Укажите ошибки в употреблении предлогов. Исправьте предложения.

1. Требуются водители для перегона автомашин с г. Гороховец до г. Тамбова с последующей работой на автобазе. 2. Комиссия установила, что в цеху мало что делается по предупреждению брака. 3. В группах проводятся диспуты по искусству, по прочитанным книгам. 4. Главный агроном предупрежден об ответственности по контролю и организации работ на отделениях. 5. На стальцехе работает всего пятнадцать человек. 6. Уровень технологии был резко поднят за счет механизации. 7. Вопреки сводки о погоде день был ясным. 8. В настоящий сборник вошло более сто двадцать пять стихотворений. 9. Молодые барды часто собирались у памятника Высоцкого.

Найдите и исправьте ошибки в согласовании.

1. Кто из подруг написала об этом?

2. При погрузке сэкономлены 32 часа.

3. Сейчас выступит русская ученая профессор Ахманова.

4. Мы изучаем сообщения космического аппарата «Луны-10».

5. Телескоп был направлен в сторону созвездия Близнецов.

6. Она опытная инженер.

7. Река Днепр этой весной вышел из берегов.

8. Веселый котенок Мурка смешила нас каждый день.

9. Детвора с утра резвились во дворе.

10. В конгрессе принимали участие тридцать одна страна.

Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением причастных и деепричастных оборотов.

1. Убежав из дома, мальчик был найден милицией.

2. Выращенные овощи в теплице менее полезны, чем грунтовые.

3. Подъезжая к городу, у меня слетела шляпа.

4. Учебники, полученные в начале года и которые указаны в списке, должны быть сданы на перерегистрацию.

5. Не окончив школу, Сергею пришлось работать.

6. Пользуясь калькулятором, расчет производится правильно и легко.

7. Проснувшись, ему сказали, что завтрак подан.

8. Прочитав пьесу, передо мной отчетливо возникли образы персонажей.

9. Закончив экскурсию, в ресторане нас ждал обед.

10. После суда писатель был отправлен в Сибирь, находясь там долгие годы.

Найдите и исправьте ошибки в управлении глаголов.

1. В своих стихах Маяковский бичует и издевается над врагами.

2. Читайте и подписывайтесь на журнал «Лиза»!

3. Этот центр координирует и помогает в работе.

4. Зрители удивлялись и восхищались мастерством артистов.

5. Ученикам дежурного класса было поручено наблюдать порядок на перемене.

6. Данные факты говорят за невозможность использования всех ресурсов.

7. Наш преподаватель организовал и руководит кружком «Химия в быту».

8. Лектор оперировал с точными фактами.

9. Отец всегда удивлялся трудолюбием сына.

10. Молодой человек оскорбился невежливому обращению прохожего.

Исправьте речевые ошибки.

1. Лицо дамы скрывал густой вуаль.

2. Отличник гордился своей табелью.

3. Машина ехала по асфальтированной шоссе.

4. На озере плавала черная лебедь.

5. Голову моют шампунью.

6. Я не нашла в магазинах ни апельсин, ни мандарин, ни баклажан, зато купила 5 килограмм помидор и килограмм яблок.

7. Солнечное Сочи – мой любимый город.

8. Иван Андреевич Крылов написал много басней.

9. Я встала, сняла ребенка с коленей.

10. В поход мы взяли две пары сапог, несколько пар шерстяных чулков и носок.

Подчеркните подходящие слова.

Уровень (увеличился, повысился, растет, поднялся, понизился); (крайний, последний) в очереди; (сойти, выйти) на остановке; (оплатить, заплатить) проезд.

Укажите все виды речевых ошибок. Исправьте их.

1. Специфическая особенность художественной речи состоит в том, что в ней много образных слов и выражений.

2. Ваше согласие играет для меня большое значение.

3. Я предприму усилия, чтобы сдать экзамен по русскому языку.

4. Он очень практический человек.

5. Все командировочные могут поселиться в гостинице.

6. Благодаря наводнению люди остались без крова.

7. Эти разрушения произошли за счет плохой работы труб.

8. Каждый тракторист был закреплен за определенным трактором, который следил за его состоянием.

9. Подъезжая к станции и глядя на вокзал в окно, меня охватила внезапная радость.

10. Проходя по цеху, на меня пахнуло жаром.

V. С Т И Л И С Т И Ч Е С К И Й У Р О В Е Н Ь

КУЛЬТУРЫ РУССКОЙ РЕЧИ

1. Стилистическая окраска слова

Прочитайте текст два раза. При первом чтении используйте первый синоним, данный в скобках, а затем прочтите текст со вторым синонимом. В чем заключается разница между двумя прозвучавшими текстами? Сделайте вывод о роли выбора слова в предложении и тексте.

1) У ручья (выросла, вымахала) красавица Роза. На ветку перед ней (сел, взгромоздился) Соловей. С восхищением он (смотрел, уставился) на Розу, (воспевая, расхваливая) ее красоту. Соловьиные (трели, верещания) звучали над ручьем, и тот (вторил, поддакивал) им тихим (журчанием, бульканьем).

Но пришла осень. (Опали, Отвалились) лепестки прекрасной Розы. Ручей (унес, уволок) их вдаль, и (смолкла, заглохла) соловьиная песня.

(А.Смирнов)

2) А потом пришла (притащилась) Весна, и повсюду на деревьях появились (предстали взору) маленькие почки и маленькие птички, и только в саду великана-эгоиста по-прежнему была Зима. Снег покрыл траву своим толстым белым плащом, а Мороз расписал (размалевал) все деревья серебряной краской. После этого Снег и Мороз пригласили к себе в гости Северный ветер, и он прилетел (явился). С головы до пят он был закутан (замотан) в меха и целый день бушевал (буянил) в саду и завывал (мурлыкал) в печной трубе. (О.Уайльд)

2. «Переведите» на русский литературный язык следующие фразы:

1. Когда я нарисовался в потрясном прикиде, Петров выпал в осадок. 2. Всю дорогу со страшной силой хиляя по лесу, Серый волк подклеивался к классной чувихе в потрясной красной шапочке. 3. Я живу в одной колоссальной хате. 4. У меня есть папахен, мамахен и брудер Димка, между нами говоря, чувак большой марки. 5. Я решил засветиться, забиваю тебе стрелку в парке, приходи, у нас классная тусовочка.

2. Стилистическое использование с и н о н и м о в

1. Проанализируйте следующие языковые факты. В языке существует множество стилистических синонимов, служащих для обозначения частей тела, например, в «Словаре синонимов русского языка» З.Е. Александровой приводятся следующие варианты:

– голова, глава, головушка, башка, черепок, черепушка, котелок, кочан, кумпол и т.д.;

– рука, конечность, длань, лапа, щупальце, грабля, десница и т.д.;
– лицо, морда, рожа, лик, харя, физиономия, личность, рыло, ряшка, моська, мурло и т.д.;

– глаза, глазищи, зенки, гляделки, буркалы, шары, очи, вежды, глазоньки, моргала, глазенки и т.д.

Однако в данном словаре вы не найдете синонимов к словам стол, ведро, пылесос, зависть, ненависть. А к некоторым словам приводится минимальное количество синонимов: стихотворение, стихи; сборка, монтаж; меланхолик, ипохондрик; демократия, народовластие и т.д. ●Чем это можно объяснить? Проверьте: верно ли данное наблюдение для прилагательных, глаголов?

Наши рекомендации