Словарь основных терминов (глоссарий)
Адаптация – важный критерий самосохранения организации как системы; способность приспосабливаться к изменяющимся условиям функционирования организации; изменение свойств и параметров организации в соответствии с изменениями состояния ее внешней среды.
Административные принципы – управление закрытой системой, которое сфокусировано на организации и основано на опыте специалистов-практиков
Акцент на внутренних процессах – аспект модели конкурирующих ценностей, касающийся ценностей внутренней фокусировки и структурного контроля
Акцент на рациональной цели – аспект модели конкурирующих ценностей, отражающий ценности структурного контроля и внешнего фокуса
Акцент на человеческих отношениях – аспект модели конкурирующих ценностей, заключающий в себе ценности внутреннего фокуса и гибкой структуры
Выживание организации – итоговая характеристика процесса жизнедеятельности организации или анализа уровня ее жизнедеятельности
Бенчмаркинг – процесс, посредством которого компании устанавливают, каким образом другие выполняют что-либо лучше, чем они, и далее пытаются воспроизвести или улучшить эту структуру
Борьба за существование – принцип модели экологии популяций, согласно которому организации оказываются вовлеченными в конкурентную борьбу за ресурсы и выживание
Буферная роль – деятельность, направленная на уменьшение неопределенности окружающей среды
Быстро меняющаяся окружающая среда – отрасли промышленности, в которых конкурентные и технологические изменения так велики, что данные о состоянии рынка оказываются или недоступными, или устаревшими, «стратегические окна» открываются и закрываются быстро, и ценой неверного решения становится несостоятельность компании.
Бюрократическая культура – культура, имеющая внутренний фокус и постоянно ориентированная на стабильную окружающую среду
Бюрократическая организация – организация, в которой подчеркнуто велика роль безличного, рационального метода, основанного на таких элементах, как ясно определенные полномочия, ответственность, формальный учет и единообразие применения стандартных правил
Бюрократический контроль –использование правил, политики, иерархии полномочий, письменной документации, стандартизации и других бюрократических механизмов, позволяющих стандартизировать деятельность и оценить ее успешность
Бюрократия – форма организации, для которой характерны правила и процедуры, специализация и разделение труда, иерархия власти, квалифицированный персонал, разграничение должности и должностного лица, письменная коммуникация и контроль
Вариативность – применительно к задаче это частота возникновения новых или неожиданных событий, происходящих в процессе.
Варьирование – появление новых организационных форм в ответ на запросы внешнего окружения; аналогичны биологическим мутациям
Венчурные команды– метод поощрения творческого начала в организациях, в соответствии с которыми небольшая инновационная команда получает статус самостоятельной компании
Венчурный фонд – фонд, предоставляющий финансовые ресурсы сотрудникам, разрабатывающим новые идеи, продукты или направления бизнеса
Вертикальная система информации – периодические отчеты, письменная информация и компьютерная коммуникация с менеджерами
Вертикальные связи – коммуникационная и координационная активность, связывающая верхний и нижний уровни организации
Взаимозависимость – степень, в которой подразделения зависят друг от друга в отношении ресурсов или материалов, необходимых для решения задач
Виртуальная команда– команда, созданная из членов, разделенных организационно или территориально, но связанных с помощью передовых информационных и коммуникационных технологий. Члены виртуальных команд часто используют Интернет и единое программное обеспечение, позволяющее работать без личных контактов
Власть – способность одного человека или подразделения в организации влиять на других в целях получения желаемых результатов
Власть, основанная на традиции – власть, основанная на вере в традиции и законность статуса людей, использующих свои полномочия на основе этих традиций
Внешняя адаптация – способ достижения организацией своих целей и взаимодействия с аутсайдерами
Внешняя среда - совокупность независящих от организации условий деятельности, включающих факторы и группы интересов.
Внутренняя интеграция – ситуация в организации, при которой ее члены развивают коллективную идентичность и знают, как работать вместе эффективно
Вспомогательная технология – работа подразделения, важная для организации, но прямо не связанная с ее основной миссией
Горизонтальная связь – коммуникации и координации, осуществляемые между подразделениями организации по горизонтали
Горизонтальная структура - структура, которая действительно исключает иерархию власти и границы между подразделениями. В ней команды работников организуются в соответствии с основным рабочим процессом; работа осуществляется командами от начала и до конца, а информационный и материальный поток позволяет доставить продукцию непосредственно потребителям
Границы неопределенности принятия решений – подход, учитывающий при принятии решений два параметра: согласие по поводу сути проблемы и специальные знания, необходимые для ее решения.
Данные– то, что поступает в канал коммуникации
Дивизиональная структура– структура организации по продукции, услугам, группам продуктов, основным проектам или центрам прибыли; ее также называют продуктнойили структурой стратегических бизнес-единиц.
