Этапы формирования и программа оценивания контролируемых компетенций
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина «Бизнес как форма социокультурной практики» (Б1.В.ОД.4) входит в блок «Обязательные дисциплины» вариативной части образовательной программы высшего образования магистратуры по направлению 51.04.01 Культурология (магистерская программа «Деловая культура и бизнес-коммуникации») и изучается на 1 курсе в 1 семестре
Дисциплина «Бизнес как форма социокультурной практики» содержательно и логически связана с другими дисциплинами учебного плана:
· Изучаются параллельно дисциплины: «Массовая культура: теории и практики» (Б1.В.ОД.3) 1 семестр; «Копирайтинг в сфере культуры и искусства» (Б1.В.ДВ.5.1) 1 семестр; «Реклама и брендинг в сфере культуры» (Б1.В.ДВ.5.2) 1 семестр;
· Базируются на изучении данной дисциплины: «Фандрайзинг в сфере культуры» (Б1.В.ДВ.2.2), 3 семестр, «Корпоративная и организационная культура» (Б1.В.ДВ.1.1), Производственная (культурно-просветительская) практика (Б2.П.1), Научно-исследовательский семинар (Б2.Н.2), данная дисциплина используется при формировании содержания итоговой государственной аттестации.
3.. ПланируемыЕ результатЫ обучения по дисциплине
Дисциплина «Бизнес как форма социокультурной практики» направлена на формирование следующих компетенций выпускника:
- способность проявлять инициативу, готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК – 6);
- способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК – 7);
- готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК – 6):;
- готовность осуществлять научные коммуникации в профессиональной сфере (ПК – 5);
- готовность к использованию современного знания о культуре в организационно-управленческой работе (ПК – 6);
- способность применять на практике знание теоретических основ управления в социокультурной сфере, владение приёмами работы с персоналом, методами оценки качества и результативности труда персонала (ПК – 7);
- готовность пользоваться нормативными документами, определяющими параметры проведения работ в сфере социокультурной деятельности (ПК – 11);
готовность к экспертно-консультационной работе (ПК – 12).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
- основы современных бизнес-технологий;
уметь:
- использовать бизнес-технологии в сфере культуры;
владеть:
- навыками составления маркетинг-планов, проведения маркетинговых исследований, составления PR-программ, разработки социально-культурных проектных идей.
4. Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 з.е. (108 академических часов).
1 семестр: 3 з.е., 108 академических часов
Количество академических часов | |
Объем контактной работы обучающихся с преподавателем | |
аудиторная работа | |
в том числе: | |
лекции | |
практические занятия, семинары | |
лабораторные занятия | |
внеаудиторная работа | |
в том числе: | |
индивидуальная работа обучающихся с преподавателем | |
курсовое проектирование | |
групповые, индивидуальные консультации и иные виды учебной деятельности, предусматривающие групповую или индивидуальную работу обучающихся с преподавателем | |
Объем самостоятельной работы обучающихся | |
в том числе аудиторных часов, выделенных на подготовку к экзамену |
5..содержание дисциплины
5.1. Структура дисциплины
№ п/п | Наименование темы (раздела) дисциплины (модуля) | Общая трудоёмкость (в акад.часах) | Трудоёмкость по видам учебных занятий (в акад.часах) | |||
Лек | Лаб | Пр | СРС | |||
Понятийный аппарат, проблемное поле | ||||||
Анализ современной культурной ситуации | ||||||
Формирование индустрии культуры | ||||||
Менеджмент культуры | ||||||
Маркетинг в культуре | ||||||
PR (связи с общественностью) как управленческая деятельность | ||||||
Финансовый менеджмент | ||||||
Менеджмент персонала | ||||||
Социально-культурное проектирование как приоритетная управленческая технология в современном обществе | ||||||
Программный подход в социокультурной сфере |
5.2. Содержание дисциплины
№ п/п | Наименование темы (раздела) дисциплины (модуля) | Содержание темы (раздела) |
