Обязательный понятийный минимум

Адаптация социокультурная – заключается в умении индивида свободно ориентироваться в новой культуре и обществе, решать повседневные проблемы в семье, быту, на работе и в школе. В самом широком смысле, социокультурная адаптация – это приспособление человеческих сообществ, социальных групп и отдельных индивидуумов к меняющимся природно-географическим и историческим (социальным) условиям жизни. Это происходит посредством изменения стереотипов сознания и поведения, форм социальной организации и регуляции, норм и ценностей, образа жизни и элементов картины мира, направлений и технологий деятельности, механизмов коммуникации и трансляции социального опыта. А. с. – один из основных факторов культурогенеза в целом, исторической изменчивости культуры, порождения инноваций и иных процессов социокультурной трансформации сообщества.

Аккультурация (англ.- образование, развитие) – процесс

и результат взаимного влияния разных культур, при котором все или часть

представителей одной культуры (реципиенты) перенимают нормы, ценности и традиции другой (у культуры донора), обычно более развитой.

А. рассматривается как многообразие процессов ассимиляции и этнической консолидации. Если раньше основное внимание акцентировалось на влиянии «доминирующей» культуры на «подчиненную», то теперь предметом исследования стало и обратное влияние. В широком понимании А. есть процесс взаимодействия культур, в ходе которого происходит их изменение, усвоение ими новых элементов.

Аксиология (греч. axia - ценность, logos - слово, учение) - философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни.

В культурологи проблема ценностей занимает особое место, в связи широко распространенным толкованием культуры как совокупности всех ценностей, созданных человечеством. Данный подход находит наиболее яркое воплощение в таком разделе культурологического знания, как культурология историческая, которая изучает механизмы порождения и изменения ценностей той или иной цивилизации. Развитие сравнительных культурных исследований (Дильтей, Шпенглер, Тойнби, Сорокин), по сути, означало отказ от поиска универсальной системы ценностей и утверждало множественность равноправных ценностных систем, выявляемых с помощью исторического метода. Аксиологический подход также включает рассмотрение ценностных оснований для возникновения и существования различных социальных групп и субкультурных образований.

Аномия (от франц.anomie – отсутствие закона) – отсутствие четкой системы социальных норм, разрушение единства культуры (Э. Дюркгейм), вследствие которого жизненный опыт людей перестает соответствовать нормам общественной жизни.

Антиномии русской культуры (греч. – противоречие в законе) – термин употребляется исследователями русской культуры для характеристики ее противоречивого развития. В русской культуре А. проявляются в специфике национально-духовной жизни: индивидуализм-коллективизм, смирение – бунт, природная стихийность – монашеский аскетизм, мягкость – жестокость, самоотверженность – эгоизм и т. д. Ф.М. Достоевский открыл «двойничество» русского человека. В таких произведениях, как «Двойник», «Игрок», «Преступление и наказание» показаны метания героев из одной крайности в другую. Антиномичность, амбивалентность русской души образно выражены в русской литературе. Это такие произведения, как «Мертвые души» Н.В. Гоголя, «Отцы и дети» И.С. Тургенева, «Живой труп», «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Былое и думы» А.И. Герцена, «Христос и Антихрист» Дмитрия Мережковского, «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана, «Зияющие высоты» Александра Зиновьева. Значительный вклад в разработку данного понятия внес Н. Бердяев, который полагал, что антиномично не только «бытие России», но и «русское самосознание». В работе «Судьба России» философ писал о неоформенности и «жуткой противоречивости русской души».

Античность(лат. – древний) – термин, характеризующий уровень и специфику развития культуры Древней Греции и Древнего Рима с 12 в. до н. э. по 5 в. н. э.

Антропоцентризм (греч. – человек и центр) – концепция итальянского Возрождения, согласно которой в центре мироздания находится человек.