Дивизиональное группирование– организация людей в соответствии с тем, что производит организация
Динамическое равновесие – состояние баланса организации с внешней средой, достигаемое посредством компенсации возмущающих воздействий.
Динамичность– свойство внешней среды организации интенсивно и радикально изменяться.
Жизненный цикл – подход к развитию организации и ее изменениям, описывающий ее рождение, старение ив конечном счете смерть; совокупность и последовательность этапов эволюции организации, на протяжении которых она переживает качественные изменения.
Задача – в узком смысле: часть работы, предназначенная конкретному работнику
Закон – зависимость, которая либо зафиксирована в законодательных актах, либо является общепринятой нормой для большой группы людей, либо получила признание и поддержку ученых
Закрытая система – система, которая автономна, замкнута и не зависит от окружающей среды
Звено – организационно обособленная единица системы управления по критерию специализации и комбинации функций, по объему и масштабу полномочий
Знание – выводы, получаемые на основе информации, которая связана с другой информацией и сопоставима с тем, что уже известно
Изменение культуры – изменения ценностей, позиций, ожиданий, убеждений, возможностей и поведения сотрудников
Изменение структуры – создание организацией органичной структуры, когда она необходима для инициирования новых идей
Изменения стратегии и структуры – изменения в аппарате управления, организации (структуре, политике, системе поощрений, трудовых отношениях, способах координации, управленческих информационных системах контроля, бухгалтерии и бюджете)
Изменения организационные – управляемый переход организации, отдельных ее компонентов из текущего состояния в новое, обеспечивающее более высокий уровень устойчивости и/или эффективности.
Инерция организационная – свойство организационной системы элиминировать изменения, снижающие ее стабильность.
Инкубатор идей – надежное место, где сотрудники всей организации могут разрабатывать идеи без вмешательства бюрократии и помимо правил работы компании
Инновация– целенаправленное внедрение в деятельности организации качественно новых форм и методов для повышения ее эффективности.
Интеграция качество сотрудничества между подразделениями организации
Интегрированное предприятие – организация, использующая передовые информационные технологии, позволяющие тесно координировать работу внутри компании, а также ее контакты с поставщиками, потребителями и партнерами.
Интеллектуальный капитал– сумма знаний, которыми располагает организация, ее опыта, суждений, процессов, инноваций и открытий
Информационные системы сбора данных – наиболее распространенная форма информационных систем; такие системы позволяют менеджерам получать отчеты, обобщающие данные и обеспечивают принятие текущих решений.
Источники межгруппового конфликта – факторы, порождающие конфликт: несовместимость целей, дифференциация, взаимозависимость задач и ограниченность ресурсов
Качество – показатель соответствия результатов деятельности организации предъявляемым к ним внутренним и внешним требованиям.
Коллективные переговоры – переговоры с целью выработать соглашение между менеджерами (работодателем) и рабочими (или профсоюзом).
Конкуренция- борьба между группами (личностями) за обладание общей выгодой
Концепция институционализма – новый подход, согласно которому в условиях большой неопределенности организации имитируют деятельность других, находящихся в той же институциональной окружающей среде
Координация– механизм обеспечения согласованности действия различных элементов организационной системы для достижения общих целей.
Кризис – состояние организации, отражающее значительное снижение уровня ее эффективности.
Культура – совокупность ценностей, убеждений, норм и способов мышления, признаваемых членами организации и усваиваемых новыми работниками как верные
Культура адаптивности / предпринимательства – культура, сфокусированная преимущественно на внешней окружающей среде. Ей свойственны гибкость, изменчивость и соответствие нуждам потребителей
Культура миссии – культура, ставящая акцент на ясном представлении основной задачи организации и на достижении специфических целей.
Легитимность – общее представление о том, что действия организации желательны, уместны и согласованы с внешней по отношению к ней системой норм, ценностей и убеждений
Матричная структура – жесткая форма горизонтальной связи, при которой одновременно используются проектная и функциональная структуры (горизонталь и вертикаль)
Миссия – сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация; причина существования организации
Модель горизонтальной связи – модель трех компонентов организационного проектирования, необходимых для разработки нового продукта: специализации подразделений, пограничного взаимодействия и установления горизонтальных связей.
Модель инкрементального процесса принятия решений – модель, описывающая структурную последовательность предпринимаемых действий, начиная от постановки проблемы и кончая ее решением
Модель Карнеги– модель процесса принятия организационных решений многими менеджерами, когда итоговый выбор определяется их коалицией
Модель контроля по обратной связи – цикл контроля, включающий постановку целей, установление стандартов деятельности, количественную оценку текущей деятельности и ее сравнение со стандартами. Деятельность по осуществлению изменений, для которой необходима обратная связь.
