Региональный (вузовский) компонент
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Основные цели дисциплины — приобретение студентами культурологических знаний, способствующих формированию социально активных личностей, обладающих собственной мировоззренческой позицией, способных к осознанию современных общественных проблем и к принятию самостоятельных решений по мировоззренческим, экономическим и политическим вопросам.
Задачи дисциплины — научить студентов:
- самостоятельному анализу общих закономерностей развития и функционирования культур, экономик и обществ;
- методам социально-культурологического анализа пространства современного менеджмента;
- осознанию ценностей российской культуры;
- анализировать взгляды на место культуры в социуме, менеджменте, представления о социокультурной динамике, типологии и классификации культур, внутри межкультурных коммуникациях, осуществить знакомство с основными направлениями методологии культурологического анализа современного менеджмента.
Знания, полученные при изучении дисциплины, позволяют сформировать системные представления об историческом многообразии культур, о роли материальной и духовной культуры в эволюции человечества, об особенностях локальных культур, о проблемах во взаимоотношении культуры и цивилизации, о причинах межкультурных противоречий и о принципах их регулирования и преодоления.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «Культурология» студент должен:
· знать:
- структуру феномена культуры;
- роль материальной и духовной культуры в эволюции человечества;
- проблемы взаимоотношений культуры и цивилизации;
- особенности межкультурных коммуникаций;
- актуальность «экологии культуры» в стабилизации социокультурного пространства;
- перспективы развития культуры и своё место в ней.
· уметь:
- производить социально-культурологический анализ явлений современного общества и экономики;
- ориентироваться в поликультурном мире современности;
- разрешать практические проблемы межкультурного взаимодействия.
· получить навыки:
- решения культурологических задач в сфере будущей профессиональной деятельности менеджера;
- решения на личном примере практически ориентированных культурологических вопросов проблемы воспитания гражданского патриотизма.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
№ п/п | Наименование темы | Объем аудиторных занятий (в часах) | Объем сам. раб. студентов (в час.) | ||||
лекции | лаб. раб. | пр. зан. | сем. зан. | итого | |||
Раздел 1. Теория культуры | |||||||
1. | Введение | - | - | - | |||
2. | Развитие представлений о культуре в отечественной и зарубежной науке | - | - | - | |||
3. | Понятие, структура и функции культуры | - | - | ||||
4. | Актуальные проблемы культуры | - | - | ||||
Раздел 2. История культуры | |||||||
5. | Первобытная культура. Культура Древних цивилизаций. | - | - | ||||
6. | Античная культура | - | - | ||||
7. | Средневековая культура | - | - | ||||
8. | Культура Нового времени. Культура ХХ века. | - | - | ||||
9. | Русская культура | - | - | ||||
Всего: | - | - | |||||
Формы итогового контроля: | Курс. работа (проект) | Контр. работа | Зачет | Экзамен | |||
Семестры: | - | - | - | ||||
Для заочной формы обучения | |||||||
Всего: | - | - | |||||
Формы итогового контроля: | Курс. работа (проект) | Контр. работа | Зачет | Экзамен | |||
Семестры: | - | - | - |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Раздел 1: Теория культуры
Тема 1. Введение
Возникновение культурологии как науки в ХХ веке — стремление объяснить наличие культурного различия между народами, определить понятия "культура" и "цивилизация", раскрыть механизм формирования материальной и функционирования духовной культуры, исследовать проблемы межкультурных противоречий. Культурологические изыскания в истории философии, место работ по исследованию феномена культуры в сфере философских проблем. Культурология и философия культуры. Философия культуры как ядро культурологии. Структура и состав современного культурологического знания.
Традиционные разделы культурологии: теория культуры и история культуры. Культурология и история культуры. Культурная антропология. Эволюция культурологического знания от смутных представлений о культуре к научному знанию. Теории, концепции, школы и направления в исследовании проблем культуры. Особенности культурологического знания, его языка, проблематики. Принципы культурологического знания. Представление о науках о культуре. Отношение культурологии к философии культуры, социологии культуры, культурной антропологии и истории культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований.
