Специфика делового общения представителей реактивного типа культуры.
К реактивному типу культуры относят представителей стран Восточной и Юго-Восточной Азии, включая Японках, Китай, Тайвань и Сингапур, а также Турции и Финляндии. Для представителей данного культурного формата доминанта коммуникации — достижение гармонии в отношениях. Однако гармония в отношениях не всегда прямо пропорционально соотносится с многословностью. Например, финны как представители реактивном типа культуры в деловых отношениях немногословны и интровертированы. С одной стороны, в менталитете представителей этом типа культуры учитывается цикличность времени, с другой — прослеживается адаптивная тенденция, т.е. имеет место приспособление ко времени, а не распоряжение им. Бытует мнение, что с каждым новым витком времени человек становится мудрее. В организационной культуре присутствует система четких иерархических взаимоотношений. Но по сути своей она напоминает структуру семьи. Поведенческая модель в деловой коммуникации основывается на скромности, вежливости и профессионализме. Когнитивный дискурс функционирует по принципу «монолог — пауза — размышление — монолог». Паузы воспринимаются как очень важная часть деловой беседы. Невербалика не настолько обильна, как у полиактивисткого типа: она скорее носит несколько интровертированный, утонченный характер. Например, общепринятым считается избегание прямых взглядов на собеседника и открытых касаний во время бесед. Нередко можно отметить такой факт, как отсутствие называния по имени во время деловых бесед: это придает беседе некоторую безличность. У представителей данного типа культуры принято соблюдать ритуализированные формальности во время проведения деловых мероприятий. Как правило, все деловые мероприятия четко следуют протоколу и регламенту. Стиль их проведения часто бывает безличным и безэмоциональным.
Г. Миллер обнаружил, что при объяснении своих поступков жители США и Канады (представители индивидуалистских культур) преимущественно используют диспозиционные характеристики («он поступил так, потому что он несчастный»), а представители азиатских (коллективистских) культур чаще апеллируют кконтексту («он поступил так, потому что был жаркий день»).
Г. Хофстеде выделил несколько основополагающих индексов, характеризующих специфику коммуникации в разных культурах (табл. 1.3):
1) индекс индивидуализма / коллективизма, основанный на самоориентации личности;
2) индекс иерархической дистанцированности, отражающий ориентацию на власть и авторитет;
3) индекс степени избегания неопределенности, характеризующийуровень готовности к риску;
4) индекс мужского или женского стиля деловых взаимоотношений, фокусирующийся на ориентации на достижения;
5) индекс ориентации на краткосрочные /долгосрочные отношения;
6) индекс снисхождения к слабостям / сдержанности.
В индексе индивидуализма / коллективизма отражено отношение между индивидом и обществом. Совершенно очевидно, что высокий индекс индивидуализма означает концентрацию личности на себе и собственных достижениях, в то время как высокий индекс коллективизма указывает на подчинение индивида коллективу. В данном случае дифференциация основывается на базовых социокультурных ценностях.
Измерения Г. Хофстеде на примере разных стран (Таблица 1.3)
Страна | Индивидуализм/коллективизм | Дистанцированность от власти | Избегание неопределенности | Мужественность |
Россия и страны СНГ | Коллективизм | Большая | Высокое | Высокая |
Австралия | Индивидуализм | Малая | Среднее | Высокая |
Канада | Индивидуализм | Умеренная | Низкое | Умеренная |
Англия | Индивидуализм | Малая | Среднее | Высокая |
Франция | Индивидуализм | Большая | Высокое | Слабая |
Греция | Коллективизм | Большая | Высокое | Умеренная |
Италия | Индивидуализм | Средняя | Высокое | Умеренная |
Япония | Коллективизм | Средняя | Высокое | Высокая |
Мексика | Коллективизм | Большая | Высокое | Высокая |
Сингапур | Коллективизм | Большая | Низкое | Средняя |
Швеция | Индивидуализм | Малая | Низкое | Слабая |
США | Индивидуализм | Малая | Низкое | Высокая |
Венесуэла | Коллективизм | Большая | Высокое | Высокая |
Иерархическая дистанцированностъ — это статусное разделение между членами общества, находящимися на разных ступенях социальной лестницы. Индекс иерархической дистанцированности измеряет толерантность социума к неравноправию между вышестоящими и нижестоящими индивидуумами.