Модульная структура – структура, внутри которой организация передает многие или большую часть своих основных процессов другим компаниям на контрактной основе и координирует их деятельность из своей небольшой штаб-квартиры
Мотивация – совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности
Научные методы управления– классический подход, согласно которому организационные решения и планирование работы должны быть основаны на строгих научных процедурах
Неопределенность – ситуация, которая возникает, когда лица, принимающие решения, не имеют достаточно информации о факторах окружающей среды и испытывают трудности в прогнозировании внешних изменений
Неформальная организация - совокупность нерегламентированных межличностных отношений в организации.
Обогащение труда– проектирование работы, повышающее ответственность, понимание ее сути и дающее возможность личностного роста и достижений
Обучение организационное – целенаправленное и непрерывное совершенствование механизма функционирования организации на основе прошлых проблем и успехов и будущих вызовов.
Общая окружающая среда – среда, включающая такие секторы деятельности, которые могут не оказывать прямого влияния на повседневные операции, но влияют на них косвенно
Организационная культура – набор наиболее важных положений, применяемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях и нормах, дающих людям ориентиры их поведения и действий
Организационная структура – упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого, это структура управления
Организационное проектирование – комплекс работ по созданию организации, формированию структуры управления, обеспечению его деятельности всем необходимым
Организация – а) с точки зрения классического подхода – это процесс, целью которого является направление и использование усилий определенного количества людей для достижения поставленной цели; б) как функция управления – общий процесс создания определенной организационной структуры, т.е. выбор типа этой структуры, ее дифференциация на подразделения в соответствии с целями и задачами; это функциональное разделение и последующая координация основных видов работ между индивидами в управляемой системе; в) – с точки зрения поведенческого подхода – социальный организм, внутри которого осуществляется организационное поведение; г) - группа людей, взаимодействия которых специально координируются и регулируются для достижения определенных результатов.
Организации – это социальные целостности, представляющие собой определенным образом структурированные системы деятельности, подчиненные конкретной цели и связанные с внешней окружающей средой.
Организационная анархия – предельно органичные организации, для которых характерна значительная неопределенность условий
Организационная политика – методы приобретения, развития и использования власти и других ресурсов для получения желаемых результатов в ситуации неопределенности или разногласий из-за возможного выбора
Организационная форма – специфическая технология организации, структура, продукты, цели или сотрудники
Организационная цель – положение дел, которого стремится достичь организация
Организационное поведение – подход к организации на микроуровне; внимание к членам организации как к основным единицам анализа
Организационное развитие – область поведенческой науки, занимающаяся совершенствованием деятельности на основе доверия, открытого решения проблем, делегирования полномочий подчиненным и вовлечения их в деятельность организации, осмысленности работы, кооперации групп и полной реализации человеческого потенциала
Организационные изменения – освоение организацией новой идеи или формы поведения
Основная технология – рабочий процесс, непосредственно относящийся к миссии организации
Открытая система – система, выживание которой зависит от взаимодействия с внешней окружающей средой
Открытость – свойство организации активно взаимодействовать с внешней средой, не только получаю из нее ресурсы, но и оказывая на нее влияние.
Подход на основе внутренних процессов – подход, рассматривающий внутреннюю активность организации и оценивающий ее эффективность на основании показателей внутреннего здоровья и производительности
Подход на основе конкурирующих ценностей – подход к эффективности организации на основе показателей деятельности, отражающих ценности ее менеджмента
Подход с позиций теории управления – один из способов принятия организационных решений; аналог рационального подхода отдельных менеджеров к принятию решения
Подход с учетом стейкхолдеров (также называется клиентским подходом) – подход, в соответствии с которым удовлетворенность стейкхолдеров служит индикатором деятельности организации
Потенциал – совокупная способность организации успешно действовать, эффективно функционировать в заданных условиях, используя наличные ресурсы и возможности.
Принцип – оптимальное правило или норма, сформированная людьми и носящая субъективный характер
Продуктная матрица – вариант матричной структуры, в которой менеджеры по продукту или проекту имеют основные полномочия, а менеджеры по определенной функции просто распределяют задания специалистам и организуют консультации экспертов
Проект организационный – рабочая модель формирования структуры и бизнес-процессов организации.