Тема 2. Развитие представлений о культуре в отечественной и зарубежной науке
Возникновение представлений о культуре в античности. Использование термина "культура" в эпоху Древнего Рима. Представления о культуре в эпоху средневековья: религиозная доминанта.
Просветительское понимание культуры в XVIII веке: "культура" как "свет", как оппозиция невежеству и варварству. Представления о культуре в немецкой классической философии: работы И. Канта, И.-Г. Фихте, Ф.-В. Шеллинга и Г. – В. Ф. Гегеля. Переоценка ценностей культуры в работах А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.
Теории "локальных цивилизаций" и "культурно-исторических типов" (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П.А. Сорокин). Символическая концепция культуры в трудах М. Вебера, Э. Кассирера и Л. Уайта. Психоанализ и культура (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм). Антропология А. Кребера. Культурная антропология М. Херсковица. Игровая концепция культуры Й. Хейзинги.
Социология культуры. Основные концепции культуры в русской философии и социологии конца XIX- начала XX века (В.С. Соловьев, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, Г.П. Федотов, Д.С. Мережковский, П.А. Флоренский). Проблемы культуры в общественных и гуманитарных науках.
Тема 3. Понятие, структура и функции культуры
Понятие культуры. Многозначность определений культуры: способ человеческой деятельности, совокупность ценностей, историческая память человечества, технология деятельности, творчество и новаторство, система запретов-норм, система знаков-символов, система стереотипов поведения и мышления. Концептуальные основания основных определений культуры.
Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.
Уникальное и общепринятое в культуре. Культура и антикультура. Культура как система. Материальная и духовная культура. Культура и цивилизация. Историческая типология культур. Субкультуры. Сферы культуры.
Функции культуры: информационная, нормативно-регулятивная, защитная, адаптационная, функция социализации, функция творческой самореализации, функция разрядки напряжения. Полифункциональность культуры. Неравномерность развития функций в истории культуры.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Основные определения культуры.
2. Культура как сложная система. Сферы культуры.
3. Материальная и духовная культура. Культура и общественные потребности. Целеполагающая функция культуры.
4. Функции культуры.
Литература:
1. Гуревич, П. C. Культурология : учебник / П. С. Гуревич. – М. : Гардарики, 2006.
2. Культурология : учеб. пособие / под ред. Г. В. Драча. – Ростов н/Д : Феникс, 2005.
3. Культурология : учебник / под ред. Ю. Н. Солонина. – М. : Юрайт, 2005.
4. Культурология : учебник / под ред. Н. Г. Багдасарьян. – М. : Высшая школа, 2004.
Тема 4. Актуальные проблемы культуры
Типология культур. Понятия этноса и нации. Этническая и национальная культуры. Взаимодействие национальных культур. Национально-этнические стереотипы и предрассудки. Восточные и западные типы культур –проблемы взаимодействия. Специфические и "серединные" культуры. Локальные культуры. Народы и культуры России. Русский язык как средство межнационального общения.
Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Элитарная и массовая культуры.
Культура и природа. Основные аспекты взаимоотношений природы и культуры. Принципы "экологической этики". "Космизация культуры" и идеи о ноосфере. Культура и человек в проектах антропокосмистов (Н.Ф. Фёдоров и К.Э. Циолковский). "Искусственное" и "естественное" как антропологические основания культуры.
Культура и личность. Исторический генезис личности. Инкультурация и социализация. Индивидуализация и отчуждение личности. Застой и кризис в культуре. Возрастные этапы жизни. Жизненные кризисы и формы девиантного поведения. Духовная и душевная жизнь личности. Индивидуализация и социализация. Роль общения в процессе самореализации личности. Роль личности в обществе.