Понятийный аппарат, проблемное поле | Понятие культура, объект и субъект культуры, языки и символы культуры, культурные коды, культурные ценности и нормы. Профессиональный и обыденный уровни культуры. Массовая культура – культура взаимосвязей между высоко специализированными областями социального бытия и субкультурой повседневности, обыденности, досуга. Межсекторное взаимодействие как основа современного бизнеса; Культура и рынок. Рыночный ренессанс. | |
Анализ современной культурной ситуации | Модернизационные культурные процессы. Формирование новых культурных моделей. Концепции: Глобальные, локальные. От модели экономического роста к концепции сбалансированного развития. Реформирование политической и государственной, культурной модели в России. Типология благ. Эволюция представлений о роли культуры. «Цивилизация услуг», «цивилизация досуга», «экономика символов», «экономика знания». Культурный потребитель. Культура как индустрия. | |
Формирование индустрии культуры | Индустрия культуры как сфера культурного производства и обмена. Творческие индустрии. Креативная экономика. Экономика культуры. Культура как источник создания конкурентного преимущества территории. Территориальный брендинг. Реклама, прямой маркетинг, связи с общественностью как элементы продвижения бренда в сфере культуры. Культурные объекты как инфраструктурные маркеры. Ориентация на формирование привлекательного образа территории, опора на, так называемые «относительные ресурсы» - потенциал «различий», а не наличия тех или иных благ как характеристики постиндустриального общества. Бизнес коммуникации и имиджевые стратегии. Гуманитаризация бизнеса. Репутационный капитал. Стратегия продвижения культурного продукта. Дизайн и стиль как факторы выбора товаров и услуг. Информационные технологии. Массовая культура. Концепция двух культур. Ч.П.Сноу — Дж.Сантаяна, Х.Ортега-и-Гассет — Т.-С.Элиот — Д.Макдональд — Г.Гэнс. Понятия массы, толпы, публики. Концепции Н.Михайловского, Г.Тарда, Г.Лебона, Э.Берка. Психология масс в учении З.Фрейда. Масса как социальное образование (Д.Рисмен, Э.Фромм, Э.Канетти). Теория массового общества и его культуры Э.Шилза. Концепция ведущей роли культурного меньшинства и его кризиса Ф.Ливиса. Культурный пессимизм Ф.Ливиса. Концепция традиционной культуры рабочего класса и новых форм массовой культуры Р.Хогтарта. Исследования Р.Вильямса по проблемам культуры и общества. Концепция товарного фетишизма Т.Адорно. Понятие «ложных потребностей» у Г.Маркузе. Концепция культурной индустрии Т.Адорно и М.Хоркхеймера. Развитие образования, науки, информации и культуры как объективная основа объединения людей в постиндустриальном обществе. Значение политики, административно-общественного самоуправления — прямой («партисипаторной») демократии в постиндустриальном обществе. Расширение общественных связей и творческие инициативы. Рост четвертичного сектора экономики — образование, наука, культура, производство информации, оказание интеллектуальных услуг. | |
Менеджмент культуры | Понятие культурного менеджмента. Общие положения, категории менеджмента и новые направления. Теория и методы, формы и функции, модели культурного менеджмента. Специфика мышления с точки зрения менеджмента. Менеджмент с точки зрения управления администрирования и организации. Коммуникационный менеджмент. | |
Маркетинг в культуре | Маркетинг как управленческая деятельность. Роль маркетинга в культуре. Концепции, формы, цели и задачи маркетинга. Роль государства в становлении рыночных отношений. Специфика маркетинга в культурной сфере. Фазы маркетинговой подготовки. Сетевые технологии и «некоммерческий маркетинг». Фандрайзинг как форма некоммерческого маркетинга. Определение и классификация (рынков, спроса). Маркетинговое планирование. Маркетинговые стратегии. Маркетинговые исследования. Маркетинговая коммуникация. Кодексы, хартии. | |
PR (связи с общественностью) как управленческая деятельность | Понятие PR (Public Relations). Общие положения о PR и новые направления. Теория и методы PR. Формы и функции PR. PR в стратегиях маркетинга культуры. Медиапланирование. Социальная и деловая коммуникация. Роль PR в формулировании: миссии организации, имиджа организации, партнерских внутренних и внешних отношений. Текст как рабочее пространство PR- менеджера. Работа с различными коммуникационными каналами. От PR к менеджменту коммуникаций. Кодексы профессионального поведения в России и в международной практике. | |
