Какие значения выделенного слова вам известны?
1. Вид глагола в школьной практике обычно определяют по вопросам «что делать?» и «что сделать?». – Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид (А.Пушкин).
2. На днях мы изучали наречие. – Южновеликорусское наречие имеет ряд фонетических особенностей.
3. Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, и назовет меня всяк сущий в ней язык... (А.Пушкин). – Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками (И.Тургенев).
2. В отрывках из произведений А.С. Пушкина определите значение словавзять.
1. И каждый взял свой пистолет. 2. В награду любого возьмешь ты коня. 3. С собой возьмите дочь мою. 4. На цветных окнах начертаны были надписи, взятые из Корана. 5. «Все возьму», – сказало злато. 6. – Швабрин! Очень рад! Гусары! Возьмите его. 7. На днях хандра меня взяла. 8. Я велела взять шампанского. 9. Хоть умного себе возьми секретаря.
3. Прочитайте текст. Подчеркните орфограммы и обоснуйте их правописание. При пересказе содержания текста подготовьте диалог, в ходе которого один задает вопросы, а другой отвечает на них.
ИСТОРИЯ ОДНОГО ОМОНИМА
В современном русском языке есть два слова-омонима мир. А до реформы орфографии было два разных слова: одно записывалось с «i» (мiръ) и имело значения «вселенная, земля, весь свет, человеческий род, все люди», а другое – с «и» (миръ) и значило «согласие, отсутствие ссоры, войны».
Совпадение написания этих слов породило споры. Какой же «мир» имел в виду Л.Н. Толстой, назвав книгу «Война и мир»? В прижизненном издании этой книги в трех из четырех томов на обложке и на внутреннем титуле стоит «Война и миръ» и только в первом томе на внутреннем титуле значится «Война и мiръ». Что это – случайность или первоначальный замысел, который затем изменился? История не дает ответа. Но поскольку на обложках последующих томов мы читаем «Война и миръ», значит, если Л.Н. Толстой и сомневался, то сделал выбор в пользу «мира». И на другие языки название этой книги переводится как «War and peace», «La guerre et le paix». А вот поэма Владимира Маяковского, действительно, названа «Война и мiръ».
В русском языке есть выражение «одним миром мазаны». Здесь слово миром – форма творительного падежа не от слова мир, а от слова миро, которое раньше писалось через букву «v» – ижицу: мvро, что значит «благовонное масло», употребляющееся в таинствах церкви. Следовательно, выражение «одним миром мазаны» раньше означало «люди одной православной веры», а теперь эта поговорка не только называет людей общих убеждений, но и используется для отрицательной характеристики людей с одинаковыми недостатками.
Интересно, что омонимичные совпадения разных слов мiръ, миръ и мvро возникли после реформы орфографии 1917–1918 гг., когда из русского алфавита была изъята буква «i» – и десятеричное, а «v» – ижица – исчезла раньше. Этой реформой порождены и омонимы лечу (от лететь), лечу (от лечить). Это последнее до реформы писалось через «ять»: л±чу.
4. Определите, в каких предложениях словообразимеет значение:
а)тип, характер, созданный писателем, художником, артистом;
б)внешний вид, облик;
в)характер, склад, направление чего-либо;
г)икона.
1. Император Александр объявил, что он предоставит самим французам выбрать образ правления (Л.Толстой). 2. В углу перед тяжелым образом в серебряном окладе теплилась лампадка (И.Тургенев). 3. В этом-то хуторе показывался часто человек, или лучше дьявол в человеческом образе (Н.Гоголь). 4. Я влюблен в образ Татьяны, я очарован стихами Пушкина и пишу на них музыку, потому что меня к этому тянет. (П.Чайковский. Письмо М.И. Чайковскому, 9 июня 1877 г.)
5. Многозначность или омонимию представляет словозанятьв данных предложениях? Чтобы ответить на этот вопрос, напишите значение слова рядом с каждым предложением.
1. Петя занял у товарища немного денег.–
2. Эта работа займет много времени.–
3. Он занят только собой.–
4. Нужно было чем-то занять пришедших.–
5. Рота заняла новую позицию.–
6. Пришлось занять у соседей несколько охапок дров.–
7. Книги заняли всю полку.–
8. Займи детей какой-нибудь игрой.–
9. Мысль о новой повести заняла его.–
10. Гости заняли комнату брата.–
6. Определите, ЧТО перед вами – омоним или многозначное слово. Докажите.
Кисть руки – кисть винограда – малярная кисть.
7. Какие значения словачасовойпредставлены в данных предложениях? В каких случаях можно говорить о многозначности, а в каких – об омонимии?
1. После часовой охоты все присели отдохнуть. 2. Часовую добычу я передал районному инженеру, – ответил дежурный. 3. Он стоял под фонарем, устремив глаза на часовую стрелку. 4. Она на часовом приедет. 5. Невдалеке слышались шаги часовых, охранявших лагерь. 6. Тикает часовой механизм, телескоп двигается вслед за туманностью, на которую наведен. 7. Девушки хихикали, стоя у окон часового магазина.