Процесс – организованная группа взаимосвязанных задач и форм деятельности, которые при одновременном осуществлении преобразуют входные ресурсы в продукт, представляющий ценность для потребителя
Развитие – это изменение от более простого к более сложному; необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания
Рациональная модель – описание организации, характеризующейся рациональным подходом к принятию решений, обширными и надежными системами информации, центральной властью, нормой оптимизации, общностью ценностей разных групп, низкой конфликтностью и ориентацией на эффективность
Рациональный подход – процесс принятия решений, акцентирующий внимание на потребности в систематическом анализе проблемы, на основании которого осуществляются выбор и реализация решения в логической последовательности
Реинжиниринг – преобразование организации с вертикальной структурой в соответствии с ее горизонтальными потоками и процессами
Ресурсный подход – подход к организации, в котором ее эффективность оценивается посредством наблюдения за тем, насколько успешно она получает и использует ценные ресурсы и управляет ими
Самоорганизация – случайное образование новых параметров порядка в результате активного спонтанного взаимодействия элементов системы.
Синергия – эффект приращения потенциала организации в результате интеграции потенциалов ее компонентов. Поэтому общая эффективность организации должна превышать сумму эффектов ее элементов.
Система – совокупность взаимодействующих элементов, получающая исходные ресурсы из внешней окружающей среды, преобразующая их и выпускающая свою продукцию снова в окружающую среду; совокупность компонентов, взаимосвязанных для достижения общего положительного эффекта.
Социальная организация – коллективный социальный субъект деятельности, социальная система, объединяющая, координирующая и направляющая поведение людей (социальных групп) в процессе совместной деятельности
Социальная ответственность – обязательство руководства принимать решения и действовать таким образом, чтобы организация вносила вклад в благосостояние общества и рассматривала его интересы наряду с собственными
Социальные отношения – отношения между людьми и их объединениями в целях обеспечения личных и общественных потребностей
Социальный аудит – количественная оценка этических, социальных и экологических последствий операций организации
Стейкхолдер – любая группа внутри или вне организации, заинтересованная в ее деятельности
Стратегия – совокупность планов, решений и задач, которые должны быть реализованы для достижения целей организации; программа перспективного развития организации, разрабатываемая для обеспечения ее выживания и повышения эффективности в долгосрочном периоде.
Структура – формальные отношения отчетности, группирования и системы организации
Структура штата – соотношение численности управленцев, конторских служащих и специалистов в штате организации
Структурные параметры – описания внутренних характеристик организации
Субкультура – структура, складывающаяся в организации и отражающая общие проблемы, цели и опыт членов команды, подразделения или другой структурной единицы
Субсистемы – подразделения организации, выполняющие специфические функции, необходимые для выживания организации. Организационные субсистемы выполняют такие необходимые функции, как пограничное взаимодействие, производство, техническое обеспечение, адаптацию к требованиям окружающей среды и менеджмент
Теория организации – подход к организациям на макроуровне, рассматривающий организацию как единое целое
Технология – алгоритм преобразования вводимых в организационную систему ресурсов в конечные полезные результаты в соответствии с ее целями.
Управление – целенаправленное приведение системы в более оптимальное состояние.
Управление знанием – попытки систематически наращивать, организовывать интеллектуальный капитал компании и делать его доступным, а также формировать культуру непрерывного обучения и совместного использования знания, что позволяет строить текущую деятельность компании на том знании, которым она уже располагает
Управленческая информационная система – целостная компьютерная система информации, обеспечивающая принятие текущих решений
Управленческие системы контроля – формализованные способы деятельности, отчетность и процедуры, использующие информацию; благодаря им поддерживаются или изменяются схемы деятельности организации
Уровень организации – характеристика степени взаимосвязи и взаимозависимости компонентов системы.
Уровень развития – показатель качества функционирования организации, характеризующий ее реальную эффективность.
Форма организационная – альтернативный вариант построения организации, характеризующий систему формальных отношений.
Формализация - процесс регламентации состава, взаимосвязи и порядка действия элементов организационной системы для достижения определенного результата.
Функция – особый вид специализированной деятельности, выделившийся в процессе разделения управленческого труда; вид деятельности, который должна выполнять организация в соответствии со своим назначением и свойствами; деятельность, обязанность, работа.
Функциональная матрица – структура, в которой основными полномочиями наделены руководители функциональных подразделений, а менеджеры, занимающиеся конкретными изделиями или проектами, просто координируют деятельность своих подчиненных
Функциональная структура – объединение рабочих процессов по функциональному принципу
Хозяйственные организации – коммерческие организации, действующие ради получения прибыли
Цель – это общий ориентир организации в плановом периоде, достижение которой предполагается в полном объеме или в своей большей части
Целевой подход – подход к эффективности организации, ориентированный на результаты ее деятельности и успешность их достижения
Экономичность – количество ресурсов, затраченное на производство единицы продукции
Экономическая организация – экономическая единица координации, обладающая доступными определению границами и функционирующая более или менее непрерывно для достижения цели, разделяемой участниками
Эффект кооперации – эффективность кооперированного труда одного и того же числа лиц, занятых некооперированной деятельностью
Эффективность – степень, в которой организация достигает своих целей; критерий оценки качества результатов деятельности организации.
1.