Использование игровой деятельности на уроке
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию игровой деятельности на уроке.
Разработка и проведение урока с применением игровой деятельности
В предыдущей главе мы рассмотрели теоретические стороны изучаемого нами вопроса. Но для того, чтобы убедиться в эффективности применения данной методики, необходимо провести практические занятия с использованием игровой деятельности.
Исследование проводилось на базе МКОУ СОШ с УИОП №2 им. А. Жаркова г. Яранска Кировской области. Выборку составили 42 учащихся 8 «А» и 8 «Г» классов.
Нами было выделено три этапа эмпирической части исследования:
1) Разработка технологической карты и конспекта урока с применением игровой деятельности, направленной на улучшение усвоение необходимого учебного материала, а также разработка урока по данной теме без применения игровых технологий для параллельной группы испытуемых;
2) Непосредственное проведение данных уроков в параллельных классах;
2) Проведение диагностического тестирования у обеих групп;
3) Анализ результатов мероприятия.
При разработке уроков были использованы учебники по истории России для 8 класса А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной [7] и Н.Н. Лазуковой, О.Н. Журавлевой [9]. Также при создании уроков мы руководствовались методическими разработками Л.П. Борзовой [5] и А.В. Миронова [11].
Согласно первому этапу исследования были разработаны два типа урока, а именно – урок игра «Путешествие в город Культуры. Вторая половина XIX века» и аналогичный урок «Культура России второй половине XIX века» без использования игровой деятельности (Прил. 1,2). Нами были организованы встречи с учащимися и непосредственно проведены уроки. Каждое из занятий сопровождалось презентацией. В конце урока ученикам был предложен тест по пройденному материалу с выбором ответа, а также с задачами на сопоставление данных и знание фактов (Прил.3)
Ниже приводится конспект урока истории с применением игровых технологий.
«Путешествие в город Культуры. Вторая половина XIX века»
Цели урока:
Предметные:
1) углубить знания обучающихся о вкладе деятелей русской культуры в мировую культуру;
2) сформировать представление обучающихся об особенностях русской культуры второй половины XIX века;
Метапредметные:
А) коммуникативные:
1) умение обучающихся работать в группе;
2) умение излагать свое мнение и аргументировать его;
3)быстрая реакция, ориентирование при поставленной задаче;
Б) познавательные:
1) умение анализировать письменный и устный материал;
2) обобщать, делать выводы;
Тип урока: урок изучения нового материала
Формы работы обучающихся: в группах, самостоятельно
Оборудование: проектор, интерактивная доска, конверты с заданиями, доска, мел, раздаточный материал (Прил. 2).
Ход урока
Организационный момент:
Учитель: Прозвенел звонок, и мы начинаем наш урок. Здравствуйте, садитесь. Сегодня мы с вами рассмотрим культуру XIX века, а именно литературу, музыку, изобразительное творчество и архитектуру.
Я желаю вам рабочего настроения, уважительного отношения к ответам одноклассников. Я уверена, у нас всё получится.
Ученики предварительно рассаживаются по 4 командам
Постановка цели, мотивация. Актуализация знаний:
Учитель: сегодня у нас будет не простой урок. Мы с вами отправимся в путешествие в город Культуры. Но для начала давайте вспомним, что такое «культура» и от каких факторов зависит это явление? Кого из деятелей культуры первой половины XIX века вы помните?
Примерные ответы: «Культура – это совокупность духовных и материальных ценностей, созданных человеком в определенные эпохи» или «Культура, это явление, которое несет отпечаток исторической эпохи» и т.д. (учащиеся высказывают свою точку зрения, аргументируют ее и приходят выводам о влиянии экономических и политических реформ 60-70-х годов, событиях общественной жизни на духовное развитие российского общества;вспоминают деятелей культуры начала XIX века).
Учитель: А теперь давайте сформулируем цели сегодняшнего урока
Примерные ответы: «узнать основные направления в творчестве художников, писателей», «понять, чем отличается культура второй половины XIX века», «какие жанры живописи, архитектурные стили присущи культуре второй половины XIX века, какой вклад в культуру внесли писатели» и т.п.