Культура и общество. Проявление в культуре социально-классовой структуры общества. Роль общественных групп в созидании и распространении культурных ценностей. Проблема общечеловеческого в культуре. Деидеологизация и аполитизм в культуре.
Культура и глобальные процессы современности. Общие тенденции в развитии мировой культуры.
Семинарское занятие 1:
Вопросы для обсуждения:
1. Этнос как единство природного, социального и культурного.
2. Культура и природа: аспекты взаимоотношений.
3. Экологическая этика общества.
4. Культура и личность: процесс самореализации человека.
Семинарское занятие 2:
Вопросы для обсуждения:
1. Культура и коммуникация: процессы дифференциации и интеграции.
2. Культура и творчество: понятие, признаки и ценности.
3. Культура и социум.
4. Проблема общечеловеческого в культуре.
Литература:
1. Грушевицкая, Т. Г. Основы межкультурной коммуникации / Т. Г. Грушевицкая. – М. : Высшая школа, 2002.
2. Грушевицкая, Т. Г. Словарь по мировой художественной культуре : учеб. пособие / Т. Г. Грушевицкая. – М. : Академия, 2001.
3. Кармин, А. С. Культурология : учебник / А. С. Кармин. – СПб. : Лань, 2003.
4. Культурология : учебник / под ред. Ю. Н. Солонина. – М. : Юрайт, 2005.
5. Культурология : учеб. пособие / под ред. С. В. Лапиной. – Минск : ТетраСистемс, 2003.
6. Розин, В. М. Культурология : учебник / В. М. Розин. – М. : Гардарики, 2003.
Раздел 2: История культуры
Тема 5. Первобытная культура. Культура Древних цивилизаций.
Человек и культура в первобытном обществе: культурогенез. Синкретизм первобытного сознания: личное и общественное, индивидуальное и универсальное. Закономерности существования первобытной мифологии. Первобытная мифология и первобытное искусство.
Первобытное искусство и его особенности. Образ человека первобытной культуры. Место первобытного искусства в современной культуре.
История культуры и история общества. Происхождение и ранние формы культуры, особенности культур земледельцев и скотоводов. Культура ранних цивилизаций Египта, Китая, Месопотамии и Мезоамерики. Литература и история древнего мира. Индия, Средняя Азия и Закавказье. Библия как памятник мировой культуры.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Первобытная мифология.
2. Мифология и первобытное искусство.
3. Синкретизм первобытной культуры.
4. Образ архаического человека.
Литература:
1. В перспективе культурологии : повседневность, язык, общество / под ред. О. К. Румянцева. – М. : Академпроект, 2005.
2. Кармин, А. С. Культурология : учебник / А. С. Кармин. – СПб. : Лань, 2003.
3. Культурология : учеб. пособие / под ред. Г. В. Драча. – Ростов н/Д : Феникс, 2005.
4. Культурология : учебник / под ред. А. А. Марковой. – М. : ЮНИТИ, 2003.
5. Розин, В. М. Культурология : учебник / В. М. Розин. – М. : Гардарики, 2003.
6. Черная, Л. А. Культурология : основы теории : учеб. пособие / Л. А. Черная. – М. : Логос, 2003.
Тема 6. Античная культура
Исторические основания возникновения античного типа культуры. Особенности истолкования античной культуры в исторической науке.
Космоцентризм античного мировоззрения. Возникновение философии. Личность в античной культуре и проблема оформления индивидуализма. Эстетическая доминанта античной культуры. "Дионисийское" и "аполлоновское" начала в фундаменте здания античной культуры. Культурные ценности и нормы.
"Золотой век" Перикла. Культура эпохи Эллинизма. Рим и Византия. Возникновение христианства, Новозаветная литература. Культура античных городов северного Причерноморья.
Влияние рабовладельческого характера античного общества на формирование античного, культурного типа.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Древнегреческая культура.
2. Древнеримская культура.
3. Наследие античной культуры.
4. Периодизация античной культуры.
