнохозяйственного комплекса в России и проблемы его развития
Территория и границы Российской Федерации: исторические этапы формирования. Понятие о едином народнохозяйственном комплексе страны и формирующих его связях: производственных и социальных, межрайонных и внутрирайонных. Социально-экономическое развитие российского государства: место в мировой экономике и СНГ, оценка жизненного уровня населения, основные направления формирования общества. Понятие отраслевой структуры экономики. Деление народного хозяйства на сферы и отрасли. Понятие о межотраслевых комплексах и формирующих связях в разных комплексах. Понятие о территориальной структуре экономики. Понятие о территориальных сочетаниях, системах и комплексах. Неравномерность в развитиях регионов страны и факторы ее обуславливающие. Развитие многоукладной экономики. Использование опыта передовых государств по развитию новых технологий, техническому перевооружению предприятий, подготовке и переподготовке кадров.
Практическое занятие:
Составление классификации факторов размещения хозяйства и характеристика изменений значения факторов во времени. Дать определение понятиям «территориальная структура», «отраслевая структура». Составить схему отраслевой структуры хозяйства по назначению выпускаемой продукции.
Тема 9. Промышленность и промышленные комплексы
Межотраслевые и территориальные промышленные комплексы. Структурные сдвиги в промышленности страны и их причины. Топливно-энергетический комплекс; отрасли топливной промышленности и электроэнергетики, их размещение, проблемы развития. Топливно-энергетические базы и центры страны. Металлургический комплекс: состав отраслей, сырьевая база, размещение важнейших отраслей черной и цветной металлургии по районам и крупнейшим центрам. Машиностроительный комплекс: отрасли машиностроения, факторы размещения, районы и центры основных отраслей. Химический комплекс: первичные и вторичные сырьевые ресурсы химии, размещение основных производств в соответствии с условиями, наиболее благоприятными для их развития. Лесопромышленный комплекс: сырьевая база и ее размещение, размещение разных типов предприятий. Размещение предприятий легкой и пищевой промышленности страны. Территориальные промышленные комплексы: состав элементов, комплексообразующие связи. Формы территориальной организации промышленности: районообразующая и градообразующая роль различных предприятий и отраслей промышленности.
Практическое занятие:
Определить главные центры отрасли, выявить районы их снабжения сырьем и районы сбыта готовой продукции.
Тема 10.Сельское хозяйство и агропромышленный сектор
Сущность и направления агропромышленной интеграции. Значение агропромышленного комплекса (АПК), его состав: сельское хозяйство, перерабатывающие предприятия, вспомогательные и обслуживающие отрасли. Новые тенденции и проблемы развития АПК: организация фермерских хозяйств, создание полноценной инфраструктуры, размещение перерабатывающих мощностей и хранилищ непосредственно «на поле», проблемы инвестирования в АПК, повышения продуктивности сельского хозяйства, снижения потерь и сохранения качества продукции на всех стадиях переработки и реализации сырья и готовой продукции. Экстенсивный и интенсивный типы ведения сельского хозяйства. Размещение отраслей растениеводства и животноводства: районы производства зерна, технических культур, мясомолочных продуктов. Проблемы продовольственного и сырьевого снабжения России.
Практическое занятие:
Составление схемы агропромышленного комплекса России.
Тема 11.Транспортный комплекс
Роль транспорта в развитии экономических и социальных связей, в ускорении оборачиваемости народнохозяйственных средств и ресурсов. Значение для регионов транспортной инфраструктуры. Показатели работы транспорта: объем и расстояние перевозок, грузо - и пассажирооборот, скорость и надежность доставки грузов и пассажиров, себестоимость перевозок и капиталоемкость по видам транспорта. Транспортная сеть страны: этапы формирования, региональные различия в развитии транспортных сетей и значимости разных видов транспорта. Транспортные магистрали, транспортные узлы в составе и вокруг крупнейших городов и агломераций. Проблемы транспортного строительства, реконструкции дорог, формирования подвижного состава.
