Программы внеурочной деятельности «Уроки нравственности»
Пояснительная записка
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Актуальностьпрограммы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизнапрограммы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
Программа «Уроки нравственности» составлена на основе программы Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности», и может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родителями. Возможно привлечение заинтересованных учащихся и педагогов дополнительного образования. Учитель проводит занятия во внеурочное время один раз в неделю. На занятиях присутствует весь класс или группа учащихся 8 – 10 человек.
«Уроки нравственности» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Важно отметить всех, кто выполнил домашнюю работу. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
Программа включает в себя ____ занятий по 30 минут с динамической паузой в 10 минут и рассчитана на четыре года обучения.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Задачи:
· Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
· Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
· Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
· Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Программа составлена на основе следующих принципов духовно –нравственного развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип следования нравственному примеру.Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.
Планируемые результаты освоения обучающимися
Класс
Задачи:
1. Познакомить детей с общечеловеческими нормами нравственности.
2. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, уважать себя и своего товарища.
3. Воспитывать у учащихся стремление быть культурным человеком в обществе, быть опрятным, организованным, вежливым.
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Кол-во часов | Теоретических | Практических |
Раздел № 1 Правила поведения в школе | ||||
1. | Правила поведения на уроке и на перемене. | + | ||
2. | Правила поведения в общественных местах. | + | ||
3. | Правила поведения в гардеробе. | + | ||
4. | Правила поведения в столовой. | + | ||
5. | Правила поведения в библиотеке. | + | ||
6. | Правила поведения в школьном дворе. | + | ||
Раздел № 2 О добром отношении к людям | ||||
7. | Что такое «добро и зло». | + | ||
8. | Что такое «добро и зло». | + | ||
9. | «Ежели вы вежливы». | + | ||
10. | «Ежели вы вежливы». | + | ||
11. | Добрые и не добрые дела. | + | ||
12. | Добрые и не добрые дела. | + | ||
13. | Ты и твои друзья. | + | ||
14. | Ты и твои друзья. | + | ||
15. | Помни о других – ты не один на свете. | + | ||
16. | Помни о других – ты не один на свете. | + | ||
Раздел № 3 Как стать трудолюбивым | ||||
17. | «Ученье-Свет, а неученье - тьма». | + | ||
18. | «Как быть прилежным и старательным». | + | ||
19. | «Как быть прилежным и старательным». | + | ||
20. | Наш труд в классе. | + | ||
21. | Наш труд в классе. | + | ||
22. | Мой труд каждый день дома. | + | ||
23. | Мой труд каждый день дома. | + | ||
Раздел №4 Правила опрятности и аккуратности. | ||||
24. | Культура внешнего вида. | + | ||
25. | Культура внешнего вида. | + | ||
26. | Каждой вещи своё место. | + | ||
27. | Каждой вещи своё место. | + | ||
28. | Умейте ценить своё и чужое время. | + | ||
Раздел №5 Правила поведения на улице и дома. | ||||
29. | Как вести себя на улице и дома. | + | ||
30. | Как вести себя на улице и дома. | + | ||
Раздел №6 Школьный этикет. | ||||
31. | Как приветствовать людей и знакомиться с ними. | + | ||
32. | Как приветствовать людей и знакомиться с ними. | + | ||
33. | Чему нас научили уроки нравственности? | + |
Класс
Задачи:
1. Познакомить с правилами вежливости и красивых манер.
2. Научить заповедям нравственности, выполнению обещаний, этикету в театре, кино, на выставке, в музее.
3. Научить правилам поведения на дне рождения.