Литература:
1. Березовая, Л. Г. История русской культуры : учеб. пособие : в 2 ч. / Л. Г. Березовая, Н. П. Берлякова. – М. : Высшая школа, 2002.
2. В перспективе культурологии : повседневность, язык, общество / под ред. О. К. Румянцева. – М. : Академпроект, 2005.
3. Культурология : учеб. пособие / под ред. Г. В. Драча. – Ростов н/Д : Феникс, 2005.
4. Черная, Л. А. Культурология : основы теории : учеб. пособие / Л. А. Черная. – М. : Логос, 2003.
Тема 7. Средневековая культура
Феодальный характер средневекового общества. Иерархия в культуре как отличительная черта средневекового, культурного типа.
Восточное средневековье. Япония, Индия, Китай и Средняя Азия: взаимосвязь и взаимообогащение культур, монгольские завоевания и судьбы культуры. Древние цивилизации Америки в условиях средневековья.
Культура арабо-мусульманского мира. Возникновение ислама, формирование и распространение арабской культуры в Азии, Африке и Европе. Особенности исламской культуры у народов Закавказья, южных славян и в Поволжье. Коран – памятник мировой культуры. Расцвет арабо-мусульманской культуры в XII-XIV в.в.Межкультурные коммуникации в средние века.
Европейское средневековье. Величие и падение Рима. Византия и традиции греко-римской культуры. Христианство в европейской культуре. Романский и готический стили. Католичество и возникновение протестантизма, Взаимосвязь религиозной, светской и народной культуры.
Религиозный характер культуры средневековья. Личность и Бог. Личность и общество. Мироощущение и мировоззрение средневекового человека: религия, искусство, философия. "Авторитарно-рецептурный" характер человеческой деятельности в культуре средневековья.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Личность в иерархии средневекового общества.
2. Религиозный характер средневековой культуры.
3. Феодальные отношения как основа средневековой культуры.
4. Ценностные ориентации христианской средневековой культуры.
Литература:
1. В перспективе культурологии : повседневность, язык, общество / под ред. О. К. Румянцева. – М. : Академпроект, 2005.
2. Кармин, А. С. Культурология : учебник / А. С. Кармин. – СПб. : Лань, 2003.
3. Культурология : учебник / под ред. А. А. Марковой. – М.. : Юнити, 2003.
4. Культурология : учеб. пособие / под ред. Г. В. Драча. – Ростов н/Д : Феникс, 2005.
5. Розин, В. М. Культурология : учебник / В. М. Розин. – М. : Гардарики, 2003.
6. Черная, Л. А. Культурология : основы теории : учеб. пособие / Л. А. Черная. – М. : Логос, 2003.
Тема 8. Культура Нового времени. Культура ХХ века.
Запад и Восток в Новое время. Абсолютная монархия, феодализм и складывание буржуазных отношений. Рационализм и классицизм, аристократическая и плебейская культуры. Эпоха Просвещения. Формирование культуры США, Канады, стран Латинской Америки. Реализм и романтизм в искусстве. Позитивизм и интуитивизм в философии. Прагматизм и романтика в образе повседневной жизни. Новые явления в культуре и искусстве XIX века. Противоречия и переоценка социокультурных ценностей (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше).
Кризис европейской культуры на рубеже веков. Европа и древние культуры Азии, Африки и латинской Америки. Особенности культуры США и Канады. Россия, Европа и Азия: взаимосвязь и различие культур, обострение мировых противоречий и социокультурное значение I мировой войны и революции в России. Мировой кризис, тоталитарные режимы и судьбы национальных культур. Великая Отечественная война в российской истории. Культура русского зарубежья. Культура и экология. Кризис и возрождение российской культуры. Мировая культура на рубеже тысячелетий. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Место эпохи Ренессанса в истории мировой культуры.
2. Просвещение как культурно-исторический тип.
3. Становление классической буржуазной культуры.
4. Культура ХХ века.
