Тема 5. Синтаксические нормы русского языка
Литература:
1. Зверева Е.Н. Основы культуры речи. Теоретический курс. М., 2008. С. 68-74.
2. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1987.
3. Розенталь Д. Э., Джанджакова Е. В., Кабанова Н. П. Справочник по правописанию, произношению и литературному редактированию. М., 1994.
4. Розенталь, Д.Э., Теленкова, М.А. Словарь трудностей русского языка. 2-е изд., испр. – М., 2001.
5. Иванова Т.Ф., Черкасова Т.А. Русская речь в эфире. Комплексный справочник. 5-е изд., стереотип. М., 2005.
Задание 1. Познакомьтесь с основными правилами согласования сказуемого с подлежащим. Заполните пробелы:
1.1. Большинство (большая часть, ряд) кого-чего? …
Если сущ. одуш., а глагол обозначает активное и раздельное действие, то сказуемое в форме <…> числа: Большинство директоров выступил… против.
Если сущ. неодуш., а глагол обозначает пассивное или совместное действие, то сказуемое в форме <…> числа. Большинство предложений был… отклонен…
1.2. При существительных семерка, сотня, пара; бездна, уйма, масса и др. сказуемое в форме <…> числа.
1.3. Подлежащими являются (подчеркивайте подлежащие, согласовывайте со сказуемыми, объясняйте):
Девушка-пилот вел…
трава зверобой цвел…
доктор Вера сказал…
собака Джим залаял…
озеро Байкал расположен….
Всё, и даже природа, вооружил…сь против него.
Задание 2. Объясните предложенные (нормативные) варианты. Приведите свои аналогичные примеры:
Вера пришла! Кто пришел?; Кто из актрис сыграл эту роль первой?
Все, кто был там, удивились.
Те, кто в те годы были пенсионерами, хорошо помнят этот закон.
Меня огорчило ваше безапелляционное нет.
«Вести» идут на этом канале много лет.
«Не брани меня, родная» исполнялось на бис.
Задание 3. Составьте и запишите текст на тему «15. 04. 2022. Мой рабочий день». Жанр выбирайте самостоятельно. Используйте в качестве подлежащего слова и словосочетания из нижеприведенного перечня. В тексте должно быть показано согласование. Например, большинство опоздало из-за пробок.
1) бОльшая часть сотрудников; 2) пять + одушевленное существительное; 3) тридцать + неодушевленное существительное; 4) десять лет; 5) половина месяца; 6) 21 человек; 7) старший специалист Ирина Сергиенко; 8) посетители, в частности один молодой человек; 9) рациональные доводы, в том числе упоминание о заработной плате; 9) «Гео»; 10) И.П. Кузнецов с М.Н. Коноваловым; 11) начальник вместе в помощниками; 12) все, кто говорил (и) правду, почувствовал(и)…
Задание 4. Сформулируйте правила согласования определений, опираясь наследующие нормативные языковые факты:
Два первых приза, две первые премии, каждые три часа, целых два месяца; английский или немецкий язык; то успешное, то провальное выступление; не только вчерашний, но и сегодняшний день; в конце пятнадцатого – начале шестнадцатого века; математический и физический факультеты, существительные первого и второго склонения; статистический и экспериментальный методы.
Задание 5. Проверьте свое знание нормативных конструкций с частотными существительными и глаголами. Постарайтесь запомнить новую информацию:
Альтернатива чему
аналогия с чем, между чем
атака против кого-чего
беспокойство о ком, за кого
боязнь чего, перед кем-чем
версия чего
геноцид кого
доверие кому-чему, к кому-чему
доказательство чего, чему
заведующий чем
запрещение чего, на что
запрос о чем, по чему
информация о ком-чем, по чему
комментарий чего, к чему
конференция по чему
лояльность кому, к кому-чему
намёк на что
некролог о ком, кому
непримиримость к кому-чему
несоразмерность с чем
обелиск кому
обеспокоенность чем
отзыв о ком-чем, на что
подтверждение чего (не чему)
позиция по чему
претензия к кому-чему, на что
причастность к чему (не чему)
причина чего (не чему)
репрессия против кого-чего, в отношении
кого-чего
сделка по чему, с кем
совещание о чем, по чему
тенденция к чему, чего
требование чего
угроза чего, кому
_______________
Адресовать кому
баллотироваться куда, в кого
беспокоиться о ком-чем, за что
вербовать кого на что, куда
вершить чем, что
грустить о ком-чем, по кому-чему (но! не по вам, нам, а по вас, нас)
дискутировать что, о чем
заклеймить кого, чем
импонировать кому-чему
инкриминировать кому что
инструктировать кого, по чему
консультировать кого-что, по чему
намекать о чем, на кого-что
обрадовать кого-чем
обрадоваться кому-чему
поделиться с кем чем
подтвердить что
потворствовать кому-чему, в чем
превалировать над кем-чем
пророчить что кому
протежировать кому
раздумывать о чем, над чем
расплачиваться с кем, за что
сетовать на кого-что
скучать = грустить (см. выше)
смыслить в чем (не о чем)
соболезновать кому-чему в чем
способствовать кому-чему в чем
стрелять в кого-что, по кому-чему (но не по вам, нам, а по вас, нас)
тосковать = скучать = грустить
уверять кого в чем
утверждать что (не о чем), в должности
хвастаться кому, чем, перед кем
ходатайствовать о ком-чем, за кого, перед кем.