Учитель (формулирует проблему урока):
· сформировать представления о роли литературы в общественной жизни России;
· дать характеристику творчеству писателей;
· выяснить основные направления в русском изобразительном искусстве.
· ознакомиться с новыми явлениями в архитектуре и музыке, театре и т.п.
Учитель: Молодцы! Что ж место назначения - город Культуры, время - вторая половина XIX века. Поехали!
Изучение нового материала:
Учитель: И первая наша остановка - «Проспект Литераторов». Здесь красиво и просторно…, но что это? Прямо на дороге разбросаны какие-то фразы или слоги. Давайте соберем словосочетание! Та команда, что справится быстрее, получает 4 балла, остальные 3,2 и 1 соответственно.
Складывают словосочетание «критический реализм»
Учитель: Верно, критический реализм – это одно из основных художественных направлений второй половины XIX века в культуре, в частности в литературном творчестве. А каковы черты этого направления на ваш взгляд?
Повышенное внимание к отображению реальной жизни на основе критического восприятия
Учитель: А сейчас я предлагаю вам, ребята, побыть редакторами. Необходимо восстановить текст, который наш незадачливый писатель сократил до неузнаваемости.
Выдается 1 текст на группу. Первые сделавшие задание зачитывают текст и получают 2 балла.
Учитель: Молодцы! А мы продолжаем наше путешествие. И вот мы оказываемся в «Картинной галерее» города Культуры прямо на выставке художников-передвижников. Следует отметить, что «Товарищество передвижных художественных выставок» образовалось при весьма интересных обстоятельствах.
Накануне столетия со дня основания императорской Академии художеств, а именно 9 ноября 1863 г., 14 лучших ее выпускников отказались писать выпускную работу по заданной теме, обосновав это тем, что в России есть что рисовать(имелась в виду соц.обстановка). Выпускники хотели писать картины на собственные темы, и когда им в этом было отказано, они покинули стены академии. Вдохновителем «бунта» был И.Н.Крамской.
После этого «бунта» И.Н.Крамской организовал выставку картин своих современников в Нижнем Новгороде. А уже в 1870 г. художники, отстаивающие реализм, объединились в «Товарищество. Картины передвижников регулярно появлялись на выставках в различных городах России, вызывая широкий интерес публики.
Давайте посмотрим на эти замечательные картины.
Рассматривают репродукции картин, обсуждают
Учитель: Ой, а тут, кажется, одни пустые рамы. Наверняка картины забрали на реставрацию. Но нельзя же срывать такую замечательную выставку! Предлагаю вам самим воспроизвести изображенных на данных полотнах героев.
На слайде 4 пустых рамы с подписями (автор и название картины), командам раздается по одному произведению. Задача – воспроизвести его («живая картина»). Команда сделавшая это наиболее качественно и понятно для остальных получает 4 балла, остальные соответственно 3,2 и 1.
После игры репродукции возвращаются на места
Учитель: Что же, картины вернулись на свои места, а нам пора продолжать нашу экскурсию по городу.
И мы оказываемся на «Музыкальном переулке».
Как известно, музыканты обладают совершенным слухом. Посмотрим, так ли хорошо слушаете и слышите вы. Обратите внимание на доску: вы видите на ней ряд вопросов. Ваша задача услышать ответы на эти вопросы, исходя из прочитанного мною материала. Когда доска полностью будет чиста – игра закончена. Не забывайте вежливо относиться к другим командам, поднимайте руку при ответе и будьте внимательны.
Читает текст. Ученики постепенно отвечают на вопросы – доска становится чище. Команды получают баллы по количеству ответов.