«Аполлоновское» и «Дионисийское» - философско-эстетические понятия, введенные Ф. Ницше («Рождение трагедии из духа музыки») для характеристики двух начал бытия, двух типов культур. А. и Д. в античной культуре – два противоположных начала. А. – светлое, созерцательное, критическое и рациональное, Д. – буйное, темное, творчески-чувственное и иррациональное. Подавление Д. начала порождает трагедию, трагическое мировосприятие, которое, по Ницше, является движущей силой развития культуры.

Артефакт культуры (лат.- искусственно сделанное) – любой искусственно созданный объект, имеющий как определенные физические характеристики, так и знаковое или символическое содержание. К А. к. относятся и любые феномены духовной жизни: научные теории и суеверия, произведения искусства и фольклора и т. п.

Архетипы культурные – это архаические культурные первообразы, нормативно-ценностные ориентации, задающие образцы жизнедеятельности людей. Концепция А. к. основывается, прежде всего, на «аналитической психологии» (К. Юнг), «культурно-исторической теории» (Л. Выготский), «символического итеракционизма» (Дж. Кули), а также представлениях о культуре как ценностно-символической системе. Характерные черты А. к. – устойчивость и неосознанность. «Архетипическая матрица», формирующая деятельность фантазии и творческого мышления, лежит у истоков повторяющихся мотивов человеческих мифов, сказок, нравов и обычаев, «вечных» тем и образов мировой культуры.

Ассимиляция культурная (лат. – уподобление, сходство, сопоставление) – полное или частичное поглощение культуры одного, обычно менее цивилизованного народа, другой, иноземной культурой, чаще всего путем завоевания, последующих смешанных браков и целенаправленного «растворения» порабощенного этноса в этносе поработителя. Основные формы аккультурации: ассимиляция, сепарация, маргинализация, интеграция.

Виртуальная реальность – 1) в узком смысле – это те игровые или необходимые с технической точки зрения «искусственные реальности», которые возникают благодаря воздействию компьютера на сознание. В этом случае сознание погружается в некий выдуманный, смонтированный компьютером мир, в котором можно двигаться, видеть, слышать и осязать. 2) в широком смысле – это любые измененные состояния сознания от бреда до гипнотического состояния.

Вторичные моделирующие системы («вторичные языки культуры», «культурные коды») – языки, «надстраивающиеся» над первичными знаковыми системами культуры и образующие семиотические системы более высокого уровня. Ими являются языки таких форм культуры, как мифология и религия, философия и наука, право и политика, спорт, реклама, телевидение, Интернет и др.

Возрождение, Ренессанс – период в культурном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии 14-15 вв., в других странах – конец 15-16 вв.), переходный период от Средневековья к культуре Нового времени, эпоха географических открытий, возрождения гуманистических идеалов античности. Отличительные черты культуры В. – антифеодальный в своей основе, светский характер, гуманистическое мировоззрение, антропоцентризм, эстетизм.

Герменевтика –традиция и способы толкования многозначных текстов. В эпоху Возрождения герменевтика выступала как искусство перевода памятников античной культуры. Г. – теория и методология истолкования текстов.

Глобальная культура – новая сфера культурного развития, составляющими которой являются новые коммуникативные сети (в частности, Интернет), свободный информационный обмен и поток капиталов, экспансия межнациональных корпораций, туризм и т. д. Фактически под глобальной культурой чаще всего, явно или скрыто, одобрительно или осудительно, понимается панамериканизм.

Гуманизм– (лат. – человечный, человеческий) – признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В узком значении – мировоззрение эпохи Возрождения, противостоящее религиозной схоластике средних веков.

Децентрация– одно из ключевых понятий постсмодернизма. В интерпретации Ж. Деррида означает распространение, миграцию культурной жизни в разных направлениях по земному шару, уничтожение центрального положения Запада как традиционного ядра современной культуры. Д. ведет к исчезновению понятия господствующей, «высокой» культуры, к утрате смысла теории «двух культур».

