Проектирование. Творческая реализация

Данный вид деятельности учащихся мы рассматриваем как коллективное творческое проектирование, продуктом которого становится выпуск периодического журнала «Гном-журнал» который распространяется путем дарения всем желающим и через интернет-ресурсы (чтобы отследить количество пользователей, потребляемых наш цифровой аналог, на скачивание файла установлен счетчик скачиваний). Проектная деятельность состоит из нескольких этапов:

1. Подготовка участников проектирования

2. Поиск материалов

3. Подготовка материалов и фотографий, набор текстов

4. Верстка и редактирование

5. Печать журнала

6. Распространение печатного варианта журнала

7. Появление аналога журнала в сети интернета

* Этапы проектирования повторяются с каждым номером журнала

На первом этапе с детьми проводятся беседы и создается ситуация активного творческого поиска через систему погружения в проблемное поле.

Подготовка детей в области журналистики основана на синтезе знаний актерского анализа произведения (тема, сюжет, идея, конфликт, сквозное действие) и понимание структуры литературного произведения через изучаемые на курсе актерского мастерства понятия: ведущее предлагаемое обстоятельство, исходное, определяющее, центральное, главное и финальное события. Умение анализировать текст, полученные в рамках предмета Художественное слово, позволяет увидеть и понять структуру будущих статей и закрепить навыки работы с текстом. Работая в творческой группе, каждый выбирает собственный, индивидуальный путь, тему и способ реализации замысла. возможность выбора и вычленение доминантных интересов позволяет сформировать команду единомышленников, цель которой – создание продукта, способного сделать этот мир немного лучше.

Каждый вычленяет уровень и направленность своих интересов и, овладев знаниями в области издательской деятельности, определяет востребованность будущей тематики статьи. Так на момент выпуска первого номера журнала у нас определилось множество направлений, в которых ребята вели активный поиск и формировали целостность восприятия проблемного поля. Раскрытие детей происходит за счет понимания преподавателем процесса проектирования, как значимого звена всего процесса. Дополнительно к беседам проводятся тренинг-занятия, позволяющие детям принять себя как уникальную творческую личность. В случаи проявленного стеснения используется метод переадресации авторства. Это метод, когда текст подписывается псевдонимом и имя автора остается в тайне. В процессе создания первого журнала желание печатать материалы под псевдонимом оказалось у большинства участников, однако, на момент выхода журнала, видя положительную реакцию на написанное со стороны читающих, дети пришли к выводу, что раскроют свои истинные имена.

На втором этапе дети заняты активным поиском материалов, обдумыванием концепции и плана статьи. Здесь преподавателем используется технология активного доступного общения путем подключения ресурса социальных сетей. Такое общение свойственно для детей школьного возраста и порой бывает единственным средством преодолеть страх. Преподаватель дает рекомендации и при необходимости помогает каждому участнику проекта, отвечая на вопросы и беседуя путем электронных сообщений. Активность коллектива в сети интернет способствует не только доступному общению, но и коррекционным воспитательным функциям, где преподаватель имеет возможность подсказать ребенку правильность или некорректность того или иного действия (выложенных фотографий, высказываний, установленных приложений). Это позволяет поднимать уровень социально-нравственных норм ребенка на более высокую ступень осознанного развития. Коррекция целостного творческого развития достигается за счет использования метода подчеркивания уникальности и отсутствия порицания. Исправление возможных ошибок при работе с текстом происходит на равноправном диалоге детей и преподавателя.

На третьем этапе подготовка материалов осуществляется самостоятельно, но при постоянном анализе промежуточных результатов всей группой. В случае необходимости группа оказывает помощь любому участнику, не справляющемуся с поставленной задачей. Руководитель проекта с целью повышения качества знаний и мотивации к обучению вводит в журнал несколько статей, где в доступной форме дается материал, изучаемый детьми на уроках. Как показывает практика, размещенный в журнале, данный материал имеет для ребенка наибольшую значимость и усвоение его идет в разы эффективнее. А оставшийся печатный текст дает возможность перечитывать и повторять его по мере необходимости.

Четвертым этапом становится верстка и редактирование. Из участников выбирается группа, владеющая навыками работы с текстом (для каждого журнала редакционная группа может быть различной). Группа обрабатывает материалы, исправляет ошибки и формирует внешний вид журнала. Технология стимулирования ответственности за счет допустимости к сложным видам деятельности формирует у детей понимание высокого уровня участия и мотивирует на более качественное выполнение поручения. За окончательный внешний вид журнала в равной степени несет ответственность каждый участник проекта, включая руководителя.

На пятом этапе руководитель проекта выполняет функции организатора процесса печати издания, отслеживает качество печати, готовит макет и формирует заказ.

Завершающей стадией проектирования является торжественная презентация номера и распространение экземпляров всем желающим. Технология использования желания демонстрации своих достижений другим, позволяет привлечь большую группу заинтересованных в журнале людей (это могут быть родственники, знакомые, друзья и т.д.) именно эта группа будет для ребенка индикатором социальной значимости его деятельности и стимулирует на дальнейший творческий рост. Руководитель проекта и ответственная группа распространяют цифровой вариант журнала в интернете.

Наши рекомендации