Учитель: Чудесно! Но наше путешествие подходит к концу, и напоследок мы с вами прогуляемся по Театральной площади. Собственно на ней и находится московский Малый театр или как его называли «дом Островского» т.к. благодаря созвездию талантливых актеров в нем с успехом проходили пьесы драматурга. Но перед походом в театр необходимо ознакомиться с его репертуаром, узнать, кто исполняет главные роли, а кто является постановщиком. Для этого я предлагаю вам следующую игру: сейчас я раздам вам конверты, в которых запечатан Различные слова, числа, фамилии. Вы должны соотнести с текстом на слайде. Некоторые слова и выражения – лишние, будьте внимательнее. Та команда, которая быстрее и качественнее справится с заданием, получает 4 балла, остальные соответственно 3,2 и 1.
Раздает конверты, ученики подставляют слова в текст
Обобщение и систематизация знаний, закрепление материала:
Учитель: Наше путешествие в город Культуры завершилось. Напоследок мы с вами проверим, насколько хорошо вы поняли пройденный материал. Вам предлагается решить тест (Прил.3).
Решение теста «Культура во второй половине XIX века»
За время теста учитель (или жюри) подводит итоги игры.
Учитель: Меняемся бланками и проверяем
Проверка контрольного тестирования
Рефлексия
Учитель: Ребята, ответьте мне на вопрос – что нового вы узнали сегодня, с какими деятелями культуры познакомились? Понравилось ли вам сегодняшнее занятие?
Таким образом, нами были разработаны конспекты уроков, один из которых подразумевал использование игровой деятельности. После проведения данных уроков, мы сравнили оба занятия – с применением игровой деятельности и без нее, а также проанализировали эффективность выделенных нами педагогических условий. Данный анализ представлен в следующем параграфе.
Заключение
Изучив литературу по данной теме и проведя экспериментальное исследование, мы узнали, что игра является неотъемлемой частью как жизни человека в целом, так и педагогического процесса в частности. Игра – это вид деятельности, в котором ученик может проявить себя в различных позициях, раскрыть собственный потенциал; кроме того игра позволяет учителю наилучшим образом взаимодействовать с учеником. Игровые технологии также помогают учащимся в решении задач, которые при использовании данной методики носят скрытый характер, благодаря чему ребенок справляется с данными заданиями легко.
Проанализировав развитие применения игровых технологий на уроке в педагогической науке и практике, автор может сказать, что данный вид технологий в последнее время становится все более востребованным. Этому способствуют интересная форма подачи материала, многофункциональность игры, соревновательный компонент и дополнительная мотивация школьников к изучению предмета.
Следует отметить, что игра является весьма неоднозначным явлением. Для правильного ее использования в образовательном процессе следует учитывать педагогические условия и особенности проведения игры. Игровая форма подачи материала требует лаконичности этапов, их оригинальности, в то же время педагогу следует не отходить от учебной деятельности, следовать образовательной программе. Также данный вид урока требует от учителя дополнительное время на подготовку к занятию.
Исходя из результатов проведенного нами исследования, было выяснено, что использование игровой деятельности на уроке является достаточно эффективным средством формирования знаний, умений, навыков и необходимых компетенций учащихся. Применение на одном из уроков данного вида деятельности с соблюдением определенных нами выше педагогических условий позволило ученикам лучше запомнить учебный материал. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтверждена.
Библиографический список
1. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ред. от 31.12.2015) [Текст]: [Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 № 19644]. – М., 2015.
2. Абуков, А.Ф. Методологические аспекты использования игры (игрового метода) в педагогике и психологии [Текст]/ А.Ф. Абуков// «Знание».-. 2016. №11 - с 51-57.
3. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой [Текст]: Кн. для учителя/ Н.П.Аникеева. – М.: Просвещение, 1987 – с.113-120, 131.
4. Бархинцева, Н.Е. Игровая деятельность в обучении [Электронный ресурс]/Н.Е. Бархинцева// Фестиваль 1 Сентября – 2007-2008 – Режим доступа: festival.1september.ru/articles/500198/
5. Борзова, Л.П. Игры на уроке истории [Текст]: Метод, пособие для учителя/ Л.П.Борзова. - М. : Изд-во Владос-Пресс, 2003 – с.39-45 .
6. Боровских, А.В. Игра: деятельность или мышление? [Текст]/ А.В.Боровских// Педагогика. - 2015. №7 – с.51.