Степень избегания неопределенности — это степень избегании риска или стремления к нему. Индекс степени избегания неопределенности отражает терпимость и готовность членов обществе к неопределенности ситуации, а также их стрессоустойчивость.
Мужской (жесткий) или женский (мягкий) тип поведения. Жесткая конкуренция, требовательность, стремление к достижениям, относятся к мужскому типу поведения. Общества с высоким индексом жесткого типа поведения характеризуются также стремлением к наживе и накоплению денег, отсутствием заботы об окружающих. В противоположность этому в странах с доминирующим поведением по женскому типу преобладающими ценностями являются участливость, скромность, акцент на эмоциональный комфорт, альтруизм. В странах с мужским типом поведения ценится работа, позволяющая добиться признания, сделать карьеру, в странах с женским типом — работа в приятном коллективе, взаимопомощь.
Ориентация на краткосрочные / долгосрочные отношения. Индекс ориентации на долгосрочные отношения отражает формирование свойств, направленных на вознаграждение в будущем (например, упорство и экономия). Индекс ориентации на краткосрочные отношения отмечает формирование других качеств, связанных с прошлым и настоящим, (например, уважение к традиции, Сохранение своего «лица» и выполнение общественного долга).
Индекс снисхождения к слабостям / сдержанности. «Снисхождение к слабостям» свойственно обществу, в котором принято относительно свободно удовлетворять основные человеческие потребности, связанные с наслаждением жизнью и получением удовольствия (отдых, развлечения и т.п.). «Сдержанность» же соответствует обществу, которое строго относится к удовлетворению нужд и регулирует его с помощью жестких социальных норм. Сюда же Хофстеде относит свободу самовыражения: в «снисходительном обществе» она поощряется, в то время как в «сдержанном» считается излишней роскошью.
Э. Холл, описывая пространственно-временные доминанты и кросскультурной коммуникации, выделяет две системы восприятия времени: монохроническую и полихроническую. В основе «монохроничного» понимания времени лежит тенденция к разделению времени на небольшие отрезки и последовательному выполнению запланированных дел. «Монохроническое» время линейно, поэтому именно в этом контексте применимы выражения «потратить время», «сэкономить время» и т.д. Данный способ восприятия времени характерен для Северной Америки, Германии, Швейцарии. «Полихроническое» восприятие времени, с точки зрения Э. Холла, характерно для высококонтекстных культур, где доминантой является гармония человеческих отношений. Для данного типа времявосприятия совершенно нехарактерно четкое соблюдение временных норм и рамок, пунктуальность. Особенно это заметно у представителей арабских культур и латиноамериканцев. Разумеется, знание данной специфики позволяет максимально эффективно выбирать и использовать коммуникативные стратегии в деловой коммуникации с представителями разных культур.
В модели Клукона — Стродберга представлено шесть критериев оценки культур.
1. Отношение к окружению. Этот критерий может быть рассмотрен с трех позиций: «подчинение окружению», «гармония с ним» или «попытка доминировать».
2. Отношение ко времени. Время неодинаково воспринимается в разных культурах, данный факт отмечен практически в каждой из классификаций. Как правило, все исследователи, по сути, делят время на «линейное» и «цикличное».
3. Природа человека. В зависимости от восприятия природы человека в каждой из культур используется преимущественно автократический или доверительный подход.
4. Ориентация деятельности. В разных культурах деятельность может быть ориентирована на действие, собственно бытие и результат (контроль). Для жителей США характерна направленность на действие. Они много работают в надежде на карьерный рост и финансовое благосостояние. Латиноамериканцы по своему мироощущению ориентированы на бытие. Французы, англичане, немцы ориентированы на контроль, рационализм, логику жизни.
5. Направленность ответственности. Существуют культуры где доминирует «индивидуальная» ответственность (США), и культуры, где доминирует «коллективная» ответственность (Китай).
6. Концепция пространства. Существуют культуры с «открытыми» и «закрытыми» офисными пространствами.
Т. Парсонз выделил пять факторов, определяющих коммуникативную компетентность с представителями других культур.
1. Эмоциональность — нейтральность (дихотомия между эмоциональной и рациональной доминантами).
2. Интересы личности — интересы коллектива.
3. Универсализм — партикуляризм (дихотомия общих и индивидуальных стандартов).