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Кол-во часов | Теоретических | Практических |
Раздел № 1 Культура общения | ||||
1. | Этикет (повторение). | + | ||
2. | Устное и письменное приглашение на день рождения. | + | ||
3. | Устное и письменное приглашение на день рождения. | + | ||
4. | Встреча и развлечение гостей. | + | ||
5. | Встреча и развлечение гостей. | + | ||
6. | Поведение в гостях. | + | ||
7. | Поведение в гостях. | + | ||
8. | Как дарить подарки. | + | ||
9. | Как дарить подарки. | + | ||
Раздел № 2 Общечеловеческие нормы нравственности | ||||
10. | Заповеди. | + | ||
11. | Заповеди. | + | ||
12. | Дал слово держи. | + | ||
13. | Дал слово держи. | + | ||
Раздел № 3 Дружеские отношения | ||||
14. | «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». | + | ||
15. | «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». | + | ||
16. | Преданный друг. | + | ||
17. | О доброте и бессердечие. | + | ||
18. | О доброте и бессердечие. | + | ||
19. | Об уважительном отношении к старшим. | + | ||
20. | О зависти и скромности. | + | ||
21. | О зависти и скромности. | + | ||
22. | О доброте и жестокосердии. | + | ||
23. | В мире мудрых мыслей. | + | ||
24. | В мире мудрых мыслей. | + | ||
Раздел №4 Понять другого | ||||
25. | Золотые правила. | + | ||
26. | Золотые правила. | + | ||
27. | Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. | + | ||
28. | Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. | + | ||
29. | О тактичном и бестактном поведении. | + | ||
30. | О тактичном и бестактном поведении. | + | ||
31. | Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. | + | ||
32. | Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. | + | ||
33. | В мире мудрых мыслей. | + | ||
Обзор курса этики за год. | + |
Класс
Задачи:
1. Способствовать усвоению младшими школьниками круга обязанностей и правил поведения в школе и дома.
2. Научить различать добро и зло, давать правильную оценку различным поступкам, уважать чужое мнение, будучи несогласным, с ним.
3. Раскрыть сущность правильного вежливого отказа, несогласия общения с разными людьми, сострадание к чужому горю.
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Кол-во часов | Теоретических | Практических |
Раздел №1 Культура общения | ||||
1. | Этикет разговора. | + | ||
2. | Обращение к разным людям. | + | ||
3. | Обращение к разным людям. | + | ||
4. | Вежливый отказ, несогласие. | + | ||
5. | Этикетные ситуации. | + | ||
6. | Этикетные ситуации. | + | ||
7. | Афоризмы. | + | ||
8. | Разговор по телефону. | + | ||
9. | Играем роль воспитанного человека. | + | ||
Раздел № 2 Самовоспитание | ||||
10. | Что значит быть вежливым? | + | ||
11. | Мои достоинства и недостатки. | + | ||
12. | Мои достоинства и недостатки. | + | ||
13. | Большое значение маленьких радостей. | + | ||
14. | О хороших и дурных привычках. | + | ||
15. | О хороших и дурных привычках. | + | ||
16. | Афоризмы о самовоспитании. | + | ||
Раздел № 3 Общечеловеческие нормы нравственности | ||||
17. | Заповеди: как мы их исполняем. | + | ||
18. | О сострадании и жестокосердии. | + | ||
19. | О сострадании и жестокосердии. | + | ||
20. | Лгать нельзя, но если...? | + | ||
21. | Лгать нельзя, но если...? | + | ||
22. | Всегда ли богатство счастье? | + | ||
23. | Всегда ли богатство счастье? | + | ||
24. | Спешите делать добро. | + | ||
25. | Спешите делать добро. | + | ||
26. | Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. | + | ||
Раздел № 4 Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? | ||||
27. | «Как сердцу высказать себя?» | + | ||
28. | В трудной ситуации, попытаемся разобраться. | + | ||
29. | В трудной ситуации, попытаемся разобраться. | + | ||
30. | «И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать». | + | ||
31. | «Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки». | + | ||
32. | Диалоги о хороших манерах, добре и зле. | + | ||
33. | Афоризмы. | + | ||
34. | Чему мы научились на уроках этики. | + |
Класс
Задачи:
1. Познакомить детей с понятием корректного и галантного человека, с нравственным содержанием древних мифов, афоризмами.
2. Научить приемам самоконтроля и самовоспитания.
3. Раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми, положительных моральных качеств в достойном поведении.