7. Данилов, А.А. История России: XIX . 8 класс. [Текст]: Учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. - 11-е изд. – М.: Просвещение, 2010 – с.266-272 .
8. Кукушин, B.C. Теория и методика обучения/B.C. Кукушин. - Ростов н/Д.:Феникс,2005 – с.206-209.
9. Лазукова, Н.Н. История России [Текст]: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Н. Лазукова, О.Н. Журавлева; под общ. ред. Р.Ш. Ганелина. – М.:Вентана-Граф. 2013 – с.224-241.
10. Макаренко, А.С. Некоторые выводы из педагогического опыта [Текст]/ А.С.Макаренко. - Т.5. - М., 1958 –с.79.
11. Миронов, А.В., Как построить урок в соответствии с ФГОС/ Миронов А.В., - 2014 – С.27-34.
12. Михайленко, Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011 – с 110-123.
13. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение [Текст]: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ А.П.Панфилова.— М.: Издательский центр «Академия», 2009 – с108-113.
14. Педагогический словарь [Текст]: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ [В.И.Загвязинский , А.Ф.Закирова , Т.А.Строкова и др.]; под ред. В.И.Загвязинского, А.Ф.Закировой . - М.: Издательский центр «Академия»,2008 –с.81-82.
15. Приблуда, Е.И. Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания [Текст]/ Е.И. Приблуда// Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2013.Т.3 – С.49-55.
16. Пряжникова О.В. от теории к практике на уроках истории [Текст]/ О.В.Пряжникова// журнал «Эксперимент и инновации в школе». - 2009, №6 – с 72-81.
17. Репринцева, Е.Л. Педагогические игры: теория, история, практика. [Текст]/ Е.Л.Репринцева – Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2005 – с.43-57.
18. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]: учебное пособие/ Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998 – 65-77.
19. Сергеева, И. С. Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников [Текст]: методические рекомендации / И. С. Сергеева, Ф. С. Гайнуллова. М.: КНОРУС, 2016- с. 6-18, 20.
20. Сивцева А. С. Определении содержания понятия «педагогические условия» методом контент-анализа [Электронный ресурс] А.С.Сивцева -Библиотека Мелитопольского Государственного Педагогического университета им. Б.Хмельницкого – Режим доступа: http://eprints.zu.edu.ua/13972/1/139-143.pdf
20.
21. Спиваковская, А.С. Игра - это серьезно [Текст]/ А.С. Спиваковская. - М., 1981 – 87-89, 93-99.
22. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения [Текст]/ К.Д. Ушинский. -В 6 т. Т. 5/Сост. С.Ф.Егоров. – М.: Педагогика,1990 – С.112.
23. Хёйзинга, Йохан. Homo ludens. Человек играющий [Текст]/ Сост., предисл. X 35 и пер. с нидерл. Д.В. Сильвестрова; Коммент., указатель Д. Э. Харитоновича. - СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011 – С.46.
24. Шайхетдинова, Л.Р. Игровые технологии как фактор познавательной деятельности учащихся [Электронный ресурс]/ Л.Р. Шайхетдинова// Фестиваль 1 Сентября – 2007-2008 - Режим доступа: festival.1september.ru/articles/522077/
25. Шмаков, С.А. Игры учащихся – феномен культуры [Текст]/ С.А. Шмаков. - М., 1994 – с.34-40.
26. Янковский, Н.К. Дидактическая игра как средство развития творческой активности школьников[Электронный ресурс]/.Н.К. Янковский// Электронная газета «Биология». – 2000, №14. – Режим доступа: bio.1september.ru /article.php?ID=200001403
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Ход урока
Организационный момент:
Учитель: Прозвенел звонок, и мы начинаем наш урок. Здравствуйте, садитесь. Сегодня мы с вами рассмотрим культуру XIX века, а именно литературу, музыку, изобразительное творчество и архитектуру.
Я желаю вам рабочего настроения, уважительного отношения к ответам одноклассников. Я уверена, у нас всё получится.
Постановка цели, мотивация:
Учитель: Для начала вспомним, что такое «культура» и от каких факторов зависит это явление?
