Раздел XV: Теория и методика оздоровительной физической культуры.
Оздоровительная направленность как важнейший принцип системы физического воспитания. Исторически и генетически обусловленная роль активной мышечной деятельности как важного фактора укрепления ресурсов здоровья человека. Формирование понятий «оздоровительно-реабилитационная физическая культура» («физкультурная реабилитация») и «оздоровительно-рекреационная физическая культура» («физкультурная рекреация»), их сущности и границы применения.
Место направленно-оздоровительных средств в различные возрастные периоды онтогенеза и в различных условиях жизнедеятельности. Механизм оздоровительного действия физических упражнений, закаливания, массажа.
Понятие «оздоровительная физическая культура», ее роль в формировании здорового образа и стиля жизни. Характеристика направленно-оздоровительных физкультурно- спортивных занятий: по характеру решаемых задач (развивающие, активизирующие, восстановительные); по контингенту (массовые, групповые, индивидуальные (самостоятельные); по условиям проведения (в закрытом помещении, на открытом воздухе).
Характеристика средств специально-оздоровительной направленности: физические упражнения; средства закаливания; оздоровительный массаж; гигиенические факторы; психологические средства воздействия. Дозирование физических нагрузок, закаливания и массажа, сочетание средств.
Методика оздоровительной физической культуры для здоровых людей. Использование положений валеологии, предметом которой является «здоровье здоровых» и в которой большая роль отводится физической активности. Составление индивидуальных программ, контроль и коррекция оздоровительных воздействий. Методика оздоровительной физической культуры для лиц с
избыточным весом (ожирением), с нарушением осанки, остеохондрозом, плоскостопием — неосложненными формами; с близорукостью.
Методика определения пограничных состояний между нормой и патологией, выявления начальных патологических состояний. Выбор средств, методов, нормирование и программирование режима нагрузок и отдыха в недельных, месячных и более
протяженных циклах, регулирование оздоровительного эффекта.
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная).
Специфические особенности видов контроля в оздоровительной физической культуре. Оперативный и текущий контроль: педагогический — по оценке и составлению величин внешней (количество выполненной работы, мощность) и внутренней (переносимость) нагрузок; врачебный — по степени функциональных реакций при нагрузке, выявление скрытой патологии. Этапный контроль: педагогический — по динамике показателей физического развития и физической подготовленности, по сопоставлению этих показателей с нормативными; врачебный — по динамике показателей здоровья и функционального состояния.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
№ п/п | Наименование темы (раздела) | Кол-во часов на СРС | Наименование учебно-методического обеспечения |
I. | Введение в ТиМФКиС | Основная литература: 1. Кузнецов, В. С. Теория и методика физической культуры [Текст] : учебник для студентов учреждений ВПО / Кузнецов В. С. - М. : Академия, 2012. - 409 с. Дополнительная литература: 1. Теория и методика физической культуры [Текст] : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. 022300 «Физ. культура и спорт» / под ред. Ю. Ф. Курамшина. - 3-е изд., стер. - М. : Сов. спорт, 2007. - 464 с. 2. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. - 6-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 478 с. | |
1.3. | Физическая культура как вид культуры | Тема 1.3. стр. 18-39 учебника: Теория и методика физической культуры [Текст] : учебник / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2007. – 464 с. | |
1.4. | Направленное формирование личности в процессе физического воспитания | Тема 1.4. Таблицы № 5-9 стр.12 Практикума по ТФВ. | |
1.5. | Физически активный образ жизни человека. Роль физической культуры в обеспечении здоровья. Основы здорового образа жизни. | Тема 1.5. Холодов, Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта | |
II. | Дидактические основы ТиМФКиС | Основная литература:
| |
2.2. | Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты физических упражнений | Тема 2.2. Стр. 107-110 учебника ТВФ /Под ред. Т.Ю.Круцевич, Киев -2003. | |
2.3. | Методы физического воспитания | Тема 2.3. 1. Заполните таблицы № 2-5 стр.17-18 Практикума по ТФВ. 2. Выполнение заданий с проблемными ситуациями стр.18-19 Практикума по ТФВ. | |
2.4. | Принципы физического воспитания | ||
2.5. | Основы теории адаптации и закономерности ее использования в физическом воспитании | Тема 2.5. Конспект стр. 150-160 учебника ТВФ /Под ред. Т.Ю.Круцевич, Киев -2003. | |
III. | Основы теории и методики обучения двигательным действиям | Основная литература:
| |
3.1. | Основы обучения двигательным действиям | Тема 3.1. Подготовка к написанию теста (выполнение заданий №1-23, стр.23-27 Практикума по ТФВ.) | |
3.2. | Двигательные умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании | ||
IV. | Теоретико – практические основы развития физических качеств | Основная литература:
| |
4.2. | Сила и основы методики ее воспитания | Тема 4.2. 1. Заполните таблицу «Методы воспитания силы и их характеристика». 2. Напишите конспект «Методики воспитания силовых способностей». | |
4.3. | Быстрота и основы методики ее воспитания | Тема 4.3. 1. Заполните таблицу «Методы воспитания быстроты и их характеристика». 2. Напишите конспект «Методики воспитания скоростных способностей». | |
4.4. | Выносливость и основы методики ее воспитания | Тема 4.4. 1. Заполните таблицу «Методы воспитания выносливости и их характеристика». | |
4.5. | Гибкость и основы методики ее воспитания | Тема 4.5. 1. В табличной форме перечислите основные задачи и методы воспитания гибкости. 2. Впишите в таблицу по 5 упражнений для воспитания активной и пассивной гибкости. 3. Перечислите компоненты нагрузки на организм при развитии гибкости. 4. Заполните таблицу «Методы воспитания гибкости и их характеристика» | |
4.6. | Координационные способности и основы методики их воспитания | Тема 4.6. 1. Перечислите основные задачи воспитания координационных способностей в форме таблицы. 2. Заполните таблицу «Методы развития координации и их характеристика» | |
4.7. | Контроль за развитием физических качеств | Тема 4.7. Холодов, Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта | |
V. | Формы построения занятий в физическом воспитании | Основная литература: 1. Кузнецов, В. С. Теория и методика физической культуры [Текст] : учебник для студентов учреждений ВПО / Кузнецов В. С. - М. : Академия, 2012. - 409 с. Дополнительная литература: 1. Теория и методика физической культуры [Текст] : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. 022300 «Физ. культура и спорт» / под ред. Ю. Ф. Курамшина. - 3-е изд., стер. - М. : Сов. спорт, 2007. - 464 с. 2. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. - 6-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 478 с. | |
5.1. | Урочные формы занятий | Тема 5.2. 1. Заполните таблицу «Структура урока физической культуры». 2. Заполните таблицу «Типы уроков физической культуры». Практикума по ТиМФВиС | |
5.2. | Неурочные формы занятий | Тема 5.3. Заполните таблицу «Неурочные формы занятий физическими упражнениями» Практикума по ТиМФВиС | |
VI. | Методы исследования в физической культуре и спорте | Основная литература: 1. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст] : учеб. пособие для студ. Вузов / Железняк Ю. Д., Петров П. К. - 6-е изд., стер. - М. : Академия, 2013. - 287 с. Дополнительная литература: 1. Петров, П. К. Информационные технологии в физической культуре и спорте [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / Петров П. К. - М. : Академия, 2008. - 285 с. | |
6.1. | Методы научного исследования в физической культуре и спорте | Тема 6.1. Ознакомление с работой библиотек: МАГУ, МОБ, читальным залом, каталогом | |