Практическое занятие:
Составление схемы транспортного комплекса СЗФО и указание основных проблем развития отрасли.
Тема 12.Отрасли экономики социально назначения, сфера услуг
Взаимосвязь экономического и социального развития общества. Социальные проблемы в условиях реформирования общества. Необходимость всех отраслей социального назначения при оценке качества жизни и уровня благосостояния народа. Развитие и размещение сферы обслуживания, социальной инфраструктуры. Особенности территориальной организации сферы услуг в зависимости от вида услуг, частоты спроса и доступности центров обслуживания населения. Уровень развития отраслей, производящих потребительские, продовольственные и промышленные товары. Стоимостные показатели реализации потребительских товаров и платных услуг. Необходимость их корректирования в соответствии с региональными различиями в паритетах покупательной способности населения, в уровнях цен на потребляемые товары и услуги. Новые тенденции в размещении производства потребительских товаров в связи с частной коммерческой деятельностью, приватизацией малых и средних предприятий, конверсией в оборонной промышленности, диверсификацией услуг. Проблемы повышения уровня развития, сферы услуг и социальной инфраструктуры.
Практическое занятие:
Определить тенденции в размещении производства потребительских товаров в связи с частной коммерческой деятельностью, приватизацией малых и средних предприятий, конверсией в оборонной промышленности, диверсификацией услуг.
Тема 13.Основы теории экономического районирования
Экономический район (регион) как интегральная территориальная система, объединяющая разные функциональные, отраслевые и территориальные части. Объективный характер образования районов в условиях территориального разделения труда и интегрирования производства. Условия и факторы районообразования. Понятие о ресурсном потенциале региона. Региональный социально-экономический анализ. Системные свойства районов. Понятие о специализации и комплексности районной экономики. Выявление отраслей специализации района и оценка эффективности их развития. Значение обслуживающих (вспомогательных и пополняющих) отраслей и производств района. Типы районов по особенностям регионального воспроизведенного процесса: узкоспециализированные с ограниченной структурой экономики, комплексного типа и диверсифицированной экономикой, «автаркические» районы. Территориально-структурный анализ района: территориальные элементы, районоорганизующие центры разного уровня, внутрирайонные производственно-экономические и социально-экономические связи. Проблемы и направления комплексного развития районов.
Практическое занятие:
Обозначить проблемы и направления комплексного развития районов.
Тема 14.Типологическая характеристикаэкономических районов России
Понятие о макрорегионах страны: экономические зоны и крупные экономические районы. Сравнительный анализ районов Запада и Востока страны. Экономические районы Северо-западной зоны страны. Рассматриваемые общие и отличительные черты характеристики районов: экономико-географическое положение, ресурсный потенциал, исторические особенности формирования, уровни экономического и социального развития, отраслевая и территориальная структуры, отрасли специализации и промышленности, важнейшие экономические центры и узлы, агломерации, имеющиеся новые ТПК, проблемы перспективного развития районов.
Практическое занятие:
Определение роли Северо-Западного экономического региона в социально-экономическом развитии страны.
Тема 15.Проблемы административно-территориального устройства Российской Федерации
Значение административно-территориального устройства страны как формы организации территориальных систем и жизнедеятельности населения. Негативные последствия национально-государственного раздробления страны, появившиеся при переходе бывшего СССР и РСФСР на этап обновления общества. Современное федеративное устройство России и его характерные особенности: национально-территориальный принцип устройства, договорной характер отношений в федерации, неравноправие регионов-субъектов. Типы регионов-субъектов Российской Федерации и их сравнительный анализ. Значение правильного установления состава и границ объектов территориального управления и самоуправления. Иерархическая структура и организация административно-территориальных единиц: федеральный, региональный и местный (муниципальный) уровни управления и самоуправления. Недостатки существующего административно-территориального устройства Российского государства. Модели перспективного территориального устройства с учетом соблюдения экономического (социально-экономического) принципа и необходимости укрепления макрорегиональной организации общества.
