Тематика практических занятий
Тема 1: Анализ социокультурной ситуации.
Первое задание: Осуществить контент-анализ 5-7 публикаций(самостоятельно).
Второе задание: По результатам контент-анализа заполнить сводные таблицы (см. карточку первичного учета информации и таблицы № 1, 2, 3). На основе полученной информации определить приоритетные области проектирования и приоритетные категории населения, которые могут рассматриваться в качестве потенциальной аудитории программ.
Третье задание: Подготовить сводную таблицу проблем, характеризующих основные составляющие ситуации: социокультурную среду, сферы жизнедеятельности и образ жизни. Осуществить классификацию проблем путем отнесения их к основным составляющим социокультурной среды, сфер жизнедеятельности и образа жизни[68].
Четвертое задание:Проранжировать проблемы по степени их значимости.
Примечание: Каждое задание выполняется в три этапа: индивидуально, в подгруппах, после чего лидеры подгрупп в свободной дискуссии приходят к единому варианту классификации и заполняют сводную таблицу.
Пятое задание: Самостоятельно заполнить сводную таблицу №4 (“Сферы проявления социально-культурных проблем и аудитория проекта”), которая в дальнейшем будет использована в процессе целевого и содержательного обоснования индивидуальных проектов.
Шестое задание: по результатам анализа четырех сводных таблиц дать общую характеристику социокультурной ситуации путем анализа основных проблем социокультурной среды, сфер жизнедеятельности, образа жизни и на этой основе определить: а) приоритетные сферы проектирования и б)приоритетные категории и группы населения (потенциальную аудиторию программ).
Результаты задания представляются в форме доклада подгрупп и последующей межгрупповой дискуссии.
Тема 2: Обоснование содержательной части проекта.
Задание: обосновать идею проекта (его замысел), решающего одну или несколько социально-культурных проблем (см. схему 5). Задание выполняется в два этапа: индивидуально, после чего в подгруппах дорабатывается один из проектов, который защищается в игровом режиме.
Тема 3: Проектирование культурных услуг (“отраслевые” проблемы и их проектные решения).
Первое задание:
Вариант 1: По результатам контент-анализа команды формулируют наиболее актуальные проблемы развития отрасли (например, культурно-досуговой сферы, туристской отрасли, кино-видеоиндустрии, рекламного дела и т.д.). Затем отраслевые проблемы ранжируются (каждая проблема оценивается по 5-ти бальной системе).
Вариант 2: Для ранжирования предлагаются готовые формулировки отраслевых проблем (например, ограниченные возможности сферы культуры в связи с сокращением объемов финансирования; невостребованность творческого потенциала населения; низкая социально-культурная активность населения; отсутствие условий для саморазвития культурной жизни и др.).
2 задание: Выбрав одну из наиболее значимых (актуальных) проблем, команды должны определить тип проблемы, источник и носителя проблем (это могут быть специалисты сферы, ресурсодержатели, власть, население) и разработать вариант ее проектного решения. После этого происходит защита идей, их экспертиза и обсуждение.
3 задание: Индивидуально каждый студент разрабатывает проектное решение отраслевых проблем. После проведения межкомандной экспертизы проектных замыслов обсуждаются три лучших три худших проекта.
Примечание. Особенности проектирования культурных услуг и варианты проектных решений “отраслевых” проблем определяются как проблемами, характерными для той или иной отрасли, так и специфическими технологиями (организация шоу-программ, рекламное дело, продюсерские и маркетинговые проекты и т.д.).
В качестве примера общей логики и содержания практических занятий по данному разделу приведем алгоритм проектирования турпродукта.
1 задание: Оценить степень актуальности проблем развития туристской отрасли[69].
2 задание: Обосновать замысел проектного решения проблемы.
3 задание: Сформулировать основные потребности и проблемы человека, которые он может удовлетворить в сфере туризма, и на этой основе: а)разработать классификацию мотивов туризма и б) определить потенциальные сегменты рынка, т.е. основные (перспективные) виды туризма и их социальную базу[70].