VII. | Планирование и контроль в процессе занятий физическими упражнениями | Основная литература: 1. Кузнецов, В. С. Теория и методика физической культуры [Текст] : учебник для студентов учреждений ВПО / Кузнецов В. С. - М. : Академия, 2012. - 409 с. Дополнительная литература: 1. Теория и методика физической культуры [Текст] : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. 022300 «Физ. культура и спорт» / под ред. Ю. Ф. Курамшина. - 3-е изд., стер. - М. : Сов. спорт, 2007. - 464 с. 2. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. - 6-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 478 с. | |
7.1. | Понятие о планировании в ФВ, его виды и содержание | Тема 7.1. Практикум по ТиМФВиС: 1. Укажите методическую последовательность планирования в физическом воспитании. 2. Заполните таблицу «Основные документы планирования в физическом воспитании, их характеристика». 3. Заполните таблицу «Виды и документы планирования». 4. Разработайте план – конспект урока физической культуры в школе для начальных классов. | |
7.2. | Понятие контроля и учета в ФВ | Тема 7.2. Практикум по ТиМФВиС: 1. Заполните таблицу «Виды и документы контроля». 2. Запишите методы контроля, применяемые в практике физического воспитания. 3. Заполните таблицу «Документы учета и отчетности в физическом воспитании». | |
VIII. | Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста | Основная литература: 1. Кузнецов, В. С. Теория и методика физической культуры [Текст] : учебник для студентов учреждений ВПО / Кузнецов В. С. - М. : Академия, 2012. - 409 с. Дополнительная литература: 1. Теория и методика физической культуры [Текст] : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. 022300 «Физ. культура и спорт» / под ред. Ю. Ф. Курамшина. - 3-е изд., стер. - М. : Сов. спорт, 2007. - 464 с. 2. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. - 6-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 478 с. | |
8.2. | Особенности функционального развития дошкольников | ||
8.3. | Содержание и методика ФВ детей раннего возраста | Тема 8.3. Практикум по ТиМФВиС: 1. Заполните таблицу «Средства и методы физического воспитания дошкольников». 2. Заполните таблицу «Основные формы занятий физическими упражнениями с детьми раннего возраста, их характеристика». 3. Заполните таблицу «Структура физкультурных занятий урочного типа с детьми раннего возраста». | |
8.4. | Содержание и методика ФВ детей дошкольного возраста | Тема 8.4. Практикум по ТиМФВиС: 1. Заполните таблицу «Структура физкультурных занятий урочного типа с детьми дошкольного возраста». | |
8.5. | Методические особенности развития физических качеств дошкольников | Конспект учебника «Теория и методика физического воспитания» под. ред Круцевич Т.Ю., Киев, Олимпийская литература. 2003. – С.70-76. | |
8.6. | Спортивные упражнения, подвижные и элементы спортивных игр для дошкольников | Подберите 10 спортивных упражнений, подвижных игр для дошкольников | |
8.7. | Формы организации ФВ дошкольников | Практикум по ТиМФВиС: 1. Заполните таблицу «Основные формы занятий физическими упражнениями с детьми дошкольного возраста, их характеристика», с.59 | |
8.8. | Врачебно-педагогический контроль на занятиях с дошкольниками | Конспект учебника «Теория и методика физического воспитания» под. ред Круцевич Т.Ю., Киев, Олимпийская литература. 2003. – С.60-64. | |
IX. | Физическое воспитание детей школьного возраста | Основная литература: 1. Кузнецов, В. С. Теория и методика физической культуры [Текст] : учебник для студентов учреждений ВПО / Кузнецов В. С. - М. : Академия, 2012. - 409 с. Дополнительная литература: 1. Теория и методика физической культуры [Текст] : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. 022300 «Физ. культура и спорт» / под ред. Ю. Ф. Курамшина. - 3-е изд., стер. - М. : Сов. спорт, 2007. - 464 с. 2. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. - 6-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 478 с. | |
9.2. | Средства и методы ФВ школьников | ||
9.3. | ФВ детей младшего и среднего школьного возраста | Тема 9.3. 1. Изучить вопрос «Показатели физического развития и уровни физической подготовленности младших школьников Кольского Севера». 2. Изучить вопрос «Показатели физического развития и уровни физической подготовленности детей среднего школьного возраста Кольского Севера». | |
