Культура и лечение патологического поведения
КУЛЬТУРА И ПСИХОТЕРАПИЯ
Как вы знаете, одной из первичных целей психологии является использование эмпирических знаний, с тем чтобы помочь людям наладить свою жизнь. Среди многочисленных способов, какими практикующие психологи добиваются этой цели, - психологические вмешательства в ситуацию людей, страдающих поведенческими расстройствами, из-за которых их жизнь становится дисфункциональной. Основное средство осуществления подобного вмешательства - психотерапия.
Современные психотерапевтические подходы уходят своими корнями в гипноз и психоанализ, разработанный Фрейдом. Однако за прошедший век традиционная психоаналитическая психотерапия претерпела трансформации, модификации и разбилась на множество различных психотерапевтических подходов. Эти подходы могут различаться по своей теоретической перспективе, активности/пассивности терапевта, направленности, фокусировке на лечении фактического поведения или лежащей в его основе психологии и множеству других факторов. Однако все они схожи в своей цели улучшения жизни пациента/клиента, подходе «один на один» и использовании психологических принципов, способствующих поведенческим изменениям.
В многообразном мире большое число психологов начинают рассматривать эти «традиционные» психотерапевтические подходы как эффективные для одних людей, но менее эффективные для других, особенно для тех, кто имеет неевропейское происхождение.
Культурные основы традиционной психотерапии
Некоторые авторы указывают, что сама психотерапия неизбежно привязана к определенной культурной основе. Во-первых, как мы видели, проявления патологии и лежащие в их основе психологические причины по крайней мере частично привязаны к культуре. Во-вторых, способность терапевта или клинициста оценить и устранить подобное поведение тесно связана с его знаниями, пониманием и учетом культурного контекста, внутри которого поведение имеет место. В-третьих, если цель психотерапии - помочь людям стать более функциональными внутри своего общества, тогда сама функциональность культурно обусловлена; т. е. разные культуры и общественные системы способствуют различным результатам.
Не может быть психотерапии, свободной от культурных ценностей, поскольку любая психотерапия привязана к определенной культурной основе, а культуры прочно соединены с нравственными ценностями и системами.
Изучая корни и историю развития психотерапии, некоторые авторы указывают, что психоанализ - основа современной психотерапии - был разработан непосредственно внутри еврейской культурной системы и что он имеет общие черты с еврейским мистицизмом. Фактически, разработка других психотерапевтических подходов, таких как бихевиористский или гуманистический, может быть понята как «культурная прививка» традиционного психоанализа к американской культуре и обществу. Рассматриваемая в таком разрезе, психотерапия может быть принята за культурный продукт, отражающий и воспроизводящий культурный контекст. Поскольку культурный контекст частично состоит из традиций, включенных в политические структуры, психотерапия сама неизбежно является нравственной практикой с политическими последствиями, включенной в культурную основу. В этом смысле не может быть психотерапии, свободной от ценностей, поскольку любая психотерапия привязана к определенной культурной основе, а культуры прочно соединены с нравственными ценностями и системами.
ЛЕЧЕНИЕ ПАТОЛОГИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ В РАЗНЫХ КУЛЬТУРАХ В США
Анализ тесной связи между культурой и психотерапией показывает, что традиционные методы лечения могут предоставлять недостаточные или неадекватные услуги культурно разнящимся клиентам.
Исследования Стэнли Сью
В первопроходческом исследовании этнических различий в реакции на стандартные психологические услуги в районе Сиэтла Сью обнаружил более низкий уровень использования услуг американцами азиатского происхождения и коренными американцами по сравнению с евро- и афроамериканцами. Более неприятно другое: Сью установил, что относительно евроамериканцев все остальные группы имели более высокий уровень отсева и худшие лечебные исходы. Последующее исследование в районе Лос-Анджелеса принесло схожие результаты. Сью пришел к выводу, что низкое использование услуг и высокий уровень отсева вызваны культурной невосприимчивостью к стандартным методам лечения.
Руководя Национальным исследовательским центром психического здоровья американцев азиатского происхождения, Стэнли Сью стал одним из пионерор исследований в этой области. Он предполагает, что некоторые из причин того, почему американцы азиатского происхождения недостаточно используют психологические услуги, включают в себя стыд, активное избежание болезненных мыслей, приписывание причин психической болезни биологическим факторам, сила воли и страх перед системой, которая не способна как следует учесть культурные различия.