Упражнения (тесты) и нормы по физической культуре и комплекса ГТО
для студентов основного отделения (1 и 2 группы здоровья)
Юноши (возраст 18-24 лет)
№ п./п. | Упражнения (тесты) | 6 баллов (золотой знак) | 5 баллов (серебряный знак) | 4 балла (бронзовый знак) | 3 балла | 2 балла | 1 балл |
Упражнения учебной программы | |||||||
1. | Бег на 100 м (с) | 13,5 | 14,8 | 15,1 | 15,4 | 15,7 | 16,0 |
2. | Бег на 3 км (мин, с) | 12.30 | 13.30 | 14.00 | 14.30 | 15.00 | 15.30 |
3. | Прыжок в длину с места (см) | ||||||
4. | Подтягивание из виса на высокой перекладине (количество раз) | ||||||
5. | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (количество раз) | - | |||||
6. | Поднимание туловища из положения лежа на спине (количество раз за 1 мин) | - | |||||
7. | Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (см) | + 13 | + 7 | + 6 | + 5 | + 4 | + 3 |
Упражнения по выбору для выполнения норм комплекса ГТО | |||||||
8. | Метание спортивного снаряда весом 700 г (м) | ||||||
9. | Бег на лыжах на 5 км (мин, с) | 23.30 | 25.30 | 26.30 | 27.30 | 28.30 | 29.30 |
или кросс на 5 км по пересеченной местности | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени | |
10. | Плавание на 50 м (мин, с) | 0.42 | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени |
11. | Стрельба из пневматической винтовки из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку, дистанция – 10 м (очки) | ||||||
или из электронного оружия из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку, дистанция - 10 м (очки) | |||||||
12. | Туристский поход с проверкой туристских навыков | В соответствии с возрастными требованиями | |||||
Кол-во упражнений по выбору, которые необходимо выполнить для получения знака отличия комплекса ГТО | - | - | - |
Девушки (возраст 18-24 лет)
№ п/п | Упражнения (тесты) | 6 баллов (золотой знак) | 5 баллов (серебряный знак) | 4 балла (бронзовый знак) | 3 балла | 2 балла | 1 балл |
Упражнения учебной программы | |||||||
1. | Бег на 100 м (с) | 16,5 | 17,0 | 17,5 | 18,0 | 18,5 | 19,0 |
2. | Бег на 2 км (мин, с) | 10.30 | 11.15 | 11.35 | 11.55 | 12.15 | 12.35 |
3. | Прыжок в длину с места (см) | ||||||
4. | Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (количество раз) | ||||||
5. | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (количество раз) | ||||||
6. | Поднимание туловища из положения лежа на спине (количество раз за 1 мин) | ||||||
7. | Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (см) | + 16 | + 11 | + 8 | + 7 | + 6 | + 5 |
Упражнения по выбору для выполнения норм комплекса ГТО | |||||||
8. | Метание спортивного снаряда весом 500 г (м) | ||||||
9. | Бег на лыжах на 3 км (мин, с) или на 5 км (мин, с) | 18.00 31.00 | 19.30 35.00 | 20.20 37.00 | 21.00 38.00 | 22.00 39.00 | 13.00 40.00 |
10. | Плавание на 50 м (мин, с) | 1.10 | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени |
11. | Стрельба из пневматической винтовки из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку, дистанция – 10 м (очки) | ||||||
или из электронного оружия из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку, дистанция – 10 м (очки) | |||||||
12. | Туристский поход с проверкой туристских навыков | В соответствии с возрастными требованиями | |||||
Кол-во упражнений, которые необходимо выполнить для получения знака отличия комплекса ГТО | - | - | - |
Сдача упражнений (тестов) по учебным семестрам | |
1,3 семестр | 2,4 семестр |
Бег на 100 м (с) | Бег на 100 м (с) |
Бег на 2 км – девушки; 3 км – юноши (мин, с) | Бег на 2 км – девушки; 3 км – юноши (мин, с) |
Прыжок в длину с места (см) | Поднимание туловища из положения лежа на спине (количество раз за 1 мин) |
Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (см) | Подтягивание на перекладине (количество раз) – юноши; сгибание и разгибание рук в упоре лежа (количество раз) – девушки |
Упражнения по выбору для выполнения норм комплекса ГТО |
РАЗДЕЛ 5. Информационное сопровождение дисциплины
5.1. Перечень основной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
1. Вайнер Э.Н. Лечебная физическая культура: учебник. — 3-е изд., стер. - М.: Флинта, 2012. - 424 с.