Диахрония (греч.- через и время) иСинхрония (греч. – вместе и время): 1) Д. – историческое развитие каждого из элементов языка и системы языка в целом как предмета лингвистического изучения. 2) С. – точное совпадение во времени двух или нескольких явлений или процессов; одновременность. Методы Д. и С. используются при изучении исторической типологии культуры во временном и пространственном измерениях.

Доминанта культурная (лат. – господствующий) – в культурологи термин употребляется для обозначения главенствующей идеи, основного признака или важнейшей составной части культуры. Например, доминанта римской культуры – гражданственность и государство, понимаемые как включенность в дела государства, психологическое ощущение себя гражданином и полноправным его членом, приверженность к интересам государства и готовность идти на жертвы ради него.

Духовная культура –сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества. «Всякая культура (даже материальная) есть культура духа; всякая К. имеет духовную основу – она есть продукт творческой работы духа над природными условиями» (Н. Бердяев). Д. к. проявляется через различные формы общественного сознания (политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, национальное, науку и философию) и воплощается в искусстве, литературных и других памятниках человеческой деятельности.

Железный век – эпоха в первобытной и раннеклассовой истории человечества, характеризующаяся распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий. Представление о трех веках: каменном, бронзовом и железном – возникло еще в античности. Термин Ж. в. был введен в науку датским археологом К. Томсеном.

Игровой культуры концепции – понятие, данное философом и культурологом Й. Хейзинга. В книге «Человек играющий» он защищает тезис об игровом характере культуры, выдвигает идею о том, что игра лежит в основе возникновения культуры, бросая тем самым вызов трудовой (марксистской) концепции. По его мнению, игра старше культуры, игра предшествует культуре и творит ее. Этой проблемой занимались также Х. Ортега-и-Гассет, Г. Гессе.

Идеалистический тип культуры – один из типов культуры, выдвинутых П. Сорокиным. Он делил культуры на три типа: чувственную, идеациональную и идеалистическую. И. т. к. занимает промежуточное место между идеациональной и чувственной, так как ее ценности принадлежат как Небу, так и Земле. В И. т. к. чувство уравновешивается интеллектом, вера – наукой, эмпирическое восприятие – интуицией. Здесь нет крайностей, материальные и духовные ценности сбалансированы, но преимущество отдано высоким нравственным ориентирам. Культура этого типа была характерна, по мнению Сорокина, для Древней Греции и для Западной Европы эпохи Возрождения.

Идеациональный тип культуры – один из трех типов культуры, предложенных П. Сорокиным. Главной ценностью, интегрирующей все сферы культуры, в И.т.к. являются ценности религиозные. Реальность воспринимается как сверхчувственное, нематериальное бытие, потребности и цели имеют по преимуществу духовный характер. Это понятие связано с культурой брахманской Индии, буддийской культурой, раннесредневековой культурой христианского Запада. Стиль этой культуры символичен, искусство религиозно. В восстановлении И.т.к. с ее абсолютными религиозными идеалами П. Сорокин видел выход из современного кризиса.

Инкультурация(лат. – «в» и «возделывание, культивирование») – процесс обретения человеком культурных навыков, общей культурной компетенции по отношению к установлениям того общества, в котором он живет. Процесс инкультурации продолжается всю жизнь.

Информационное общество – это новая фаза развития общества, в котором информация превратилась в важнейший стратегический ресурс и уровень ее использования кардинальным образом влияют на экономическое развитие и социокультурные изменения, а также на формы социальной активности индивида и целых социальных групп. Термин закрепился в социологии в начале 80-х гг. 20 века.

Калокагатия (греч. – красивый и хороший) – этико-эстетический идеал древнегреческой культуры, предполагающий гармонию телесного и душевного совершенства. Человек – носитель К. – в истинном своем призвании должен был всецело стремиться к осуществлению коллективных чаяний полиса. Общественно-этическое измерение К. античности трансформировалось в его этико-эстетический парафраз в эпоху Нового времени, особенно Просвещения (гармоничное воспитание, реализующееся в адекватном образе жизни).