Примерные ответы: «Культура – это совокупность духовных и материальных ценностей, созданных человеком в определенные эпохи» или «Культура, это явление, которое несет отпечаток исторической эпохи» и т.д.
(учащиеся высказывают свою точку зрения, аргументируют ее и приходят выводам о влиянии экономических и политических реформ 60-70-х годов, событиях общественной жизни на духовное развитие российского общества).
Учитель: А теперь давайте сформулируем тему сегодняшнего урока
Примерные ответы: «узнать основные направления в творчестве художников, писателей», «понять, чем отличается культура второй половины XIX века», «какие жанры живописи, архитектурные стили присущи культуре второй половины XIX века, какой вклад в культуру внесли писатели» и т.п.
Учитель (формулирует проблему урока):
· сформировать представления о роли литературы в общественной жизни России;
· дать характеристику творчеству писателей;
· выяснить основные направления в русском изобразительном искусстве.
· ознакомиться с новыми явлениями в архитектуре и музыке, театре и т.п.
Актуализация знаний:
Учитель: ребята, давайте вспомним основных деятелей культуры начала XIX века и направления их деятельности, обратите внимание на экран
(Работа со слайдом, ученики вспоминают основных деятелей культуры по блокам «музыка», «литература», «живопись», «театр», обсуждают)
Изучение нового материала:
Учитель: Молодцы! А теперь приступим к изучению нового для нас материала.
Открываем учебники на стр. … . Ваша задача – заполнить данную таблицу «Русская литература второй половины XIX века» (слайд)
Проверка самостоятельной работы. Учитель организует беседу
Учитель: Вы хорошо поработали, умницы. Итак, мы с вами разобрали основных представителей литературы конца XIX века, выяснили, какие нравственные проблемы они задевают в своем творчестве и как оно влияет на общественную жизнь в России во второй половине XIX века.
А сейчас давайте ознакомимся с изобразительным творчеством и таким замечательным явлением как театр. Послушайте…
Учитель рассказывает необходимый материал по данной теме, а именно по изобразительному искусству и театру второй половины XIX века.
Учитель: Попрошу вас ответить на следующие вопросы
Какие новые представления о целях и задачах живописи, ее роли в общественной жизни сложились в России во второй половине XIX века?
С чем связано появление объединения художников передвижников. Что их объединяло? Кто входил в состав Товарищества?
Обобщение и систематизация знаний, закрепление материала:
Учитель: А сейчас мы с вами проверим, насколько хорошо вы поняли пройденный материал. Вам предлагается решить тест.
Решение теста «Культура во второй половине XIX века»
Учитель: Меняемся бланками и проверяем
Проверка контрольного тестирования
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Учитель: Вы большие молодцы, очень хорошо поработали на сегодняшнем уроке. Открываем дневники и записываем домашнее задание.
Записывают домашнее задание, разбирают сообщения.
Рефлексия
Учитель: Ребята, ответьте мне на вопрос – что нового вы узнали сегодня, с какими деятелями культуры познакомились?
Понравилось ли вам сегодняшнее занятие?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Для урока-игры
Проспект Литераторов
Текст (на карточках)
Для лит-ры т. врем. характ. дух облич-ва, прист. интер. к жизни прост. чел., стремление найти пути и ср-ва борьбы с порок. общ-ва. Наиб. ярк. прим. обличит. лит-ры явл. творч-во Мих.Евграф. Салт.-Щедр.. Смешн., но одноврем. страшн. предстает Рос. в произвед. велик. сатирика (Губерн. очерки , «Истор. 1 города », «Господа Головл.», «Помпадуры и -дурши») . Худ. прием, котор. польз писатель, - гротеск.
Произвед Фед. Мих. Дост-ого (« Бедн. люди », «Преступл-е и наказ.», «Братья Карам-вы», «Идиот », «Униж. и оскорб-ые») раскрыв. мир чел. страд., трагедию бесправн. и униж. личн.