2. Физическая культура: учебное пособие / ред. Е.С. Григорович, В.А. Переверзева. -Минск: Вышэйшая школа, 2014. – 352 с.
5.2. Перечень дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
1. Вайнер, Эдуард Наумович. Валеология [Текст] : учебник / Э. Н. Вайнер. - 10-е изд. - М. : Флинта : Наука, 2013. - 448 с.
2. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура — 2-е изд., стер. Авторы: Вайнер Э.Н., Кастюнин С.А. Москва: Флинта, 2012 г. , 144 с.
3. Холодов, Ж. К. Теория и методика физической культуры и спорта [Текст] : учебник / Ж. К. Холодов. - 11-е изд. стереотип. - М. : Академия, 2013. - 480 с.
5.3 Перечень ресурсов информационно-коммуникационной сети «Интернет», необходимой для освоения дисциплины
1. eLIBRARY.RU [Электронный ресурс]: научная электронная библиотека. – Режим доступа: http://elibrary.ru/
2. Сайт Министерства Здравоохранения РФ [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://old.rosminzdrav.ru/
3. Сайт «Здоровая планета» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.zdorovajaplaneta.ru/zdorovyj-obraz-zhizni-zozh/
4. Сайт Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.gto.ru/
РАЗДЕЛ 6. Глоссарий
Адаптация (лат. adaptatio - приспособление) - процесс приспособления организма к меняющимся условиям среды; как международный термин означает приспособление организма к общеприродным, производственным и социальным условиям.
Антропометрические показатели - степень выраженности антропометрических признаков: соматометрические - длина и масса тела, диаметры, окружности (грудной клетки и др.); физиометрические показатели - жизненная емкость легких, ручная и становая динамометрия и др.; соматоскопические - состояние опорно-двигательного аппарата (форма грудной клетки, позвоночника, ног, спины, развитие мускулатуры), степень жироотложений и др.
Врачебный контроль - комплексное медицинское обследование, направленное на укрепление здоровья, повышение функциональных возможностей, достижение высоких спортивных результатов.
Гипоксия и гипероксия (греч. hypo - приставка, означающая: 1) под, ниже; 2) понижение, уменьшение, недостаточность + лат. oxygenium - кислород) и (греч. huper - приставка, означающая: 1) над, сверх, сверху; 2) чрезмерное повышение, увеличение чего-либо + лат. oxygenium - кислород) - соответственно недостаточное и повышенное содержание кислорода в среде обитания, крови и тканях организма. То и другое явление существенным образом определяет реакции функциональных систем организма, обеспечивающих кислородный обмен.
Гомеостаз (homestasis; греч. homois - подобный, сходный + stasis - стояние, неподвижность) - относительное динамическое постоянство внутренней среды и некоторых физиологических функций организма, обеспечивается сложной системой координированных приспособительных (адаптивных) механизмов, направленных на устранение или ограничение воздействия факторов внешней и внутренней среды организма.
Градация интенсивности физических нагрузок в зависимости от лучших индивидуальных результатов занимающихся можно определять и использовать на занятиях уровень градации интенсивности физической нагрузки на выносливость (малая, средняя, большая, предельная) в процентах по отношению ко времени и к скорости достигнутых при установлении личного рекорда на данной дистанции.