Задание 6. Поставьте в нужную форму слова, управляемые синонимами:
Сходный – аналогичный (управляемое слово – предыдущий)
Основываться – обосновывать (серьезные факты)
Препятствовать – тормозить (развитие)
Отличаться – выделяться (друзья)
Отзыв – рецензия (работа)
Предупредить – предостеречь (опасность)
Задание 7. Какие падежные вопросы можно задать от следующих слов? Составьте с этими словами словосочетания.
Апеллировать, апелляция, аннотация, аналогичный, альтернатива, доказательство, заведующий, комментарий, неспособный, оплата, отчет, отчитаться, свидетельство, свойственный, тенденция, характерный.
Образец: апеллировать к чему? к жалости.
Задание 8. Найдите корректные предложения (их здесь 5). Остальные исправьте.
1. Согласно приказу по университету, у нас полагается штраф за курение на крыльце. 2. Позвольте заметить Вам о том, что этот тезис не требует доказательств. 3. Народ помнит имена героев, совершившие подвиг в дни войны. 4. Вы ответите за то, что отстранили с должности компетентного и порядочного человека. 5. Мои друзья так обрадовались полученному гранту, что сразу стали обсуждать, куда поедут в первую очередь. 6. Он еще долго будет скучать по вам, вашим смешным историям и нескончаемым спорам по любому поводу. 7. Нас подробно инструктировали по технике безопасности при работе с легковоспламеняющимися материалами. 8. Придется оплатить по долгам до конца месяца. 9. Требую компенсировать мне за моральный ущерб двумя тысячами рублей. 10. Я согласен с докладчиком в том, что нам необходимо новое оборудование. 11. Десять лет назад ситуация в стране была настолько нестабильной, что СМИ говорили об импичменте президенту. 12. Версия о несчастном случае не исключалась, но рассматривалась как маловероятная. 13. Причастность Сергейчука к преступлению еще не доказана. 14. Обеспокоенность за ситуацию в детском спорте имеет основания.
Задание 9. Выберите нормативное продолжение предложения с деепричастным оборотом.
Справка. Обозначаемое деепричастием действие указывает на действие подлежащего: Узнав об этом, он обрадовался (он узнал и он обрадовался). В односоставных предложениях обозначаемое деепричастием действие выполняется тем же субъектом, что и действие, обозначаемое главным членом предложения: Уходя, гасите свет! (тот же, кто будет уходить, будет гасить свет). Нормативно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве: Выполняя эти упражнения, нужно тщательно контролировать дыхание (обратите внимание: соблюдается правило, согласно которому оба действия совершаются одним субъектом). С безличными предложениями другой структуры деепричастные обороты не употребляются: неправ. *Сидя здесь, мне слышны звуки рояля. Не употребляются деепричастные обороты с пассивными конструкциями: неправ. *Подъезжая к городу, я был остановлен сотрудником ГИБДД.
1. Попадая на сетчатую оболочку глаза, а) надо предохранить зрение от солнечных лучей; б) позаботьтесь о солнцезащитных очках; в) не забудьте надеть очки; г) ультрафиолетовые лучи могут повредить его.
2. Собираясь в гости, а) подарки приобретают заранее; б) цветы были уже куплены; в) им стало радостно от предстоящей встречи; г) одежда должна быть нарядной.
3. Зная прошлое своего языка, а) многие тайны открываются людям; б) можно узнать многое об истории страны; в) история возникновения названий городов становится ясной; г) даётся возможность проникнуть в историю собственных имен.
Задание 10. В художественных произведениях ХIХ века встречается употребление деепричастных оборотов, которое не соответствует нормам современного русского литературного языка и связано с влиянием синтаксиса французского языка. В чем заключается неправильность использования этих оборотов с точки зрения современных норм?
1. Имея право выбирать оружие, жизнь его была в моих руках (А.С. Пушкин). 2. Вообразив себе, что трубка для меня смертельна, мне показалось, что я умираю (Л.Н. Толстой). 3. Проснувшись на другой день, первою мыслью моею было приключение с Колпиковым (Л.Н. Толстой).
Задание 11. Какие синтаксические нормы нарушены в следующих предложениях однородными членами? Исправьте ошибки.
1. Они не только вырастили плодовое дерево, но и две березки.
2. Ответственность возлагается не только на меня, а также на вас.
3. При помощи книг мы узнаем о флоре, фауне и как живут люди в разных странах.
4. Глава Администрации распределяет и управляет имуществом и финансами.
5. Занятия ведутся в соответствии и на основе утвержденного графика.
6. Подготовку и руководство молодыми специалистами будет осуществлять наш отдел.