Тема 5. Синтаксические нормы русского языка

Литература:

1. Зверева Е.Н. Основы культуры речи. Теоретический курс. М., 2008. С. 68-74.

2. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1987.

3. Розенталь Д. Э., Джанджакова Е. В., Кабанова Н. П. Справочник по правописанию, произношению и литературному редактированию. М., 1994.

4. Розенталь, Д.Э., Теленкова, М.А. Словарь трудностей русского языка. 2-е изд., испр. – М., 2001.

5. Иванова Т.Ф., Черкасова Т.А. Русская речь в эфире. Комплексный справочник. 5-е изд., стереотип. М., 2005.

Задание 1. Познакомьтесь с основными правилами согласования сказуемого с подлежащим. Заполните пробелы:

1.1. Большинство (большая часть, ряд) кого-чего?

Если сущ. одуш., а глагол обозначает активное и раздельное действие, то сказуемое в форме <…> числа: Большинство директоров выступил… против.

Если сущ. неодуш., а глагол обозначает пассивное или совместное действие, то сказуемое в форме <…> числа. Большинство предложений был… отклонен…

1.2. При существительных семерка, сотня, пара; бездна, уйма, масса и др. сказуемое в форме <…> числа.

1.3. Подлежащими являются (подчеркивайте подлежащие, согласовывайте со сказуемыми, объясняйте):

Девушка-пилот вел…

трава зверобой цвел…

доктор Вера сказал…

собака Джим залаял…

озеро Байкал расположен….

Всё, и даже природа, вооружил…сь против него.

Задание 2. Объясните предложенные (нормативные) варианты. Приведите свои аналогичные примеры:

Вера пришла! Кто пришел?; Кто из актрис сыграл эту роль первой?

Все, кто был там, удивились.

Те, кто в те годы были пенсионерами, хорошо помнят этот закон.

Меня огорчило ваше безапелляционное нет.

«Вести» идут на этом канале много лет.

«Не брани меня, родная» исполнялось на бис.

Задание 3. Составьте и запишите текст на тему «15. 04. 2022. Мой рабочий день». Жанр выбирайте самостоятельно. Используйте в качестве подлежащего слова и словосочетания из нижеприведенного перечня. В тексте должно быть показано согласование. Например, большинство опоздало из-за пробок.

1) бОльшая часть сотрудников; 2) пять + одушевленное существительное; 3) тридцать + неодушевленное существительное; 4) десять лет; 5) половина месяца; 6) 21 человек; 7) старший специалист Ирина Сергиенко; 8) посетители, в частности один молодой человек; 9) рациональные доводы, в том числе упоминание о заработной плате; 9) «Гео»; 10) И.П. Кузнецов с М.Н. Коноваловым; 11) начальник вместе в помощниками; 12) все, кто говорил (и) правду, почувствовал(и)…

Задание 4. Сформулируйте правила согласования определений, опираясь наследующие нормативные языковые факты:

Два первых приза, две первые премии, каждые три часа, целых два месяца; английский или немецкий язык; то успешное, то провальное выступление; не только вчерашний, но и сегодняшний день; в конце пятнадцатого – начале шестнадцатого века; математический и физический факультеты, существительные первого и второго склонения; статистический и экспериментальный методы.

Задание 5. Проверьте свое знание нормативных конструкций с частотными существительными и глаголами. Постарайтесь запомнить новую информацию:

Альтернатива чему

аналогия с чем, между чем

атака против кого-чего

беспокойство о ком, за кого

боязнь чего, перед кем-чем

версия чего

геноцид кого

доверие кому-чему, к кому-чему

доказательство чего, чему

заведующий чем

запрещение чего, на что

запрос о чем, по чему

информация о ком-чем, по чему

комментарий чего, к чему

конференция по чему

лояльность кому, к кому-чему

намёк на что

некролог о ком, кому

непримиримость к кому-чему

несоразмерность с чем

обелиск кому

обеспокоенность чем

отзыв о ком-чем, на что

подтверждение чего (не чему)

позиция по чему

претензия к кому-чему, на что

причастность к чему (не чему)

причина чего (не чему)

репрессия против кого-чего, в отношении

кого-чего

сделка по чему, с кем

совещание о чем, по чему

тенденция к чему, чего

требование чего

угроза чего, кому

_______________

Адресовать кому

баллотироваться куда, в кого

беспокоиться о ком-чем, за что

вербовать кого на что, куда

вершить чем, что

грустить о ком-чем, по кому-чему (но! не по вам, нам, а по вас, нас)

дискутировать что, о чем

заклеймить кого, чем

импонировать кому-чему

инкриминировать кому что

инструктировать кого, по чему

консультировать кого-что, по чему

намекать о чем, на кого-что

обрадовать кого-чем

обрадоваться кому-чему

поделиться с кем чем

подтвердить что

потворствовать кому-чему, в чем

превалировать над кем-чем

пророчить что кому

протежировать кому

раздумывать о чем, над чем

расплачиваться с кем, за что

сетовать на кого-что

скучать = грустить (см. выше)

смыслить в чем (не о чем)

соболезновать кому-чему в чем

способствовать кому-чему в чем

стрелять в кого-что, по кому-чему (но не по вам, нам, а по вас, нас)

тосковать = скучать = грустить

уверять кого в чем

утверждать что (не о чем), в должности

хвастаться кому, чем, перед кем

ходатайствовать о ком-чем, за кого, перед кем.