4 задание: Разработка проекта тура.
Разделы проекта:
1. Целевая аудитория тура (анализ потребностей и проблем тех категорий и групп населения, которые нуждаются в данном виде туризме и определение мотивов потенциальных туристов).
2. Цели и задачи тура.
3. Идея тура (т.е. обоснование его замысла – темы маршрута, примерного содержания путешествия).
4. Сегменты рынка (определение особых потребительских свойств турпродукта, социальной базы потенциальных потребителей).
Проекты проходят экспертизу и обсуждение. Предварительно группа экспертов формулирует критерии оценки, определяемые потребительскими свойствами турпродукта.
5 задание: Разработка проекта рекламной кампании турпродукта.
Структура проекта:
1. Анализ ситуации и сегментирование рынка сбыта, т.е. описание целевой аудитории (анализ требований потребителей, проблем и потребностей различных социальных групп), характеристика преимуществ турпродукта, характеристика конкурентов (включая содержание и способы реализации туруслуг).
2. Разработка стратегии рекламной кампании (ее идеи), включая: поиск способов позиционирования образа продукта (т.е. выделения марки, товара среди подобных); разработку основной темы рекламы или перечня тем[71]; обоснование целевых аудиторий потребителей.
3. Определение целей и задач рекламной кампании[72];
4. Обоснование наиболее эффективных средств рекламы.
5. Формулировка критериев эффективности рекламной кампании.
Тема 4. Проектирование функционально-содержательных моделей КДУ.
Каждая команда выбирает один их возможных типов КДУ (например, Центр экранной культуры, Дом ремесел, Музей-лаборатория, Клуб-Музей и т.д.).
Задание:
1. Определить потребности (проблемы), цели и мотивы потенциальных посетителей (их ожидания от данного типа КДУ).
2. Сформулировать ведущие функции учреждения.
3. Обосновать основные должностные и функциональные единицы данного типа КДУ.
Защита проектов. Групповая дискуссия.
В группу экспертов можно включить такие игровые роли, как Представитель населения, Работник комитета по культуре, Юрист.
Примечание. В основу проектов такого типа необходимо положить идею соответствия: а)функций КДУ; б)проблем и потребностей населения и в)функциональных моделей специалистов[73].
ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
1. Карточка первичного учета информации (контент-анализ публикаций)
Источник (название, дата)__________________
Автор_____________________________________
Статья_____________________________________
Область (поле) проблематики | Вариант | ||||
Содержание проблем | Социально-культурная среда | Сфера жизнедеятельности | Образ жизни | Носитель проблемы | проектного решения |
Сводная таблица 1: Проблемы социально-культурной среды и образа жизни
Область (поле) проблематики | Содержание проблем |
1. Художественная среда и художественная культура 2. Культурно-историческое наследие и историческая культура 3. Социально-психологическая среда и социально-психологическая культура 4. Духовно-нравственная среда и духовно-нравственная культура 5. Экологическая среда и экологическая культура 6. Общественно-политическая среда и политическая культура |
Сводная таблица 2: Проблемы сфер жизнедеятельности
Область (поле) проблематики | Содержание проблем |
1. Досугово-рекреационная 2. Образовательная 3. Производственная 4. Физкультурно-оздоровительная 5. Семейно-бытовая и др. |
Сводная таблица 3: Проблемы социальных групп (аудитория проектов).
Носитель проблемы | Содержание проблем |
1. Дети 2. Подростки 3. Пожилые 4. Многодетные семьи 5. Неполные семьи 6. Инвалиды 7. Лица, нуждающиеся в социальной адаптации 8. Лица некоренной национальности (или национальные меньшинства) и т.д. |
Сводная таблица 4: Сферы проявления социально-культурных проблем и аудитория проекта
Носитель проблем: социальные, этнические, профессиональные и др. категории и группы населения | Содержание проблем социокультурной среды, сфер жизнедеятельности и образа жизни | |||||||
Художественная культура | Истори-ческая культура | Социально-психологическая культура | Духовно-нравствст-венная культура | Экологичес-кая культура | Политическая культура | Профессио-нальная культура | Физическая и психическая культура | |
5. Структура замысла проекта
Содержание проблем | Носитель (Аудитория проекта) | Сфера проблематики | Цели и задачи, которые необходимо решить в рамках проекта | Идея проекта (обоснование замысла) | Социальные силы, заинтересованные в его реализации |
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОБЛЕМ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ
СОСТОЯНИЕ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ
Слабый учет в процессе разработки туров возможных мотивов туризма различных социальных категорий и групп населения (незнание туристского спроса).