Карнавал – культурный и массовый поведенческий феномен, который выступал значимым компонентом средневековой и ренессансной народной культуры. Анализ К. в культурологическом контексте впервые был осуществлен в книге М. Бахтина «Творчество Ф. Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса». Основными чертами К. Бахтин считал универсальность, амбивалентность, неофициальность, утопизм, бесстрашие, взаимосвязь с народной смеховой культурой.

Контркультура – 1) совокупность мировоззренческих установок, норм, альтернативная общепринятому официальному миропониманию; 2) специфическая субкультура, порожденная «молодежным бунтом» 60-80 гг. 20 века, основанная на утопическом стремлении вернуть человека западной цивилизации к его «естественному состоянию». Строго говоря, это не единое движение, а набор разнообразных культурных инициатив, объединенных негативным отношением к существующей системе ценностей. Для К. характерно обращение к неортодоксальным духовным ценностям и эзотерическим практикам, причудливое соединение символики различных культур и эпох, попытки воспроизведения в современном контексте выработанных мировой культурой моделей маргинального поведения. К. как возможность присутствует в любой социальной системе, заявляя о себе в периоды социальной нестабильности, кризиса официального миропонимания, его неспособности отразить происходящие культурные процессы.

Культура (лат. – возделывание, воспитание, образование) – система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Программы деятельности, поведения, общения, составляющие корпус К., представлены многообразием различных форм: знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, идей и гипотез, верований, социальных целей и ценностных ориентаций и т. п. В своей совокупности и динамике они образуют исторически накапливаемый социальный опыт. К. хранит, транслирует и генерирует программы деятельности, поведения и общения людей. Понятие К. развивалось исторически. Оно вначале обозначало процессы освоения человеком природы (возделывание земли, продукты ремесел), а также процессы воспитания и обучения. В качестве термина стало использоваться со второй половины 18 века. К. начинает рассматриваться как особый аспект жизни общества, характеризующий отличие человеческого бытия от животного существования. Возникает несколько линий в разработке проблематики К. В первой из них К. рассматривается как процесс развития человеческого разума и разумных форм жизни, противостоящих дикости и варварству (французские просветители); как историческое развитие человеческой духовности (немецкий классический идеализм). Вторая линия акцентировала внимание не на поступательном историческом развитии К., а на ее особенностях в различных типах общества, рассматривая различные К. как автономные системы ценностей, определяющие тип социальной организации (неокантианство – Риккерт, Кассирер, а также Шпенглер, Сорокин, Тойнби, Данилевский). В 20 веке при изучении проблематики К. стали использоваться достижения антропологии, этнологии, структурной лингвистики, семиотики и теории информации. В результате К. стала рассматриваться в качестве информационного аспекта жизни общества, как социально значимая информация, регулирующая деятельность, поведение и общение людей. Эта информация выступает как совокупный исторически развивающийся социальный опыт, который может частично осознаваться людьми, но чаще функционирует, как социальное подсознательное. Передача информации от поколения к поколению возможна только благодаря ее закреплению в знаковой форме в качестве содержания различных семиотических систем. Предметы созданной человеком второй природы также могут функционировать в качестве особых знаков, которые закрепляют накопленный социальный опыт. В этом смысле иногда говорят орудиях труда, технике, предметах быта как материальной К., противопоставляя им феномен духовной К. (произведения искусства, философские, эстетические, политические, научные знания, религиозные идеи и т. п.). Однако такое противопоставление относительно, поскольку любые феномены К. являются семиотическими образованиями. В качестве социального индивида человек является продуктом К. Он становится личностью только благодаря усвоению транслируемого в К. социального опыта. Сам процесс такого усвоения осуществляется в качестве социализации, обучения и воспитания. Человек, будучи творением К., вместе с тем является и ее творцом.