Финансовый менеджмент | Формирование источников. Уровни, типы управления организаций. Многоканальное финансирование организации культуры: фандрайзинг, партнерство, спонсорство, меценатство, благотворительность, франчайзинг. Расходование финансовых средств. Бизнес-план. Бизнес-портфель. Решение проблемы коммерческой деятельности в рамках некоммерческой культурной организации. | |
Менеджмент персонала | Концепции управления персоналом. Элементы управления. От приема (прихода) на работу до планирования деятельности сотрудника (сотрудником). Система мотиваций. Категории «Качество жизни», «образ жизни», «стиль жизни» в менеджменте персонала. Подходы к стратегическому менеджменту. Человеческий фактор в различных стратегиях современного менеджмента. География, социология, технология как параметры менеджмента. | |
Социально-культурное проектирование как приоритетная управленческая технология в современном обществе | Смысл, возможности и ограничения проектного подхода. Субъект и объект в проектном подходе. Социальное и культурное пространство как проектная среда. Этапы проекта. Многоуровневый бюджет. Планирование результатов Реализация проекта: от PR до мониторинга результатов. | |
Программный подход в социокультурной сфере | Определение проблемной ситуации как ресурса. Сетевые организации в современном обществе. Сетевое взаимодействие. Роль партнерских отношений в сетевых культурных организациях, их специфика. Менеджмент социокультурных проектов. Комплексность как основа международной практики проектирования. Подходы: международный, государственный, региональный, местный. Международный культурный рынок: фестивали, ярмарки, форумы, туризм. Типы и формы международных проектов. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
№ п/п | Наименование темы (раздела) дисциплины (модуля) | Вид самостоятельной работы | Трудоемкость (в акад.часах) |
Понятийный аппарат, проблемное поле | Изучение учебной и научной литературы; анализ текстов; самостоятельная контрольная работа в форме тестов; подготовка проектов | ||
Анализ современной культурной ситуации | Работа с учебной и научной литературой; подготовка сообщений к выступлению на семинаре, работа со словарями и справочниками; самостоятельная контрольная работа в форме тестов; подготовка проектов | ||
Формирование индустрии культуры | Работа с учебной и научной литературой; подготовка рефератов, докладов; самостоятельная контрольная работа в форме тестов; подготовка проектов; подготовка к деловой игре | ||
Менеджмент культуры | Работа с учебной и научной литературой; подготовка рефератов, докладов; самостоятельная контрольная работа в форме тестов; подготовка проектов | ||
Маркетинг в культуре | Работа с учебной и научной литературой; подготовка рефератов, докладов; самостоятельная контрольная работа в форме тестов; подготовка проектов | ||
PR (связи с общественностью) как управленческая деятельность | Работа с учебной и научной литературой; подготовка рефератов, докладов; самостоятельная контрольная работа в форме тестов; подготовка проектов | ||
Финансовый менеджмент | Работа с учебной и научной литературой; подготовка рефератов, докладов; самостоятельная контрольная работа в форме тестов; подготовка проектов | ||
Менеджмент персонала | Работа с учебной и научной литературой; подготовка рефератов, докладов; самостоятельная контрольная работа в форме тестов; подготовка проектов | ||
Социально-культурное проектирование как приоритетная управленческая технология в современном обществе | Работа с учебной и научной литературой; подготовка рефератов, докладов; самостоятельная контрольная работа в форме тестов; подготовка проектов | ||
Программный подход в социокультурной сфере | Работа с учебной и научной литературой; подготовка рефератов, докладов; самостоятельная контрольная работа в форме тестов; подготовка проектов |
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
Примерные темы информационных проектов
1. | Понятийный аппарат, проблемное поле | - Ресурсы постиндустриального общества; - место культуры в постиндустриальном обществе; - человеческий капитал в постиндустриальном обществе; |