9.4. | ФВ детей старшего школьного возраста | Тема 9.4. 1. Изучить вопрос «Показатели физического развития и уровни физической подготовленности старших школьников Кольского Севера». 2. Составить таблицу «Основы методики ФВ с учетом особенностей развития организма в старшем школьном возрасте». 3. Составить конспект занятия по оздоровительной аэробике для девушек, по атлетической гимнастике для юношей. | |
9.5. | ФВ детей с ослабленным здоровьем | Тема 9.5. Практикум по ТиМФВиС: 1.Заполнить таблицу «Выбор средств ФВ после некоторых заболеваниях у школьников». 2.Записать основные различия между учениками основной, подготовительной и СМГ (в форме таблицы). | |
9.6. | Формы организации ФВ в системе внешкольных учреждений | Тема 9.6. Изучение вопроса «Физкультурные мероприятия в летних, зимних оздоровительных и туристских лагерях», подбор литературы, составление конспекта. | |
9.7. | Формы организации ФВ в семье | Тема 9.7. 1. Изучение вопроса «Физкультурные мероприятия на свежем воздухе, в семейных походах», подбор литературы, составление конспекта. 2. Составление комплексов утренней гимнастики, физкультминутки. 3. Составление сценария проведения спортивного конкурса «Мама, папа, я – спортивная семья». | |
9.8. | Урок – основная форма организации занятий в школе | Тема 9.8. 1. Заполните таблицу «Методы организации деятельности учащихся на уроке физической культуры и их характеристика» (задание № 34, стр. 76 Практикума по ТиМФВиС). 2. Сформулируйте задачи урока физической культуры с учетом возрастно-половых особенностей учащихся и запишите их в таблицу (задание № 44, стр. 78 Практикума по ТиМФВиС). 3. Составить конспект урока физической культуры на выбранную тему. 4. Рассчитать общую и моторную плотность урока по заданным данным. | |
9.9. | Профессионально-педагогическая деятельность учителя физической культуры | Тема 9.9. Проранжируйте по степени важности качества учителя ФК (Практикум по ТиМВФиС, стр.79, задание 52.). | |
9.10. | Технология разработки документов планирования по физическому воспитанию | Тема 9.10. 1. Ответить на контрольные тесты по теме (стр. 80 Практикума по ТиМВФиС). 2. Выполнить задания для самостоятельной работы (стр. 80-85 Практикума по ТиМВФиС). 3. Составьте годовой план-график учебного процесса по физическому воспитанию (для_____класса). 4. Составьте поурочный рабочий план на четверть (для______класса) 5. Составьте план-конспект урока по физической культуре (для___класса). | |
X. | Физическое воспитание студенческой молодежи | Основная литература: 1. Кузнецов, В. С. Теория и методика физической культуры [Текст] : учебник для студентов учреждений ВПО / Кузнецов В. С. - М. : Академия, 2012. - 409 с. Дополнительная литература: 1. Теория и методика физической культуры [Текст] : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. 022300 «Физ. культура и спорт» / под ред. Ю. Ф. Курамшина. - 3-е изд., стер. - М. : Сов. спорт, 2007. - 464 с. 2. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. - 6-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 478 с. | |
10.1. | Методические основы ФВ в вузе | Тема 10.2. 1. Заполнить таблицу «Формы организации физического воспитания студентов и их характеристика» (задание № 5, стр. 87 Практикума по ТиМФВиС). 2. Написать контрольные упражнения, посредством которых определяют физическую подготовленность студентов. | |
XI. | Физическое воспитание в Вооруженных Силах Российской Федерации | Основная литература: 1. Кузнецов, В. С. Теория и методика физической культуры [Текст] : учебник для студентов учреждений ВПО / Кузнецов В. С. - М. : Академия, 2012. - 409 с. 2. НФП 2009 [Текст] : Академия, 2010.. Дополнительная литература: 1. Теория и методика физической культуры [Текст] : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. 022300 «Физ. культура и спорт» / под ред. Ю. Ф. Курамшина. - 3-е изд., стер. - М. : Сов. спорт, 2007. - 464 с. 2. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. - 6-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 478 с. | |