4. Специфичность — диффузорность.
5. Авторитетность — результативность (дихотомия статуса и собственно результативности личности).
В типологии Ч. Хэмпден-Тернера и Ф. Тромпенарс рассматриваются несколько культурных пространств (США, Западная Европа, Азия, Латинская Америка, Ближний Восток) с точки зрения отношений к таким параметрам, как окружающая среда (контроль — гармония), время (фиксированное, время — текучее время), действие (деятельность — существование), коммуникация (низкоконтекстная — высококонтекстная; прямая — непрямая; эмоциональная — действенная; неформальная — формальная), пространство (личное — публичное), власть (равноправие — иерархия), индивидуализм (индивидуализм — коллективизм), структура (гибкость — порядок), мышление (индуктивное — дедуктивное; линейное — системное). С точки зрения вышеперечисленных дихотомий аспект «деятельность» присущ, например, в большинстве своем США и западноевропейским государствам, а аспект «существование» наиболее полно отражен в культуре Латинской Америки В Северной Америке время «фиксировано», в то время как на Ближнем Востоке его воспринимают как величину «текучую» и т.д.
С точки зрения методологии нейролингвистического программирования существует понятие предпочитаемого стиля мышления, т.е. стиля переработки информации. Исходя из данной концепции, можно выделить три основных стиля репрезентации мира не только в сознании отдельного индивида, но и в рамках целых культурных пластов: визуальный (восприятие мира в картинках, зрительных образах), аудиальный (звуковая доминанта), кинестетический (доминанта эмоций и ощущений). Можно предположить, что это напрямую связано с языком и когнитивными схемами конкретной социокультурной реальности. Например, в США так или иначе преобладает визуальный стиль (50% населения воспринимают мир глазами), во Франции господствует аудиальная система репрезентации информации, Великобритания представляет собой нечто среднее с преобладанием визуальной доминанты, а страны Востока (особенно арабский мир), Индия, Юго-Восточная Азия имеют однозначную кинестетическую доминанту.
В своей книге «Кросскультурное поведение в бизнесе» Ричард Гестланд выделяет четыре основные особенности социокультурного делового поведения, которые могут привести к коммуникативным неудачам. Данные особенности вытекают из некоторых вышеуказанных когнитивных констант и могут быть представлены в виде дихотомий:
1) внимание на сделке / внимание на взаимоотношениях;
2) неформальный стиль общения / формализованный стиль общения;
3) культуры с жесткими временными рамками / культуры с гибкими временными рамками;
4) эмоционально-экспрессивные / эмоционально-сдержанные культуры.
Если опираться на модель Колба — Фрая, то в деятельностной основе дифференциации культур лежат четыре звена, а именно: действие — опыт — рефлексия — знание. Южные культуры преимущественно ориентированы на действие; северные — на опыт; восточные — на рефлексию; западные — на знание.
По мнению ряда авторов, при дифференциации культур можно учитывать еще некоторые параметры дихотомического плана (такие как рациональность — эмоциональность; оптимизм — пессимизм; открытость — закрытость).
Что касается дихотомии «рациональность — эмоциональность», то, например, рационализм как поведенческая доминанта присущ французам. Следует отметить, что часто французский рационализм находит отражение в скепсисе и недоверии по отношению к партнерам по коммуникации. Американцы — рационалисты с большой буквы. Россияне — эмоциональны. Многие представители арабского, латиноамериканского мира также будут иметь эмоциональную доминанту в коммуникации.
Если говорить о дихотомии «оптимизм — пессимизм», то жители США в большинстве своем оптимистичны. Это выражено и в ментальности, и в дискурсивных стратегиях. Многие представители Центральной и Западной Европы оптимистичны. Россияне в целом — пессимистичный народ. Это обусловлено историческими, социально-экономическими и климатическими причинами.
Если рассматривать дихотомию «открытость — закрытость», то, по мнению Н. М. Лебедевой, в закрытых культурах поведение индивида лежит в плоскости принятых норм и моделей поведения. Нарушение и выход за рамки норм строго осуждается и карается. В открытых культурах, для того чтобы добиться какого-либо результата, необходимо, наоборот, во многом выходить за рамки и отступать от общепринятых норм и моделей поведения. Представители закрытой культуры — японцы. Открытой — жители США.