Ко 2/2 XIX в. относ. расцвет творч-ва Льва Ник-ча Толст. Его ген. ром. «Война и мир», «А. Карен.», «Воскр-ие », повести, рассказы, драм. nроизв. с потряс.худ. силой раскр. сложн. движ-я челов души, вынос. беспощ. пригов. морали, нравам, устоям, цар. в выс. общ-ве.
С кон. 70-х гг. начин. литерат. деят-ть Ант. Пал. Чех. (авт «Вишн с.», «Толст. и тонк.», «Чайки» и др.). Чех. герои - мелк. чин-ки, разор. двор., провинц интел-ия, студенты, задавл. жизненными пробл, глубоко страд-ие от равнодушия и непон. окруж-их.
Рус. лит-ра 2/2 XIX в. пыталась дать обобщ. портр. героя своего врем., чел. действ., не жел. мир-ся с сущ. действит-ю. В лит-ре появ. нов. герои - интеллигенты, нигилисты, профес. революц-ры.
Восстановленный текст
Для литературы того времени были характерны дух обличительства, пристальный интерес к жизни простого человека, стремление найти пути и средства борьбы с пороками общества. Наиболее ярким примерам обличительной литературы является творчество Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Смешной, но одновременно страшной предстает Россия в произведениях великого сатирика (Губернские очерки , «История одного города », «Господа Головлевы», «Помпадуры и помпадурши») . Художественный прием, которым пользуется писатель, - гротеск.
Произведения Федора Михайловича Достоевского («Бедные люди», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот», «Униженные и оскорбленные») раскрывают мир человеческих страданий, трагедию бесправной и униженной личности.
Ко второй половине XIX в. относится расцвет творчества Льва Николаевича Толстого. Его гениальные романы «Война и мир», «Анна Каренина» , «Воскресение », повести, рассказы, драматические произведения с потрясающей художественной силой раскрывают сложнейшие движения человеческой души, выносят беспощадный приговор морали, нравам, устоям, царившим в высшем обществе.
С конца 70-х гг. начинается литературная деятельность Антона Павловича Чехова (автора «Вишневого сада», «Толстого и тонкого», «Чайки» и др.). Чеховские герои - мелкие чиновники, разорившиеся дворяне, провинциальная интеллигенция, студенты, задавленные жизненными проблемами, глубоко страдающие от равнодушия и непонимания окружающих.
Русская литература второй половины XIX в. пыталась дать обобщенный портрет героя своего времени, человека действия, не желающего мириться с существующей действительностью. В литературе появились новые герои - интеллигенты, нигилисты, профессиональные революционеры.
Картинная Галерея
Карточки с репродукциями
1. Перов «Тройка»
2. Суриков «Боярыня Морозова»
3. Васнецов «Богатыри
4. Репин «Бурлаки на Волге»
Музыкальный переулок
Вопросы, записанные на доске
1. Кто назвал содружество пяти известных композиторов «Могучей кучкой?»
2. Входил ли Н.Г.Рубинштейн в «Могучую кучку»?
3. Автор оперы о «неприродном» царе Российского государства начала XVII века.
4. Вторая симфония А.П.Бородина называлась… .
5. Композитор второй половины XIX века, чьи произведения вошли в золотой фонд мировой культуры, автор трех балетов.
6. Дирижер симфонического оркестра Московского отделения Русского музыкального общества.
Ответы
1. В.В.Стасов
2. Нет
3. М.П.Мусоргский
4. Богатырская
5. П.И.Чайковский
6. Н.Г.Рубинштейн
Текст
Глубина осмысления действительности была свойственна не только литераторам, но и русским композиторам. М.А.Балакирев, А.П. Бородин, Ц.А.Кюи, М.П.Мусоргский, Н.А.Римский-Корсаков объединились в содружество композиторов, которое выдающийся критик В.В.Стасов окрестил Могучей Кучкой.
Самой незаурядной личностью этого общества был М.П.Мусоргский. Композитор, создавая оперы «Хованщина», «Борис Годунов», искал ответа на животрепещущие вопросы современности в исторических сюжетах.