Двигательная активность - понятие, связанное с воспроизведением общего количества движений. Применительно к человеку это понятие обусловливается особенностями труда, быта и отдыха. Рост или снижение уровня двигательной активности связаны с естественной потребностью организма в оптимальном двигательном режиме. Чрезмерная мышечная работа (гипердинамия, гиперкинезия) приводит к переутомлению, перенапряжению и перетренированности; недостаточная (гиподинамия, гипокинезия) - к различного рода физической детренированности.
Двигательное умение характеризуется такой степенью владения техникой действия, которая отличается повышенной концентрацией внимания на отдельные составные операции и нестабильными способами решения двигательной задачи.
Двигательный навык - такая степень владения техникой действия, при которой управление движениями происходит автоматизировано и действия отличаются высокой надежностью.
Здоровье - нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций.
Здоровый образ жизни - типичная совокупность форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности личности, основанная на культурных нормах, ценностях, смыслах деятельности и укрепляющая адаптивные возможности организма.
Максимальное потребление кислорода - показатель мышечной деятельности организма в аэробных (кислородных) условиях, т.е. максимальное количество кислорода, которое может быть доставлено в ткани за 1 минуту при работе такой интенсивности, когда минутный кислородный запрос не превышает уровень кислородного потолка, т.е. функциональных возможностей организма в условиях достаточного поступления кислорода. Существенно отличается у тренированных и нетренированных лиц.
Мотивация выбора - личная причина (обоснование) выбора каждым студентом отдельных видов спорта или систем физических упражнений для регулярных занятий.
Общая физическая подготовка (ОФП) - процесс совершенствования физических качеств (силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости), направленный на всестороннее физическое развитие человека.
Организм - биологическая система любого живого существа. Организм человека - это высокоорганизованная биологическая система, обладающая всей совокупностью основных жизненных свойств, но характеризующаяся еще и способностью к самоорганизации, самообучению, восприятию, передаче и хранению информации; совершенствованию механизмов управления биологическими процессами через социальные факторы.
Педагогический контроль - процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физкультурой и спортом с целью повышения эффективности учебно-тренировочного процесса.
Производственная физическая культура - система физических упражнений, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, направленных на повышение и сохранение устойчивой профессиональной дееспособности. Форма и содержание этих мероприятий определяются особенностями труда и быта человека.
Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) - специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.
Рекреация- отдых, необходимый для восстановления сил после трудовой деятельности.
Самоконтроль - регулярные наблюдения занимающихся физкультурой и спортом за состоянием своего здоровья, физического развития и физической подготовленности с помощью простых, общедоступных приемов.
Самочувствие - ощущение физиологической и психологической комфортности внутреннего состояния.
Социально-биологические основы физической культуры - сопряженное понятие о принципах взаимодействия закономерностей социальных (общественных) и биологических (связанных с функциональными особенностями организма) в процессе овладения ценностями физической культуры.
Специальная физическая подготовка (СФП) - направленный процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий развитие тех двигательных способностей, которые наиболее необходимы для данной спортивной дисциплины или профессиональной деятельности.
Спорт - составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания, основанный на использовании соревновательной деятельности и подготовке к ней, в процессе которой сравниваются и оцениваются потенциальные возможности человека.
Физическая культура - часть общей культуры общества. Отражает способы физкультурной деятельности, результаты, условия, необходимые для культивирования, направленные на освоение, развитие и управление физическими и психическими способностями человека, укрепление его здоровья, повышение работоспособности.
Физическая подготовленность - процесс и результат физической активности, обеспечивающий формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, повышение уровня работоспособности.
Физические (двигательные) качества - это определенные стороны двигательных способностей человека. К ним относятся: сила, выносливость, быстрота (скоростные возможности), гибкость, ловкость (координационные возможности).
Функциональная подготовленность - результат успешной физической подготовки, отражающий уровень функционирования костно-мышечной, дыхательной, сердечнососудистой, нервной и других систем организма.
Функциональная проба - дозированная нагрузка, позволяющая оценить функциональное состояние организма.
Ценности физической культуры - значимые явления, предметы, процессы и результаты деятельности в сфере физической культуры, ориентация на которые стимулирует поведение и проявление физкультурно-спортивной активности.