Культурно-исторических типов теория – это концепция, которая подчеркивает существование множества различных культур, своеобразие каждой из них и вместе с тем отрицает единство всемирно-исторического развития человечества, взаимодействие культур и цивилизаций. К.-и. т. сформировалась как антитеза эволюционной теории развития культуры. Основоположником теории считается Н. Данилевский. Дальнейшее развитие теория получила в работах О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина.

Культурный шок (стресс аккультурации) –термин «культурный шок» был введен в оборот американским исследователем К. Обергом в 1960 г., когда он отметил, что вхождение в новую культуру сопровождается целым рядом неприятных ощущений. Сегодня считается, что опыт новой культуры является неприятным или шоковым, с одной стороны, потому что он неожиданен, а с другой – потому что может привести к негативной оценке собственной культуры. Обычно выделяют шесть форм проявления К.ш.

· напряжение из-за усилий, прилагаемых для достижения психологической адаптации;

· чувство потери из-за лишения друзей, своего положения, профессии, собственности;

· чувство одиночества (отверженности) в новой культуре;

· нарушение ролевых ожиданий и чувства самоидентификации;

· тревога, переходящая в негодование и отвращение после осознания культурных различий;

чувство неполноценности из-за неспособности справиться с ситуацией.

Диапазон симптомов культурного шока очень широк – от слабых эмоциональных расстройств до серьезных стрессов, психозов, алкоголизма и самоубийств. На практике он часто выражается в преувеличенной заботе о чистоте посуды, белья, качестве воды и пищи, психосоматических расстройствах, общей тревожности, бессоннице, страхе. К.ш. может развиваться от нескольких месяцев до нескольких лет, в зависимости от индивидуальных особенностей личности.

Механизм развития К.ш. впервые подробно был описан также К. Обергом. Сегодня для описания предложена так называемая кривая адаптации (U – образная кривая), в которой выделяют пять этапов адаптации.

Первый этап называют «медовым месяцем».

На втором этапе может быть разочарование, фрустрация и даже депрессия.

Третий этап – критический, так как культурный шок достигает своего максимума.

На четвертом этапе появляется оптимистический настрой.

На пятом этапе достигается полная адаптация к новой культуре.

Т.о., получается (U – образная кривая) развития культурного шока. Эта кривая характеризуется следующими ступенями: хорошо, хуже, плохо, лучше, хорошо.

Культурогенез (лат. – культура и развитие) – учение о происхождении культуры; понятие, употребляемое в культурологи для обозначения процесса зарождения культуры. В начале этого процесса можно говорить о единстве антропогенеза и культурогенеза.

Массовая культура – явление культуры ХХ века, возникшее не только благодаря развитию техники, систем коммуникации и информации, но и развитию и укреплению политических демократий. М. к. есть продукт новой социальной структуры - «массового общества», которое складывается в результате объективных процессов развития – индустриализации, урбанизации, переориентации производства на массового покупателя, развития СМИ. Синонимами М. к. являются понятия «индустрия развлечений», «поп-культура», «коммерческая культура». В этом смысле М. к. была полной противоположностью элитарной культуре. Поскольку М. к. обращена к огромной читательской, зрительской и слушательской аудитории, то необходимым свойством ее продукции должна быть занимательность, простота, коммерческий успех. Феномен М. к. с точки зрения ее роли в развитии современной цивилизации оценивается далеко не однозначно. Согласно одной точке зрения, М. к. - симптом социальной патологии, а с другой – важный фактор здоровья и внутренней стабильности общества. Вместе с тем следует отметить, что благодаря современным средствам коммуникации, массы людей получают доступ к любой культуре, в том числе и высокопрофессиональной. Все больше укореняется представление о том, что человечество находится в начале развития «третьей» системы культуры, основанной на новых информационных технологиях.

