Проанализировать признаки информационного общества
Признаки информационного общества | Характеристика |
1) занятость более половины работников умственным трудом в сфере производства, переработки и распространения информации; | Умственный труд в сфере информации- |
2) применение информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности, добровольное и активное использование их большинством людей; формирование таких понятий, как «информационное сознание», «информационное поведение», «информационный образ жизни»; | Информационные технологии- Информационное сознание- Информационное поведение- Информационный образ жизни- |
3) создание и широкое развитие технических средств, глобальных и локальных сетей передачи информации, на что затрачиваются большие средства; | Глобальные информационные сети- Локальные информационные сети- |
4) свобода доступа и получения необходимой информации; | Свобода информации- |
5) зависимость жизни индивида от степени информированности; | Степень информированности- |
6)ответственность членов общества за принятие решений | Информационная ответственность- |
Довольно часто создание и наличие компьютерных сетей считают свидетельством формирования информационного общества. Однако это не так. Информационному обществу должны быть присущи все шесть признаков в совокупности. Это общество демократическое, открытое и богатое.
Переход к информационному обществу обеспечивается посредством информатизации. Этот термин появился в 1976 году в американской научной среде. В русский язык его ввел профессор А. И. Ракитов, а в 1995 году определение информатизации закрепилось в федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации». В 2006 году был принят новый федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации», действующий в настоящее время и регулирующий информационные процессы в нашей стране.
Информатизация понимается как организационный, социально- экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций на основе формирования и использования информационных ресурсов. Важнейшим фактором и непременным условием успешной информатизации являются библиотеки и библиотечное дело, располагающие самыми значительными информационными ресурсами.
Задание №10.
Дать определение понятия информатизация
Понятие | Родовой признак | Видовой признак | Примеры |
информатизация |
Вопрос 3. Информатизация как интеллектуально-гуманистическая перестройка жизнедеятельности человека и общества на основе все более полного использования информации в качестве ресурса развития повышает значимость формирования информационной культуры личности, понимаемой как систематизированной совокупности знаний, умений, навыков, обеспечивающей оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности.
Задание №11.
Дать определение понятия информационная культура
Понятие | Родовой признак | Видовой признак | Примеры |
информационная культура |
Нет сомнения в том, что от оперативного нахождения и использования информации зависит качество жизни. Информационная культура общества и личности должна обеспечивать возможности непрерывного образования человека и повышения его ответственности за принимаемые решения. В первом случае информационная культура выступает как средство социальной защиты личности, способной к самостоятельному наращиванию знаний, изменению сферы деятельности, регулированию собственного поведения на основе анализа ситуации. Во втором она – средство защиты общества от непродуманных действий человека, гарантия того, что важные решения в любой сфере будут приниматься только после глубокого анализа всей информации.
Задание №12.
Функции информационной культуры:
1.для личности:
2.для общества:
Формирование информационной культуры начинается в семье, к нему подключаются средства массовой информации, школа, вуз и другие институты общества. Оно продолжается на протяжении всей активной жизни человека. Становление информационной культуры проходит три уровня. Первый уровень – это библиотечно-библиографическая грамотность, в рамках которой человек осваивает знания и фактические сведения о структуре и составе фонда библиотеки, каталогах, библиографических пособиях, правилах библиографического описания и оформления требований на литературу. Все это необходимо, чтобы подготовить квалифицированного пользователя библиотеки.
Задание №13.