Литература:
1. Гуревич, П. С. Культурология : учебник / П. С. Гуревич. – М. : Гардарики, 2006.
2. Культурология : учебник / под ред. Н. Г. Багдасарьяна. – М. : Высшая школа, 2004.
3. Культурология : учебник / под ред. Ю. Н. Солонина. – М. : Юрайт, 2005.
4. Культурология : учеб. пособие / под ред. С. В. Лапиной. – Минск : ТетраСистемс, 2003.
5. Культурология : учеб. пособие / под ред Г. В. Драча. – Ростов н/Д : Феникс, 2005.
Тема 9. Русская культура
Происхождение славян и возникновение ранней славянской государственности. Болгария и Византия. Великая Моравия. Константин (Кирилл) и Мефодий. Индоевропейские языки и возникновение славянской письменности. Судьбы христианства в славянском мире. Расцвет культуры западных славян в Х1У-ХУ вв. Особенности места и роли славянских культур в истории мировой культуры. Взаимосвязь с Европой и Азией.
Культура средневековой Руси. Восточные славяне и их культурные истоки. Возникновение Киевской Руси и ее культура. Язычество на Руси. Византия и Древняя Русь. Принятие и распространение христианства. Южная и Северная Русь и их соседи во взаимодействии культур. Феодальная раздробленность и складывание самостоятельных культурных центров (ХII-ХIV вв.). Древняя Русь и Золотая Орда. Расцвет культуры Московской Руси (ХV-ХVI вв.). Формирование русского характера под влиянием "татаро-монгольского ига". Церковный раскол в истории русской культуры.
Петровские преобразования и их судьбоносные влияния на русскую культуру. Россия и Европа: взаимодействие культур. Санкт-Петербург – новый социокультурный центр России. Восток и Запад в судьбах русской культуры XVIII века. Особенности елизаветинского времени, век Екатерины II и его основные черты. Отечественная война 1812 гола и ее влияние на культуру. Развитие наук и реформы образования, золотой век русской литературы. Романтизм и реализм. Культура и образ жизни основных социальных слоев российского общества. Реформы 1860-х годов, их значение и исторические последствия. Русская культура на рубеже веков. "Серебряный век" русской культуры. Рождение и судьба "русской идеи".
Влияние революционных потрясений на развитие русской культуры. Становление советской культуры в СССР. Обособление культуры "русского зарубежья". ХХ век в судьбе русской культуры. Современное состояние и перспективы развития культуры в России. Место и роль России в мировой культуре.
Семинарское занятие 1:
Вопросы для обсуждения:
1. Исторические условия становления русской культуры.
2. Культура Древней Руси: язычество и христианство.
3. Культурные последствия "татаро-монгольского ига".
4. Культура Московской Руси.
Семинарское занятие 2:
Вопросы для обсуждения:
1. Имперская российская культура XVIII века.
2. "Серебряный" век русской культуры.
3. Советский период в развитии отечественной культуры.
4. Состояние современной российской культуры.
Литература:
1. Грушевицкая, Т. Г. Основы межкультурной коммуникации / Т. Г. Грушевицкая. – М. : Высшая школа, 2002.
2. Грушевицкая, Т. Г. Словарь по мировой художественной культуре : учеб. пособие / Т. Г. Грушевицкая. – М. : Академия, 2001.
3. Кармин, А. С. Культурология : учебник / А. С. Кармин. – СПб. : Лань, 2003.
4. Культурология : учебник / под ред. Ю. Н. Солонина. – М. : Юнити, 2005.
5. Культурология : учеб. пособие / под ред. С. В. Лапиной. – Минск : ТетраСистемс, 2003.
6. Розин, В. М. Культурология : учебник / В. М. Розин. – М. : Гардарики, 2003.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:
- самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по указанию лектора;
- подготовку к семинарским занятиям;
- написание реферата, доклада, выступления;
- подготовку к экзамену.
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
1. История возникновения понятия «культура».
2. Основные методологические принципы исследования закономерностей развития культуры.