2. | Анализ современной культурной ситуации | - культура как ресурс развития и инструмент достижения социально-экономических целей; |
3. | Формирование индустрии культуры | - История и актуальные проблемы отдельных секторов креативных индустрий в контексте их социально-экономического функционирования (современный музеи, галерейное дело, масс-медиа); - «Культурные стратегии: Экспертный клуб». Анализ серии изданий Института культурной политики. - Культура деловых коммуникаций; - PR в сфере культурного наследия; - современные бизнес-технологии в сфере культуры; - маркетинг как философия бизнеса; - культурный продукт как инструмент регуляции сознания и поведения людей. |
4. | Менеджмент культуры | - Школы менеджмента. |
5. | Маркетинг в культуре | - Основные ресурсы управленческой деятельности. |
6. | PR (связи с общественностью) как управленческая деятельность | - PR в организации культуры. |
7. | Финансовый менеджмент | - Бизнес-планирование в организации культуры; |
8. | Менеджмент персонала | - Типы стратегий управления в организации культуры. |
9. | Социально-культурное проектирование как приоритетная управленческая технология в современном обществе | Разработка спонсорского пакета объекта (объект выбирается группой самостоятельно). В проекте предусмотрены разделы: - описание проблемной ситуации, - определение целевых сегментов, - формулирование спонсорского предложения целевым сегментам (государство, бизнес, общественность) - обоснование предложения, - проектные решения: сегмент, позиция, имидж, носители и каналы коммуникации с целевой аудиторией. |
10. | Программный подход в социокультурной сфере | - Фадрайзинг в организации культуры. |
Вопросы для предварительной подготовки к семинарам
Наименование раздела дисциплины | Вопросы | |
1. | Понятийный аппарат, проблемное поле | - Подобрать примеры межсекторного взаимодействия на современном рынке культуры в России; - международные стандарты и национальная специфика – конфликт интересов на глобальном рынке культуры. Культурологический аспект. |
2. | Анализ современной культурной ситуации | - Подобрать примеры, иллюстрирующие различные точки зрения на культуру как профессиональную деятельность; - подобрать примеры современных культурных объектов, востребованных общественностью, государством, бизнесом; - резюмировать работу Лэндри Чарлза, Пахтер Марка «Культура на перепутье». |
3. | Формирование индустрии культуры | - Рассмотреть культуру в качестве рычага социально-экономического развития территории; - проанализировать культурное производства как брендинг. - рассмотреть бизнес как форму социокультурной практики; |
4. | Менеджмент культуры | - Подберите примеры управления организацией культуры, позволившие выйти организации на более значимый для сообщества уровень; - проанализируйте управленческие механизмы, используемые при управлении государственной организации культуры. |
5. | Маркетинг в культуре | - На основе любой книги по маркетингу в культуре определить специфику маркетинга именно в культуре. |
6. | PR (связи с общественностью) как управленческая деятельность | - Подобрать примеры рекламных сообщений, PR-сообщений, пропагандистских сообщений. социальный дискурс которых преобладает над товарным; - приведите примеры рекламы социальной ответственности бизнеса в отношении к культурной сфере. |
7. | Финансовый менеджмент | - Написать бизнес-план к разработанным PR-идеям. |
8. | Менеджмент персонала | - Составьте программу исследования, направленного на выявление отношения студенческой молодежи к государственному культурному предложению, к культурному предложению бизнеса. |
9. | Социально-культурное проектирование как приоритетная управленческая технология в современном обществе | - Подберите два-три примера межсекторного взаимодействия; - подберите 3 примера проектов, приведших к серьезным социокультурным изменениям; - придумайте собственную проектную идею, реализация которой должна привести к позитивными изменениям в организации, сообществе. |
Программный подход в социокультурной сфере | - Составьте под свои проектные идеи «пирамиду доноров»; - разработайте стратегию реализации своей проектной идеи. |