Материальная культура – сфера человеческой деятельности; совокупность материальных предметов, артефактов, созданных людьми. Предметы М. к. выполняют в жизни человеческой жизни двоякую роль: с одной стороны, они служат практическим целям, а с другой стороны, выступают средствами хранения и передачи социально значимой информации. Только во второй своей функции они выступают в качестве феноменов К. (Лотман). Поскольку любые феномены К. являются семиотическими образованиями, противопоставление М. к. духовной культуре относительно.

Метанаррация(или «метаповествование», «метарассказ», «большая история») – понятие постмодернизма, фиксирующее существование концепций, претендующих на универсальность. Как правило, М. основаны на идеях Просвещения: прогресса истории, свободы, рационализма. Постмодернизм рассматривает М. как своеобразную идеологию модернизма, которая навязывает обществу определенный комплекс идей; ограничивая, подавляя, контролируя, они осуществляют насилие над человеком, его сознанием. В силу этого, постмодернизм подвергает сомнению идеи модернизма, его систему ценностей, настаивая на игровой равноправности множества сосуществующих картин мира, провозглашая «закат М.».

Миф– форма целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных образов. Мифологическое сознание отличается синкретизмом, восприятием картин, рожденных творческим воображением человека, в качестве «неопровержимых фактов бытия» (А. Лосев). Для М. не существует грани естественного и сверхъестественного; причинно-следственные связи подменяются связью по аналогии. М. нерефлексивен, так как изначально несовместим с рационально-критическим подходом к любому явлению, отдавая предпочтение эмоциональному переживанию и субъективной убежденности. Как первичная форма целостного дотеоретического мировоззрения, М. составляет неотъемлемую часть любого типа культуры – как в стадии становления, так и процессе развития и эволюции. В современной культуре М. присутствует в различных сферах духовно-практического освоения мира: в искусстве и литературе, в массовом сознании, в политике, в структуре научного знания.

Модернизм (франц.- новейший, современный) – период развития культуры конца 19 – середины 20 века. М. как художественно-эстетическая система объединяет множество направлений (кубизм, футуризм, экспрессионизм, сюрреализм, символизм, фовизм и др.), отказавшихся от идеи «предустановленной гармонии», противопоставивших себя искусству прошлого. М. открыл и освоил новые художественные средства (поток сознания, коллаж, ассоциативный монтаж и др.), которые оказали существенное влияние на последующее развитие эстетики. Понятие М. связано не только с искусством, но и с наукой и философией, радикально дистанцированных от классической традиции, от позитивистского мировосприятия 19 века.

Мораль – это особый способ регуляции взаимоотношений между людьми, основанный на различении добра и зла. Смысл, регулятивная идея, цель морали заключается в следующем: мораль призвана способствовать стабилизации целостности человеческого сообщества и утверждению самоценности человека. Главный принцип морали – принцип гуманизма. Он утверждает самоценность личности «как в своем лице, так и в лице другого» (И. Кант). Ученые выделяют следующие функции морали: регулятивная; гносеологическая; воспитательная. Специфика морали: внеинституциональный характер и вездесущность морали. Структура морали: моральная деятельность (поступок-мотив-самооценка); нравственные отношения; нравственное сознание (нормы, нравственные принципы, идеалы).

Национальная культура.Характеризуется единством территории, государственностью, общностью экономической жизни, тогда как идентификационные ментальные признаки уходят на второй план. Национальная культура воплощается в ценностях образа жизни конкретной страны, в той или иной мере разделяемых всеми населяющими ее этносами. Поэтому иногда говорят, что, с одной стороны, этнические культуры формируют национальную культуру в рамках государства, а с другой стороны, национальная культура накладывает свой отпечаток на этнические культуры. Если последние несут отголоски культуры мифа, то национальные - культуры логоса, государства, политики, экономики.

Норма - правило поведения в определенной ситуации; форма регуляции поведения в биологических, технических, социальных системах.

лат.Norma – образец.

