Образуйте синонимический ряд к данным словам.
близко | |
вдруг | |
всюду | |
здесь | |
между | |
настойчиво | |
неужели | |
после | |
раньше |
6. Прочитайте три текста и ответьте на вопросы. Озаглавьте первый текст.
I. ………………………………………….
В среду пришел парень, лохматый, веснушчатый и симпатичный.
– Хелло, бонжур, гутен морген! Я Толя.
– На Марсе есть жизнь? – спросил Яшка Кошкин.
– Вы что, мужики? Марс – это для сосунков. – Толя сел за учительский стол, побарабанил пальцами. – Кто знает, от чего происходит собака?
– От волка.
– От медведя.
– От волкодава!
Толя прекратил шум класса взмахом руки.
– Мужики, я в каком смысле спрашиваю? У всех славянских народов собака называется пес. У нас тоже – пес. Но еще и собака. Ну, хордовые! Ну, членистоногие! Ну, жесткокрылые! Думайте!
Третий «А» напрягся.
А Толя выкрикивал:
– СО – приставка. Означает совместное действие. Что же есть БАЧИТЬ?.. Ну, головоногие! Ну, головобрюхие!.. Не знаете. На южнорусском диалекте слово БАЧИТЬ означает «смотреть». Следовательно, СОБАЧИТЬ означает?
– Смотреть вместе, – прошептал Ковалев Петя потрясенно.
– Стало быть – СОБАКА?
– Смотрящая вместе!.. Помогающая охотнику и пастуху!
– Именно. Мне говорили, что вы мужики толковые. Ты, мужик, чего хочешь спросить? Спрашивай.
– В «Химике» новый фильм – «Смерть негодяя». Не хочешь с нами пойти пособачить?
– Ну, мужики, вы меня радуете. Именно на такой творческий поворот я и рассчитывал. Пособачить с вами я не смогу, у меня конференция.
Толя попрощался на восьми языках и ушел стремительно. (Р.Погодин)
●Почему ребята не сразу поняли Толин вопрос?
● Как автор показывает, что школьники не восприняли серьезно вопрос Толи?
● Какую тематическую группу использует вожатый в общении с третьим «А»? Есть ли здесь неологизмы?
● На основании этого отрывка расскажите, что такое ложная этимология. Прочитай о происхождении слова собака в учебнике или в этимологическом словаре. Почему нельзя проверять современное написание, используя эту этимологию?
● Найди в тексте полные синонимы, определи их род.
II.СИРОТСКАЯ ЗИМА
Был серый, тусклый, был пасмурный, был вялый день.
С утра шел снег. Он ложился на землю и лежал кое-как, с трудом сдерживаясь, чтобы не растаять.
Еловые ветви для него были слишком живыми и теплыми. На них снег таял, падал на землю мутными хвойными каплями. (Юрий Коваль)
●Зачем в первом предложении понадобилось троекратное повторение?
●Все ли прилагательные в первом предложении являются синонимами? Найдем ли мы такой ряд в словаре синонимов?
●Являются ли слова «живыми» и «теплыми» синонимами в этом тексте?
III.ТАМ, ВДАЛИ, ЗА РЕКОЙ…
Я вскочил и огляделся по сторонам.
Я увидел на лугу потрясающую карусель! Вот это была карусель! Я увидел, как по широкому кругу носятся: маленькая беленькая козочка, за козочкой – Ханг, за Хангом – Чанг, за Чангом – дядя, за дядей – папа, за папой – мама, за мамой – те двое, а за теми двумя – какие-то женщины… Шум стоял страшный! Дядя орал, папа кричал, мама кричала, козочка блеяла, женщины причитали, те двое ругались. Только Ханг и Чанг мчались по кругу молча. Языки у них были вывалены, клыки оскалены, шерсть стояла дыбом, а глаза чуть не выскакивали из орбит.
А в середине этого сумасшедшего круга стояли еще четыре козочки, тесно прижавшись друг к другу и дрожа с головы до ног. И тоже блеяли. (Ю.Коринец)
●Глаголы какой тематической группы являются в этом тексте важнейшими? Есть ли среди них синонимы?
● Какие слова показывают, что это не начало истории?
●Найдите в последнем абзаце слово в переносном значении, назови тип переноса.
● Найдите примеры параллелизма в построении предложений. Какую роль играет этот прием в создании картины «потрясающей карусели»?
7. Могут ли синонимы в предложении соединяться союзом а? Если это возможно, приведите примеры. Объясните функцию синонимов.
1. Они не бежали, а летели домой. 2. Это была не улыбка, а улыбочка.
3. Они не ходят, а шествуют, не сидят, а восседают, не лежат, а возлежат.
4. Мне хочется не есть, в человеческом смысле желания, а жрать, как голодному волку. 5. Старику захотелось важных, серьезных мыслей, хотелось ему не просто думать, а размышлять (А.Чехов). 6. Я стал не большим, а огромным (Я.Селяков).
В каждом ряду синонимов подчеркните слово, в котором признак выражен с большей силой.
А. Большой, громадный, колоссальный.
Б. Стеречь, караулить, охранять.
В. Храбрый, мужественный, неробкий, смелый, отважный.
Прочитайте текст. Чем стилистически различаются использованные в тексте синонимичные слова и выражения? Подчеркните их. Расскажите в научном стиле о разнице между синонимами, использованными в тексте, классифицируя их по стилистической принадлежности.
– Умерла Клавдия Ивановна, – сообщил заказчик.
– Ну, царство небесное, – согласился Безенчук. – Преставилась, значит, старушка... Старушки, они всегда преставляются... Или Богу душу отдают, – это смотря какая старушка. Ваша, например, маленькая и в теле – значит, преставилась. А, например, которая покрупнее да похудее – та, считается, Богу душу отдает...
– То есть как это считается? У кого это считается?
– У нас и считается. У мастеров. Вот вы, например, мужчина видный, возвышенного роста, хотя и худой. Вы, считается, ежели, не дай бог, помрете, что в ящик сыграли. А который человек торговый, бывшей купеческой гильдии, тот, значит, приказал долго жить. А если кто чином поменьше, дворник, например, или кто из крестьян, про того говорят: перекинулся или ноги протянул. Но самые могучие когда помирают, железнодорожные кондуктора или из начальства кто, то считается, что дуба дают. Так про них и говорят: «А наш-то, слышали, дуба дал».
Потрясенный этой несколько странной классификацией человеческих смертей, Ипполит Матвеевич спросил:
– Ну, когда ты помрешь, как про тебя мастера скажут?
– Я человек маленький. Скажут: гигнулся Безенчук. А больше ничего не скажут. – И строго добавил: – Мне дуба дать или сыграть в ящик – невозможно: у меня комплекция мелкая... (И.Ильф, Е.Петров)