КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ К СЕМИНАРУ № 3
Религия как феномен культуры и социальный институт
Бог (нем. Gott; порт. Deus)
· «В религиях мира Высшее, создающее и устраивающее мир, дающее вещам, существам и лицам их бытие, меру, значение и закон. В религиозных учениях, объединенных принципом теизма, утверждается личное бытие Высшего, его личное отношение (любовь) к сотворённым существам и космосу в целом, его диалогическое самораскрытие в актах Откровения. Идея Бога постепенно кристаллизовалась в различных религиозных традициях человечества. Исходная теория развития - представления первобытных народов о силах, действие которых по разному локализуется на панораме мирового целого»
· По другому распространённому определению, Бог - «одно из ключевых религиозных понятий, означающее некую объективированную сверхъестественную сущность, выступающую объектом поклонения»
· Согласно «Новейшему философскому словарю» Бог - «сакральная персонификация Абсолюта в религиях теистского типа: верховная личность, атрибутированная тождеством сущности и существования, высшим разумом, сверхъестественным могуществом и абсолютным совершенством. Персонифицирующая интерпретация единого Бога свойственна для зрелых форм такого религиозного направления, как теизм, и формирование её является результатом длительной исторической эволюции религиозного сознания»
Вера -признание чего-либо истинным (убеждение), в том числе признание чего-либо истинным без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения (чистая вера), которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их.
Особым случаем проявления феномена веры является религиозная вера. В этом смысле вера противопоставляется уму и знанию
Монотеи́зм (от греч. μόνος, «один» и греч. θεός, «бог» — «единобожие») — религия, основанная на вере в единого Бога, обладающего абсолютной неразделимой властью и силой, а также являющегося Создателем всего сущего.
Рели́гия(от лат. religio — «святыня», набожность, благочестие) — особая форма осознания мира, обусловленная верой в существование сверхъестественного (в сверхъестественную силу) и в зависимость от этого результата человеческих действий и жизни человека. Эта вера - основной признак и элемент любой религии. Р. включает в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину) Основы религиозных представлений, как правило, записаны людьми в священных текстах, по убеждению сторонников религии либо продиктованных непосредственно богом, либо написанных людьми, достигшими с точки зрения данной религии высшего уровня духовного развития. Большинство религий поддерживаются профессиональными священнослужителями.
Теоцентризм – подход к осмыслению мира с признанием главенства Бога и Божественного начала. Универсальная картина мира, в которой все строится вокруг Высшего начала – Бога.
Толерантность – (лат. – tolerantia – терпение) – терпимость к чужим мнениям, верованиям.
Трансцендентный
(Лат. transcendens - перешагивающий, выходящий за пределы). Философский термин, означающий, в противоположность имманентному, то, что запредельно по отношению к миру явлений и недоступно теоретическому познанию
Политеи́зм(от греч. πολύς, «многочисленный, много» + греч. θεός, «бог, божество») — букв. «многобожие» — религия, совокупность верований, основанная на вере в нескольких богов. Боги имеют собственные пристрастия, характер, вступают в отношения с другими богами и имеют специфическую сферу влияния.
Политеизм противостоит монотеизму – вере в единого Бога и атеизму, отрицающему существование Бога или богов. Сакральное– (лат.Sacrum – священный) - аспекты социальной реальности, выходящее за рамки привычного и обыденного. Для верующих сакральное выступает как сущностное ядро жизни, трансформирующее их поведение.
БУДДИЗМ
Будда (санскр. просветленный) - в буддизме человек, достигший просветления, или нирваны. В буддизме также Будда - имя собственное основателя буддизма принца Сиддхартха Гаутамы. В некоторых течениях буддизма, к примеру, ваджраяне, считается, что Гаутама был не первым буддой, а одним из воплощений Амибудды.
Сиддхартха Гаутама - индийский царевич. По одной из версий, родился в день майского полнолуния в 623 году до н.э. в Капилавастху, на границе Непала и Индии.
Буддизм - религия, проповедующая избавление от страданий путем отказа от желаний и достижения высшего просветления – «нирваны». Зародился в Индии в 6 – 5 веках до н. э. как один из еретических учений этического плана. В 3 веке до н. э. провозглашено официальной религией. Основатель Б. – Сиддхартха, прозванный Буддой (просветленным), отверг существование Бога – отца, отрицал религию Вед (приняв с некоторыми изменениями их учение о круговороте жизни). В 3 – 1 веках была развита философская трактовка в учении о мире и человеческой личности как потоке, сменяющих друг друга элементов материи и сознания – дхарм. Путь спасения в подавлении «беспокойства» дхарм.
В основе буддизма лежит учение о Четырёх Благородных Истинах: о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранения его источников, об истинных путях к прекращению страдания. Предложен срединный или Восьмеричный Путь достижения Нирваны. Этот путь напрямую связан с тремя разновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью - праджней. Духовная практика прохождения по этим путям приводит к истинному прекращению страдания и находит свою наивысшую точку в нирване.