Конспект урока истории, 8 «А» класс

«Культура России второй половине XIX века»

Цели урока:

Предметные:

1) углубить знания обучающихся о вкладе деятелей русской культуры в мировую культуру;

2) сформировать представление обучающихся об особенностях русской культуры второй половины XIX века;

Метапредметные:

А) коммуникативные:

1) умение обучающихся работать в парах;

2) умение излагать свое мнение и аргументировать его;

3) создавать устные и письменные ответы (заполнение таблиц)

Б) познавательные:

1) находить информацию в различных источниках (текст учебника);

2) обобщать, делать выводы;

Тип урока: урок изучения нового материала

Формы работы обучающихся: самостоятельная работа, беседа;

Необходимое техническое оборудование:

проектор,

интерактивная доска

Ход урока

Организационный момент:

Учитель: Прозвенел звонок, и мы начинаем наш урок. Здравствуйте, садитесь. Сегодня мы с вами рассмотрим культуру XIX века, а именно литературу, музыку, изобразительное творчество и архитектуру.

Я желаю вам рабочего настроения, уважительного отношения к ответам одноклассников. Я уверена, у нас всё получится.

Постановка цели, мотивация:

Учитель: Для начала вспомним, что такое «культура» и от каких факторов зависит это явление?

Примерные ответы: «Культура – это совокупность духовных и материальных ценностей, созданных человеком в определенные эпохи» или «Культура, это явление, которое несет отпечаток исторической эпохи» и т.д.

(учащиеся высказывают свою точку зрения, аргументируют ее и приходят выводам о влиянии экономических и политических реформ 60-70-х годов, событиях общественной жизни на духовное развитие российского общества).

Учитель: А теперь давайте сформулируем тему сегодняшнего урока

Примерные ответы: «узнать основные направления в творчестве художников, писателей», «понять, чем отличается культура второй половины XIX века», «какие жанры живописи, архитектурные стили присущи культуре второй половины XIX века, какой вклад в культуру внесли писатели» и т.п.

Учитель (формулирует проблему урока):

· сформировать представления о роли литературы в общественной жизни России;

· дать характеристику творчеству писателей;

· выяснить основные направления в русском изобразительном искусстве.

· ознакомиться с новыми явлениями в архитектуре и музыке, театре и т.п.

Актуализация знаний:

Учитель: ребята, давайте вспомним основных деятелей культуры начала XIX века и направления их деятельности, обратите внимание на экран

(Работа со слайдом, ученики вспоминают основных деятелей культуры по блокам «музыка», «литература», «живопись», «театр», обсуждают)

Изучение нового материала:

Учитель: Молодцы! А теперь приступим к изучению нового для нас материала.

Открываем учебники на стр. … . Ваша задача – заполнить данную таблицу «Русская литература второй половины XIX века» (слайд)

Проверка самостоятельной работы. Учитель организует беседу

Учитель: Вы хорошо поработали, умницы. Итак, мы с вами разобрали основных представителей литературы конца XIX века, выяснили, какие нравственные проблемы они задевают в своем творчестве и как оно влияет на общественную жизнь в России во второй половине XIX века.

А сейчас давайте ознакомимся с изобразительным творчеством и таким замечательным явлением как театр. Послушайте…

Учитель рассказывает необходимый материал по данной теме, а именно по изобразительному искусству и театру второй половины XIX века.

Учитель: Попрошу вас ответить на следующие вопросы

Какие новые представления о целях и задачах живописи, ее роли в общественной жизни сложились в России во второй половине XIX века?

С чем связано появление объединения художников передвижников. Что их объединяло? Кто входил в состав Товарищества?

Обобщение и систематизация знаний, закрепление материала:

Учитель: А сейчас мы с вами проверим, насколько хорошо вы поняли пройденный материал. Вам предлагается решить тест.

Решение теста «Культура во второй половине XIX века»

Учитель: Меняемся бланками и проверяем

Проверка контрольного тестирования

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Учитель: Вы большие молодцы, очень хорошо поработали на сегодняшнем уроке. Открываем дневники и записываем домашнее задание.