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Кол-во часов | Теоретических | Практических |
Раздел №1 Культура общения | ||||
1. | Традиции общения в русской семье. «Домострой». | + | ||
2. | Культура общения в современной семье. | + | ||
3. | Культура общения в современной семье. | + | ||
4. | О терпимости к ближним. | + | ||
5. | О терпимости к ближним. | + | ||
6. | Культура спора. | + | ||
7. | Этикетные ситуации. | + | ||
8. | В мире мудрых мыслей. | + | ||
9. | В мире мудрых мыслей. | + | ||
Раздел №2 Самовоспитание | ||||
10. | «Познай самого себя». | + | ||
11. | Самовоспитание. | + | ||
12. | Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. | + | ||
13. | Как я работаю над собой. | + | ||
14. | О терпении. | + | ||
15. | Конец каждого дела обдумай перед началом. | + | ||
16. | «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри». | + | ||
Раздел №3 Общечеловеческие нормы нравственности | ||||
17. | Об источниках наших нравственных знаний. | + | ||
18. | Совесть - основа нравственности. | + | ||
19. | «Чем ты сильнее, тем будь добрее». | + | ||
20. | «Досадно мне, что слово честь забыто». | + | ||
21. | Заветы предков. | + | ||
22. | Россияне о любви к Родине. | + | ||
23. | Твоя малая родина. | + | ||
24. | «Мой первый друг, мой друг бесценный». | + | ||
25. | Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. | + | ||
26. | «Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей». | + | ||
Раздел №4. Искусство и нравственность | ||||
27. | Нравственное содержание древних мифов. | + | ||
28. | За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. | + | ||
29. | Положительные герои в былинах и сказках. | + | ||
30. | Отрицательные герои в литературных произведениях. | + | ||
31. | «Зло, как и добро, имеет своих героев». | + | ||
32. | Искусство и нравственность. | + | ||
33. | «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» | + | ||
34. | Обзор курса этикета. | + |
Содержание программы
1 класс (____ часа)
Раздел 1: Правила поведения в школе (6ч) Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в столовой. Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в школьном дворе. Раздел 2: О добром отношении к людям (10ч) Что такое «добро и зло». «Ежели вы вежливы». Добрые и не добрые дела. Ты и твои друзья. Помни о других – ты не один на свете. Раздел 3: Как стать трудолюбивым (7ч) «Ученье - Свет, а неученье тьма». Как быть прилежным и старательным. Наш труд в классе. Мой труд каждый день дома. Тема 4: Правила опрятности и аккуратности (5ч) Культура внешнего вида. Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время. Раздел 5: Правила поведения на улице и дома (2ч) Как вести себя на улице и дома. Раздел 6: Школьный этикет (3ч) 2 класс (__ часа) Раздел 1: Культура общения (9ч) Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки. Раздел 2: Общечеловеческие нормы нравственности (4ч) Заповеди. Дал слово держи. Раздел 3: Дружеские отношения (11ч) «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей. Раздел 4: Понять другого (10ч) Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса этики за год. 3 класс (___ часа) Раздел 1: Культура общения (9ч) Этикет разговора. Общение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека. Раздел 2: Самовоспитание (7ч) Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значение маленьких радостей. О хороших и дурных привычках. Афоризмы о самовоспитании. Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч) Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если…? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Раздел 4: Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? (8ч) Как сердцу высказать себя? В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать. Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Чему научились на уроках этики. 4 класс (___ часа) Раздел 1: Культура общения (9ч) Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье. О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей. Раздел 2: Самовоспитание (7ч) Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри». Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч) Об источниках наших нравственных знаний. Совесть – основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей. Раздел 4: Искусство и нравственность (8ч) Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этикета. |
Список литературы
· Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
· Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
· Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
· Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
· Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.
· Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.
· Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
· Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
· Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.
Приложение
Задания по разделу «О добром отношении к людям». ( 1 класс)
1.Выбери и подчеркнинужный ответ (или запиши свой вариант).
Графы.1. Слова приветствия.
2. Прощальные слова.
3.Слова извинения.
4. Слова благодарности.
5. Слова просьбы.
Слова на карточках
Спасибо | Пожалуйста | Благодарю | Здравствуйте |
Добрый день | Извините | Будьте добры | До свидания |
Простите | Добрый вечер | Будьте любезны | Жаль |
Очень признателен | Доброе утро | До встречи | Если Вас не затруднит |
Не могли бы Вы мне помочь | Я рад Вас видеть | Мне очень жаль | Прощайте |
У тебя пять красивых открыток. Тебе нужно разделить их между тобой и твоей сестрой. Как ты поступишь:
— отдашь все открытки сестре;
— отдашь ей одну открытку;
— предложишь ей выбрать самой 1 — 2 открытки;
— выберешь себе открытки, а оставшиеся отдашь сестре;
— _________________________________________ .
2. Запишиответы.
2.1.Ты нашел деньги, которые потерял товарищ. Что бы ты сделал?
____________________________________________________________ .
2.2. Дома ты рассказал про этот случай. Что сказали бы твои близкие:
мама ____________________________________ ;
папа _____________________________________ ;
бабушка __________________________________ ;
дедушка __________________________________ .
3. Выберинужный ответ и подчеркниего.
Каким ты бываешь чаще всего:
• радостным;
• злым;
• спокойным;
• плачущим;
• смеющимся;
• недовольным;
(запишидругое слово, обозначающее твое состояние).