Вопросы для самостоятельной работы
Наименование раздела дисциплины | Темы |
Понятийный аппарат, проблемное поле | 1.Понятие культура, объект и субъект культуры, языки и символы культуры, культурные коды, культурные ценности и нормы. 2 Понимание профессионального и обыденного уровня культуры. 3. Межсекторное взаимодействие как основа современного бизнеса; 4. Организация взаимодействия культуры и рынка. |
Анализ современной культурной ситуации | 1. Проведение анализа модернизационных культурных процессов. 2. Проблема формирования новых культурных моделей. 3. Концепции развития культурной ситуации: Глобальные, локальные. 4. Реформирование политической и государственной, культурной модели в России. 5. Типология благ и эволюция представлений о роли культуры. 6. Культурное потребление и культура как индустрия. |
Формирование индустрии культуры | 1. Понимание индустрии культуры как сферы культурного производства и обмена. 2. Творческие индустрии. 3. Креативная экономика. 4. Бизнес коммуникации и имиджевые стратегии. 5. Проблема гуманитаризации бизнеса. 6. Репутационный капитал. 7. Развитие образования, науки, информации и культуры как объективная основа объединения людей в постиндустриальном обществе. Значение политики, административно-общественного самоуправления — прямой («партисипаторной») демократии в постиндустриальном обществе. |
Менеджмент культуры | 1.Понятие культурного менеджмента. 2. Менеджмент как управление администрирования и организации. 3.Коммуникационный менеджмент. |
Маркетинг в культуре | 1.Маркетинг как управленческая деятельность и роль маркетинга в культуре. 2. Концепции, формы, цели и задачи маркетинга. 3. Роль государства в становлении рыночных отношений. 4. Специфика маркетинга в культурной сфере. 5. Маркетинговая коммуникация. Кодексы, хартии. |
PR (связи с общественностью) как управленческая деятельность | 1. Понятие PR (Public Relations). (общие положения о PR и новые направления. Теория и методы PR.) 2. Формы и функции PR. PR в стратегиях маркетинга культуры. 3. Социальная и деловая коммуникация. 4.Роль PR в формулировании: миссии организации, имиджа 5. Текст как рабочее пространство PR- менеджера. |
Финансовый менеджмент | 1. Финансирование организации культуры: фандрайзинг, партнерство, спонсорство, меценатство, благотворительность, франчайзинг. 2. Расходование финансовых средств. Бизнес-план. Бизнес-портфель. |
Менеджмент персонала | 1. Понимание концепции управления персоналом и элементы управления. 2. Система мотиваций в менеджменте персонала. 3. Подходы к стратегическому менеджменту. 4.Человеческий фактор в различных стратегиях современного менеджмента. |
Социально-культурное проектирование как приоритетная управленческая технология в современном обществе | 1. Смысл, возможности и ограничения проектного подхода. 2. Социальное и культурное пространство как проектная среда. 3.Этапы проекта от проектирования до реализация проекта: PR мониторинг. |
Программный подход в социокультурной сфере | 1. Смысл определения проблемной ситуации как ресурса. 2. Сетевые организации в современном обществе и сетевое взаимодействие. 3. Роль партнерских отношений в сетевых культурных организациях, их специфика. 4. Менеджмент социокультурных проектов. 5. Комплексность как основа международной практики проектирования. 6. Подходы: международный, государственный, региональный, местный. 7. Формы международного культурного рынка: фестивали, ярмарки, форумы, туризм. Типы и формы международных проектов. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Перечень Интернет-ресурсов
Электронная библиотека МПГУ – http://elib.lib.mpgu.edu/login.php
Сайт журнала «Вопросы культурологии» http://www.panor.ru/journals/culturolog/
Сайт журнала «Вопросы философии» http://vphil.ru/index.php?option=com_frontpage&Itemid=1
Сайт журнала «Философские науки» http://www.academyrh.info/
Сайт Российского научно-образовательного культурологического общества http://www.rko-info.ru/
Сайт Российского института культурологии http://www.ricur.ru/
Электронная библиотека по гуманитарным наукам http://www.gumer.info/
Библиотека Максима Мошкова http://www.lib.ru/CULTURE
«Скепсис».