Осевое время – термин, введенный в обиход К. Ясперсом как средство осмысления единства истории. Под « О. в.» Ясперс понимает эпоху, когда осуществился прорыв от мифологических культур к философии, религии, науке (8-2 вв. до н.э.). С этого периода берет свое начало общая история человечества, человек уже не замкнут в себе, он ставит вопросы о смертности, о трагической вине, вырастающие в один общий вопрос – о смысле человеческого существования.

Пайдейя (греч. – ребенок) – воспитание, обучение, в более широком смысле – образование, образованность, культура. Греки создали систему образования, в которой формируется не профессионал в определенной области, а личность, способная к осуществлению гражданских обязанностей и сознательному выбору в политической борьбе.

Пантеон(греч. – все и бог) – 1) в Древнем Риме «храм всех богов»; 2)совокупность богов; 3) усыпальница выдающихся людей.

Парадигма(от греч. paradeigma – пример, образец) – совокупность теоретических и методологических установок, принятых в качестве образца решения исследовательских задач и разделяемых всеми членами научного сообщества.

Постиндустриальное общество – третья (после аграрного и индустриального общества) стадия развития человечества, отдельных стран, характеризующаяся теми социальными изменениями, которые связаны с достижениями современных научно-технологической, информационной революций. Теорию П. о. разрабатывали социологи и политологи Д. Белл, О. Тоффлер, А. Турен и др. Для П. о. должно быть характерным: индивидуализация производства и потребления, признание ведущей роли науки, знаний, получения и распространения информации; обеспечение управления обществом образованной и культурной элитой, развитие сферы услуг.

Постмодернизм– понятие, используемое для обозначения тенденций в современной культуре. Современная культура осмысливает себя как «постмодерн», то есть пост-современность, как процессуальность, которая разворачивается «после времени» – в ситуации «свершенности» и «завершенности истории». П. является актуальным феноменом, еще не принадлежащим философской традиции, поэтому его содержание и терминологический инструментарий находятся в процессе становления. Так, например, по Лиотару, П. может быть определен, как «недоверие к метаповествованиям», Джеймисон усматривает характеристику П. в ориентации на специфическую пародийность. В проблемном поле П. особое место занимает вопрос его соотношения с такими культурными феноменами, как классика и модернизм. Программно дистанцируясь от классической традиции, П., вместе с тем, предлагает особый способ бытия классики в современную эпоху. П. констатирует тотальное попадание любого наличного состояния культуры под «власть прошлого». Оформляется также интерпретация П. как феномена, являющегося проявлением любой радикальной смены культурных эпох, как своего рода этап в эволюции культуры: «у каждой эпохи есть свой П.» (Эко). В культурно-эстетическом плане П. закрепляет переход от «произведения» к «конструкции», ориентирует творческую активность с творчества на компиляцию, цитирование, с создания оригинальных произведений на коллаж.

Просвещение– под П. принято понимать культурно-идеологическое и философское движение общественной мысли, связанное с эпохой утверждения капиталистических отношений. Будучи закономерной ступенью в культурном развитии любого государства, вступающего на путь индустриализма, отличается целым рядом общих черт: демократизм, связанный с необходимостью приобщения к культуре и знаниям широких слоев общества; рационализм, означающий веру в неограниченные возможности человеческого разума; исторический оптимизм, вера в прогресс науки и общества. В строгом смысле слово П. впервые зарождается во Франции в начале 18 века.

Ритуал (лат. – обрядовый, торжественная церемония) – установленный порядок обрядовых действий, основанный на наделении вещей особыми (символическими) свойствами. Архаический Р. представляет собой синкретическое действо, к которому восходят более поздние специализированные формы деятельности (производственно-экономическая, военно-политическая, религиозно-культовая, художественная и др.). Р. имеет значение не только в архаических культурах, но и в традиционных обществах. Р. служит средством интеграции и поддержания целостности человеческих коллективов и установившегося порядка. Человеческое действие, определяясь следованием абсолютным образцам поведения, ритуализируется и вписывается в модель идеального равновесия космоса. Современное общество, как правило, характеризуется нигилистическим отношением к Р. и выдвижением на первый план утилитарного действия автономного индивида.

