Понятие официально-делового стиля и его основные признаки
Официально-деловой стиль (ОДС) — это разновидность литературного языка, которая обслуживает сферу официально-деловых отношений, совокупность языковых средств, предназначенных для их регулирования, общения на государственно-политическом, общественном, экономическом уровне, в законодательстве, в сфере управления административно-хозяйственной деятельностью (официально-деловая языковая сфера).
Официально-деловой стиль обслуживает официальные и чрезвычайно важные сферы человеческих взаимоотношений: отношения между государственной властью и населением, между странами, между предприятиями, учреждениями и организациями, между личностью и обществом. Фактически всю жизнь человек находится в сфере действия официально-деловой речи.
Официально-деловой стиль – это язык деловых бумаг: распоряжений, законов, актов, программ, постановлений, резолюций, протоколов и др.
Это один из древнейших стилей. Его признаки находим в документах XI – XII вв, древнерусских летописях.
Главные признаки официально-делового языкового стиля таковы.
1. Он строится на логической основе. Важнейшими его элементами являются последовательность и точность изложения актов, документальность, объективность оценок, предельная чёткость, эмоционально-экспрессивная нейтральность высказывания. Важно соблюдать логическую последовательность изложения и следить за причинно-следственными связями между частями текста. Субъективный момент не должен проявляться в деловом тексте. Стиль отмечается строгими требованиями к лексике и фразеологии (широкое использование профессиональной терминологии, канцеляризмов, аббревиатур, отсутствие диалектизмов, жаргонизмов, просторечных выражений, слов с суффиксами субъективной оценки и тому подобное). Отсутствуют индивидуальные черты стиля. В отличие от других сфер деятельности, участники делового общения преимущественно выступают в роли представителей определённых организаций, заведений и выражают их интересы, то есть являются носителями определённых функций. В связи с этим проявления индивидуальности в деловом языке считаются отступлениями от нормы, нетипичными для стиля вообще.
2. ОДС характеризуется как растущей стандартизацией языка (употребление устоявшихся словесных формул, значительная частота повтора слов, оборотов, конструкций), так и своеобразием синтаксиса (прямой порядок слов: подлежащее — перед сказуемым и как можно ближе к началу предложения; определение — перед определяемым; вставные слова употребляются в начале предложения и тому подобное). Применяются особые речевые оборотов, налицо определённая стандартизация начал и окончаний документов. Например, в разговоре можно сказать: «С сегодняшнего дня я в отпуске». В заявлении же требуется написать: «Прошу считать меня находящимся в отпуске с такого-то числа». Это так называемые клише – устойчивые словесные формулы, закрепленные за определенной ситуацией, который воспринимаются как обычный, обязательный компонент ОДС. Наличие стандартных выражений облегчает, сокращает процесс создания текстов, приводит к использованию однотипных средств в одинаковых ситуациях.
3. Точность ОДС достигается употреблением слов только в словарном значении, широким использованием терминов, цифровых данных. Не допускается двусмысленность толкования слов. Деловой стиль лишен образности, эмоциональности и индивидуальных авторских черт. Тропы используются очень редко. В зависимости от того, какую именно отрасль общественной жизни обслуживает официально-деловой стиль, он может содержать общественно-политическую, общественно-производственную, юридическую, научную лексику и тому подобное.
4. Однообразие изложения, означает, что все документы одного вида имеют одинаковую композицию, в них используются предложения одинакового построения. Даже слова нередко используются одни и те же — это способствует лучшему, быстрому восприятию документа.
5. Наличие реквизитов, которые имеют определенную очередность. В различных видах деловых бумаг состав реквизитов неодинаков, он зависит от содержания документа, его назначения, способа обработки. Закрепление за реквизитами постоянного места делает документы удобными для зрительного восприятия, упрощает их обработку.