Научно-просветительский сайт. Электронная библиотека www.scepsis.ru
Электронная библиотека диссертаций. http://diss.rsl.ru/?menu=disscatalog/
Институт философии РАН. http://iph.ras.ru/contacts.htm
Интернет-библиотека СМИ. http://www.public.ru/
Мир энциклопедий http://www.encyclopedia.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. http://elibrary.ru/defaultx.asp
Некоммерческая электронная библиотека «ImWerden». http://imwerden.de/cat/modules.php?name=books&pa=last_update&cid=41
Российская государственная библиотека. http://www.rsl.ru/
Российское образование. Федеральный портал. http://www.edu.ru/
Русский Биографический Словарь. http://www.rulex.ru/be.htm
Раздел Интернет-проекта Федерации Интернет Образования «СОМ – В помощь учителю» http://som.fio.ru
Философский портал. http://philosophy.ru/
Цифровая библиотека по философии. http://filosof.historic.ru/
Электронная библиотека по философии. http://philosophy.eserver.org/
Фонд «Прагматика культуры»
- http://artpragmatica.ru/
Школа культурной политики
- http://www.shkp.ru/
Институт культурной политики
- http://www.cpolicy.ru/
Зарубежные источники изучения маркетинга в культуре
Arts Council of England, online at: http://www.arscouncil.org.uk/
Arts News, online at: http://www.arts.org.uk
Epistemology and the Learning Group: MIT Media Lab, online at: http://www.ahip.getty.edu/cyberpub
Opera American website, online at: http://operaam.org
Royal Shakespeare Company, online at: http://www.rsc.org.uk
Online Writing Community, online at: http://trace.ntu.ac.uk
Интернет-адреса сайтов Международных Ассоциаций по искусству
www.artsandbusiness.org - Arts & Business Council Inc.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Для осуществления образовательного процесса по дисциплине необходима следующая материально-техническая база:
- PC, видеопроектор компьютерный для просмотра лекций, фильмов;
- автоматизированное рабочее место на базе ПЭВМ с устройствами, обеспечивающими создание Web-страниц и поиск информации в Интернете;
- PC с периферийными устройствами (сканер, принтер) и копировальная техника.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИю ДИСЦИПЛИНЫ
Изучение дисциплины «Светская этика и культура повседневности» предполагает использование следующих образовательных технологий.
1. Традиционные образовательные технологии.
Установочная (вводная) лекция – первоначальное ознакомление студентов с основными научно-теоретическими положениями предмета, раздела или темы.
К таким лекциям относятся следующие:
· «Понятийный аппарат, проблемное поле».
Информационно-объяснительная лекция – систематическое и последовательное устное изложение материала, основанное на монологичной вербальной передаче информации от лектора к студентам.
К таким лекциям относятся следующие:
· «Анализ современной культурной ситуации»;
Обобщающая лекция – обзорная лекция, интегрирующая полученные ранее знания, представляющая раздел науки в системе и развитии как логическое целое.
К таким лекциям относятся следующие:
· «Программный подход в социокультурной сфере».
Семинар – обсуждение студентами самостоятельно и заранее подготовленных сообщений по вопросам плана занятий с единым для всех списком обязательной и дополнительной литературы. Роль преподавателя на семинаре сводится к координации действий студентов.
К такому типу семинаров относятся следующие:
· «Анализ современной культурной ситуации»;
· «Формирование индустрии культуры »;
Игровые технологии.
Ролевая игра – имитация моделей ролевого поведения в специально созданных сценарно-проблемных ситуациях.
Ролевые игры могут быть одним из этапов любой формы семинара.
Примеры ролевых игр:
· управление и подчинение в ходе проведения семинара (Семинар по теме «PR (связи с общественностью) как управленческая деятельность »).
Деловая игра – имитация ролевого поведения, свойственного определенному виду профессиональной деятельности.
Примеры деловых игр:
· « Управление персоналом фирмы» (Семинар «Менеджмент персонала»).
Интерактивные технологии.
Семинар – дискуссия – коллективное обсуждение спорных вопросов с выявлением личных мнений студентов. На семинар-дискуссию следует выносить проблемы, дискуссионность которых исторически обусловлена или они являются актуальными в современном обществе. Участники данного вида семинара должны уметь аргументированно отстаивать свою точку зрения, высказывать гипотезу.
Разновидностью семинара-дискуссии могут быть дебаты, диспут. Дискуссия может стать частью любого другого вида семинара.
Примеры семинаров-дискуссий:
· «Менеджмент культуры»;
· «Формирование индустрии культуры».
Семинар – конференция (круглый стол) – семинар, проводимый в форме научной конференции: подготовленные доклады, вопросы слушателей, ответы докладчика, выводы.
АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина «Бизнес как форма социокультурной практики» (Б1.В.ОД.4) входит в блок «Обязательные дисциплины» вариативной части образовательной программы высшего образования магистратуры по направлению 51.04.01 Культурология (магистерская программа «Деловая культура и бизнес-коммуникации») и изучается на 1 курсе в 1 семестре
Дисциплина «Бизнес как форма социокультурной практики» содержательно и логически связана с другими дисциплинами учебного плана:
· Изучаются параллельно дисциплины: «Массовая культура: теории и практики» (Б1.В.ОД.3) 1 семестр; «Копирайтинг в сфере культуры и искусства» (Б1.В.ДВ.5.1) 1 семестр; «Реклама и брендинг в сфере культуры» (Б1.В.ДВ.5.2) 1 семестр;
· Базируются на изучении данной дисциплины: «Фандрайзинг в сфере культуры» (Б1.В.ДВ.2.2), 3 семестр, «Корпоративная и организационная культура» (Б1.В.ДВ.1.1), Производственная (культурно-просветительская) практика (Б2.П.1), Научно-исследовательский семинар (Б2.Н.2), данная дисциплина используется при формировании содержания итоговой государственной аттестации.