3. История культуры как самостоятельная научная дисциплина.
4. Современные представления о происхождении человека.
5. Культура как исторически накапливаемый опыт человечества.
6. Неолит как период формирования трёх основных направлений в развитии культуры.
7. Причины зарождения и расцвета «полосы древних цивилизаций».
8. Особенности понятий «цивилизация» и «культура».
9. Первобытная культура как образец культурного синкретизма.
10. Особенности культуры древних цивилизаций.
11. Влияние ранних цивилизаций на особенности формирования культуры Европы.
12. Основные этапы истории европейской культуры.
13. Античная цивилизация и культура.
14. Средневековая западноевропейская культура, её особенности и противоречия.
15. Особенности развития европейской культуры: от античности до современности.
16. Славянский мир и древнейшие цивилизации.
17. Проблемы зарождения и формирования общеславянской культуры.
18. Основные особенности и этапы развития славянских культур.
19. Роль древнерусской государственности в развитии славянской культуры.
20. Взаимодействие культуры России с культурами Европы и Азии.
21. Судьбы русской культуры в XVIII-XX веках.
22. Проблемы и противоречия современной культуры.
23. Специфика взаимодействия мировых центров культуры в современную эпоху.
24. Экологическая культура в современном мире.
25. Глобальные проблемы современности как комплекс противоречий во взаимоотношениях современных культур и цивилизаций.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
1. Текущий контроль:
- опрос на семинарских занятиях;
- выполнение контрольных заданий;
- рубежный контроль.
2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:
- экзамен проводится в устной или письменной форме при условии выполнения всех форм текущего контроля и в соответствии с учебным планом.
3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
1. Предмет, задачи и структура курса культурологии.
2. Основные концепции культуры в истории культурологии.
3. Просветительские теории культуры XVIII века (И.-Г. Гердер, Ж.-Ж. Руссо)
4. Теория культурно - исторических типов Н.Я. Данилевского.
5. Учение об "идеальных типах" культуры М. Вебера.
6. Психоаналитические концепции культуры (3. Фрейд, К. Юнг, Э.Фромм).
7. Концепция локальных цивилизаций А.Тойнби.
8. Концепция социокультурных стилей П.А. Сорокина.
9. Игровая концепция культуры И. Хейзинги.
10. О. Шпенглер о соотношении и судьбах культуры и цивилизации.
11. Э. Тейлор и Д. Фрезер о первобытной культуре.
12. П.Н. Милюков — историк русской культуры.
13. Основные культурологические концепции в русской философии рубежа XIX XX веков.
14. Современная культурология: проблемы и противоречия.
15. Понятие культуры, его сущность, структура и функции.
16. Духовная и материальная культуры: проблема специфики и взаимосвязи.
17. Ценности и культура.
18. Религия как феномен культуры, основные черты и особенность.
19. Мораль и нравственная культура человека и общества.
20. Эстетическая культура личности и общества.
21. Искусство в системе культуры, его место и функции.
22. Художественная культура, ее строение и общественная роль.
23. Политическая и правовая культура человека и общества.
24. Культура и экономика.
25. Культура и природа, экология и культура.
26. Этнос и культура. Диалог культур и национальные отношения.
27. Традиции и культурная преемственность.
28. Творчество и культура.
29. Культура и жизненный путь личности.
30. Коммуникация и культура.
31. Истоки культуры и ее ранние формы.
32. Основные этапы развития культуры.
33. Религия и искусство в культурах ранних цивилизаций Востока.
34. Культура античности: ее периодизация и основные особенности.
35. Искусство и философия в античной культуре.
36. Возникновение и развитие культуры арабо-мусульманского мира.
37. Культура европейского Средневековья, ее категории и проблемы.
38. Миф как феномен культуры.
39. Фольклор в истории культуры.
40. Становление и развитие славянских культур.
41. Византия и Русь: особенности и взаимосвязь культур.
42. Культура средневековой Руси.