11.1. | Цель, задачи, содержание и структура физической подготовки в вооруженных силах РФ | Тема 11.1. Практикум по ТиМФВиС: изобразите схему системы физической подготовки войск. | |
XII. | Физическое воспитание в основной период трудовой деятельности | Основная литература: 1. Кузнецов, В. С. Теория и методика физической культуры [Текст] : учебник для студентов учреждений ВПО / Кузнецов В. С. - М. : Академия, 2012. - 409 с. Дополнительная литература: 1. Теория и методика физической культуры [Текст] : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. 022300 «Физ. культура и спорт» / под ред. Ю. Ф. Курамшина. - 3-е изд., стер. - М. : Сов. спорт, 2007. - 464 с. 2. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. - 6-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 478 с. | |
12.2. | Содержание физкультурно-оздоровительных занятий для взрослых | Тема 12.2. 1. Перечислить основные функции физической культуры в быту трудящихся. 2. Перечислить факторы, влияющие на динамику работоспособности в течение рабочей смены на производстве. | |
12.3. | Методика физкультурно-оздоровительных занятий со взрослыми | Тема 12.3. Выполнить задания № 5 и 6 на стр. 89 Практикума по ТиМФВиС. | |
12.4. | ФВ в пожилом и старшем возрасте | Тема 12.4. Выполнить контрольные тесты и задания № 1 и 5 на стр. 91-92 Практикума по ТиМФВиС. | |
XIV. | Теория и методика спорта | Основная литература: 1. Алексеев, С. В. Спортивное право России [Текст] : учебник для студ. вузов, обуч. по направл. «Юриспруденция» и «Физ. культура и спорт» / Алексеев С. В. ; М-во образования и науки РФ, Моск. гос. юрид. акад. им. О. Е. Кутафина ; под ред. П. В. Крашенинникова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012 ; Закон и право. - 1053 с. 2. Железняк, Ю. Д. Методика обучения физической культуре [Текст] : учебник для студентов учреждений ВПО, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование» профиль «Физическая культура» / Железняк Ю. Д., Кулишенко И. В., Крякина Е. В. ; под ред. Ю. Д. Железняка. - М. : Академия, 2013. - 254 с. Дополнительная литература: 1. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. - 6-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 478 с. 2. Чермит, К. Д. Теория и методика физической культуры [Текст] : опорные схемы : учеб. пособие для студ. Вузов / Чермит К. Д. - М. : Сов. спорт, 2005. - 272 с. | |
XV. | Теория и методика оздоровительной физической культуры | Основная литература: 1. Алексеев, С. В. Спортивное право России [Текст] : учебник для студ. вузов, обуч. по направл. «Юриспруденция» и «Физ. культура и спорт» / Алексеев С. В. ; М-во образования и науки РФ, Моск. гос. юрид. акад. им. О. Е. Кутафина ; под ред. П. В. Крашенинникова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012 ; Закон и право. - 1053 с. 2.Железняк, Ю. Д. Методика обучения физической культуре [Текст] : учебник для студентов учреждений ВПО, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование» профиль «Физическая культура» / Железняк Ю. Д., Кулишенко И. В., Крякина Е. В. ; под ред. Ю. Д. Железняка. - М. : Академия, 2013. - 254 с. Дополнительная литература: 1. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. - 6-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 478 с. 2. Чермит, К. Д. Теория и методика физической культуры [Текст] : опорные схемы : учеб. пособие для студ. Вузов / Чермит К. Д. - М. : Сов. спорт, 2005. - 272 с. |
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Общие сведения
1. | Кафедра | ФКСиБЖД |
2. | Направление подготовки | 44.03.05 Педагогическое образование Физическая культура, Дополнительное образование (физкультурно-оздоровительная, спортивная и туристско-рекреационная деятельность) |
3. | Дисциплина (модуль) | Б1.В.ОД.3. Теория и методика физической культуры и спорта |
Перечень компетенций
- готов сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1); |
- способен осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2); |
– готов реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1); |
– способность проектировать образовательные программы (ПК- 8); |
- способность проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся (ПК-9). |