НАЦИОНАЛЬНО – РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
Этнический состав воспитанников группы: русские, удмурты, но основной контингент – дети из русскоязычных семей. Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке. Основной контингент воспитанников проживает в условиях села.
В Программу включен национально – региональный компонент. Вариативность использования этого материала предоставляет более широкие возможности для познавательного, социального и личностного развития ребёнка.
Включение национально-регионального компонента позволяет решать следующие задачи:
1.Воспитывать нравственные качества личности ребёнка: доброты, отзывчивости, способности сопереживать, любви к Родине, гордости за неё.
2. Побуждать детей к изучению истории и настоящего родного края.
3. Расширять объём знаний об искусстве: формировать умения отличать национальное своеобразие декоративно-прикладного, изобразительного искусства, его характерные особенности.
4. Формировать умения и навыки для самостоятельной художественной деятельности.
5. Развивать произвольное внимание, восприятие, память, воображение, мышление, развивать эмоциональную отзывчивость, умение сосредоточиться.
6. Стимулировать речевую активность детей, совершенствовать лексико-грамматический строй речи, развивать её семантическую сторону, совершенствовать коммуникативные навыки.
7. Организовать плодотворное сотрудничество детского сада и семьи по организации воспитания и обучения детей на национально-региональной основе.
Данная информация реализуется через:
беседы, экскурсии, наблюдения, детскую литературу, фольклор, удмуртские народные сказки, игры, праздники, развлечения
На занятиях по изобразительной деятельности:
сведения об изобразительном искусстве Удмуртии: об орнаментах и декорах, о творчестве художников Удмуртии, рассматривание картин, репродукций, просмотр слайдов
Музыкальная деятельность:
музыкальный фольклор, песенное искусство Удмуртии, музыкальная культура Удмуртии, знакомство с творчеством композиторов Удмуртии, ознакомление с удмуртскими музыкальными инструментами: дудочка, использование в группе аудио - и видеозаписей, грампластинок, музыкальных инструментов
Физическая культура:
национальные подвижные игры, развлечения.
Перспективный план по национально-региональному компоненту
Месяц | Форма работы | Цели |
Сентябрь | 1..Беседа на тему: «Что такое детский сад?» 2.Беседа на тему: «Улица села – Хирурга Малых». 3.Прослушивание песен о родном крае. 4.Конструирование «Улица Трактовая». 5. Беседа на тему: «Труд людей в поле» 6.игра -путешествие в деревню «В гости к Анна апай» | 1.Воспитывать в детях дружелюбное отношение друг к другу, желание играть вместе, общаться, дружить. 2.Дать понятие о том, что каждая улица города имеет своё название, дать понятие «адрес». 3.Воспитывать любовь к родному краю, месту, где ты родился. 4.Побуждать интерес к конструированию, знакомить с названием своей улицы. 5. Знакомство с трудом людей в поле. 6. Закрепить знания детей о домашних животных и дом. птице. |
Октябрь | 1.Рассматривание иллюстраций на тему: «Осень золотая». 2.Беседа на тему: «Мое любимое село». Подготовка презентации. 3.Заучивание удмуртского стихотворения «Кучапи» 4.Игра «Кто где работает?» 5.Собрание с родителями на тему: «Традиции моего дома» с чаепитием. 6.Беседа на тему: «Животные нашего края». 7.Знакомство с народными приметами. | 1.Развивать у детей интерес к родной природе, её красоте. 2.Учить называть село, в котором живут дети. 3. Знакомить с народным фольклором. 4.Рассказать о профессиях людей в родном селе, месте их работы. 5.Знакомство семей друг с другом. |
Ноябрь | 1.Осень на участке детского сада (прогулка). 2.Рисование на тему: «Моя улица». 3.Рассматривание народной игрушки «Мунё». 4.Беседа с детьми на тему: «Мой адрес», «Город Ижевск» 5. Мастер класс по изготовлению игрушек своими руками. 6.Рассматривание альбома «Моя Удмуртия» | 1.Сформировать у детей представление об осени как времени года, сделать акцент на красоте и разнообразии родной природы 2.Воспитывать в детях гуманные чувства по отношению к своему дому, улице. 3.Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства. 4.Учить детей запоминать свой домашний адрес. 5.Привлекать родителей к изготовлению игрушек для своих детей. 6.Прививать любовь к родному краю. |
Декабрь | 1.Заучивание удмуртского стихотворения «Луд кечпи» 2.Знакомство с народными музыкальными инструментами 3.Чтение сказки («Колзо») 4. .Рассматривание фотографий с изображением знаменитых мест в селе (просмотр слайдов) | 1.Приучать детей к слушанию народных потешек. 2.Познакомить детей с удмуртским народным инструментом, вызвать желание играть на инструментах. 3.Знакомить детей с народными сказками, формировать интерес к книгам. 4.Знакомить детей с достопримечательностями села и его героями. |
Январь | 1.Беседа на тему: «Кто живёт в лесу?». 2. Зимующие птицы нашего края. 3.Зима на участке детского сада (прогулка). 4. Кукольный спектакль «Репка». («Боко но Моко» или «Шудон корка») | 1.Дать детям представление о животных, населяющих леса родного края. 2.Познакомить детей с зимующими птицами средней полосы. 3.Познакомить детей с первыми признаками зимы. 4.Продолжать знакомить детей с фольклором, воспитывать любовь к Родине. |
Февраль | 1.Зима в родном селе. 2.Совместное рисование родителей и детей на тему: «Дом, в котором я живу». 3.Знакомство с удмуртской кой народной игрой «Кышетэн шудон». 4.Мы рисуем сказку (по мотивам удмуртских сказок) | 1.Расширять представления о зимних природных явлениях, приспособленности человека к жизни зимой. 2.Закреплять знание домашнего адреса, воспитывать любовь к своему дому, улице, селу. 3.Знакомить детей с народными играми, помочь детям через игру понять особенности национальной культуры людей. 4.Развивать интерес к народным сказкам и рисованию |
Март | 1.Чтение стихотворений удмуртских поэтов (переводы). 2. «Масленица» 3.Прослушивание Гимна Удмуртии, России. 4.Разучивание удмуртской народной игры «Кутэн шудон» | 1.Учить детей слушать авторские произведения, понимать их. 2.Воспитывать у детей интерес к народному фольклору, запоминание потешек, пословиц, поговорок. 3.Знакомить детей с символикой своей страны. 4.Продолжать знакомить с удмуртскими народными играми, воспитывать желание играть в игры. |
Апрель | 1.Прослушивание удмуртских народных песен. 2.Транспорт родного села. 3.Рассматривание изделий с вышивкой «Традиции моей прабабушки» 4. Чтение народных пословиц и поговорок, песенок «Гуля – голубок», «Из-за речки Вятки» | 1. Продолжать знакомить с удмуртским народным творчеством. 2.Учить различать виды транспорта, формировать представление о том, что такое малая родина. 3.Знакомить детей с видами рукоделий, воспитывать любовь к своему народу. 4.Воспитывать желание детей познать культуру своей страны через пословицы, поговорки |
Май | 1.Игрушки наших бабушек (куклы) 2.Весна на участке детского сада (прогулка). 3.Разучивание игры « Ульча кузя мынисько» 4.Времена года. | 1. Закреплять интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства 2.Рассказать об изменениях в природе весной, признаках весны. 3.Продолжать знакомить детей с народными играми. 4.Закрепить и обобщить знания детей о временах года, сезонных изменениях в России, Удмуртии. |