43. Ренессанс в истории культуры.
44. Культура Нового времени в Европе XVII-XVIII веков.
45. Переоценка ценностей и противоречия западноевропейской культуры (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше).
46. Русская культура в эпоху Петровских реформ.
47. Культура русского Просвещения (XVIII век).
48. Проблемы и противоречия русской культуры XIX века.
49. “Серебряный век” в истории русской культуры.
50. Культура и глобальные проблемы XX века.
51. Культура России на рубеже тысячелетий: кризис и возрождение.
52. Взаимодействие культур в современном мире.
53. Работа И.Г. Гердера “Идеи к философии истории человечества”.
54. Проблема культурно-исторических типов в работе Н. Я. Данилевского “Россия и Европа”.
55. А. Тойнби “Постижение истории”. Проблемы развития локальных цивилизаций.
56. Й. Хейзинга “Осень Средневековья”.
57. Проблема культуры и цивилизации в работе О. Шпенглера “Закат Европы”.
58. К. Ясперс о смысле истории и современной культуре.
59. Культурный синтез современности как методологическая проблема.
60. Проблемы межкультурных коммуникаций в современном мире.
61. Культурная основа комплекса глобальных проблем современности.
62. Общие тенденции в развитии мировой культуры.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная:
1. Гуревич, П. С. Культурология : учебник / П. С. Гуревич. – М. : Гардарики, 2007.
2. Культурология : учебник / под ред. Н. Г. Багдасарьяна. – М. : Высшая школа, 2005.
3. Культурология : учеб. пособие / под ред. Г. В. Драча. – Ростов н/Д : Феникс, 2005.
4. Культурология : учебник / под ред. Ю. Н. Солонина. – М. : Юрайт, 2005.
Дополнительная:
1. В перспективе культурологии : повседневность, язык, общество / под ред. О. К. Румянцева. – М. : Академпроект, 2005.
2. Грушевицкая, Т. Г. Словарь по мировой художественной культуре : учеб. пособие / Т. Г. Грушевицкая. – М. : Академия, 2001.
3. Кармин, А. С. Культурология : учебник / А. С. Кармин. – СПб. : Лань, 2003.
4. Культурология : учебник / под ред. А. Н. Марковой. – М. : Юнити, 2003.
5. Культурология : учеб. пособие / под ред. С. В. Лапиной. – Минск : ТетраСистемс, 2003.
6. Розин, В. М. Культурология : учебник / В. М. Розин. – М. : Гардарики, 2003.
7. Трофимова, Р. П. История русской культурологии : учеб. пособие / Р. П. Трофимова. – М. : Академпроект, 2003.
8. Фролов, А. В. Культурология : метод. указ. по изучению курса / А. В. Фролов. - СПб. : СПбГУСЭ, 2006.
9. Черная, Л. А. Культурология. Основы теории : учеб. пособие / Л. А. Черная. – М. : Логос, 2003.
Составители: д.ф.н., проф. А.Э. Назиров, к.ф.н., доц. Т.М. Бердышева кафедры «Философия и культурология».
Рецензент: к.ф.н., доц. кафедры «Философия и культурология» А.П. Корнилов.
СОЦИОЛОГИЯ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная цель дисциплины – формирование у студентов целостного представления о социологии как науке, основы социальных знаний об обществе и его подсистемах; на этой основе использовать полученные знания в деятельности менеджера.
Задачи дисциплины – научить студентов:
общим социальным закономерностям и специфическим особенностям социальных процессов и явлений;
основам социологических подходов к изучению общества, его подсистем и социальных общностей;
понимать значение и роль социальных систем и субъектов в жизни общества;
пользоваться социологической литературой и материалами социологических исследований.