Легендарное прошлое предков стало важной темой творчества А.П.Бородина. Его вторая («Богатырская») симфония и опера «Князь Игорь» взывали к патриотическим чувствам, прославляли героизм и величие русского народа.
Особое место в истории русской музыки занимает творчество П.И.Чайковского, чьи произведения вошли в золотой фонд мировой культуры. Чайковский – автор шести симфоний. В них композитор выразил свою беспредельную любовь к родной земле, свои глубокие философские размышления о жизни и судьбе человека Во всем мире известны его оперы. Написанные на пушкинские сюжеты, -«Евгений Онегин» и «Пиковая Дама», «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица».
В самом начале 60-х гг. музыкальном поприще выступил пианист и блестящий дирижер Николай Григорьевич Рубинштейн. Благодаря его стараниям в 1860 г. появилось Московское отделение Русского музыкального общества и великолепный симфонический оркестр, дававший по субботам концерты в дворянском собрании. Оркестром дирижировал Н. Г. Рубинштейн. Работа Музыкального общества была поставлена столь
серьезно, что даже люди, вовсе не увлекавшиеся симфонической музыкой, считали своей обязанностью бывать на субботних концертах.
Театральная площадь
Карточки
1. Артистический
2. А.Н.Островский
3. М.Н.Ермолова
4. П.М.Садовский
5. 1865
6. 100
7. Малый
8. Большой
9. М.А.Балакирев
10. 1870
Текст
Особая роль в пореформенной России отводилась театру. Он был в то время единственным публичным местом, где легально могли проявляться не только личные, но и общественные симпатии, где авторы пьес могли почувствовать мгновенный зрительский отклик на идеи, заложенные в их произведениях. Театр представлял нечто большее, чем развлекательное зрелище. Он стал единственным серьезным культурным развлечением. Особенно велика была роль театра в провинции. Театры действовали более чем в 100 городах.
В 1865 г. по инициативе А. Н. Островского, Н. Г. Рубинштейна, В. Ф. Одоевского в Москве были организованы Артистический кружок и первый народный театр. В спектаклях, которые ставились этими организациями, наряду с профессионалами принимали участие самодеятельные артисты, представлявшие все сословия.
Центром театральной жизни России в этот период был московский Малый театр. Его стали называть «Домом Островского», т.к. благодаря созвездию талантливых актеров в нем с успехом проходили пьесы драматурга.
Целая эпоха Малого театра связана с именем М.Н.Ермоловой, величайшей русской трагической актрисы. Она воссоздала на сцене образы самых ярких героинь пьес Островского.
Гордостью театра также были П.А.Стрепетова, П.М.Садовский, М.Г.Савина и др. П.М.Садовский прославился исполнением ролей купцов-самодуров в пьесах Островского.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Таблица 1. «Средний балл тестирования учащихся 8 «Г» класса»
№ п/п | ИФ | № тестовых заданий | ИТОГ (в баллах) | ||||||||
1 | Владислав А. | + | + | + | - | + | + | + | + | + | |
Валерия Б. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
Анастасия В. | + | + | + | - | + | + | - | + | + | ||
Софья Д. | + | + | + | - | - | + | + | - | - | ||
Варвара И. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
Ксения К. | - | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
Денис Л. | + | + | + | - | + | + | - | + | + | ||
Денис Л. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
Михаил Л. | + | + | + | + | + | + | - | - | + | ||
Андрей П. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
Кристина С. | + | + | + | + | + | + | - | + | + | ||
Данил Ф. | + | + | + | - | + | + | + | + | + | ||
Екатерина Х. | - | + | - | - | + | + | + | + | + | ||
Евгений Ч. | + | + | - | + | + | + | + | + | + | ||
Алексей Ш. | + | + | - | + | + | + | - | - | + | ||
Никита Щ. | + | - | + | + | + | + | - | + | + | ||
Татьяна Б. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
Андрей Л. | - | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
Дмитрий Б. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
Сергей Д. | + | + | + | - | + | + | + | + | + | ||
Среднее количество баллов | 7,8 |