Низкий уровень маркетинговых исследований рынка туристских услуг.
Отсутствие технологий формирования спроса на продукты и услуги туристских фирм.
Существенное преобладание выездного (международного) и кризис внутреннего (национального) туризма.
Неразвитость (сокращение) детского и подросткового туризма.
Снижение спроса населения на традиционные туристские услуги.
Нарушение прав туриста в конфликтных ситуациях, вызванное игнорированием турфирмами основ законодательства о туризме, отсутствием информации туриста о своих правах, нарушением нормативно-правовых отношений потребителя и производителя и тур. услуг.
Противоречие между ростом потребностей населения в различных деловых поездках и несформированностью маркетинговых исследований рынка делового туризма (отсутствие информации о характере спроса на услуги делового туризма, снижающее эффективность работы туристских фирм).
Слабая информированность потенциальных туристов об отечественном и мировом рынке туристских услуг, позволяющая турфирмам давать потребителю ложную информацию.
Сокращение потока туристов в связи с усложнением процедуры оформления выездных и въездных документов, аккредитации фирм.
Низкий уровень культуры туристской безопасности (особенно детей и подростков), следствием которого является повышенный травматизм, конфликтные ситуации.
Низкие темпы роста зарубежного туризма вследствие плохого качества сервиса, несоответствия материальной базы туризма международным стандартам (на Россию приходится менее 1% мирового туристского потока).
Сокращение иностранных инвестиций в туристскую отрасль вследствие экономической и политической нестабильности.
Неблагоприятная социально-политическая ситуация, отпугивающая зарубежных туристов (рост преступности, этнические конфликты).
Снижение интереса к туризму как форме социально-культурной деятельности вследствие безответственной работы фирм-однодневок, преследующих цель извлечения сиюминутной прибыли (накладки в организации туров, организация туров в регионы со сложной социально-политической и санитарно-эпидемиологической ситуацией и др.).
Дефицит квалифицированных кадров в сфере организации туризма, слабое владение специалистами технологией разработки турпродукта (60% зарегистрированных фирм умирает, так и не начав деятельность).
Отсутствие современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма.
Несформированность профессиональной этики работников туристской отрасли, отсутствие общественных структур межпрофессиональной консолидации.
Отсутствие условий для реализации потенциала туризма в решении социально-экономических проблем (создании новых рабочих мест и снижении уровня безработицы, увеличении валютных поступлений, пополнении государственного бюджета посредством взимания налогов с хозяйствующих субъектов туристского рынка. психофизическое оздоровление населения и др.).
Неразвитость инфраструктуры спорта, туризма и отдыха (отсутствие туристских маршрутов, баз отдыха).
Слабая нормативно-правовая база, регулирующая туристскую деятельность.
Игнорирование турфирмами принятой ООН концепции устойчивого развития туризма как экологически безопасной формы использования природных и культурных ресурсов.
Отсутствие специализации и кооперации в работе туристических предприятий.
Неразвитость в России форм туризма социально-культурной ориентации (социального, паломнического, экологического и др.).
Отсутствие заинтересованности в финансировании индустрии туризма отечественными и зарубежными инвесторами.
Недооценка со стороны властей и ресурсодержателей значимости туризма как эффективного средства оздоровления населения, решения проблем занятости и пополнения местного бюджета.
Отсутствие налоговых льгот, стимулирующих инвестиции в туристскую отрасль и развитие туристской сферы.