Записывают домашнее задание, разбирают сообщения.

Рефлексия

Учитель: Ребята, ответьте мне на вопрос – что нового вы узнали сегодня, с какими деятелями культуры познакомились?

Понравилось ли вам сегодняшнее занятие?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Для урока-игры

Проспект Литераторов

Текст (на карточках)

Для лит-ры т. врем. характ. дух облич-ва, прист. интер. к жизни прост. чел., стремление найти пути и ср-ва борьбы с порок. общ-ва. Наиб. ярк. прим. обличит. лит-ры явл. творч-во Мих.Евграф. Салт.-Щедр.. Смешн., но одноврем. страшн. предстает Рос. в произвед. велик. сатирика (Губерн. очерки , «Истор. 1 города », «Господа Головл.», «Помпадуры и -дурши») . Худ. прием, котор. польз писатель, - гротеск.

Произвед Фед. Мих. Дост-ого (« Бедн. люди », «Преступл-е и наказ.», «Братья Карам-вы», «Идиот », «Униж. и оскорб-ые») раскрыв. мир чел. страд., трагедию бесправн. и униж. личн.

Ко 2/2 XIX в. относ. расцвет творч-ва Льва Ник-ча Толст. Его ген. ром. «Война и мир», «А. Карен.», «Воскр-ие », повести, рассказы, драм. nроизв. с потряс.худ. силой раскр. сложн. движ-я челов души, вынос. беспощ. пригов. морали, нравам, устоям, цар. в выс. общ-ве.

С кон. 70-х гг. начин. литерат. деят-ть Ант. Пал. Чех. (авт «Вишн с.», «Толст. и тонк.», «Чайки» и др.). Чех. герои - мелк. чин-ки, разор. двор., провинц интел-ия, студенты, задавл. жизненными пробл, глубоко страд-ие от равнодушия и непон. окруж-их.

Рус. лит-ра 2/2 XIX в. пыталась дать обобщ. портр. героя своего врем., чел. действ., не жел. мир-ся с сущ. действит-ю. В лит-ре появ. нов. герои - интеллигенты, нигилисты, профес. революц-ры.

Восстановленный текст

Для литературы того времени были характерны дух обличительства, пристальный интерес к жизни простого человека, стремление найти пути и средства борьбы с пороками общества. Наиболее ярким примерам обличительной литературы является творчество Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Смешной, но одновременно страшной предстает Россия в произведениях великого сатирика (Губернские очерки , «История одного города », «Господа Головлевы», «Помпадуры и помпадурши») . Художественный прием, которым пользуется писатель, - гротеск.

Произведения Федора Михайловича Достоевского («Бедные люди», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот», «Униженные и оскорбленные») раскрывают мир человеческих страданий, трагедию бесправной и униженной личности.

Ко второй половине XIX в. относится расцвет творчества Льва Николаевича Толстого. Его гениальные романы «Война и мир», «Анна Каренина» , «Воскресение », повести, рассказы, драматические произведения с потрясающей художественной силой раскрывают сложнейшие движения человеческой души, выносят беспощадный приговор морали, нравам, устоям, царившим в высшем обществе.

С конца 70-х гг. начинается литературная деятельность Антона Павловича Чехова (автора «Вишневого сада», «Толстого и тонкого», «Чайки» и др.). Чеховские герои - мелкие чиновники, разорившиеся дворяне, провинциальная интеллигенция, студенты, задавленные жизненными проблемами, глубоко страдающие от равнодушия и непонимания окружающих.

Русская литература второй половины XIX в. пыталась дать обобщенный портрет героя своего времени, человека действия, не желающего мириться с существующей действительностью. В литературе появились новые герои - интеллигенты, нигилисты, профессиональные революционеры.

Картинная Галерея

Карточки с репродукциями

1. Перов «Тройка»

2. Суриков «Боярыня Морозова»

3. Васнецов «Богатыри

4. Репин «Бурлаки на Волге»

Музыкальный переулок

Вопросы, записанные на доске

1. Кто назвал содружество пяти известных композиторов «Могучей кучкой?»