3.. ПланируемыЕ результатЫ обучения по дисциплине
Дисциплина «Бизнес как форма социокультурной практики» направлена на формирование следующих компетенций выпускника:
- способность проявлять инициативу, готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК – 6);
- способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК – 7);
- готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК – 6):;
- готовность осуществлять научные коммуникации в профессиональной сфере (ПК – 5);
- готовность к использованию современного знания о культуре в организационно-управленческой работе (ПК – 6);
- способность применять на практике знание теоретических основ управления в социокультурной сфере, владение приёмами работы с персоналом, методами оценки качества и результативности труда персонала (ПК – 7);
- готовность пользоваться нормативными документами, определяющими параметры проведения работ в сфере социокультурной деятельности (ПК – 11);
готовность к экспертно-консультационной работе (ПК – 12).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
- основы современных бизнес-технологий;
уметь:
- использовать бизнес-технологии в сфере культуры;
владеть:
- навыками составления маркетинг-планов, проведения маркетинговых исследований, составления PR-программ, разработки социально-культурных проектных идей.
4. Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 з.е. (108 академических часов).
1 семестр: 3 з.е., 108 академических часов
Количество академических часов | |
Объем контактной работы обучающихся с преподавателем | |
аудиторная работа | |
в том числе: | |
лекции | |
практические занятия, семинары | |
лабораторные занятия | |
внеаудиторная работа | |
в том числе: | |
индивидуальная работа обучающихся с преподавателем | |
курсовое проектирование | |
групповые, индивидуальные консультации и иные виды учебной деятельности, предусматривающие групповую или индивидуальную работу обучающихся с преподавателем | |
Объем самостоятельной работы обучающихся | |
в том числе аудиторных часов, выделенных на подготовку к экзамену |
5..содержание дисциплины
5.1. Структура дисциплины
№ п/п | Наименование темы (раздела) дисциплины (модуля) | Общая трудоёмкость (в акад.часах) | Трудоёмкость по видам учебных занятий (в акад.часах) | |||
Лек | Лаб | Пр | СРС | |||
Понятийный аппарат, проблемное поле | ||||||
Анализ современной культурной ситуации | ||||||
Формирование индустрии культуры | ||||||
Менеджмент культуры | ||||||
Маркетинг в культуре | ||||||
PR (связи с общественностью) как управленческая деятельность | ||||||
Финансовый менеджмент | ||||||
Менеджмент персонала | ||||||
Социально-культурное проектирование как приоритетная управленческая технология в современном обществе | ||||||
Программный подход в социокультурной сфере |
5.2. Содержание дисциплины
№ п/п | Наименование темы (раздела) дисциплины (модуля) | Содержание темы (раздела) |
Понятийный аппарат, проблемное поле | Понятие культура, объект и субъект культуры, языки и символы культуры, культурные коды, культурные ценности и нормы. Профессиональный и обыденный уровни культуры. Массовая культура – культура взаимосвязей между высоко специализированными областями социального бытия и субкультурой повседневности, обыденности, досуга. Межсекторное взаимодействие как основа современного бизнеса; Культура и рынок. Рыночный ренессанс. | |
Анализ современной культурной ситуации | Модернизационные культурные процессы. Формирование новых культурных моделей. Концепции: Глобальные, локальные. От модели экономического роста к концепции сбалансированного развития. Реформирование политической и государственной, культурной модели в России. Типология благ. Эволюция представлений о роли культуры. «Цивилизация услуг», «цивилизация досуга», «экономика символов», «экономика знания». Культурный потребитель. Культура как индустрия. | |
Формирование индустрии культуры | Индустрия культуры как сфера культурного производства и обмена. Творческие индустрии. Креативная экономика. Экономик |