Задание 6. Поставьте в нужную форму слова, управляемые синонимами:

Сходный – аналогичный (управляемое слово – предыдущий)

Основываться – обосновывать (серьезные факты)

Препятствовать – тормозить (развитие)

Отличаться – выделяться (друзья)

Отзыв – рецензия (работа)

Предупредить – предостеречь (опасность)

Задание 7. Какие падежные вопросы можно задать от следующих слов? Составьте с этими словами словосочетания.

Апеллировать, апелляция, аннотация, аналогичный, альтернатива, доказательство, заведующий, комментарий, неспособный, оплата, отчет, отчитаться, свидетельство, свойственный, тенденция, характерный.

Образец: апеллировать к чему? к жалости.

Задание 8. Найдите корректные предложения (их здесь 5). Остальные исправьте.

1. Согласно приказу по университету, у нас полагается штраф за курение на крыльце. 2. Позвольте заметить Вам о том, что этот тезис не требует доказательств. 3. Народ помнит имена героев, совершившие подвиг в дни войны. 4. Вы ответите за то, что отстранили с должности компетентного и порядочного человека. 5. Мои друзья так обрадовались полученному гранту, что сразу стали обсуждать, куда поедут в первую очередь. 6. Он еще долго будет скучать по вам, вашим смешным историям и нескончаемым спорам по любому поводу. 7. Нас подробно инструктировали по технике безопасности при работе с легковоспламеняющимися материалами. 8. Придется оплатить по долгам до конца месяца. 9. Требую компенсировать мне за моральный ущерб двумя тысячами рублей. 10. Я согласен с докладчиком в том, что нам необходимо новое оборудование. 11. Десять лет назад ситуация в стране была настолько нестабильной, что СМИ говорили об импичменте президенту. 12. Версия о несчастном случае не исключалась, но рассматривалась как маловероятная. 13. Причастность Сергейчука к преступлению еще не доказана. 14. Обеспокоенность за ситуацию в детском спорте имеет основания.

Задание 9. Выберите нормативное продолжение предложения с деепричастным оборотом.

Справка. Обозначаемое деепричастием действие указывает на действие подлежащего: Узнав об этом, он обрадовался (он узнал и он обрадовался). В односоставных предложениях обозначаемое деепричастием действие выполняется тем же субъектом, что и действие, обозначаемое главным членом предложения: Уходя, гасите свет! (тот же, кто будет уходить, будет гасить свет). Нормативно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве: Выполняя эти упражнения, нужно тщательно контролировать дыхание (обратите внимание: соблюдается правило, согласно которому оба действия совершаются одним субъектом). С безличными предложениями другой структуры деепричастные обороты не употребляются: неправ. *Сидя здесь, мне слышны звуки рояля. Не употребляются деепричастные обороты с пассивными конструкциями: неправ. *Подъезжая к городу, я был остановлен сотрудником ГИБДД.

1. Попадая на сетчатую оболочку глаза, а) надо предохранить зрение от солнечных лучей; б) позаботьтесь о солнцезащитных очках; в) не забудьте надеть очки; г) ультрафиолетовые лучи могут повредить его.

2. Собираясь в гости, а) подарки приобретают заранее; б) цветы были уже куплены; в) им стало радостно от предстоящей встречи; г) одежда должна быть нарядной.

3. Зная прошлое своего языка, а) многие тайны открываются людям; б) можно узнать многое об истории страны; в) история возникновения названий городов становится ясной; г) даётся возможность проникнуть в историю собственных имен.

Задание 10. В художественных произведениях ХIХ века встречается употребление деепричастных оборотов, которое не соответствует нормам современного русского литературного языка и связано с влиянием синтаксиса французского языка. В чем заключается неправильность использования этих оборотов с точки зрения современных норм?

1. Имея право выбирать оружие, жизнь его была в моих руках (А.С. Пушкин). 2. Вообразив себе, что трубка для меня смертельна, мне показалось, что я умираю (Л.Н. Толстой). 3. Проснувшись на другой день, первою мыслью моею было приключение с Колпиковым (Л.Н. Толстой).

Задание 11. Какие синтаксические нормы нарушены в следующих предложениях однородными членами? Исправьте ошибки.

1. Они не только вырастили плодовое дерево, но и две березки.

2. Ответственность возлагается не только на меня, а также на вас.

3. При помощи книг мы узнаем о флоре, фауне и как живут люди в разных странах.

4. Глава Администрации распределяет и управляет имуществом и финансами.

5. Занятия ведутся в соответствии и на основе утвержденного графика.

6. Подготовку и руководство молодыми специалистами будет осуществлять наш отдел.

Наши рекомендации