Практическое занятие:
Построение иерархической структуры и организации административно-территориальных единиц: федерального, регионального и местного уровней.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:
- самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора; повторение и углубленное изучение лекционного материала;
- решение практических задач и подготовку к практическим занятиям;
- выполнение исследовательских проектов;
- подготовку к зачету.
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
(для студентов заочного обучения)
1. Этапы экономико-географических и региональных исследований.
2. Экономические и политические союзы стран мира.
3. Общественное разделение труда.
4. Формы международных экономических связей.
5. Основные понятия и классификация глобальных проблем.
6. Глобальная экология.
7. Размещение производства как пространственная форма его развития.
8. Условия и факторы размещения производительных сил и населения.
9. Научно-технический прогресс и его влияние на региональное развитие.
10. Основные принципы размещения производства.
11. Основные концепции размещения производства, расселения людей и развития регионов.
12. Природно-географическая среда как общее условие жизнедеятельности человека.
13. Экологизация производства и ее основные направления.
14. Литосфера и хозяйство.
15. Проблемы комплексного использования полезных ископаемых.
16. Гидросфера и хозяйство.
17. Факторы, определяющие размещение населения по территории.
18. Системы расселения и территориальные общности людей.
19. Демографическая структура населения России и ее особенности в разных районах.
20. Городские и сельские агломерации России.
21. Народнохозяйственный комплекс России и его развитие.
22. Отраслевая структура экономики.
23. Территориальная структура экономики.
24. Топливно-энергетический комплекс России.
25. Металлургический комплекс России.
26. Машиностроительный комплекс России.
27. Химический комплекс России.
28. Лесопромышленный комплекс России.
29. Территориальные промышленные комплексы.
30. Сельское хозяйство и агропромышленный сектор.
31. Сельское хозяйство как базовая отрасль.
32. Основные сельскохозяйственные и агропромышленные базы страны.
33. Роль транспорта в развитии экономических и социальных связей.
34. Транспортная сеть страны.
35. Взаимосвязь экономического и социального развития общества.
36. Развитие и размещение социальной инфраструктуры.
37. Экономический район (регион) как интегральная территориальная система.
38. Региональный социально-экономический анализ района.
39. Территориально-структурный анализ района.
40. Типологическая характеристика экономических районов России.
41. Типология крупных районов и регионов-субъектов Российской Федерации.
42. Современное административно-территориальное устройство России и его характерные особенности.
43. Региональная политика государства на современном этапе.
44. Агроклиматические ресурсы страны.
45. Динамика, структура и размещение населения и трудовых ресурсов.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
1. Текущий контроль:
– опрос на практических занятиях;
– защита контрольных работ;
– рубежный контроль.
2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:
– зачет – по результатам проведения всех форм текущего контроля в соответствии с учебным планом.
3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная:
1. Вавилова, Е. В. Экономическая география и регионалистика : учеб. пособие / Е. В. Вавилова. – М. : Гардарики, 2004.
2. Козьева, И. А. Экономическая география и регионалистика : учеб. пособие / И. А. Козьева. – М. : КноРус, 2005.
3. Лопатников, Д. Л. Экономическая география и регионалистика : учеб. пособие / Д. Л. Лопатников. – М. : Гардарики, 2007.
Дополнительная:
1. Желтиков, В. П. Экономическая география : учеб. пособие / В. П. Желтиков. – Ростов н/Д : Феникс, 2005.
2. Скопин, А. Ю. Экономическая география России : учебник / А. Ю. Скопин. – М. : Проспект, 2006.
3. Экономическая география России : учебник / под ред. М. В. Видяпина, М. В. Степанова. – М. : ИНФРА-М, 2006.
Периодические издания:
1. Региональная экономика : теория и практика : журнал.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
По данной дисциплине используются технические и электронные средства обучения, учебно-наглядные материалы (наборы плакатов и таблиц, карты), видео и аудиоматериалы.
Составитель: к.г.н., доц. кафедры «Государственное и муниципальное управление» Д.О. Гольм.
Рецензент: к.э.н., доц. кафедры «Государственное и муниципальное управление» О.Л. Ким.