Романтизм– сложное, внутренне противоречивое духовное движение в западной культуре рубежа 18-19 вв., затронувшее все сферы духовной жизни (философию, литературу, музыку, театр и т. д.). Сущностные черты Р. нашли свое наиболее полное выражение в творчестве немецких романтиков, прежде всего – Йенского кружка (братья Ф. и А. Шлегели, Новалис, Тик, Шеллинг), гейдельбергских романтиков (Брентано, А. фон Арним), а также Г. Клейста, Гофмана, Гельдерлина. Специфика Р. была предопределена переходным характером эпохи. Отчасти этим объясняется «эстетизм» романтиков, их тяготение к языку искусства как наиболее плодотворной возможности созидания новой реальности. Р. абсолютизируют художественное творчество как единственный путь полной реализации свободы, понятой как выражение многомерности человеческого Я. Центральное место в эстетике Р. занимает место о гении как творце художественного произведения. Р. уделяют особое внимание «ночным» сторонам человеческой души, игре света и тьмы, светотени как стихии человеческого Я. Посредством иронии, которая возникает как результат дистанцированности от мира, в Р. раскрывается антиномичность внутреннего мира и человека. Р. знаменует собой начало новой эпохи и поиск новых языков культуры.

Семиотика – наука о знаках и знаковых системах как способов коммуникации между людьми. Наука, которая изучает семиозис культуры через жизнь знаков.

Символ (греч.-знак, опознавательная примета) – в широком смысле понятие, фиксирующее способность материальных вещей, событий, чувственных образов выражать идеальные содержания, отличные от их непосредственного чувственно-телесного бытия. С. имеет знаковую природу, и ему присущи все свойства знака. Если сущностью знака является «чистое указание», то сущность С. оказывается большей, чем указание на то, что не есть он сам. С. не есть только наименование какой-либо отдельной части, он устанавливает связь этой частности с множеством других, подчиняя эту связь единому закону, единому принципу.

Социализация. Процесс выработки человеком социальных норм и правил общественной жизни для развития активного, полноценного члена общества, для формирования культурной личности.

Серединная (традиционная) культура. Устойчивая совокупность ценностных ориентаций в обществе, обусловливающая единство и ценность его жизни. Такое ядро культуры не позволяет специфическим крайностям разрушать данный способ жизнедеятельности, преодолевает опасность раскола общества на субкультуры, возникновения контркультуры. Срединная культура формирует систему общепринятых идеалов и ценностей, выражающих интересы и потребности большинства населения и обеспечивающих передачу социального опыта, необходимого для выживания и развития данной культуры.

Синергетика – наука о процессах самоорганизации в природе и обществе. Предметом являются механизмы спонтанного образования и сохранения сложных систем, особенно находящихся в состоянии устойчивого неравновесия со средой.

Субкультура. Особая форма организации жизни людей (социальных групп), стремящихся обустроить внутри господствующей, традиционной культуры свое собственное, относительно автономное культурное существование. Социальной базой формирования субкультур могут быть возрастные группы, этнические, религиозные, неформальные образования. Важно отметить, что субкультура как бы изолирует свои специфические признаки, ценности от остальной срединной культуры, не ставит задачи изменения этой культуры, довольствуясь автономным положением (примером субкультур являются профессиональные, спортивные, молодежные, музыкальные и другие групповые культуры).

Сюрреализм (фр. – сверхреальность) – художественное течение в рамках модернизма, продолжающее - вслед за экспрессионизмом, дадаизмом, кубизмом и футуризмом – тенденцию поиска «подлинной реальности». Основные представители: А. Бретон, Ф. Супо, Х. Миро, М. Эрнст, С. Дали, Р. Магритт и др. Зоны подлинной реальности С. усматривает в таких феноменах, как: детство, сон, интуиция, свободных от любого вида рационализма и логики. В этой связи базовым худо

Наши рекомендации