Понятие официально-делового стиля и его основные признаки

Официально-деловой стиль (ОДС) — это разновидность литературного языка, которая обслуживает сферу официально-деловых отношений, совокупность языковых средств, предназначенных для их регулирования, общения на государственно-политическом, общественном, экономическом уровне, в законодательстве, в сфере управления административно-хозяйственной деятельностью (официально-деловая языковая сфера).

Официально-деловой стиль обслуживает официальные и чрезвычайно важные сферы человеческих взаимоотношений: отношения между государственной властью и населением, между странами, между предприятиями, учреждениями и организациями, между личностью и обществом. Фактически всю жизнь человек находится в сфере действия официально-деловой речи.

Официально-деловой стиль – это язык деловых бумаг: распоряжений, законов, актов, программ, постановлений, резолюций, протоколов и др.

Это один из древнейших стилей. Его признаки находим в документах XI – XII вв, древнерусских летописях.

Главные признаки официально-делового языкового стиля таковы.

1. Он строится на логической основе. Важнейшими его элементами являются последовательность и точность изложения актов, документальность, объективность оценок, предельная чёткость, эмоционально-экспрессивная нейтральность высказывания. Важно соблюдать логическую последовательность изложения и следить за причинно-следственными связями между частями текста. Субъективный момент не должен проявляться в деловом тексте. Стиль отмечается строгими требованиями к лексике и фразеологии (широкое использование профессиональной терминологии, канцеляризмов, аббревиатур, отсутствие диалектизмов, жаргонизмов, просторечных выражений, слов с суффиксами субъективной оценки и тому подобное). Отсутствуют индивидуальные черты стиля. В отличие от других сфер деятельности, участники делового общения преимущественно выступают в роли представителей определённых организаций, заведений и выражают их интересы, то есть являются носителями определённых функций. В связи с этим проявления индивидуальности в деловом языке считаются отступлениями от нормы, нетипичными для стиля вообще.

2. ОДС характеризуется как растущей стандартизацией языка (употребление устоявшихся словесных формул, значительная частота повтора слов, оборотов, конструкций), так и своеобразием синтаксиса (прямой порядок слов: подлежащее — перед сказуемым и как можно ближе к началу предложения; определение — перед определяемым; вставные слова употребляются в начале предложения и тому подобное). Применяются особые речевые оборотов, налицо определённая стандартизация начал и окончаний документов. Например, в разговоре можно сказать: «С сегодняшнего дня я в отпуске». В заявлении же требуется написать: «Прошу считать меня находящимся в отпуске с такого-то числа». Это так называемые клише – устойчивые словесные формулы, закрепленные за определенной ситуацией, который воспринимаются как обычный, обязательный компонент ОДС. Наличие стандартных выражений облегчает, сокращает процесс создания текстов, приводит к использованию однотипных средств в одинаковых ситуациях.

3. Точность ОДС достигается употреблением слов только в словарном значении, широким использованием терминов, цифровых данных. Не допускается двусмысленность толкования слов. Деловой стиль лишен образности, эмоциональности и индивидуальных авторских черт. Тропы используются очень редко. В зависимости от того, какую именно отрасль общественной жизни обслуживает официально-деловой стиль, он может содержать общественно-политическую, общественно-производственную, юридическую, научную лексику и тому подобное.

4. Однообразие изложения, означает, что все документы одного вида имеют одинаковую композицию, в них используются предложения одинакового построения. Даже слова нередко используются одни и те же — это способствует лучшему, быстрому восприятию документа.

5. Наличие реквизитов, которые имеют определенную очередность. В различных видах деловых бумаг состав реквизитов неодинаков, он зависит от содержания документа, его назначения, способа обработки. Закрепление за реквизитами постоянного места делает документы удобными для зрительного восприятия, упрощает их обработку.

Наши рекомендации