Ожидаемое банкротство туристской отрасли России, связанное с перспективами увеличения налогооблагаемой базы (в проекте нового налогового кодекса туристская деятельность будет облагаться НДС).
28. Отсутствие (утрата) историко-культурного своеобразия и уникальности территорий, препятствующее развитию туризма.
29. Разрушение уникальных природно-ландшафтных зон, имеющих историко-культурное значение.
Невостребованность ландшафтного и историко-культурного потенциала (района, города).
Несоответствие индивидуальных туристско-рекреационных потребностей различных социальных и профессиональных групп и номенклатуры туристских услуг (по содержанию, формам, стоимости).
Отсутствие системы информационного обеспечения индустрии национального и международного туризма.
Низкое качество рекламы турпродукта, дезинформирующей потребителя туруслуг, вызывающей непонимание между производителем и потребителем турпродукта.
Низкая эффективность рекламной деятельности в решении задач, связанных с формированием образа России как страны, благоприятной для туризма.
Противоречие между экстенсивным использованием рекреационного потенциала территорий и экологической защищенностью рекреационных зон (крайняя форма – разрушение природных ресурсов региона вследствие массового развития туризма).
Сокращение социальной базы туризма вследствие снижения платежеспособного спроса населения, социальной дифференциации населения по критерию материальных возможностей.
Сокращение туристкой миграции населения рекреационных зон (вследствие самоизоляции национально-территориальных образований в форме ложно понимаемой суверенности).
Утрата единого туристско-рекреационного потенциала субъектов Российской Федерации и стран СНГ как исторически сложившейся целостной системы из-за ложно понимаемой идеи суверенизации. (В связи с этим возникает проблема восстановления единого рекреационного пространства, но уже на новой взаимовыгодной основе с единой стратегией и методологией его использования и развития).
Противоречие между исторически сложившимся и устоявшимся десятилетиями комплексом ценностных ориентаций на отдых в Крыму, в Закавказье, в Закарпатье, в Прибалтике, Среднеазиатском регионе и стремлением руководства этих регионов на свертывание или переориентацию их рекреационной специфики.
Неспособность регионального руководства независимых государственных образований (отсутствие реальных возможностей) модернизировать рекреационные мощности в соответствии с новыми условиями.
Изменение культурных ценностей населения в регионах интенсивного туризма вследствие культурной экспансии гостей (вызванной непониманием культурной специфики, неуважением ценностей местных культур).
42. Криминализация населения, рост преступности, в т.ч. и организованной.
43. Негуманное отношение к природе, вызванное недооценкой ее фундаментальной ценности как среды обитания, условия гармоничного развития человека.
44. Низкий уровень экологического воспитания школьников, отсутствие системы экологического воспитания и всеобуча.
Ухудшение здоровья у различных групп населения, особенно у детей и подростков (в силу неблагоприятной экологической ситуации, вследствие урбанизации, сокращения контактов с природой и др.).
Неразвитость оздоровительных форм проведения досуга (туризм, семейные спортивные праздники, соревнования и др.).
Отсутствие системы физического воспитания детей и подростков, низкий уровень физической и психической культуры родителей.
48. Низкий уровень туристской этики (неуважение культурных ценностей и святынь других народов, этносов, обусловленное снижением исторической, экологической и духовно-нравственной культуры населения).
“Клиентизация” отношений в регионах с интенсивным развитием туризма, вызванная массовой занятостью населения “оказанием услуг” (атмосфера заискивания перед туристами, которым демонстративно предоставляются в пользование памятники культуры, недоступные местным жителям).
50. Отсутствие интереса к культурному наследию, равнодушие к истории “малой Родины”, неразвитость краеведческой деятельности, препятствующие развитию национального туризма.
51. Слабый учет в разработке туристских маршрутов персонифицированных духовных символов и национальных референтов, определяющих культурную самобытность страны, региона.
52. Низкий уровень культуры диалога (взаимонепонимание и неприятие этнокультурных различий), провоцирующий межэтнические конфликты, способствующий усилению социальной напряженности.
53. Какие еще ________________________________________