Исправьте речевые ошибки. Объясните их причину.
1. Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло. 2. Хороший руководитель должен во всём показывать образец своим подчиненным. 3. Их сильная, закаленная в жизненных испытаниях дружба многими была замечена. 4. В настоящее время остро поставлена проблема внедрения инновации в обучение учащихся. 5. Эта трагическая роль стала для актера соловьиной песней. 6. Выступление наших студентов обречено на успех. 7. Успехи сына причинили матери радость. 8. И тут все поняли, что спортсмен обречен на успех.
Выявите случаи нарушения сочетаемости слов.
1. Вся работа была сконцентрирована по кафедрам. 2. От такой заботы мне тошнит. 3. Мы очень переживаем об этом. 4. Давайте попросим ему, чтобы выступил. 5. Скрепя душой, отпускаю вам это. 6. Я буду оперировать только на факты. 7. Дедушка дает пример своему внуку. 8. Моя сестра окончила высшее образование. 9. Я выпил таблетку и лег спать.
Найдите и исправьте ошибки в сочетаемости слов.
1. Скрутившись клубком в своем гнезде, спит белка.
2. После катка я иду домой радостная, с веселыми впечатлениями.
3. Роль книги в жизни человека велика: он должен пополнять свой кругозор.
4. Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые делают герои фильма.
5. Успехами мы не блестим.
6. Задача, поставленная перед нами, достигнута.
7. На демонстрации Сизов приобщается к революционерам.
8. Воздух чист. Солнце греет ярче. Дышится свежо.
9. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций по сварке доцента Юрьева.
10. Всем членам кассы взаимопомощи просьба подтвердить свои остатки.
♦ Смешение паронимов
Зачеркните в скобках «лишнее» слово.
Концертный (абонент, абонемент), (безответная, безответственная) покорность, (вдох, вздох) сожаления, (длинные, длительные) наблюдения, (зрительные, зрительские) аплодисменты, (искусно, искусственно) рисовать, (крокодилий, крокодиловый) чемодан, (маститый, мастистый) ученый, (невежа, невежда) в музыке, (непроницаемый, непроницательный) исследователь, (памятный, памятливый) разговор, (сочинительный, сочинительский) талант, (сыто, сытно) пообедать, (тяготеть, тяготить) к спорту, (экономика, экономия) времени.
2. Составьте словосочетания, выбрав одно из значений:
1) передать, дать, предъявить что-либо»;
2) «дать возможность воспользоваться чем-либо».
1) Представлять________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Предоставлять_______________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
(льготы, отчет, квартиру, справку, отпуск, факты, должность, доказательства, кредит, к ордену, заем, к званию, права, на соискание премии, независимость, слово, факты, услугу, преподавателя, к награде).
Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов.
1. Болотистый ил является отличным удобрением.
2. Она пришла в цветистом платье.
3. Соседний кот важно прошел на кухню.
4. В десятимесячном возрасте ребенка перевели на искусное вскармливание.
5. Мы живем в одном доме, но на различных этажах.
6. В жаркий день приятно походить по теневым аллеям.
7. Землю надо обезводеть.
8. На поляне мы увидели высокий земельный холм.
9. Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень бережная.
10. Давайте найдем в себе скрытные резервы и доберемся до вершины.
Составьте и запишите словосочетания, выбрав из скобок нужные слова.
Подпись______________________________________________________
______________________________________________________________
Роспись______________________________________________________
______________________________________________________________
(на ткани, в ведомости, на стене, в журнале);
Окончить______________________________________________________
______________________________________________________________
Закончить_____________________________________________________
_____________________________________________________________ (школу, работу, институт, домашнее задание, техникум, выступление); нелицеприятный____________________________________________________
______________________________________________________________
Неприятный___________________________________________________
______________________________________________________________
(критика, случай, замечания, человек, высказывание); представлять / предоставлять (льготы, отчет, квартиру, справку, отпуск, факты, должность, доказательства, кредит, к ордену, заем, к званию, права, на соискание премии, независимость, слово, факты, услугу, преподавателя, к награде).
Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов.
1. С особенным удовлетворением учитель отметил успехи слабого ученика.
2. Ему была представлена возможность поехать на юг.
3. Были проведены отборные соревнования по гимнастике.
4. На радио пришло письмо, адресат которого характеризует себя так: «Я одинок».
5. Учиться он не хотел, вот и вырос невежей.
6. Страшная бедность заставляла его влачить жалкое сосуществование.
7. Он не любил работать и вел праздничный образ жизни.
8. Маяковский стоял у источников нашей поэзии.
9. Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому.
10. В конце книги был приведен список рекомендательной литературы.