2. Входил ли Н.Г.Рубинштейн в «Могучую кучку»?

3. Автор оперы о «неприродном» царе Российского государства начала XVII века.

4. Вторая симфония А.П.Бородина называлась… .

5. Композитор второй половины XIX века, чьи произведения вошли в золотой фонд мировой культуры, автор трех балетов.

6. Дирижер симфонического оркестра Московского отделения Русского музыкального общества.

Ответы

1. В.В.Стасов

2. Нет

3. М.П.Мусоргский

4. Богатырская

5. П.И.Чайковский

6. Н.Г.Рубинштейн

Текст

Глубина осмысления действительности была свойственна не только литераторам, но и русским композиторам. М.А.Балакирев, А.П. Бородин, Ц.А.Кюи, М.П.Мусоргский, Н.А.Римский-Корсаков объединились в содружество композиторов, которое выдающийся критик В.В.Стасов окрестил Могучей Кучкой.

Самой незаурядной личностью этого общества был М.П.Мусоргский. Композитор, создавая оперы «Хованщина», «Борис Годунов», искал ответа на животрепещущие вопросы современности в исторических сюжетах.

Легендарное прошлое предков стало важной темой творчества А.П.Бородина. Его вторая («Богатырская») симфония и опера «Князь Игорь» взывали к патриотическим чувствам, прославляли героизм и величие русского народа.

Особое место в истории русской музыки занимает творчество П.И.Чайковского, чьи произведения вошли в золотой фонд мировой культуры. Чайковский – автор шести симфоний. В них композитор выразил свою беспредельную любовь к родной земле, свои глубокие философские размышления о жизни и судьбе человека Во всем мире известны его оперы. Написанные на пушкинские сюжеты, -«Евгений Онегин» и «Пиковая Дама», «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица».

В самом начале 60-х гг. музыкальном поприще выступил пианист и блестящий дирижер Николай Григорьевич Рубинштейн. Благодаря его стараниям в 1860 г. появилось Московское отделение Русского музыкального общества и великолепный симфонический оркестр, дававший по субботам концерты в дворянском собрании. Оркестром дирижировал Н. Г. Рубинштейн. Работа Музыкального общества была поставлена столь

серьезно, что даже люди, вовсе не увлекавшиеся симфонической музыкой, считали своей обязанностью бывать на субботних концертах.

Театральная площадь

Карточки

1. Артистический

2. А.Н.Островский

3. М.Н.Ермолова

4. П.М.Садовский

5. 1865

6. 100

7. Малый

8. Большой

9. М.А.Балакирев

10. 1870

Текст

Особая роль в пореформенной России отводилась театру. Он был в то время единственным публичным местом, где легально могли проявляться не только личные, но и общественные симпатии, где авторы пьес могли почувствовать мгновенный зрительский отклик на идеи, заложенные в их произведениях. Театр представлял нечто большее, чем развлекательное зрелище. Он стал единственным серьезным культурным развлечением. Особенно велика была роль театра в провинции. Театры действовали более чем в 100 городах.

В 1865 г. по инициативе А. Н. Островского, Н. Г. Рубинштейна, В. Ф. Одоевского в Москве были организованы Артистический кружок и первый народный театр. В спектаклях, которые ставились этими организациями, наряду с профессионалами принимали участие самодеятельные артисты, представлявшие все сословия.

Центром театральной жизни России в этот период был московский Малый театр. Его стали называть «Домом Островского», т.к. благодаря созвездию талантливых актеров в нем с успехом проходили пьесы драматурга.

Целая эпоха Малого театра связана с именем М.Н.Ермоловой, величайшей русской трагической актрисы. Она воссоздала на сцене образы самых ярких героинь пьес Островского.

Гордостью театра также были П.А.Стрепетова, П.М.Садовский, М.Г.Савина и др. П.М.Садовский прославился исполнением ролей купцов-самодуров в пьесах Островского.

Наши рекомендации