Таблица 2. «Средний балл тестирования учащихся 8 «А» класса»
№ п/п | ИФ | № тестовых заданий | ИТОГ (в баллах) | ||||||||
Ксения А. | - | + | + | - | + | + | - | + | + | ||
Валерия Б. | + | + | + | - | + | + | + | + | + | ||
Александр Б. | + | - | + | + | + | + | - | + | + | ||
Елизавета Е. | - | + | + | - | + | + | + | - | - | ||
Валерия З. | - | + | + | + | - | + | + | + | + | ||
Данил И. | - | + | + | + | + | - | - | + | + | ||
Даниил М. | - | + | + | - | + | + | + | + | + | ||
Илья М. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
Анастасия П. | + | + | + | + | + | + | - | - | + | ||
Илья П. | - | + | - | - | + | - | + | - | + | ||
Софья п. | + | - | - | - | - | - | - | + | + | ||
Юлия Р. | + | + | + | - | + | + | + | + | + | ||
Елизавета Р. | - | + | - | - | + | + | + | + | - | ||
Даниил С. | + | + | - | + | - | + | + | + | + | ||
Валерия С. | + | + | - | + | + | + | - | - | + | ||
Мария С. | + | - | + | - | + | - | - | + | + | ||
Николай Ч. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
Анжела Ш. | + | + | + | + | + | + | - | + | + | ||
Данил Щ. | + | + | + | - | + | - | + | + | + | ||
Дарья Щ. | + | + | - | - | + | + | + | + | + | ||
Мария Т. | - | + | - | + | + | - | - | + | + | ||
Наталия Ш. | + | + | + | + | + | - | + | + | + | ||
Среднее количество баллов | 7,2 |
Использование игровой деятельности на уроке
Выполнила: студентка 2 курса факультета истории, политических наук и культурологи группы ПОДб-2202-58-00 очной формы обучения Козлова Юлия Дмитриевна _________________________/подпись/
Научный руководитель: канд. педагог. наук, доцент кафедры педагогики Конышева Алия Вазиховна
_________________________/подпись/
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы использования игровой деятельности на уроке. 7
1.1. Исторический аспект использования игровой деятельности в педагогической науке и практике. 7
1.2 Педагогические условия использования и этапы проведения игровой деятельности на уроке. 16
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию игровой деятельности на уроке. 27
2.1. Разработка и проведение урока с применением игровой деятельности. 27
2.2. Анализ эффективности педагогических условий использования игровой деятельности на уроке. 33
Заключение. 38
Библиографический список. 39
Приложения
Введение
В современном обществе наблюдается тенденция быстрого развития науки и техники, увеличивается объем информации, скорость ее поступления и обработки. Происходят кардинальные изменения всех сфер общественной жизни, не является исключением и образование.
В настоящее время образование нацелено на формирование сильной и конкурентоспособной личности, готовой к самостоятельному решению жизненно важных задач. Немалое внимание уделяется развитию творческих способностей и социальной активности. Для этого ребенок должен усвоить ряд ключевых компетенций, таких как способность к исследованию, самореализации, критике и осмыслению собственного продукта деятельности, эффективной коммуникации и так далее.
Как известно, активизация данных способностей и их формирование происходит непосредственного на уроке с участием педагога. И здесь возникает проблема - как заинтересовать ребенка во время образовательного процесса, как привить ему необходимые знания, умения и навыки и раскрыть его потенциал.
Учение является основным видом деятельности школьника. Несмотря на то, что учение - это серьезный труд по усвоению необходимой информации и компетенций, не исключено введение в него игровых технологий, в частности дидактических игр. Феномен игры с давних пор исследовался психологией, педагогикой и методикой обучения. Е. И. Приблуда указывает следующих деятелей, разрабатывающих данную проблему в отечественной педагогике и психологии: П.П. Блонский, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин, в зарубежной - Ж. Пиаже, 3. Фрейд, Й. Хейзинг и другие. В их трудах исследована и обоснована роль игры в процессе развития личности, её основных психических функций, а также в процессах социализации, т.е. в усвоении и использовании человеком общественного опыта [15].
Понятие «игровые технологии» включает д