Задания по разделу «О добром отношении к людям». ( 1 класс)
1. Выберинужные ответы и подчеркниего.
Доброжелательность — это:
доброе отношение к окружающим, желание им помочь;
желание и стремление оказать помощь только близким родственникам или товарищу;
желание и стремление оказать помощь любому человеку;
умение ничего не делать;
нежелание быть добрым.
2. Закончипредложение:
Доброжелательный человека всегда __ .
Как можно назвать такого человека, который стремится делать добро, желает добра другим? _________________ .
3. Вспомнисказки, где действуют персонажи (герои), желающие добра другим.
Назови сказку.
Назови добрых героев.
Назови недобрых,
Объясни,почему одних можно назвать добрыми, а других недобрыми.
Покажем, как дети строят свою аргументацию на примере сказки «Золушка».
Фея — добрая. Она порадовала Золушку поездкой на бал.
Мачеха и ее две дочери недобрые. Они (допиши предложение)_______________
Сделай рисунки к сказкам.
4. Расскажислучай из своей жизни: кто и как сделал тебе добро; как ты помог другому.
5. Какие детские книги ты знаешь, где рассказывается о добрых поступках. Назови и запишиимена героев.
6. Вычеркнилишнее:
• желать добра
• сочувствовать
• сопереживать
• воровать
7. Вставьв клеточки пропущенные буквы: д_бр_желательный.
8. Придумаймаленький рассказ, в котором Буратино грустит, потому что не знает, как помочь Мальвине, попавшей в беду (она упала и испачкала своё красивое платье, оцарапала ногу). Особое внимание следует обратить на добрые дела и слова Буратино: ласковое обращение с желанием утешить, реальная помощь и т.д.
9. Нарисуй свою любимую игрушку. Постарайся, чтобы она была веселой, доброй.
Задания по разделу «Правила опрятности и аккуратности». ( 1 класс)
1. Закончипредложения:
Бережное отношение к вещам — это ...
Бережливым мы называем человека, который ...
2. Подчеркнинужный ответ или допишиего.
Ты стал на один час волшебником и оказался в школьной библиотеке.
Что ты сделаешь?
• Буду читать самую интересную книгу.
• «Вылечу» все «больные» книги.
• Поищу журнал с комиксами.
... (допиши дела, которые ты считаешь нужными сделать).
3.Придумайисторию о том, как ты со своими одноклассниками пришёл в библиотеку, чтобы «полечить» книги. Как вы это делали? Каким образом книги благодарили вас?
4.1. Назови,что сделано человеком из окружающих тебя в школе вещей, предметов.
4.2. Перечислипрофессии людей, которые эти вещи и предметы сделали.
5. Прочитай текст и ответьна вопрос.
Маше купили новый ранец. Её соседу по парте тоже подарили ранец. Детям очень понравились их новые сумки, они с удовольствием укладывали в них и доставали оттуда школьные вещи.
К концу второй четверти у Маши сумка была такая же красивая, как и в начале учебного года. Костя с завистью смотрел на неё. Его же сумка имела жалкий вид: в грязных пятнах, со сломанными и оторванными молниями.
Спрашивает Костя Машу: «Почему твоя сумка, как новая, а у меня нет?»
Отвечает Маша: «Для меня ранец — это сумка для школьных книг и вещей, а для тебя — это ещё и мяч, и санки, им ты пользуешься и во время драки».
Каким словом можно назвать отношение Маши к своему рюкзаку, а каким — Кости?
6. Сравни смысл слов:бережливость — жадность. Чем бережливость отличается от жадности?
7. Сочинисказку о жадности, придумай ей название, запишиеё, закончив выводом (правилом).
8. Придумайнебольшой рассказ, показав, к каким печальным последствиям может привести неаккуратность человека по отношению к вещам, книгам.
Если сможешь, сделай к нему иллюстрацию, т.е. рисунок.
9. Прочитай стихотворение и найдиосновное правило, в нём заключённое.
Сами вещи не растут.
Вещи сделать — нужен труд.
Карандаш, тетрадь, перо,
Парты, доски, стол, окно,
Книжку, сумку — береги;
Не ломай, не мни, не рви.
Пояснительная записка
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Актуальностьпрограммы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизнапрограммы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
Программа «Уроки нравственности» составлена на основе программы Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности», и может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родителями. Возможно привлечение заинтересованных учащихся и педагогов дополнительного образования. Учитель проводит занятия во внеурочное время один раз в неделю. На занятиях присутствует весь кла