Предмет социального проектирования – это то, что проектируется.
Предмет социального проектирования – это то, что проектируется.
В процессе этой деятельности проектируется создание (модернизация, сохранение в изменившейся среде) ценности. Формы, в которых новая ценность предстает в ходе реализации проекта, разнообразны:
- новая вещь, предмет (здание, сооружение, комплекс, город);
- новые свойства старой вещи;
- смена функций;
- услуга;
- отрасль производства, отрасль управления;
- организация (общественное объединение, фирма, художественная студия);
- система воздействия (идеология, система воспитания с соответствующими инструментами внедрения);
- новый канал коммуникации;
- мероприятия;
- запрограммированное поведение, реакция (таковы действия рекламы, маркетинговых мероприятий);
- мода;
- имидж (разработка имиджа лидера, организации, товара);
- проектирование человеком самого себя (личный проект);
- глобальные изменения в мире (преодоление мировой продовольственной проблемы, установление нового мирового экономического порядка и пр.);
- законопроект или другой нормативный правовой акт.
Примерные направления социальных проектов
- реализация различных форм взаимодействия между институтами (специальностями), в т.ч. проведение "круглых столов", деловых игр, создание творческих клубов и самодеятельных объединений студентов и т.д.;
- реализация здоровьесберегающих технологий
- преодоление вредных привычек и зависимостей
- оказание профориентационной помощи старшеклассникам и учащимся средних специальных заведений,
- разработка вопросов имиджа и карьеры начинающего специалиста;
- формирование и поддержка активной социальной позиции студентов младших курсов, в т.ч. обучение организационным и коммуникативным навыкам, подготовка резерва органов студенческого самоуправления.
- обеспечение успешной адаптации первокурсников в ВУЗе,
- организация досуговых форм деятельности на основе проведения вечеров, праздников (День святого Валентина, хеллоуин, Рождество), корпоративных мероприятий и т.д.
- благоустройство учебных помещений, осуществление дизайнерских идей, формирование системы поддержки чистоты и уюта в аудиториях, холлах, коридорах ВУЗа.
- оказание прямой социальной добровольческой помощи нуждающимся (волонтерские проекты);
- экскурсионные проекты
- творческие проекты (костюм; модель; музыкальное сочинение; сборник сочинений, стихов, рисунков) и т.д.
Типы проектов по их масштабам. Оценка масштаба проекта основывается на следующих показателях:
- насколько велико число людей (групп, организаций), которые смогут воспользоваться результатами проекта;
- какова потребность проекта в кадровых ресурсах, сколько суммарного времени всех занятых в проекте необходимо для его реализации;
- как много финансовых средств и материально-вещественных ресурсов нужно затратить, чтобы проект был реализован в планируемом объеме;
- насколько сложен проект по своей структуре, формам организации, отчетности и т.д.;
- на какое время и для какой территории рассчитано исполнение проекта.
С учетом этих показателей выделяют:
- микропроекты – это форма представления индивидуальной инициативы, получающей признание окружающих. Микропроект может не требовать внешнего финансирования, специального оборудования. Такой проект является микросоциальным действием, но при определенных условиях его масштабы могут быть расширены.
- малые проекты. Они не предусматривают большого числа потребителей, достаточно просты в управлении, не требуют крупного финансирования. Специфика малых проектов состоит в том. что их составление и реализация допускает некоторые упрощения в процедуре проектирования и реализации (простой график, руководитель – одно лицо, не обязательно создание команды проекта).
- мегапроекты, в качестве которых обычно выступают целевые программы, состоящие из взаимосвязанных проектов. Их специфика состоит в необходимости масштабной координации исполнителей; анализе макропоказателей Среды (страна, регион мира); выделении разработки концепции проекта в качестве самостоятельной фазы; необходимости мониторинга проекта и т.д.
Типы проектов по срокам их реализации:
-краткосрочные (1-2 года);
- среднесрочные (3-5 лет);
- долгосрочные (10-15 лет).
Подготовка проекта
Реализация проекта
(последующие шаги только рассматриваем, их можно к защите проекта не реализовывать)
Предостережения от ошибок
1. Бывает, проектировщики, «очарованные» своим замыслом, забывают исследовать возможность негативных последствий социальных действий, заложенных в проекте.
Литература по теме
1. Антонюк Г.А. Социальное проектирование. Минск, 1978.
2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания: Пер. с англ. М.: Медиум, 1995.
3. Бестужев-Лада И. В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. М.: Наука, 1993.
4. Дридзе Г.М., Орлова Э.А. Основы социокультурного проектирования. М., 1995.
5. Дудченко В.С. Инновационная игра как метод исследования и развития
организаций // Нововведения в организациях. – М., 1983;
6. Дудченко В.С., Макаревич В.Н. Игровые методы в социологии // Социс., 1990 — №5.
7. Дудченко В.С., Масалков И.К. Решение региональных проблем игровыми методами // Социс., 1991. — №7.
8.Жежко И.В. Проектные игры в культуре//Социальное проектирование в сфере культуры:
методологические проблемы.– М., 1986;
9. Ильинский И. М. Молодежь и молодежная политика. М.: Голос, 2001.
10. Котляров И.В. Теоретические основы социального проектирования. М., 1992.
11. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001
12. Луков Вал. А. Социальное проектирование. М.: Флинта : Социум, 2003.
13. Лукс Г.А. Социальное инновационное проектирование в региональной молодежной политике. Издательство "Самарский университет", 2003
14. Марков А.Т., Бирженюк П.И. Основы социокультурного проектирования. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1997
15. Методические материалы сайта «Лидер 21 век. Всероссийский лагерь студенческого актива». (lider21vek.narod.ru)
16. Орлова Э.А. Проблемно ориентированное социокультурное проектирование. Теория и методология. Теоретические основания культурной политики. — М., Российский институт культурологии, 1993.
17. Пригожин А.И. Практическая деловая игра как метод выработки решений в социальном проектировании //Теоретико-методологические проблемы социального проектирования в условиях ускорения научно-технического прогресса.– М., 1986;
18. Прогнозное социальное проектирование: Теоретико-методологические и методические проблемы . Ин-т социологии РАН; Отв. ред. Т. М. Дридзе. 2-е изд., испр. и доп. М.: Наука, 1994.
19. Тюков А.А. Организационные обучающие игры и моделирование процессов социального развития личности // Игровое моделирование. – Новосибирск, 1987.
20. Шаг за шагом на пути к эффективному местному самоуправлению. «Сибирский центр поддержки общественных инициатив». Новосибирск, 2008
Предмет социального проектирования – это то, что проектируется.
В процессе этой деятельности проектируется создание (модернизация, сохранение в изменившейся среде) ценности. Формы, в которых новая ценность предстает в ходе реализации проекта, разнообразны:
- новая вещь, предмет (здание, сооружение, комплекс, город);
- новые свойства старой вещи;
- смена функций;
- услуга;
- отрасль производства, отрасль управления;
- организация (общественное объединение, фирма, художественная студия);
- система воздействия (идеология, система воспитания с соответствующими инструментами внедрения);
- новый канал коммуникации;
- мероприятия;
- запрограммированное поведение, реакция (таковы действия рекламы, маркетинговых мероприятий);
- мода;
- имидж (разработка имиджа лидера, организации, товара);
- проектирование человеком самого себя (личный проект);
- глобальные изменения в мире (преодоление мировой продовольственной проблемы, установление нового мирового экономического порядка и пр.);
- законопроект или другой нормативный правовой акт.
Примерные направления социальных проектов
- реализация различных форм взаимодействия между институтами (специальностями), в т.ч. проведение "круглых столов", деловых игр, создание творческих клубов и самодеятельных объединений студентов и т.д.;
- реализация здоровьесберегающих технологий
- преодоление вредных привычек и зависимостей
- оказание профориентационной помощи старшеклассникам и учащимся средних специальных заведений,
- разработка вопросов имиджа и карьеры начинающего специалиста;
- формирование и поддержка активной социальной позиции студентов младших курсов, в т.ч. обучение организационным и коммуникативным навыкам, подготовка резерва органов студенческого самоуправления.
- обеспечение успешной адаптации первокурсников в ВУЗе,
- организация досуговых форм деятельности на основе проведения вечеров, праздников (День святого Валентина, хеллоуин, Рождество), корпоративных мероприятий и т.д.
- благоустройство учебных помещений, осуществление дизайнерских идей, формирование системы поддержки чистоты и уюта в аудиториях, холлах, коридорах ВУЗа.
- оказание прямой социальной добровольческой помощи нуждающимся (волонтерские проекты);
- экскурсионные проекты
- творческие проекты (костюм; модель; музыкальное сочинение; сборник сочинений, стихов, рисунков) и т.д.
Типы проектов по их масштабам. Оценка масштаба проекта основывается на следующих показателях:
- насколько велико число людей (групп, организаций), которые смогут воспользоваться результатами проекта;
- какова потребность проекта в кадровых ресурсах, сколько суммарного времени всех занятых в проекте необходимо для его реализации;
- как много финансовых средств и материально-вещественных ресурсов нужно затратить, чтобы проект был реализован в планируемом объеме;
- насколько сложен проект по своей структуре, формам организации, отчетности и т.д.;
- на какое время и для какой территории рассчитано исполнение проекта.
С учетом этих показателей выделяют:
- микропроекты – это форма представления индивидуальной инициативы, получающей признание окружающих. Микропроект может не требовать внешнего финансирования, специального оборудования. Такой проект является микросоциальным действием, но при определенных условиях его масштабы могут быть расширены.
- малые проекты. Они не предусматривают большого числа потребителей, достаточно просты в управлении, не требуют крупного финансирования. Специфика малых проектов состоит в том. что их составление и реализация допускает некоторые упрощения в процедуре проектирования и реализации (простой график, руководитель – одно лицо, не обязательно создание команды проекта).
- мегапроекты, в качестве которых обычно выступают целевые программы, состоящие из взаимосвязанных проектов. Их специфика состоит в необходимости масштабной координации исполнителей; анализе макропоказателей Среды (страна, регион мира); выделении разработки концепции проекта в качестве самостоятельной фазы; необходимости мониторинга проекта и т.д.
Типы проектов по срокам их реализации:
-краткосрочные (1-2 года);
- среднесрочные (3-5 лет);
- долгосрочные (10-15 лет).
Подготовка проекта