Знания, приобретенные при изучении дисциплины, должны базироваться на полученных философских знаниях и позволяют сформировать первоначальный комплекс представлений об обществе будущего специалиста.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «Социология» студент должен:
· знать:
представление об общих социальных закономерностях общественной жизни, социальных отношений и процессов, методах социологических исследований;
понятия: общество, социальные общности и социальные группы, культура, личность, социальные роли и статус личности, социальные связи и социальные действия, социальная структура и стратификация, социальные институты и социальные организации, социальные изменения и движения, социальные конфликты и др.;
основные методики сбора социологической информации, возможности их использования в деятельности специалиста;
· уметь:
дифференцированно подходить к обществу, социальным институтам, организациям, социальным общностям, социальным явлениям и процессам;
использовать социологический подход при анализе социальных проблем общества, страны, региона, отрасли, организации, трудового коллектива (в различных сферах – экономики, сервиса, туризма, управления и др.);
· получить навыки:
в рассмотрении социального аспекта общественных явлений и процессов;
в учете конкретно-исторических особенностей общественных систем;
в использовании методов конкретного социологического исследования для повышения эффективности деятельности муниципальных образований и органов местного самоуправления.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
№ п/п | Наименование темы | Объем аудиторных занятий (в часах) | Объем сам. раб. студентов (в час.) | ||||
лекции | лаб. раб. | пр. зан. | сем. зан. | итого | |||
1. | Социология как наука об обществе. История становления и развития социологии. | - | - | ||||
2. | Общество и социальные институты. | - | - | ||||
3. | Социальные группы, общности, слои. | - | - | ||||
4. | Социальные организации. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. | - | - | ||||
5. | Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. | - | - | - | |||
6. | Культура как фактор социальных изменений. | - | - | ||||
7. | Личность как социальный тип. | - | - | ||||
8. | Социальные изменения. | - | - | ||||
9. | Методология и методы социологического исследования. | - | - | ||||
Всего: | - | - | |||||
Формы итогового контроля: | Курс. работа (проект) | Контр. работа | Зачет | Экзамен | |||
Семестры: | - | - | - | ||||
Для заочной формы обучения | |||||||
Всего: | - | - | |||||
Формы итогового контроля: | Курс. работа (проект) | Контр. работа | Зачет | Экзамен | |||
Семестры: | - | - |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
Тема 1. Социология как наука об обществе. История развития и становления социологии
Объект, предмет, структура и функции социологии. Социологические категории и законы. Место социологии в структуре современного научного знания. Роль социологии в социально – гуманитарной подготовке дизайнера.
Предыстория и социально–философские предпосылки социологии как науки (в античной философии, средневековье, эпохи Возрождения, Нового времени и эпохи Просвещения). Возникновение социологии, социологический проект О. Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Объект и предмет социологии.
2. Социально – философские и социальные предпосылки социологии. Возникновение социологии (О. Конт, Г. Спенсер)
3. Классические социологические теории. (К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер)
4. Социология П. Сорокина.
Литература:
1. Волков, Ю. Г. Социология : учебник / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков ; под ред. Ю. Г. Волкова. – М. : Гардарики, 2003.
2. Тощенко, Ж. Т. Социология. Общий курс / Ж. Т. Тощенко. – М. : ЮРАЙТ, 2005.
Тема 2.Общество и социальные институты
Общество как продукт взаимодействия людей, историческая система социальных связей и отношений между группами людей. Многосферность общества. Классификация обществ. Понятие «социальный институт». Основные признаки и функции социальных институтов. Типы социальных институтов. Мировая система и процессы глобализации.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Общество как социальная система.
2. Структура общества. Основные сферы общественной жизни. Типы обществ.
3. Социальные институты, их признаки и функции.
4. Социальные институты в современной России. Основные социальные институты (по специальности студенческой группы).
Литература:
1. Волков, Ю. Г. Социология : учебник / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков ; под ред. Ю. Г. Волкова. – М. : Гардарики, 2003.
2. Тощенко, Ж. Т. Социология. Общий курс / Ж. Т. Тощенко. – М. : ЮРАЙТ, 2005.
3. Социология. Основ